Газовые амбиции

17.11.2019 17:58:00 1527 0

К 2026 году Кировской области необходимо иметь минимум 26 АЗС для заправки газом.

Такая директива дана федеральным министерством энергетики и ЖКХ. В регионе она выполняется, но очень-очень медленно. Инвестор просит поддержки в решении бюрократических вопросов, а бизнес заявляет о неразвитой инфраструктуре.

Необходимость перехода с традиционных видов топлива на газ назрела, заявляют чиновники. «Запросы безграничные, а ресурсы ограничены. Запасы нефти несколько ограничены, а месторождения газа развернуты на сотни лет вперед, по крайней мере в России», - задал тон обсуждению на заседании рабочей группы по развитию рынка природного газа в качестве моторного топлива зампред правительства Александр Царегородцев. После рекомендаций федерации о необходимости заняться темой в регионах, в нашем была создана специальная рабочая группа.

Это теория, а на практике сегодня в Кирове работают всего две газовые заправки для метана (с пропаном ситуация получше). Обе построены за счет инвестора (единым оператором выступает ООО «Газпром газомоторное топливо»). Среди регионов ПФО по числу автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) Кировская область в конце рейтинга. В регионе работают 8 центров переоборудования транспорта. И предусмотрена господдержка, закрепленная в региональном законодательстве: организации освобождаются от уплаты транспортного налога на автомобили, оборудованные для использования природного газа. По словам и.о.министра энергетики и ЖКХ региона Алексея Журавлева, в 2017 году льготой воспользовались 12 организаций (на 301 тысячу рублей), в 2018-м — 16 (льготы составили 507 тысяч рублей). Делегация региона в конце сентября ездила на совещание в Нижний Новгород. Четкий ответ на вопрос «Останутся ли в дальнейшем действующие с 2016 года меры поддержки при переходе на газ — субсидии или скидки покупателям», так и не получили.

На форуме «Эффективная энергетика и ресурсоснабжение» региональные чиновники озвучили свое видение — что сделать, чтобы сохранить пусть небольшую, но динамику перехода на газ. Среди них — поддержка строительства объектов заправки природных газом, возмещение инвесторам части затрат на строительство АЗС, субсидирование переоборудования транспорта, организация предоставление земли для строительство заправок, приоритетное предоставление государственного и муниципального транспортного заказа транспорту на газ.

Серьезные средства в расширение инфраструктуры вкладывает инвестор - 20,5 млрд рублей за четыре года. Только АГНКС построил 239 по всей России. Интерес со стороны потребителей к переходу на газ стимулируется всевозможными маркетинговыми программами. К примеру, как рассказал зам. директора филиала ООО «Газпом газомоторное топливо» в Екатеринбурге Ян Новицкий, для юрлиц работает программа, в рамках которой  автовладелец получают в аренду на 3 года газовое оборудование с возможностью выкупа. Для организаций дают топливные карты, предлагают краткосрочные займы для приобретения оборудования и даже платят установившему оборудования для газа клиенту деньги за размещение рекламы. По таким программам с 2015 года в России переоборудовано более 17,5 тысячи автомобилей. «Мы видим большой потенциал в Кировской области, несмотря на то, что сейчас инфраструктура крайне скромная. Главное не абсолютная цифра. Нам нравится динамика: если в 2017 году по нашим программам в Кировской области переоборудовано 20 автомобилей, то за этот год уже 279», - прокомментировал Новицкий.

Он подчеркнул, что «есть смысл динамику сохранить и увеличить». И даже деньги можно найти. К примеру, согласился с предложением региональных чиновников, предлагающих в рамках конкурсных процедур при разыгрывании маршрутов делать акцент на транспорт на газе. Правда, в число приоритетных регионов, кому федеральное минэнерго готово давать субсидии на развитие газовой инфраструктуры, Кировская область не попала.

«Как региону попасть в число приоритетных?» - задал вопрос Алексей Журавлев. «Если говорить про деньги по части субсидирования со стороны минэнерго, Кировская область действительно не попала в приоритетные и не может на субсидию претендовать. Но в части переоборудования транспорта на газ не обязательно быть приоритетным регионом. Мы готовы переоборудовать сотни машин на территории области за наши маркетинговые бюджеты», - ответил Ян Новицкий.

И напомнил о незаконченном проекте по строительству еще одной станции в районе Лепсе (Киров-3). «Мы специально его не отменили, а приостановили. Видим, что вернемся к теме. У нас практически готов земельный участок, и мы может достроить станцию. Необходимо только подтверждение рынка — совокупность компаний, которые скажут: мы придем на эту заправку», - рассказал Новицкий.

При этом подчеркнул, что деньги с региона оператор не просит, все строит за счет своей инвестиционной программы. Инвестору нужна лишь поддержка с более оперативным выделением земельного участка. Ну и в решении других текущих проблем. Присутствующего на заседании врио заместителя начальника управления ГИБДД УМВД России по Кировской области Сергея Лобанова попросил помочь решить текущий вопрос. На Советском тракте есть барьерное ограждение, очень неудобное для людей. По этой причине, по словам Новицкого, 92% автовладельцев едут заправляться на заправку по ул. Металлистов. Новицкий попросил поставить светофор или выдать техусловия, которые инвестор готов выполнить в рамках своей инвестпрограммы.

Мнения

Александр Чернов, начальник автотранспортной службы АО «Газпром газораспределение Киров»:

- Работа по переводу наших автомобилей на газ началась в 2015 году. Сегодня на компримированном природном газе работает 40 единиц техники. Среди плюсов отмечу экологичность. По данным исследований, при использовании метана полностью отсутствуют выбросы токсичных соединений. В атмосферу выделяется в три раза меньше загрязняющих веществ. Второй момент — пониженная взрывоопасность. Метал легче воздуха, и при утечке быстро улетучивается, не образуя взрывоопасных смесей. Третий - продление ресурса двигателя в 1,5 -2 раза. Газ экономичен: стоимость кубометра газа ниже, чем литра бензина. Составляет 13,70 рублей (без НДС), цена бензина АИ-92 — 32,85 рублей. Пятый положительный момент — организация освобождается от уплаты транспортного налога.

При этом есть минусы и проблемы, возникающие при переводе транспорта на газ в Кировской области. Первая — недостаток АГНКС, сервисных центров по техническому обслуживанию и ремонту, а также отсутствие пунктов технического освидетельствования баллонов. Для проведения техосвидетельствования нам пришлось заключить договор с компанией из Чебоксар. Есть трудности с оборудованием мест хранения автомобилей, работающих на компримированном природном газе. Решить проблему, избежав серьезных расходов на оборудование гаражей, можно только при хранении автомобилей на открытых площадках. Третий негативный фактор — высокая стоимость метанового газобалонного оборудования и необходимость устанавливать несколько штук. Их стоимость в 3 раза выше, чем под пропан. Облегченные газовые баллоны увеличивает ценовой разрыв. Однако стоимость окупается низкой ценой метана, и этот недостаток становится несущественным.

С технической точки зрения перевод безопасен. С экономической может быть очень выгоден организациям с автопарком, потребляющим большое количество топлива.

Алексей Шамов, коммерческий директор ООО «Автокомфорт»:

- За месяц мы переоборудуем на газ 60-70 единиц транспорта. В связи с ростом стоимости цен на традиционные виды топлива закономерно повышается интерес к альтернативным. Поток клиентов увеличивается, но конверсия оставляет желать лучшего: сегодня составляет порядка 25%. Причины в том, что люди боятся газа, считают сомнительной перевод транспортных средств на газ, боятся потерять гарантию на новые автомобили, их не устраивает инфраструктура для заправки. Интернет завален кричащей информацией об опасности газа. Роликов, как это здорово и позитивно, нет. Мы сами такие выкладываем в соцсетях и ежедневно доказываем безопасность и своевременность перевода автомобилей.

Перевести транспортное средства на газ недешево. Средняя стоимость перевода на пропан 30 тысяч, на метан — около 80 тысяч. Перевод дизельного транспорта, к примеру, тягача, составит 300-450 тысяч. Сроки окупаемости зависят от среднемесячного пробега. У таксистов, которые в месяц проезжают 7-10 тысяч км, пропан окупается за 20 дней, метан — за 30-40. Метановая установка на тягаче окупается за 120 дней.

Потребители боятся потерять гарантию на новые автомобили. Все производители автоматически снимают гарантию при переоборудовании транспорта. Это серьезное препятствие. Мы работаем с автосалонами, доказываем им безопасность и надежность, говорим о сохранении мотора. Не идут навстречу.

По заправкам. С пропаном неплохо, а по метану? Две АГНКС не удовлетворяют потребности.

Если говорить про перспективу развития рынка. Вы — собственник транспортной компании, которая ездит по области или за пределы. Ближайшая от Кирова заправка по метану — в Йошкар Оле, в 300 км. Только баллонов надо весом 500-800 кг. В северном направлении отдаленность заправки - 460, по направлению Москвы — в 560 км. Пока не будут сделаны шаги в этом направлении, говорить о резком развитии газомоторного топлива преждевременно.

Юлия Усинская

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте