Не благодаря, а вопреки

25.11.2019 14:52:00 708 0

Вызовы ХХI века демонстрируют нам, что время простых решений прошло. Сегодня необходимо учиться организовываться в сложные процессы. Если государство ориентируется на внедрение высоких и наукоемких технологий, то без создания объединений различных организаций, учреждений, предприятий под реализацию проектов никак не обойтись.

 В этом уверен председатель правления НП «Биотехнологический кластер Кировской области» (НП БТК), генеральный директор ОАО «Институт территориального планирования «Кировгипрозем», советник губернатора Кировской области Олег Созинов.

Партнерские схемы

– Возрастает необходимость перехода к формированию замкнутых технологичес­ких цепочек, которые получили название кластерных проектов, – говорит Олег Геннадьевич. – При таком подходе начинают работать партнерские схемы отношений, практически исключающие процедуры купли­продажи между участниками технологических цепочек. Примечательно, что в цепочке участвуют не только наука, производство, торговля, но и поставщики ресурсов, и потребители конечного результата. Таким образом, дебиторско­кредиторская задолженность в ходе процесса реализации проекта из пассивов превращается в активы.

В проекте Стратегии социально­экономического развития региона на период до 2035 года именно территориальные кластеры рассматриваются как факторы, способствующие увеличению темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности предприятий, диверсификации экономики. В проекте документа подчеркивается, что использование клас­терной кооперации позволяет вовлекать в процесс производства научно­исследовательские организации, предприятия малого и среднего бизнеса, а также крупные промышленные предприятия, подтверждая рассуждения Олега Созинова.

«Основная цель кластерной политики Кировской области заключается в со­здании благоприятных условий для развития кластерной кооперации в различных отраслях экономики», – говорится в проекте стратегии. Среди перечня для достижения целей указаны поддержка и развитие существующих кластеров и со­здание условий для появления новых. При этом в нашем регионе уже есть реально действующие и эффективно работающие кластеры, один из которых НП БТК.

Председатель правления НП «Биотехнологический кластер Кировской области» (НП БТК), генеральный директор ОАО «Институт территориального планирования «Кировгипрозем», советник губернатора Кировской области Олег Геннадьевич Созинов.

Эффект синергии

– Некоммерческое партнерство «Биотехнологический кластер Кировской области» был структурно сформирован в октябре 2008 года, а в январе 2009­го – официально зарегистрирован, – рассказал президент БТК, генеральный директор АНО «Кировский РИИЦ» Валерий Туруло.

Сегодня в состав НП БТК входят более 50 участников: 4 НИИ РАН, 3 государственных вуза, 2 лицея, научно­исследовательский проектный институт, 3 научно­производственных предприятия, более 20 малых предприятий и ряд некоммерческих организаций.

Учитывая приоритеты, определенные Национальной технологической инициативой (ред.: госпрограмма мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики), а также прописанные в Стратегии научно­технологического развития РФ на период до 2035 года перспективы БТК определил свое участие в программе развития Кировской области. Это сделано с учетом особенностей региона.

За ориентир взяты 4 из 9 направлений национальной технологической инициативы: органическое сельское хозяйство и производство здоровых, сбалансированных продуктов питания человека; развитие альтернативной и локальной энергетики, в том числе биоэнергетики; обеспечение экологического равновесия на территории Кировской области; развитие персонифицированной медицины и здравоохранения.

Президент БТК, генеральный директор АНО «Кировский РИИЦ» Валерий Туруло.– На основе определенных приоритетов БТК подготовлен реестр инновационных проектов, включающий 52 темы. При этом 10 из них находятся в стадии реализации, 15 в стадии ожидания и 27 в стадии разработки, – сообщил Валерий Николаевич Туруло.

Управляют проектами 4 субкластера. Первый – центр пространственного проектирования и моделирования (на базе проектного института «Кировгипрозем». Второй – центр внедрения промышленных биотехнологий (на базе ВятГУ). Третий –центр внедрения сельскохозяйственных и лесных биотехнологий (на базе ВГСХА). Четвертый – центр внедрения медицинских биотехнологий (на базе Кировского ГМУ). Координацию и сопровождение проектов осуществляют Наблюдательный Совет (его председателем является председатель регионального правительства Александр Чурин) и управляющая компания НП БТК (АНО «Кировский РИИЦ).

– На практике уже доказано: какой бы центр ни инициировал реализацию проекта, он обязательно становится предметом для работы остальных центров, чем обеспечивает его комплексное влияние на развитие практически всех сфер жизнедеятельности кировчан, – говорит Валерий Туруло.

Непрерывная цепочка

В качестве примера Валерий Николаевич назвал проект по разработке и внедрению биогазового оборудования, работающего на органических отходах. Проект внедрялся под переработку животноводческих отходов в органические удобрения, используя 4–5 уровень технологического передела. При этом появилась возможность не только без дополнительных затрат переводить АПК на органическое производство, производить экологически чистую продукцию, но и вырабатывать альтернативные ресурсы для технологических и бытовых потребностей. Более того, биогазовая установка легко модернизируется в комплекс по переработке отработанного активного ила для использования на очистных сооружениях города Кирова. Это позволяет не просто производить экологически чистые удобрения для благоустройства и рекультивации почв, но и существенно снизить себестоимость работы очистных сооружений, так как покрывает до 80% собственных потребностей в электроэнергии.

Директор ООО «СельхозБиоГаз», член правления БТК Марина Анатолиевна Фалевская.

Проектом по производству оборудования для переработки органических отходов и получения биогаза занимается компания ООО «СельхозБиоГаз».

– Цель создания предприятия – во­первых, открыть производство биогазовых установок, которые преобразуют органические отходы в биогаз и органические удобрения. Во­вторых, разработать эффективную технологию этих преобразований, – рассказывает директор ООО «СельхозБиоГаз», член правления БТК Марина Фалевская.

Суть технологии – в ускоренной переработке любого органического сырья внутри биореактора анаэробным способом без доступа кислорода с помощью микроорганизмов и температурного воздействия.

Комплекс позволяет получить два конечных продукта – биоудобрение (стимулятор роста растений, экологически чистый органический продукт без содержания семян сорняков и патогенов) и биогаз (горючий газ с голубым пламенем, получаемый из любой биомассы путем анаэробного сбраживания).

– Биоудобрение позволяет хозяйствам перейти на органическое сельское хозяйство, которое на сегодняшний день очень актуально и востребовано, а биогаз является альтернативным возобновляемым источником энергии и позволит предприятию обрести энергонезависимость, – подчеркнула Марина Фалевская.

На первом этапе, вспоминает Марина Анатольевна, много времени было потрачено на исследования, изучение импортных аналогов оборудования для переработки отходов, проведение маркетингового анализа. Затем сделали опытно­промышленную установку, после того начали выходить на большие объемы, на более высокую производительность оборудования.

На сегодняшний день компания занимается разработкой, проектированием, реализацией, установкой, монтажом и запуском биогазовых комплексов на территории России и ближнего зарубежья. Первый (и действующий на сегодня) биогазовый комплекс в Кировской области был запущен в 2013 году в Оричевском районе, в ПСПК «Истобенский». Сегодня установки работают в Астраханской и Волгоградской областях, Башкирии, запущены в производство проекты для республики Татарстан и Алтайского края.

– Мы активно взаимодействуем со многими другими компаниями – членами кластера, вузами. К примеру, с самого начала работали совместно с  НИПИ «Биотин» и ВятГУ и Вятской сельхозакадемией. Это позволило нашей компании разработать и начать производство оборудования с учетом плюсов и минусов аналогичных установок, – говорит директор предприятия. – Для повышения эффективности оборудования сотрудничали с институтом биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина Российской академии наук в Пущино. За счет объединения усилий нескольких организаций и появилась возможность предлагать полный комплекс услуг и поставку оборудования «под ключ». С помощью такой синергии мы стараемся оборудование полностью сделать российским и постоянно работать над его усовершенствованием: если кто­либо из компаний­партнеров сделал, к примеру, узел для базового оборудования, мы с ней проводим совместные исследования, чтобы повысить эффективность работы нашей биогазовой установки.

Изначально «СельхозБиоГаз» ставила цель не просто продавать оборудование, а быть партнерами для клиентов, для других поставщиков, для образовательных учреждений, чтобы вместе изучать все возможные способы применения получаемых биогаза и органических удорений.

– После установки оборудования мы не перестаем общаться с заказчиком, совместно работаем по разным направлениям, к примеру, вместе разрабатываем агрономию – как лучше, под какие культуры и в какой дозировке применять удобрение. Полностью сопровождаем объекты, где установлены наши комплексы. Для этого я лично за этот год трижды объехала все объекты, – продолжила Марина Фалевская. – Таким образом, получается непрерывная цепочка взаимодействия между производителями и потребителями, куда включены участники кластера, научное сообщество, другие компании, работающие на этом рынке. На мой взгляд, сегодня, с учетом реалий, именно кластерный проект дает максимальные возможности для развития. Причем не отдельной компании, а всех участников цепочки.

А дальше что?

На этом примере видно: мало иметь инициативу бизнеса на внедрение инновационного проекта. Необходима идеологическая и организационная поддержка со стороны государства кластеров и консорциумов.

Однако на практике не всегда получается именно так. В минувшую среду на заседании правления БТК было озвучено, что из проекта Стратегии социально­экономического развития Кировской области до 2035 года исключен блок, касающийся развития кластеров в Кировской области. Точнее, ранее разработанные предложения от участников каждого кластера разрозненно «перетекли» в другие составляющие проекта Стратегии.

– Мы год над этим работали совместно с правительством региона, экспертным сообществом, подключались все участники БТК, который сегодня динамично развивается. Прописали стратегические моменты, которые позволят развиваться БТК, гармонично встроиться в Стратегию. А в последний момент взяли – и все вычеркнули. Я до сегодняшнего дня об этом факте не знал, – говорит Валерий Туруло. – Как к этому относиться – до конца непонятно. Наверное, надо будет вновь встречаться с министром экономического развития. Возникает вопрос: как работать дальше? Это формирование ложных ожиданий. Мы год вкладывали в эту работу свои ресурсы, а сейчас говорят – этого не будет.

«Если не мы, то кто?»

Как правило, уход от каких­либо договоренностей аргументируют отсутствием денег. К кластерам это не относится. БТК практически ускоряет срок реализации инновационного проекта с 15–17 лет до 3–5, однако политическая конъюнктура за это время может несколько раз измениться.

– Так обостряется противоречие. С одной стороны, БТК планирует участие в проекте всех игроков, в том числе государства, с другой – партнерство вынуждено учитывать это участие как некую неопределенность. Разрешить противоречие возможно одним путем – быть минимально завязанным на денежном софинансировании из бюджета, – считает Валерий Туруло.

Кластер рассчитывает на свои возможности (по принципу «помогут – хорошо, нет – мы и сами справимся»). Однако в случае реализации проекта по схеме ГЧП ил МЧП необходимы гарантии государственного заказа.

– Так преодолевается коррупционный фактор во взаимодействии госструктур и бизнеса – через соглашение с кластером. В худшем случае кластер, идя на взаимодействии с госструктурами и пытаясь решить социально­экономические проблемы, априори неразрешимые государством, создает для себя непреодолимые преграды и трудности. Казалось бы, а оно нам надо? Но если не мы, то кто же? – уверен Валерий Туруло.

Пора сделать рывок

Представители кластера регулярно выступают инициаторами инновационных подходов, понимая, что именно кластеризация – основа развития территории, уверен Олег Созинов. Именно участники БТК еще несколько лет назад подняли тему кластеризации на основе создания макрорегионов. Сегодня она активно обсуждается на уровне как федеральных, так и региональных властей.

– Говоря о развитии таких территорий, мы должны четко понимать, что все эти заявления не должны остаться голо­словными, а должны строиться на нормативно­правовых и программных документах, – продолжил Олег Созинов. – В основе создания макрорегионов также заложен кластерный подход. Чтобы запустить механизм в работу, организовать процесс, необходимо отработать ряд базовых пунктов. Среди них – оценка социально­экономического потенциала территории, подготовка инвестиционной карты развития, принятие инвестиционного стандарта для поддержки инвестиционной деятельности, создание информационного интернет­ресурса для управления развитием территории на базе геоинформационной системы.

Однако сегодня многие из базовых документов отсутствуют. По словам Созинова, даже нет четких документов по организации работы в рамках частно­муниципального партнерства:

– На мой взгляд, ответственные лица, отвечающие за развитие инновационной деятельности, должны создать условия для реализации идей. И главное, сделать этот путь – от зарождения идеи до ее реализации – максимально коротким. Сейчас на это уходят десятилетия. В клас­терных объединениях работает много компаний малого и среднего бизнеса, о необходимости акселерации которых сегодня говорится практически во всех программных документах. Необходимы условия, чтобы путь захода таких предприятий на рынок был максимально коротким. Необходимо поддерживать инновационные процессы, нацеленные на конечный результат. И измерять этот результат экономическими показателями – вкладом в экономику, ВРП.

– В интервью лет 8 назад вы говорили примерно об этом же – о необходимости ускорить заход на рынок инновационных технологий. При этом ваша компания еще 10 лет назад предлагала многие цифровые технологии, которые в Кирове или совсем не реализованы или только­только начинают внедряться. С тех пор что­то изменилось?

– Нет. Президент ставит задачу: сделать рывок во всех отраслях экономики. Для бизнеса ожидание смерти подобно. Нам нужен рывок. Если темы, которые мы поднимали, 10 лет назад заходили медленно, сейчас у нас уже нет права и времени ждать еще 10 лет. В Кирове у бизнес­сообщества, у науки накоплен огромный профессиональный потенциал, компетенции, знания, опыт. Сейчас нужны результаты, и мы готовы рвануть. Сегодня, с точки зрения развития той же отрасли биотехнологий, мы можем стать инновационным регионом­лидером по внедрению передовых идей. Сегодня время не просто сложных решений, но и менеджеров, способных управлять этими сложными процессами, в том числе и на уровне кластерной организации. Сегодня мы по многим вопросам варимся в собственном соку. Но работаем, потому что понимаем необходимость рывка. Работаем, как говорится, не благодаря, а вопреки.

ОАО «Институт территориального планирования «Кировгипрозем» входит в Биотехнологический кластер Кировской области.



Статья подготовлена при поддержке правительства Кировской области и министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте