По мусорному кругу. Как в Вятке работает переработка вторсырья?

Борьба за экологию стала одним из важнейших направлений мысли и развития прошедшего года. Об этом шла речь в очередном эфире программы «Разворот на бизнес» (16+).

26.01.2020  832

Участники:

- Наталья Кряжева, министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области

- Лев Калашников, экоэксперт, руководитель завода переработки автошин

- Олег Ефремов, производитель полимерпесчаной плитки

- Олег Кассин, управляющий международной компании «Кассин и партнеры

- Владимир Мацюк, генеральный директор компании «Мегаполисресурс» (г. Челябинск)

- Максим Лобанов, генеральный директор корпорации «Экополис» по переработке электроники (г. Москва)

- Василий Зонов, основатель и владелец компании «Ключ здоровья»

По мусорному кругу

Борьба за экологию стала одним из важнейших направлений мысли и развития прошедшего года. И если в Европе методы сортировки и переработки мусора системные и страны видят результаты, то к чистой и экологически безопасной России мы идем через тернии. Первые уверенные шаги сделаны, но пока только в крупнейших городах: с января на раздельный сбор мусора перешла Москва, в Санкт-Петербурге открылся пункт приема органики, а в Нижнем Новгороде –  завод по переработке пластика. Вопросы перспективы, создания необходимой инфраструктуры и экономической целесообразности все еще остры. 

С. Занько, руководитель Центра развития местных сообществ, городской и региональной среды ВятГУ, ведущая «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы» ): Где находится ваше производство и как построен процесс работы?

Л. Калашников: Наше производство находится в слободе Кокуй Нововятского района. Занимаемся механической утилизацией шин: дробим, измельчаем и получаем металлолом, текстиль и резиновую крошку. Последняя идет на благоустройство территорий – покрытие детских, спортивных площадок, беговых дорожек. Люди осознанно подходят к утилизации отходов, так как знают: свозить на полигоны уже нельзя. Если говорить об объемах, то все-таки основную массу шин привозят организации.

О. Ефремов: Мы работаем на территории Нововятского механического завода с 2009 года. Переняли опыт из Сибири – закупили в Орске российское оборудование. Исходное сырье (75% – песок, 25% – отходы упаковки, полиэтилен) раньше было собственным, сейчас покупаем у переработчиков. Наши поставщики – компании, занимающиеся сбором, переработкой пластика и производством агломерата. Из него производим плитку, бордюры, цокольный сайдинг, напольные элементы, кровлю. Плитка из композитного материала не ломается, не колется, не бьется, не скользит, не забирает в себя воду, на ней не образуется грибок.

Проблемы предприятий

С. Занько: Где основные проблемные зоны? Я вижу несколько: разнонаправленные каналы сбора, отсутствие системы логистики, сбыт резиновой стружки...

Л. Калашников: Пока клиенты-организации (к примеру, транспортные предприятия) сами привозят нам шины. Частные лица не очень активны: у нас есть группа в ВК, куда постепенно добавляются люди, ощущается нехватка объемов. Но мы только запустились, налаживаем производство. Хочется, конечно, организовать - не без помощи администрации города - централизованные пункты приема шин от частных лиц, чтобы каждый желающий мог прийти и бесплатно оставить шину.

С. Занько: Нельзя ли заключить договоры с компаниями, которые продают шины, чтобы они еще и собирали, и сдавали их?

Л. Калашников: Все это можно сделать, но опять-таки стоит вопрос в логистике - как все это довести от общедоступных контейнеров до площадки?

О. Ефремов: Первая проблема по стране – снижение покупательской способности в последние два года. Вторая – отсутствие в регионе мусоросортировочного завода, который бы поставлял нам сырье. Наличие такого завода решило бы вопрос с сырьем: оно будет разделено по фракциям, по цветовой гамме. Так удобнее для переработки.

Для нас мусора, как сырья для переработки, стало меньше, и он стал дорожать. Сейчас его в области не хватает. Наши конкуренты, к примеру, покупают мусор за территорией региона. А наш мусор вывозится в другие регионы на крупные перерабатывающие производства.

Портрет ресайклинга

С. Занько: Наталья Михайловна, есть ли уже сведенная информация, сколько легальных и нелегальных предприятий по вторичному использованию сырья существует в Кировской области?

Н. Кряжева: К сожалению, дать такой статистический портрет невозможно. В зависимости от категории, о которой мы будем говорить, каждый из этих отдельно взятых переработчиков будет относить к разным видам деятельности. Например, утилизация в области деревопереработки относится к деревообрабатывающей отрасли.

В рамках работы с бизнесом на местах встречаются предприниматели, которые готовы - на высоком уровне, с использованием инновационных разработок - заниматься вопросом переработки, разделением мусора. Мы понимаем, что бизнес по переработке отходов точно в тренде, это направление очень важно. 

Сбор и переработка — разный бизнес

С. Занько: Люди приносят батарейки к нам в офис, а куда дальше? До Челябинска, где есть единственное производство по переработке батареек, далеко. Владимир, как возникло ваше производство? Каковы его объемы?

В. Мацюк: Само производство создано 16 лет назад как предприятие по переработке отходов, содержащих полезные компоненты. А переработка батареек возникла, как ответ на запрос активистов. Еще до всех реформ к нам приходили раз в два-три месяца обращения о необходимости утилизировать батарейки. Но нет смысла создавать крупное производство, заточенное только под батарейки, а вот адаптировать уже существующее – разумно.

О. Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы» ): На других предприятиях одной из проблем является отсутствие постоянного притока сырья для переработки. Как с этим у вас?

В. Мацюк: Собрать и переработать - это два разных бизнеса. Как производители и ритейл: между ними бывает, конечно, вертикальная интеграция, но в основном  – огромная пропасть. Так и здесь: отдельная работа по сбору, отдельная – по переработке. Когда есть прогнозные провалы в поставках, начинаем апеллировать к активистам.

Фото Владимира Мацюка: http://visualrian.ru

В. Мацюк: Ничего не тормозит. Я вижу динамику развития: нужно 20-25 лет, чтобы выйти на собираемость в 50% (такой показатель был в Западных странах). Кто-то собирал мусор и разделял его вопреки всему, несмотря на отсутствие инфраструктуры, при отсутствии поддержки, потому что считает, что так нужно. Другие все равно не будут это делать, даже под угрозой штрафа и повсеместного пиара.

«Здоровый» сбор батареек

С. Занько: На вас, Владимир, в ближайшее время выйдет Василий Зонов, владелец точек артезианской воды в Кирове...

В. Мацюк: Да, он большой-большой молодец. Вы в этом смысле уникальный, странный в хорошем смысле слова регион. Серьезно: это хороший пример системной работы по ритейлу (продаже воды), помноженной на сбор батареек по уже созданной транспортной системе. Для общества это – самое эффективное решение, когда используются существующие логистические каналы сборов отходов. У вас, в Кирове,– это первый в стране пример такого подхода.

С. Занько: Из Кирова в Челябинск везти батарейки – где здесь экономика?

В. Мацюк:  Из Кирова в Челябинск – нет экономики, а если накапливать объемы и везти, собирая попутно грузы, – есть. Всего в стране продается 22 тысячи тонн батареек, а по собираемости даже в 5% выходит не больше тысячи тонн. Объемы сбора небольшие, поэтому и нет массовых крупных застроек для их переработки.

С. Занько: Сколько времени функционирует сбор батареек на киосках «Ключа здоровья»? И сколько вы уже собрали?

В. Зонов: Идея внедрить удобный для населения способ сбора батареек пришла осенью. Мы не ожидали, но у нас начался их вал. Возник следующий вопрос: куда эти батарейки свозить? На базе ежедневно  ящички опорожняются, затариваются в кубовые капроновые емкости (в каждой у нас помещается более двух тонн). Единственный завод по переработке батареек — челябинский. Для того, чтобы сдать килограмм батареек на завод, необходимо заплатить 80 рублей. И это помимо того, что мы собрали батарейки, довезли их до завода.

С. Занько: Мы все время об этом говорим. Вроде бы в такие продукты - упаковку, шину, батарейку - заложен экосбор, так как их нужно утилизировать. Предприятия закладывают это в цену. Мы, покупатели, оплачиваем утилизационный сбор. А в итоге предприятия, которые их собирают, во-первых не зарабатывают на этом ничего, во-вторых, вынуждены платить за их переработку. Где здесь собака зарыта?

О. Кассин: Думал, рассуждал об этом. Готовый рецепт ждете? Нет его. Граждане, как мы видим, батареечки несут. Что делать с этим дальше? Ну, наверное, это работа и забота государства. Пусть субсидирование будет не полным, но льготы предприятиям, занимающимся переработкой и утилизацией отходов, должны быть. Избавьте их от налога, простите НДС, разрешите не выплачивать социальные взносы.

Шведский инвестор в Кирове

О. Кассин: Мы сопровождаем инвестора, шведскую компанию, которая готова заходить в Кировскую область. Не Швеция была выбрана для организации производства, а Кировская область, потому что здесь низкая конкурентная среда. В Москву бы их не пустили. Наша власть откликнулась довольно-таки живо – уже подписаны соглашения. Как будет дальше - никто не знает. Вопрос привлечения технологий – это вопрос финансирования, который решается на государственном уровне. Российская Федерация готова иностранных инвесторов принять, но в силу санкций они не могут в Россию привезти ни капитал, ни технологии. Вот проблема: как через границу затащить сюда деньги? Мы бы и рады, но не пускают.

О. Прохоренко: Проводились исследования по составу мусора? Они представляют, какие технологии нужны здесь?

О. Кассин: Морфологию проводили, исследования проводили – ужаснулись, но от проекта не отказались. Они хотели делать здесь готовый продукт, а потом грузить в вагоны и железнодорожным транспортом вывозить в Европу. Налоговая составляющая при этом оставалась бы в России, в Кировской области.

Опыт москвичей

С. Занько:На связи Максим Лобанов, генеральный директор корпорации «Экополис».  Смотришь на фотографии производства по переработке техники, которое открылось в Московской области, - завод будущего...

М. Лобанов: У нашей корпорации три завода по сбору, переработке и утилизации электротехнического оборудования. Два из них находится в Москве, третий - в Орловской области. Мы являемся не только сборщиками и переработчиками электротехнического оборудования, у нас есть и предприятия для производства готовой продукции. Электронику получает от частников и от юрлиц — 50 на 50%. организовываем сборочные центры для населения и заключаем контракты с компаниями, которые должны заниматься утилизацией.

С. Занько: Нужна ли какая-то поддержка, стимулирование сферы вторичного использования мусора со стороны власти, законодательства?

М. Лобанов: Разумеется, нужна, причем не просто в виде слов или даже налогов, а реальная и точечная. Системы в этом деле пока нет. По крайней мере, в своем сегменте мы ее не ощущаем. Самые важные меры поддержки – это субсидирование технического оснащения заводов, логистики, отсутствие которой убивает весь экономический смысл.

О. Прохоренко: Как используется вторичка? 

М. Лобанов: Мы получаем черные металлы, сдаем их нашим партнерам. Цветные металлы перерабатываем сами уже в готовую продукцию. Пластик – в гранулят, используемый во вторичном обороте. Пластик, который мы не можем использовать, отправляем на цементный завод, который использует его в своем производстве. Получается, на захоронения уходит 0%.

О. Прохоренко: Есть ли потенциал?

М. Лобанов: Сложно сказать, но мощности нашего завода полностью покрывают всю Москву и Московскую область. Что касается других регионов – ситуация сложная. Логистика действительно убивает все. Сырье очень дешевое и вести его на расстояние больше 600 км абсолютно не выгодно. Экономический смысл в этом есть, но больших денег на этом не заработаешь. На сегодняшний день мы понимаем, что за вторичной переработкой будущее. Европейские страны к этому пришли, мы к этому двигаемся. Нужно застолбить за собой место на рынке. Необходимо строить перерабатывающий комплекс в зависимости от потребностей региона. В России образуется 1,4 тонны электроники. Собирается и утилизируется 250 тысяч тонн, остальные 75-80% - на полигоне. 70% всей бытовой электроники формирует населения. Все 100% никогда не будут утилизированы, но мы можем поднять показатель хотя бы до 60%.

Подготовила Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Ломаем систему
Ломаем систему

Основная проблема частных охранных предприятий – компании-демпингеры. Для избавления от них в Кировской области заработал своего рода детектор лжи, который позволит сделать местный рынок цивилизованным.

  467

Маркировка с техническим сбоем

Маркировку готовой молочной продукции в России планируется запустить с 1 июня. Переработчики, принявшие участие в пилотном эксперименте, заявили о полной технической неготовности рынка.

  492  1

Новый двигатель: по каким правилам работает рекламный рынок?

Вопросы ужесточения правил для использования рекламных конструкций в Кирове обсуждают второй месяц. 

  260

Книжный рынок: бумажный бумеранг

Российский книжный рынок, как и популярность бумажных книг, продолжает расти. Стоит ли открывать свою книжную лавку, не являясь франшизой или филиалом крупной сети, сколько и что можно заработать на интеллектуальных людях – "Бизнес Новости" узнали у экспертов.

  257

Toydrift: стартап на игрушках

Как сделать интересный для детей и взрослых бизнес-проект на игрушках? Создатель первого в Кирове пространства радиоуправляемых гонок Toydrift Илья Соломенников раскрыл секрет и рассказал о том, каково это – работать над совершенно новым для города направлением.

  242