Все получится!

19.01.2020 18:44:00 2421 0

"Я ухожу с поста, но знаю, чем могу быть полезен дальше". Эти слова Николай Михайлович Липатников, 27 лет возглавляющий Вятскую торгово-промышленную палату, сказал "Бизнес Новостям" в минувший четверг.

Прокомментировал федеральную повестку, озвучил свое видение проблем, позицию бизнеса, подходы чиновников и назвал преемника.

- Николай Михайлович, как оцениваете ситуацию с отставкой федерального правительства и назначением на пост премьера уже бывшего главу ФНС Михаила Мишустина?

- Положительно. Изменений ждали давно, в том числе бизнес. Поставленные президентом в послании задачи требуют серьезных, решительных действий, привлечения большого числа экспертного сообщества, науки, губернаторов и всех тех, кто кто участвует в реализации этих задач.

По поводу конкретно Мишустина, думаю, у бизнес-сообщества есть определенная напряженность. Это человек с контрольных органов. А не будет ли он применять методы фискального подхода, наказания, преследования, которые, увы, до сих пор имеют место быть? До сих пор налоговый инспектор — и у нас есть конкретные примеры — приходит и говорит: меня не интересует, почему у вас падает прибыль, это ваши проблемы. Делить проблемы на «ваши» и «наши» — последнее дело, это ущерб нашему государству. Налоговик должен анализировать, почему так происходит на предприятии и вместе с бизнесом решать, как изменить ситуацию. Налогового инспектора обязательно должно интересовать реальное состояние экономики на предприятии. Кого не интересует — тех надо убирать. Одна из функций государства - создать условия, чтобы инвестиции шли не только в Китай, но и в Россию, в Кировскую область.

С приходом Михаила Владимировича в налоговые органы (и это отмечают предприниматели) многое изменилось. Появилась прозрачность отношений, гласность, в какой-то степени даже доброжелательность к вопросам бизнес-сообщества. Надеюсь, будучи доктором экономических наук, новый премьер сумеет использовать свои профессиональные знания. Думаю, все может  получиться.

- Вы с ним лично знакомы?

- Лично нет, но ежегодно Торгово-промышленная палата России проводит форумы с федеральной налоговой службой. На протяжении ряда лет в них участвуют представители нашей палаты. Помните, в позапрошлом году ввели онлайн-кассы и все столкнулись с массой проблем? Установка дана, а мощностей не оказалось. Касс нет, фискальных накопителей нет (их тогда отдали производить одной фирме), интернета в районах нет. Ничего этого не учли - и все, тупик. Мы одни из первых подняли этот вопрос на федеральном уровне.

На съезде выступили наши девчата — Куклина Светлана Анатольевна (ред.: гендиректор «Вятского торгового дома») и Кувшинова Елена Львовна (ред.: гендиректор «Азимут»). Полный зал, в президиуме — Мишустин, Греф, Собянин. Наша девушка встает и говорит: «А могу я задать вопрос небожителям?» Зал — в шоке. И задала. Мишустин, надо отдать ему должное, не проигнорировал. Пригласил наших представителей на встречу. В результате сроки введения маркировки отодвинули, отменили штрафы для тех, кто написал заявку на накопитель, появилось несколько уполномоченных компаний по их изготовлению. Обстановка стабилизировалась. Учитывая послание президента,  считаю очень важным умение работать с общественными объединениями, губернаторами, умение выслушать мнение бизнес-сообщества. Почему-то уверен, что новый глава правительства сумеет это сделать.

- Как на уровне региона выстраиваются отношения с контрольно-надзорными органами?

- Мы эту тему опять же подняли первыми в системе Российской торгово-промышленной палаты. Обратились с предложением - использовать опыт наших зарубежных представительств (а их 14): давайте через них изучим системы взаимодействия с контрольно-надзорными органами — в странах, которые лидируют по сравнению с нами в выпуске конкурентоспособной продукции, работают с инновационными подходами, технологиями. Там не работают в противовес, не говорят «не наше дело».  В Германии, например, налоговый инспектор приходит или звонит подконтрольному предприятию: какие есть проблемы и надо ли чем помочь? Есть понимание, что сбор налогов и бюджет — общее дело и общая ответственность. На основе этих материалов мы отправили свою позицию в Совет Федерации, Госдуму, губернатору (тогда еще Никите Белых)... Все. Выстроили конструктивные отношения на системной основе.

Сегодня, к примеру, при всех федеральных структурах созданы общественные советы. Не формальные, а действующие. МЧС, Роспотребнадзор, налоговая инспекция, прокуратура, судебные приставы... Помогают, было бы желание этой помощью воспользоваться. У нас с точки зрения взаимодействия не было отказа ни от одной федеральной структуры.

Приходите, говорите. Планы работы не я в кабинете придумываю и не мои заместители. В палате есть коллегия экспертов. Любое изменение —  поднимаем тему. В свое время возникла проблема, например, с отправкой скоропортящихся продуктов в северные регионы. В советское время был приказ и особые условия для  грузоотправителей. Кому-то в голову пришло их изменить. Пролоббировали тему и разрешили отправку любых продуктов только в термовагонах. Для всех вагоны-рефрижераторы не нужны, мы же дома не все продукты дома в холодильник кладем? Обсудили, эксперты высказали свое мнение. Мы подключили нашего союзника — сенатора от Кировской области Вячеслава Степановича Тимченко. Долго работали (приказ регистрируется в Минюсте, это длинная бюрократическая цепочка). В итоге приказ изменили! По нашей оценке, вятские пищевики уже получили возможность отправить грузов на 1,5 млрд рублей в нормальных условиях.

- А решение вопроса по штрафам на железных дорогах на какой стадии?

- Эту тему пока до конца не довели, перенесли с прошлого года на этот. Такого маразма никогда не было! Допустим, отправляют в одном вагоне конфеты с одним наполнителем — это один код, с другим — другой. Если две коробки конфет с разными наполнителями положили, вагон встречает начальник (!)  вокзала. Проверил — штраф 700 тысяч рублей. Мы бьемся, нашу инициативу поддержали шесть Законодательных собраний регионов, в том числе Кировской области. Но пока с декабря прошлого года вопрос с повестки сняли, несмотря на его широкую поддержку. Надеемся обсуждение темы возобновить и лишить железную дорогу такого благополучия - ни за что ни про что такие штрафы выписывать.

- К теме маркировки. Видение бизнеса и контролирующих органов разные...

- К теме маркировки в целом мое отношение было изначально настороженным. Президенту и Мишустину докладывают: объемы реализации меховых изделий значительно выросли. Подождите, как могут вырасти объемы реализации, если предприятия у нас закрываются? Встречаюсь с начальником Нижегородской таможни. Рассказывает: сухогрузы на Дальнем Востоке завозят меховые изделия под видом стройматериалов. Тогда это все обнаружили, прошли уголовные дела по таможне, будем надеяться, что сейчас все это узаконили.

Но шубы «осели» на складах. Чтобы купить чипы, позволяющие провозить меховые изделия, надо всего-навсего написать заявление в компанию, которая чипами торгует, приложить справку из налоговой инспекции и заплатить. По закону никаких нарушений нет. На какие шубы вы эти чипы навешаете? Никто не спросит. Есть ли у вас реальное производство – никто не спрашивает. Чипы продаются. Мы назвали фамилию, адрес, кто такими изделиями торгует. Но нарушения по закону нет: покупайте и торгуйте. Естественно, по статистике все это прошло за реализацию шуб. И на высшем уровне докладывают: реализация увеличилась. Это не полезная деятельность, это имитация полезной деятельности.

Тема маркировки медицинских препаратов. С ней в свое время к нам обратилась Ольга Сергеевна Гордиенко (ред: директор кировского филиала «АВВА РУС»). Я сам часто бываю на предприятиях, строитель по образованию и понимаю, такое проектирование в любых производственных помещениях. Есть помещение, в нем смонтирована линия по действующим технологиям. Чтобы туда вписать даже комплекс оборудование размером метр на метр, надо эту линию разорвать. А если взять «Нанолек», где идет гарантийная эксплуатация и без согласия поставщика вообще ничего разрывать нельзя? Мало того, что надо линию разорвать, нужно еще вписаться в габариты. Еще программное обеспечение. Все это стоит, как нам сказала Ольга Сергеевна, 200-300 тысяч евро. Еще и отечественных производителей оборудования нет. И на западе не подготовились. В результате тоже все остановилось. Естественно, мы вышли с проблемой на уровень Российской палаты. Включилась вся Россия: министерство экономики, ЦРПТ, который уполномочен собирать деньги с населения «добровольно». Дело дошло до Госдумы. Сроки маркировки отодвинули. Еще и стали финансировать из Фонда развития промышленности. Деньги не безвозмездные, но под маленький процент. Если у бизнеса есть проблемы — с ними надо выходить. Мы не присваиваем себе чужой славы, но мы одни из тех, кто обязан решать эти вопросы и решает.

Сегодня с прокуратурой ведем разговор по нашим лесорубам. За незаконные порубы лесозаготовителей привлекают к уголовной ответственности, раньше была административка. Наказывать за незаконный поруб конечно надо, но там же есть чисто бюрократические процедуры. Давай разбираться! И президент призывает очень внимательно относиться к уголовным преследованиям. За каждым человеком стоят семьи, люди, доверие-недоверие к власти. Эти все темы мы тоже поднимаем.

Иногда бизнесу говорят: читайте инструкции, все же есть в Интернете. Контрольно-надзорных органов у нас 56, и у каждого эти инструкции. А у бизнеса 10 человек, включая директора (он же водитель, он же бухгалтер). Когда им читать? Поэтому, во-первых, необходимо максимально сократить ненужное, во-вторых, консультировать, помогать. И бизнес не должен молчать. Мне один товарищ сказал: «Все бесполезно». Ответил, чтобы не говорил глупостей. Можно просто критиковать работу правительства, а можно давать аргументы. Уверен, они обязательно будут услышаны. Не с первого, так с пятого раза, хотя хотелось бы с первого. Просто так ныть — глупо.

- Насколько активно бизнес дает свои предложения?

- Приведу в пример процедуруоценки регулирующего воздействия. Казалось бы, бизнесу дали право участвовать в принятии закона на стадии его задумки, разработки, подработки. Думаете, очереди стоят из желающих изложить свою позицию? Ничего подобного. Мы просим выразить свое мнение — на стадии, когда можно не допустить принятия закона или нормативного акта, который будет работать в ущерб. Есть возможность - воспользуйтесь.

Или придите и скажите. Да, предпринимателю, директору некогда ходить по ведомствам, но они могут встретиться у нас на площадке, где работают разные общественные приемные. Вчера (ред.: 15 января) у нас была Елена Васильевна Ковалева. Обсуждали новую идею — организовать приемную главы города на площадке Вятской ТПП. Не большие сборы, а обсуждение конкретных проблем с конкретными людьми.

Проблем для обсуждения много. Допустим, закупки для муниципальных нужд. Возьмем капремонт. На счету фонда лежит 3 млрд рублей. Почему подрядчики не участвуют? Потому что все торги проходят по старому, кому-то очень выгодному режиму: побеждает тот, кто даст меньше цену. Максимальная начальная цена на торгах уже не обеспечивает белой заработной платы. Она ниже себестоимости. Государство само толкает людей на серые зарплаты, на применение некачественных материалов. Таковы закупки на клининговые услуги, охранные. Если максимальная начальная цена не обеспечивает даже себестоимости, о какой защите детей в пионерских лагерях можно говорить? Мы все понимаем: за сколько костюм купишь, столько и будешь его носить. И костюм на выход и для покойника может быть разным, но мы-то с живыми людьми работаем! Говорят: так в законе прописано. В законе есть одна оговорка: заказчик (правда, не обязан, а надо было написать «обязан») вправе привлечь независимую экспертизу. Никто экспертизу не привлекает.

Это отдельная тема государственного уровня. В законе прописано, тем не менее независимую экспертизу не применяют. Я сейчас обратился с письмом в ТПП России, отправил документы, чтобы поднять тему. Ждать нельзя.

- После поручения федерации запустить механизм «регуляторной гильотины» вятские предприниматели одни из первых подключились к работе. Как движется?

- Признаться, ни шатко ни валко. Заявили о хорошем намерении федерального правительства — убрать все излишние и устаревшие нормативные требования. Я не верю, что министерство промышленности или какое другое сейчас сядет и скажет: давайте уберем у себя эти функции. Они же понимают, что аппарат придется сокращать. Пока не наблюдается активности со стороны федерального центра.

- В чем, на ваш взгляд, причина? Бизнес же дает свои экспертные мнения.

- У нас еще не научились спрашивать. В послании президента было много хорошего сказано, но послание было и в прошлом, и в позапрошлом годах. Не выполнили или не сделали - кто-то за этим стоит. Ввели, допустим, ЕГЭ, а сейчас начинаем обсуждать — надо ли было? Может, это формирует у школьников шаблонное мышление? Да нет никакого мышления. Эта система, на мой взгляд, вообще не работает. Помните шутку про вопрос на ЕГЭ по литературе: «Любил ли Онегин Татьяну?». И три варианта ответов: «да», «нет», «не очень». Это кроссворд. Образование, школа должны научить человека мыслить. Может, кому-то не надо, чтобы люди мыслили? Голикова (ред.: и.о. зампреда федерального правительства) говорит: не получилась у нас реформа в здравоохранении, но за нее кто-то же отвечал. И то, что сегодня правительство Медведева (опять возвращаюсь к этой теме) ушло в отставку или уведено в отставку, считаю нормальным. Надо отвечать за свои дела.

У вас один из вопросов был связан с текущей ситуацией и настроениями бизнеса. Как отработал? По разному, главное — никто не паникует. Есть падение по экономическим показателям, по ряду направлений серьезное. Промышленность в целом сильно не просела. Есть падение в торговле. Проблема любое экономики какова? Если не развивается потребительский спрос, экономика начинает стагнировать. И наоборот. Возьмем для примера Сингапур. Там даже нет пресной воды, но это выдающееся государство с хорошим социальным настроем, укладом, развитой экономикой, банковской и финансовой системой, которые притягивают к себе весь мир. Хотел бы, чтобы Россия в светлом будущем шла этим же путем.

- Что для этого необходимо в первую очередь?

- Мобилизовать все интересы, все способности любой группы населения. Учитель лучше Котюкова (ред: Михаил, и.о. министра науки и высшего образования РФ)знает, как развивать образование и науку. Васильевой (ред.: Ольге, и.о. министра просвещения РФ) наши директора школ могут дать ценные подсказки. Сторонам необходимо встречаться и общаться. Как-то на встрече в Вятской ТПП с Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной (экс-министром экономики РФ, ныне председатель ЦБ) я спросил: «В странах с развитой экономикой малое предприятие стремится стать средним, а среднее мечтает стать крупным. Почему у нас наоборот? Почему идет дробление, уход в схемы УСНО, ЕНВД?» Государство правильно делает, поддерживая малый бизнес, но одновременно дает импульс к тому, чтобы среднее предприятие поделилось на малое. Все потому, что много нагрузок на бизнес, они возрастают и, главное, увеличиваются или пересматриваются в течение налогового периода.

Владимир Путин в послании сказал, чтобы бизнес не трогали в течение 6 лет. Дай Бог, чтобы этот посыл выдерживался. Тех, кто не выдерживает, надо освобождать от должностей. Да, бизнес ко всему привыкает, но до поры до времени. Помните, нас в школе учили — сколько может вынести тяжеловес? Один мешок, второй, третий. Положи десятый мешок — тяжеловес остановился. Так и с нашим бизнесом. Чтобы бизнес не перегрузить, с ним надо системно общаться, смотреть, какие болезни переживает. И одна из задача палаты — найти лучшее и подтягивать к этому лучшему других.  В этом направлении палата будет развиваться и дальше, несмотря на ближайшие перемены.

- Вы говорите о сложении с себя полномочий президента палаты?

- Да, это решение принято. Планировал сделать это еще чуть больше двух лет назад. Уже тогда понимал: мне на тот момент исполнилось 70 лет, возраст не юношеский, хотя и немного печально. Да и о состоянии здоровья пора задуматься. Как говорится, нет абсолютно здоровых людей, есть недостаточно обследованные. Тогда перед нашим общим большим собранием встречался с губернатором. Игорь Владимирович предложил еще поработать вместе, сделал меня своим советником. Сейчас все-таки время пришло. Знаю, чем дальше могу быть полезен.

- Например?

- Готовлю предложение о создании консультативного совета при палате. На предприятиях идет омоложение кадров. Генеральными директорами становятся или скоро станут последователи действующих руководителей. Процесс совершенно правильный. При этом у отцов огромный багаж знаний. Они не вмешиваются в прямое управление производством, но постоянно держат руку на пульсе, владеют ситуацией, в конце-концов контролируют финансовые потоки. Нелепо не использовать их опыт и знания для корректировки стратегии развития палаты, оценки ситуации в отраслевом и межотраслевом плане. С инициативой создания совета выйду на съезде 25 марта. Предложения уже подготовил.

Я там буду выступать с отчетным докладом о выполненной работе за период исполнения своих полномочий. Намерен уложиться в 12-15 минут. Люди устали от речей, поэтому всю подробную информацию опубликуем в открытом доступе. Кто пожелает — посмотрит.

- Когда объявите о своем уходе с поста?

- Официальное заявление сделаю в среду, 22 января. Вы первая, кто об этом узнает официально от меня. Думаю, 25 марта уже передам полномочия. Что скрывать? Решение принято.

- Кто станет преемником? Об этом можно говорить уже сейчас?

- Почему нет? В каждой публичной организации есть резерв кадров. У нас в резерве вице-президент Андрей Усенко. Ему 42 года - хороший возраст...Что скрывать (нет ничего хуже недомолвок и кухонных разговоров), 22 января я выйду на совет палаты и предложу кандидатуру Усенко. Думаю, делегаты съезда меня поддержат. Все получится.

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте