Зачем Кирову агломерация?

Зачем Кирову агломерация?

1293 0

И не только областном центру, но и Слободскому и Кирово-Чепецку с их районами. В Кировскую агломерацию, которую неофициально называют «Вятской», предлагается включить также Юрьянский район. Пока все на уровне обсуждений, но эксперты заявляют о целесообразности такого объединения: как минимум это позволит привлечь федеральные деньги, туристов, остановить миграцию из малых городов и повысить производительность труда.

«Если кратко, агломерация — это урбанизированная территория с общим рынком труда, товаров, услуг и недвижимости», - отметила в начале выступления на урбан-форуме гендиректор ОАО «ГИПРОГОР» (ред.: подрядчик по разработке генплана Кирова на 2020-2040 годы, г. Москва) Елена Чугуевская.
 
В рамках работы на генпланом институт сделал анализ агломерационной ситуации областного центра. Акцентировал внимание на том, что Киров-исторический город, крупный транспортный узел и промышленный центр. Все исследования говорят о разрастании Кирова, как ядра агломерации. На сравнительном световом отпечатке территорий в 2014 и 2019 годах видно, что ширятся и Слободской с Кирово-Чепецком.
 
 
 
Базовой составляющей для развития любой агломерационной системы Елена Чугуевская назвала транспортный каркас, поэтому для реализации проекта Кировской агломерации институт предложил 8 приоритетных транспортных объектов: 
 
1. Строительство 3 автомобильных мостовых переходов (в створе ул. Азина, г. Слободской и г. Кирово-Чепецк).
 
2. Создание 2 транспортно-логистических центров (север — в районе п. Ганино, юг — Нововятский район).
 
3. «Сухой порт» (в районе дер. Соски).
 
4. Создание транспортно-пересадочного узла регионального значения (в Нововятском районе).
 
5. Строительство «Западного обхода» длиной 21,5 км.
 
6. Строительство а/д направления. В1: Слободской-Кирово-Чепецк (30 км). В2: Киров-Кирово-Чепецк (15 км).
 
7. Реконструкция пассажирского ж/д сообщения Киров-Слободской и Киров-Кирово-Чепецк.
 
8. Строительство обходов г. Слободской и г. Кирово-Чепецк.
 
«Они помогут связать эту территориальную схему, сделать ее более эффективной. Надеемся, работа позволит войти в государственные программы федерального уровня», - подчеркнула Елена Чугуевская.
 
Для понимания роли агломерации надо знать место Кирова и динамику его развития среди сопоставимых городов — численностью населения 500-700 человек. Ее за 10 лет (с 2008 по 2017) представил Павел Строев, директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений «Финансового университета при правительстве РФ» (ред.: центр занимается разработкой Стратегии социально-экономического развития Кирова до 2035 года). 
 
«Основные показатели растут (см. инфографику): за 10 лет заработная плата выросла с 12 до 32 тысяч рублей, обеспеченность жильем с 21 до 23 кв. Но недостаточно просто расти, надо расти быстрее других. Это познается в сравнении. Несмотря на рост основных показателей, место Кирова среди подобных городов понижается, - прокомментировал Строев. -  Если в 2018 году Киров по уровню зарплат был на 12 месте, то в 2017-ом — на 14-ом, хотя средняя зарплата выросла почти вдвое. Оборот розничной торговли вырос более, чем в три раза, при этом  за 10 лет поднялся лишь на одно место. В целом в рейтинге город упал с 8 места на 13. Всего сопоставлялись 14 или 15 городов».
 
 
Пространственное развитие — одно из направлений, которое помогает обеспечить темпы роста города выше, чем у других сопоставимых городов. Обратился и к общемировому опыту. «Мировые исследования говорят: люди, проживающие на высокоурбанизированных территориях, показывают более высокую производительность труда. Это обусловлено кластерными связями, взаимодействием, аккумуляцией человеческого капитала и так далее. Известный урбанист Эдвард Глейзер в книге «Триум города» провел исследование: американцы, проживающие на густонаселенных территориях (более 1 млн человек), более чем на 50% продуктивнее, а их заработная плата на 30% выше, чем у людей с аналогичной профессией на менее урбанизированной территории. Это к вопросу – зачем нужна агломерация».
 
При этом подчеркнул: сегодня урбанизация «не гарантирует 100-процентное экономическое развитие. Для территорий это стимул, возможности, которыми нужно правильно воспользоваться.
 
Институт провел исследование развития более тысячи городов в период с 1959 по 2017 год, чтобы понять, нужны ли агломерации и есть ли в этом потенциал. Вывод: города укрупняются. В 1959 году в России было 2 города с численностью населения более 1 млн человек, и в них проживало 15% населения. В 2017 году таких городов стало 15, в них проживает 33,4%. С городами с численностью населения менее 50 тысяч человек ситуация противоположная: в 1959 году их насчитывалось 834 (и в них проживало 28% населения), в 2017 году их число сократилось до 779 (в них проживает 13,8% населения).
 
«Уезжает молодежь - за перспективами, за работой, за лучшим уровнем и качеством жизни. Малые города сжимаются и исчезают, крупные растут, несмотря на механизмы сдерживания миграции. Мы спрогнозировали дальнейшие тенденции: до 2035 года ситуация не изменится. Более того, скорость роста крупных городов и снижение численности малых вырастут. Это к вопросу, зачем нужна агломерация», - подчеркнул Павел Строев.
 
Это приводит к резкой контрастности плотности населения, а рост мегаполисов увеличивает нагрузку на инфраструктуру. Если этим не управлять, уверен эксперт, то большое число знаковых малых городов и деревень исчезнет. Управление системой позволит предотвратить миграцию. «Транспортная доступность в агломерации позволяет при необходимости ездить в большие города, но оставаться жить в малых. Тогда не будет необходимости переезжать в перенаселенное город-ядро, тем самым усложнять проблему инфраструктуры», - считает Павел Строев.
 
Объединение городов отразится на всех сферах деятельности. В частности, поможет активизировать туризм. «Потенциально Киров – центр по привлечению туристов из-за рубежа, но как 15 лет назад к нам приезжало 220-230 тысяч человек, так и сейчас приезжает столько же. Киров, Кирово-Чепецк, Слободской и Юрьянский район в совокупности обладают гораздо большим потенциалом, чем отдельно Киров», - говорит председатель федерации оздоровтьельно-спортивного туризма Кировской области Сергей Герасимов. 
 
Среди перспективных видов туризма в Кирове назвал деловой. Культурно-познавательная составляющая областного центра, по мнению спикера, также превалирует над другими территориями: «Киров обладает ресурсным потенциалом не только для путешественников, но и для комфортной рекреации жителей города, которую также можно использовать в рамках туристкой деятельности». Среди идей отметил планы на развитие медицинского туризма. Отдельно остановился на детском. «Киров включен во всероссийские туристские маршруты, и к нам действительно раз в год приезжает поезд с туристами зимой, во время детских каникул. И примерно 600-700 человек посещают Юркин парк или Усадьбу Ивана Царевича. Кроме этого паровоза к нам массово дети не ездят, хотя мы умеем работать с детьми-туристами. 
 
В Кирово-Чепецке выделил спортивную составляющую: «Это «Перекоп», «Олимп-Арена». В Кирове подобных сооружений пока нет, а удаленность Кирово-Чепецка не позволяет использовать эту же «Олимп-Арену». Слободской для туристов очень привлекательным, но самому город сложно осмотреть даже за день.
 
«Если рассматривать комплексно всю территорию, то основой для последующей туристской деятельности однозначно должна стать река Вятка, потому что в рамках одного путешествия мы можем соединить Слободской, Кирово-Чепецк и Киров. Это три дня и три города, которые можно связать одним маршрутом. Для этого надо лишь наладить взаимодействие между сотрудниками, занимающимися отраслью, в каждом из этих муниципалитетов».
 
Позицию с точки зрения экологии озвучил директор филиала ЦЛАТИ по Кировской области Виталий Пересторонин. «Сегодня Слободской, Кирово-Чепецк и Киров связаны рекой Вятка, которая является для всех населенных пунктов этих территорий и водоисточником, и водоприемником. Мы еще с 90-х годов на всех форумах говорили, что у нас главная проблема – грязная река, куда сбрасывают что попало, - говорит Пересторонин. - Когда мы ставили вопрос о выделении средств на строительство очистных сооружений в Слободском, для Кирова этот вопрос был важным, а для Слободского не приоритетным. От трех городов сегодня в Вятку сбрасывается порядка 88 млн кубических метров сточных вод за год, из них 60% - недостаточно очищенные. Если учесть, что примерно столько же сбрасывается ливневых сточных вод, понятна серьезность этой экологической проблемы, которую необходимо решать всем муниципальным образования куста сообща».
 
Агломерация, по мнению Виталия Пересторонина, поможет обеспечить и «зеленый щит», который проходит через три города, чтобы не перекладывали «все заботы на Киров, как на большого брата». Еще одна тема – отходы. «Сегодня в Кировской области около 700 тысяч тонн ТКО. Исходя из плотности, их образуется примерно 5 тонн на кв. километр. А на территории городов агломерации — около 600 тонн на кв. километр. Мы понимаем, что полигоны для Кирова находятся на территории Чепецка или Слободского. При строительстве нового полигона также рассматривается территория соседних образований. Эту проблему тоже надо решать сообща, и мы вынуждены сегодня объединяться», - резюмировал Виталий Пересторонин. 
 
 
Мнения
Ирина Соболева, член президиума Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований, член Союза архитекторов России, доцент кафедры архитектуры и градостроительства ВятГУ:
 
- Концепция Кировской агломерации определена исторически. Это сформированная градостроительно-планировочная система городов Киров, Кирово-Чепецк и Слободской. Идеология ее создания даст взаимосвязь стратегии градостроительной политики и согласованность всех генеральных планов и схем территориального планирования муниципалитетов, входящих в будущую агломерацию. 
Для Кирова это возможность не освоения новых территорий для формирования жилищной политики в рамках города, а переход их в Кирово-Чепецк (сегодня благодаря бывшим санитарно-защитным зонам это «город в соснах») и Слободской, где будет востребовано качественное малоэтажное строительство. 
Сегодня институт «Гипрогор» работает над новым генеральным планом Кирова. И для института очень важно знать о принятии решения о создании Кировской (или Вятской) агломерации, потому что  при разработке генерального плана базовыми точками являются расчетная численность населения, и, соответственно, увеличение транспортного потока, интенсивных связей между городами. Сегодня для принятия решения о создании агломерации нужна поддержка Законодательного собрания области. Это в числе прочего позволит институту сделать генеральный план, который будет реализован не на бумаге, а в жизни. 
 
Александр Костылев, первый зам. главы администрации Слободского района:
 
- Мы уже обсуждали вопрос об отсутствии законодательной базы горизонтального уровня для создания агломерации. В чем возможный успех Кировской агломерации? Мы дотационны, поэтому для инфраструктурных проектов, которые задумываются на уровне области, больше вероятность быть осуществимыми. Но  в этом случае область должна этим вопросом руководить. При разговорах о социально-экономическом развитии Кирова понятно, что перед проектной организацией ставились свои задачи — в областном центре свои интересы, свои задачи и свой бюджет. С другой стороны, мы согласуемся по некоторым направлениям, но в сравнении с областным центром занимаем долю в 7-8%, даже вместе со Слободским. При этом даже социально-значимые условия для развития городского населения не учтены, потому что мы разделены. А совместно нас даже не посчитали — ни площадь, ни систему расселения, отсюда и получаются пятна, проблемы, потому что система не выстраивается. В таком случае даже искусственные нынешние планы сотрутся, потому что их не будут финансировать.
 
Анастасия Белова,
a.a.belova@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений