Пенсионный крен

Пенсионный крен

581 0

Проблему кадрового голода на предприятиях как в Кировской области, так и в России, можно решить с помощью пенсионеров. У них есть опыт, знания и готовность работать на дефицитных специальностях, на которые молодежь не идет. Однако с отменой с 2016 года индексации пенсий работающим сотрудникам пенсионного возраста те отказываются трудоустраиваться официально.


Проблему кадрового голода на предприятиях как в Кировской области, так и в России, можно решить с помощью пенсионеров.

Денег нет

По мнению кировского бизнес-сообщества, от такого шага пострадали как предприятия, не готовые платить зарплату в конвертах, так и сам пенсионный фонд. Вятская ТПП после неоднократных обсуждений проблемы намерена выработать ряд предложений и донести их до уровня президента.

Как сообщил старший вице-президент палаты Юрий Исупов, к теме подключился сенатор Вячеслав Тимченко. Федеральный центр тоже обеспокоен ситуацией. Однако уже есть понимание, что всем работающим пенсионерам индексацию не вернут. Основная причина очевидна - отсутствие денег. В конце октября в Госдуме глава Пенсионного фонда Антон Дроздов сообщил: чтобы возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2020 году, нужно 368 млрд рублей. «Бизнес новости» разбирались, как ситуацию видят местные предприятия и какие механизмы они хотят предлагают федеральному центру, чтобы инициировать внесение корректировок в политику отношения к работающим пенсионерам. Тем самым — минимизировать проблему кадрового голода.

Больше трети получателей

Как рассказал Управляющий отделением ПФР по Кировской области Николай Пасынков, по данным на 1 октября в Кировской области из 1,272 млн  населения пенсию получают более 436 тысяч человек. Из них федеральную социальную доплату (ФСД, которая «доводит» страховую пенсию до величины прожиточного минимума) получают более 36,2 тысячи человек. Ежемесячную денежную выплату (ЕДВ, монетезированные ранее льготы) предоставляют 145,2 тысячи получателям.

Пенсия напрямую зависит от зарплаты. В 2018 году средняя заработная плата на предприятиях региона составила 27,9 тысячи рублей. Это 63,9% от общероссийского показателя и 87,3% - от показателя по ПФО. «Поэтому говорить о том, что пенсии у нас такие же, как в среднем по России, объективно невозможно», - добавил Пасынков.

При этом отметил и тенденцию к снижению числа как лиц трудоспособного возраста, за кого уплачиваются страховые взносы, так и сокращение числа работающих пенсионеров. Процесс связал с демографической ситуацией.

Николай Пасынков также раскрыл картину с теневой занятости. Точнее, какой она могла быть в 2016 году, поскольку с 2017-го пенсионный фонд не является администратором страховых взносов. «В структуре населения трудоспособный возраст — 691,9 тысячи человек. Из них за 113,8 тысяч человек взносы не начислялись. В этот список входят зарегистрированные безработные, неработающие получатели пенсий. А 65,7 тысяч человек — теневая занятость. И речь идет далеко не о пенсионерах, а в целом лицах трудоспособного возраста», -подчеркнул Пасынков.

В пенсионом фонде на основе выборки баз данных также выявили, кем работают пенсионеры и какой у них уровень дохода. Наибольшее число — в отраслях  с невысокой зарплатой.

Двукратная потеря

У официальной статистики другие данные. «Индексацию убрали с 1 января 2016 года. Если посмотреть динамику, в 2016 году число работающих пенсионеров в России составляло 15,2 млн человек. Уже в 2017 году их количество сократилось до 9,8 млн рублей, а в 2018 году чуть превысило 9 млн рублей, - привел данные Юрий Исупов. - В Кировской области сокращение числа работающих пенсионного возраста произошло более чем в два раза - со 173 тысяч человек в 2016 году до 86 тысяч трудящихся к 2019-м. Видно, как отсутствие индексации повлияло на процесс».

Он особо обратил внимание на категорию пенсионеров, получающих пенсию в размере от 8 до 14 тысяч рублей. «Эта категория наиболее многочисленная и наиболее заинтересована в продолжение работы. Она могла бы служить серьезным подспорьем в восполнении дефицита кадров в Кировской области», - уверен Юрий Исупов.

Это подтверждают и данные управления государственной службы занятости населения Кировской области. Как рассказал начальник ведомства Сергей Счастливцев, на 18 ноября в службу занятости заявлено 13,8 тысячи вакансий. Это на 1,9 тысячи больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Наибольшее количество — на постоянные места в сфере обрабатывающих производств (22,3%), оптовой и розничной торговли (11,5%), здравоохранения и предоставления соцуслуг (8,7%), административной деятельности (8%) и в сельском хозяйстве (7,4%). «Средняя зарплата по этим вакансиям на постоянные рабочие места - 25,6 тысячи рублей, что на 12,3% ниже среднеобластной», - добавил Счастливцев.

Среди самых востребованных рабочих профессий назвал швею, проводника пассажирского вагона, тракториста-машинист, слесаря, кондитера, оператора ЭВМ, рабочего деревообрабатывающих производств, электромонтера. Среди специалистов и служащих в дефиците полицейские, медсестры и преподаватели.

«Мы тоже полагаем, что отсутствие индексации негативно сказывается на решении проблемы дефицита кадров в ряде отраслей. У пенсионеров, которые работают по дефицитным профессиям, остается все меньше стимулов к продолжению трудовой деятельности. В то же время мы понимаем значимость их опыта и знаний. Молодежь на эти профессии идти не особо стремится, хотя сейчас эта тенденция переламывается», - считает Счастливцев.

«Просят не оформлять»

Сами предприятия держатся для пенсионеров, что неоднократно озвучивали руководители организаций разного уровня и разных сфер экономики. «У нас на заводе каждый третий — пенсионер. Из них примерно половина работают на основных производствах, это костяк предприятия: токари, наладчики станков, монтажники радиоаппаратуры, слесари механосборочных работ. Молодежь пока в массовом порядке не готова идти на эти специальности», - говорит помощник ген. директора ПАО «Кировский завод «Маяк» Андрей Нечаев.

Пенсия у таких работников небольшая. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы оставить эти кадры, но они мало мотивированы на это то, чтобы оставаться, потому что фактор пенсии давлеет. Я уже не говорю о вспомогательных профессиях», - добавил Нечаев.

«У нас каждый пятый работник — пенсионного возраста. Еще 300 человек — предпенсионеры. Молодежи на селе нет и привлечь ее сложно. По Кирову каждую неделю тоже кто-нибудь из пенсионеров уходит. Тем более, сейчас вновь начинают обсуждать тему индексации. Волна доходит до работающих, все обеспокоены», - поддержала председатель Кировского облпотребсоюза Лариса Тарасова.

Еще большая опасность в том, что люди не хотят работать официально. “Мы занимаемся охранным бизнесом более 12 лет. Пенсионеры в этой отрасли всегда преобладали. Люди обращаются и просят их не оформлять, чтобы не потеряли индексацию. Приходится их уговаривать. Кто не хочет — идет в другое охранное агентство», - рассказал директор ЧОП «Вятка-безопасность" АлексейСташко.

Последствия этой проблемы еще глубже. «Люди просят зарплат в конвертах! Я убежденный сторонник, что государство само стимулируем и загоняет пенсионеров в эти нелегальные схемы. То налоги меняют, то индексацию отменяют. Дворники или прочие профессии вместо себя оформляют внука, ребенка. А охрана труда? А если что случится на производстве? Кто несет ответственность? Тот, кто допустил до работы. Это руководитель предприятия», - привел в пример одно из последствий нелегальных трудовых отношений президент Вятской ТПП Николай Липатников.

Решение на стыке интересов

Так как все пенсии не проиндексировать, а стимулирующие механизмы для того, чтобы заинтересовать пенсионеров в официальной работе нужны, предприниматели и чиновники предложили возможное решение проблемы.

«Индексация необходима, во-первых, тем, кому пенсия по старости начислена ниже средней по России и кто имеет большой стаж работы. Во-вторых, считаю правильным возобновить индексацию для дефицитных на рынке труда профессий», - озвучил свое мнение Сергей Счастливцев.

Однако Юрий Исупов считает, что при таком подходе сложно будет донести инициативу до федерального уровня. «Для каждого региона своя специфика дефицитных профессий. Для выхода на федеральный уровень необходимо, чтобы предложения носили общероссийский тренд», - считает он.

Андрей Нечаев предложил привязать возврат индексации пенсии не к дефициту профессий, а к уровню зарплат. «Если у кого-то зарплата ниже 1,5 прожиточного минимума — им компенсация нужна», - предложил Нечаев.

«Возможно, стоит отдать приоритет сотрудникам с большим стажем и невысоким размером пенсий. Люди в большинстве работают потому, что элементарно не хватает денег», - считает и Лариса Тарасова.

«По нашим статнаблюдениям, сегодня численность работающих пенсионеров составляет около 100 тысяч человек. Фактически каждый четвертый, - говорит зам. руководителя Кировстата Галина Журавлева. - Кто-то и готов трудиться в силу энергетики и возможностей здоровья, но для большинства людей все-таки основная причина - низкий уровень пенсий. Чтобы помочь, надо начинать с поддержки более низкодоходных категорий».

«Соглашусь с тем, что не всем индексация нужна, - поддержала ген. директор ОАО «Вятский торговый дом» Светлана Куклина. - Разные схемы применяют люди, получающие до 20 тысяч рублей. Получающим выше готовы работать без доплаты. Необходимо отсекающую планку установить такой, чтобы и пенсионный фонд наполнялся за счет взносов с  официально трудоустроенных, и не потерять людей, готовых работать. Исходя из практики считаю, что «отсекающей» должна стать сумма зарплаты в 20 тысяч. Или, если в целом, то 2/3 по региону. В этом случае мы добьемся решения проблемы. Нам важно не решить задачу «платить или не платить надбавку», в важно решить проблему нехватки кадров и простимулировать легальный, а не теневой рынок».

Светлана Куклина подчеркнула, что тема наполнения рынка труда пенсионерами выгодна не только предприятиям. В первую очередь, она выгодна пенсионному фонду. «Мы анализируем структуру работающих пенсионеров. На мой взгляд, надо анализировать структуру неработающих, вернее, официально не оформленных пенсионеров - какую они получают зарплату и какие недополученные взносы сегодня не попадают в пенсионный фонд. Даже с зарплаты в 15 тысяч рублей пенсионный фонд получал бы 6 тысяч рублей, но этот работник идет на частное предприятие и получает зарплату в конверте. И люди так или иначе надбавку получают, оформляя родственников. Это прямые убытки пенсионного фонда. Решение проблемы находится на стыке интересов бизнеса и фонда», - резюмировала Светлана Куклина.

Эти и другие предложения кировских предприятий от лица Вятской ТПП направят в Совфед для дальнейшей проработки и обсуждения на федеральном уровне. С учетом актуальности проблемы велика вероятность, что очередную поднятую на уровне Кировской области инициативу подхватят и другие регионы.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений