НКО — бизнес ради идеи?

НКО — бизнес ради идеи?

505 0

Некоммерческие организации России – благодатное поле для реализации потенциала. Сколько проблем, потребностей испытывают люди по всей стране, столько и организаций можно создать. Но так ли просто существовать НКО? Ведь этим организациям, как и бизнесу, нужны деньги и люди, готовые положить свою жизнь на благо.

  НКО — это про деньги?
 
Михаил Шевелев, председатель совета общественной организации «Альянс консультантов инициативного бюджетирования», предприниматель:
 
 
- У НКО проблемы «денег нет» – нет. Я бы сказал иначе: чем больше денег появляется, тем громче встает вопрос «А где их взять?» Количество вовлеченных в общественную деятельность людей растет. Если брать период десятилетней давности, то денежная тематика была больше кулуарной, менее прозрачной. Деньги были, поэтому стоял остро другой вопрос: «А где взять этих общественников, которые справились бы с этими деньгами?» Сегодня вопрос стоит так: «Когда есть деньги, кто готов принять ответственность за то, чтобы эти средства потратить эффективно и в рамках существующего законодательства?»
 
Сегодня организации необходимо соблюсти процедуры документального оформления, процедуры по требованиям бюджетного законодательства (если это бюджетные средства), процедуры инициаторов и, самое главное,  выполнить цель, на которые выделены деньги. Поэтому, на мой взгляд, проблемы с деньгами нет. Есть проблема в том, как сделать так, чтобы общественность была готова к таким ресурсам и готова эффективно их тратить.  
 
Олег Ткачев, директор Кировского центра поддержки НКО, председатель Совета Кировской областной общественной организации «Молодежный творческий центр», член ОПКО:
 
 
- На самом деле деньги есть, но необходимо учитывать, что они всегда даются на каких-то условиях. И мы с точки зрения нашей организации принимаем решение: нравятся нам условия, на которых мы можем взять средства, или нет. Это вопрос ответственности. К нам приходят НКО на консультации и говорят: «Мы такие прекрасные, но у нас нет денег. Мы делали это, это и еще хотим сделать это, но никто деньги не дает». Таким желающим мы предлагаем варианты, где можно взять деньги, получить субсидии, гранты, как организовать платные услуги. Деньги найти можно! На что организация нам отвечает: «Для этого надо таким-то требованиям отвечать, мы не подходим по ряду параметров. А устранять это – расходы…» И выстраивается цепочка. Иногда хочется сказать: ребята, вы не хотите работать – ваше право. Какую позицию выбрать – каждая организация решает для себя. Ради чего она создавалась? Чтобы встречаться и разговаривать друг с другом? Для этого деньги не нужны. Другие решают свои задачи и без денег, надеясь, что когда-нибудь к ним прилетит волшебник в голубом вертолете.
 
Наталья Катаева, президент Фонда поддержки общественных инициатив местного сообщества "Вятская соборность", член рабочей группы Общественного совета ПФО по развитию институтов гражданского общества, член ОПКО:
 
 
-  Есть несколько этапов получения денег для НКО. Один из наиболее доступных – конкурс мини-грантов. В этом случае не нужно создавать юридическое лицо. Мы обучаем, как написать заявку. Нам приносят счет, мы его подписываем, облегчая жизнь инициативным группам, которые хотели бы сделать первый шаг. Не у каждой НКО есть грамотный бухгалтер. Не каждая НКО готова взять на себя финансовую отчетность. Деньги есть.
 
Дмитрий Богданов, сооснователь Ассоциации отельеров АМОС:
 
 
- Я считаю, если организация думает, где найти деньги, то работа этой организации устроена не правильно. Сам факт, что она испытывает необходимость в деньгах, об этом говорит. Правильно –  когда организация делает свое дело, к ней приходят люди, готовые дать деньги, грант, выделить бюджет, оказать поддержку, и сама же компания диктует им условия. О чем говорит отсутствие поддержки? О том, что НКО не сформулировала, что хорошее она делает для мира, не оформила мысль правильным образом, не убедила ни госструктуры, ни фонды, ни СМИ, ни людей рядом, что занимается действительно классным делом. И может его сделать лучше, чем кто-либо.
 
НКО — это про бизнес?  
 
Олег Ткачев:
- Чтобы понять, нужны ли НКО какие-то бизнес-инструменты, необходимо понять, чем конкретно будет заниматься организация и для чего она вообще собралась. Мы предоставляем услуги, а услуги – это определенные процедуры: надо осознавать, что и кому это надо. У людей есть потребность – мы можем ее удовлетворить. Но иногда многим достаточно реализации собственного права на объединение, бизнес-инструменты для этого совершенно не нужны. Однако если НКО – юридическое лицо, занимающееся хозяйственной деятельностью, ей никуда не убежать от того, что многие действия, процедуры - такие же, как в бизнесе. И регламентируются тем же самым законодательством.
 
Дмитрий Богданов:
- На самом деле речь не об оказании услуг, а о закрытии потребностей. Бизнес-организации, некоммерческие организации всегда созданы для закрытия потребностей какой-то конкретной целевой группы. Закрытие потребностей – это всегда процесс: информационное сопровождение, выстраивание целей, задач, планирование, командная деятельность. У этого процесса, как и у других, есть закономерности, список типичных ошибок, которые совершают люди. Поэтому выбор всегда стоит за нами: мы можем сразу начать делать эффективно или осваивать все на личном опыте со всеми вытекающими последствиями. Потанцевать на граблях – любимое занятие в России
 
Наталья Катаева:
— Когда НКОшник, горит идеей, мыслью, как помочь людям, он бежит регистрировать свою организацию, а потом готов осчастливить этот мир. Но потом приходит осознание, что мы в открытом море, в спасательном круге, барахтаемся и рядом с нами барахтаются такие же НКОшники. И мы понимаем, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Ничего не остается, как заниматься тем самым бизнесом. И не потому, что мы ставили себе такую цель, когда создавались, а потому что мы прекрасно понимаем, что никто нас спасать не будет, кроме нас самих. Либо ты дружишь с властью, с бизнесом, с некоммерческим сектором и осваиваешься, либо попадаешь в неловкую ситуацию, что хочешь помочь людям, но не знаешь как.
 
Михаил Шевелев:
- Во-первых, чем отличается НКО от не НКО? Цель коммерческой – выгода, некоммерческой – интерес. Объединение вокруг интереса не отменяет природу денег, не отменят того, что ваша деятельность должна быть востребованной. Во-вторых, мы говорим о бизнес-процессах, а бизнес –  это дело. Если вы хотите делать свое дело качественно, вам нужно учиться, чтобы не оказаться брошенными в открытом море. Если у вас есть ощущение того, что вы начинаете заниматься общественной деятельностью и кажется, что тут все легко, – это неправда. Это точно такое же призвание, как быть слесарем, пожарным, учителем. Это большой и ответственный труд. Если вы хотите делать профессионально - нужно учиться это делать. В-третьих, говоря об некоммерческой организации, мы представляем НПО, ООО и так далее. Но организация – это люди прежде всего. Как появляется организация? Только когда появляется лидер, способный объединить команду. К сожалению, в нашей стране он обязан знать бухучет, маркетинговые и производственные процессы, уметь общаться с населением, знать процессы краудфандинга и услуг, которые предоставляет. При этом все время совершенствоваться.
В бизнесе все гораздо проще. Там есть мотивация, которая, к сожалению, у нас выстраивается через деньги. Здесь этого нет, потому что ты вынужден возбуждать интерес аудитории, с которой работаешь. Если у бизнеса всего три модели управления: на жадности, на страхе и на воодушевлении, то у НКО – только одна – на воодушевлении.
 
Елизавета Захарова
zakharova.eli.job@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений