Цифровой стаж

Цифровой стаж

372 0

3 декабря Госдума в окончательном чтении приняла поправки в Трудовой кодекс РФ и ряд законов, вводящих в России электронные трудовые книжки (ЭТК).

Полноценный переход запланирован с 1 января 2021 года, однако бизнесу необходимо подключаться к работе уже сейчас.

Дублер для бумаги

Нововведения позволят работодателю в электронном виде фиксировать информацию о трудовой деятельности и стаже каждого сотрудника — месте работы, его трудовых обязанностях, переводах на другую работу, об увольнении (с указанием причины) и другие предусмотренные законодательством данные. Они будет передаваться администратору системы — Пенсионному фонду. Фактически в ПФР появится дублер трудовой книжки.

Принятые законопроекты накладывают на работодателей ряд обязанностей, выполнить которые предстоит уже в течение 2020 года. Подробнее об этом в минувший четверг на публичных слушаниях в УФНС по Кировской области рассказала главный специалист-эксперт отдела ОПФ по Кировской области Ольга Котельникова.

Во-первых, необходимо принять или откорректировать локальные трудовые акты. «Процесс ведения и хранения трудовых книжек на предприятиях строго регламентирован. У каждого есть свои внутренние и документы, и инструкции, и регламенты. Эти документы необходимо проанализировать и, наряду с привычными трудовыми книжками, ввести «сведения о трудовой деятельности в электронном виде», - сообщила специалист Пенсионного фонда. И добавила, что «нужно поработать, чтобы технически обеспечить себя к ведению деятельности в электронном виде, а также по передаче сведений в органы Пенсионного фонда».

Во-вторых, со всеми нововведениями - ознакомить работников. «Необходимо до 30 июня 2020 года включительно уведомить каждого сотрудника об изменениях трудового законодательства. И разъяснить работникам об их праве на выбор трудовой книжки — вести на бумажном носителе или в электронном виде», - прокомментировала Котельникова.

У работников есть право до 31 декабря 2020 года включительно определиться и написать заявление, в каком виде фиксировать данные об его трудовой деятельности. Для этого предусмотрена подача двух видов заявлений. Если сотрудник выбирает бумажный вариант книжки, этим правом он может воспользоваться и при последующих трудоустройствах. «При этом у работодателя сохраняется обязанность предоставлять сведения в органы Пенсионного фонда в электронном виде», - подчеркнула выступающая.

Если сотрудник выбирает ЭТК, работодатель должен вернуть тому бумажную на руки, снимая с себя ответственность за ее хранение.

В случае, если работник не подал ни одного заявления, работодатель продолжает вести трудовую книжку на бумажном носителе.

Переход на ЭТК добровольный. Хотя с корректировкой: написать заявление на перевод книжки в «цифру» можно в любой момент. Однако обратный ход — вернуться к бумаге — уже не предусмотрен, так как, подчеркнула Котельникова, «вся программа направлена на полный переход на электронные трудовые книжки». И еще одно исключение: для лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года трудовые книжки оформляться не будут.

Получить сведения из ЭТК можно у последнего работодателя, в клиентской службе Пенсионного фонда, МФЦ или через «личный кабинет» - на сайте ПФР или Едином портале госуслуг.

Как сдавать отчетность?

С принятием ЭТК возникают и изменения в отношении работодателя и ПФР. Индивидуальный лицевой счет дополняется новым разделом - «Сведения о трудовой деятельности».

«С 1 января 2020 года сведения должны представляться ежемесячно — не позднее 15 числа. Но только в том случае, если у вас в отчетном месяце было одно из кадровых мероприятий. К основным относятся: прием, увольнение, перевод и подача работником заявления, - пояснила Котельникова. - При этом если вы подаете первую отчетность по ЭТК, например, о подаче заявления работником, то вместе с ней представляете сведения о его трудовой деятельности на вашем предприятии. Только последнюю трудовую запись, всю деятельность, отраженную в бумажной трудовой книжке, перечислять не надо».

Если в течение 2020 года не произошло ни одного кадрового мероприятия, отчетность предоставляется, начиная с 1 января 2021 года.

«Также с 1 января 2021 года данные о приеме или увольнении сотрудника переходят в онлайн-режим. Их необходимо подавать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа. Обо всех остальных кадровых мероприятиях сведения предоставляются в ежемесячном режиме», - добавила Котельникова.

Она дополнила, что новый отчет в Пенсионный фонд (ред.: форма СЗВ-ТК) заполнятся абсолютно на всех работников (в том числе совместителей), в отношении которых произведены кадровые изменения. Нулевой отчетности не предусмотрено. «То есть если в текущем отчетном месяце не было ни одного кадрового мероприятия, вы в органы Пенсионного фонда ничего не предоставляете», - прокомментировала специалист. У работодателей, имеющих в штате 5 и более лиц, сохраняется право предоставления сведений в электронном виде. Для тех, кто еще не подключен в электронному документообороту, ПФД обещает безвозмездно предоставлять доступ к действующему сервису, который сейчас дорабатывается.

За непредставление вовремя данных, представление неполных или недостоверных предусмотрена административная ответственность. Информацию о фактах нарушений Пенсионный фонд направит в территориальные органы Роструда. «Первоначально предполагается ограничиваться предупреждением», - добавила Ольга Котельникова.

Для увеличения картинки откройте ее в новом окне.

В тренде цифровизации

Ранее спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что переход на ЭТК коснется

около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица. По версии инициаторов изменений законодательства, электронные трудовые книжки избавят бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат. Кроме того, минимизируют

риск потери работниками сведений о своем трудовом стаже, освободят их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали. "В ситуации, когда вследствие реорганизации или ликвидации организации работник не может подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое", - приводили примеры в аппарате Госдумы.

В тренде глобальной цифровизации в минувшую пятницу кабинет министров заявил о запуске экспериментапо внедрению электронного документооборота в области трудовых отношений. Дмитрий Медведев предложил запустить проект по внедрению такого электронного ресурса в пилотном режиме и провести его в в следующем году - с 1 апреля по 31 декабря. Он напомнил, что в настоящее время трудовым законодательством предусмотрено более 60 типов документов по кадровым вопросам, многие из которых можно перевести в цифру, - трудовыедоговоры,договорыо полной материальной ответственности, графики отпусков и т. д. «При этом эксперимент не распространяется на отчетность - налоговую или пенсионную. И естественно, участие в этом эксперименте - дело добровольное, и для работодателя, и для работника", - подчеркнул премьер-министр, добавив, что работодатель сам должен решить, какие документы будет вести в электронном виде. И привел в пример запуск ЭТК.

18%-за, 19%-против

Однако сами россияне далеко не все выступают за электронные документы. По крайней мере, это следует из социологического опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru(ред.: сервис по поиску высокооплачиваемой работы). По данным опроса, полностью одобряют переход наэлектронные трудовые книжки лишь 18% россиян, против — 19%. Большинство критических отзывов касаются вопросов безопасности, устойчивости функционирования системы и сохранности персональных данных.В качестве аргументов звучали фразы: «Как уже показала практика, в электронных базах возможны ошибки. Без бумажных документов будет сложно восстанавливать истинный стаж», «Воруют данные на каждом углу», «Техника ломается. Возможен сбой системы». Больше всего сторонников оцифрованных электронных книжек — среди молодежи.

Отвечая на вопрос, какие еще документы россияне хотели бы оцифровать, 41% назвал полис ОМС, 38% — ИНН, 37% — СНИЛС, 31% — медкарту, 27% — паспорт, 24% — свидетельство о рождении, 23% — водительские права. Против любых электронных документов выступили 29% россиян.

Мнения:

Олег Даль, директор «Спичечной фабрики «Белка-фаворит»:

- Да, мы внимательно следим за этим нововведением. Конечно, цифровизация процессов -  это неплохо в случае детальной их проработки, тем более имеются подобные успешные государственные проекты, к примеру, портал госуслуг.

В случае перехода на электронные трудовые книжки есть ряд вопросов, на которые пока нет ответов. Например, каким образом работодатель сможет изучить историю трудовой деятельности соискателя, ведь тот будет не обязан эту информацию предоставлять. Возникает вопрос по поощрениям и наградам: не увидели, куда это будет вносится и будет ли вносить вообще. Также очень смущают сроки внесения информации: начиная с 2021 года — одни сутки. В противном случае — штраф. Предполагаю, что он не малый, в ситуации бывают разные: сотрудник HR (ред: «эйчар», специалист в области управления персоналом) не успел либо соискатель после оформления передумал, не явился и т. п. (а теперь ведь и за трудовой книжкой возвращаться не нужно). Что с такими людьми делать? С полицией искать? Пока не понятно.

Ну и, считаю, существенно вырастет нагрузка кадровой службы, поскольку придется выполнять двойную работу. По крайней мере на начальном этапе точно: думаю большинство сотрудников напишет заявление о сохранении бумажных носителей. Будем ожидать разъяснений.

Вячеслав Вакушин, генеральный директор компании «Мехико», директор детской бизнес-школы «КИВИ»:

- Переход процессов в цифровые форматы, с одной стороны, это хорошо. С другой — это повышенные риски с точки зрения безопасности и возможные неудобства. Возьмем пример с деньгами: есть наличные, а есть на картах. Большинство людей сегодня пользуются пластиковыми картами, но активно — лишь до того момента, пока не столкнутся с трудностями. Я недавно столкнулся. Короткое время был в отпуске, и именно в этот период судебные приставы из-за недоплаты по коммунальным платежам арестовали счет, карту заблокировали. Деньги списали и оттуда, и оттуда. Пока мы с ними разбирались — а это очень не быстро — картой я пользоваться не мог. Пользовался наличными.

Что бы не говорили про безопасность разных информсистем, я не исключаю сбоев. А если объемы информации большие? К примеру, истории болезни пациента. В случае потери данных в цифровом виде восстановить историю болезни сложно. Поэтому считаю, что в случае с переводом документов в электронный вид все-таки их необходимо дублировать. Если электронная трудовая книжка по какой-то причине пропадет, бумажная останется на руках. Это опять же к примеру с наличными деньгами и на карте. Да, это дополнительная нагрузка на кадровых работников, но такова обратная сторона цифровизации. Граждане вправе требовать, чтобы подобные документы после перевода в цифру дублировались в бумажном виде. В принятых законодательных актах говорится, что впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года бумажные трудовые книжки оформляться не будут. По факту нам дали выбор без выбора. Это плохо.

Анастасия Белова,

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений