Кировская область начала сдавать себя в аренду. Позже начнет и продавать. Однако далеко не все этому рады.

«Даровые» земли

29.04.2012 00:05:00 1844 0

Власти готовы поделиться сельхозземлями. Общественность считает, что не стоит так дешево расставаться с народным богатством.

«Круглый стол»

Участники:
Владимир Домрачев, глава Пижанского района
Сергей Журавлев, руководитель СПК «Победа» (Вятскополянский район)
Владимир Огородов, заместитель главы департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области
Олег Кочкин, директор компании «Вятка девелопмент»
Екатерина Орешкович, председатель совета директоров УК «Руснедвижимость»

Цена копеечная, земель много - «налетай». 257 тыс. гектаров вятских земель недавно перешли в областную собственность, чтобы быть переданными в аренду всем, кто пожелает (по цене всего от 60 до 100 рублей за га в год). Если арендатор окажется добросовестным, то земельный участок можно будет выкупить уже через три года. При этом сам покупатель может быть и местным, и из другого региона, и даже из-за рубежа. Как раз последние два пункта и вызвали у части общественности опасения.

Пустите в оборот
Владимир Огородов:

- Это решение было принято три года назад правительством области. Тогда, наконец, поднялся вопрос об оформлении невостребованных земельных долей. Речь идет о тех территориях, чьи собственники уехали или умерли, и земля которых не участвует ни в каком обороте. На момент приватизации в 1992 году примерно 220 тыс. га земли было выделено на частные паи. В среднем было рассчитано по 10 га на долю. Примерно треть из них сейчас не востребована, и ее нужно вернуть обратно в оборот. Мы решили, что сначала земли нужно оформить в областную собственность, а потом сдавать в аренду. Эту работу было поручено проводить предприятию «Вятское поле»: по заданию правительства Кировской области оно занималось составлением списков, подачей заявлений в суд. Межевание участков начиналось после того, как суд принимал решение, что на конкретные доли никто не претендует.

Сергей Журавлев:
- Я согласен с тем, что этой землей уже давно пора заняться. В свое время первый президент России «наподписывал» всякой ерунды, в результате чего многие земли оказались брошенными. Потом всем, кому нужно и не нужно, раздали эти доли. А сейчас у многих территорий, где уже долгое время растет трава, вдруг откуда-то появилось огромное количество новых хозяев. Эти земли какое-то время назад начали скупать совершенно далекие от сельского хозяйства люди. В итоге сейчас приходишь купить поле в 200 га для работы на нем, а там бегут к тебе люди: у одного 5 га, у другого 3. И пока ты с ними со всеми договоришься... В результате все налоги уходят мимо бюджета. Я долго уже смотрю на это и иначе, как бардаком, все происходящее назвать нельзя.

Владимир Домрачев:
- Только с 2011 года действует положение федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которому работа с невостребованными земельными долями отнесена к компетенции органов местного самоуправления поселения или городского округа. И сегодня муниципальные образования начали вести работу по невостребованным долям. Но возникает, как это часто бывает, денежная проблема: у органов муниципалитета нет средств даже на то, чтобы опубликовать списки дольщиков, не говоря уже о процедуре межевания земель. Тогда, еще до принятия закона, межевание проводила организация «Вятское поле», сейчас мы ищем варианты, как самостоятельно заняться этим вопросом.

Владимир Огородов:
- Процесс запущен, и сегодня в Кировской области уже в 28 районах есть участки, которые оформлены в собственность. Земля эта доступна для всех и вся основная работа еще впереди. Но надо понимать, что эти территории лишены какой-либо инфраструктуры, дорог, и не факт, что они станут востребованы инвесторами.

Очередной передел?
Владимир Домрачев:

- А вот тут возникает второй вопрос: кому в аренду будут отданы эти земли. Земля не должна бездействовать, но и приоритет для работы на ней должен отдаваться людям, которые проживают на территории конкретного района.

Олег Кочкин:
- Согласен. В нашем регионе масса земель сельскохозяйственного назначения, не использующихся по назначению и зарастающих лесом. И с каждым годом их будет становиться все больше и больше. Время от времени мне приходится с ними работать. И я думаю, что даже если их просто раздавать за копейки местным жителям, уже будет хорошо.  При том, что цена за эти гектары совсем небольшая, я бы даже сказал копеечная, частным фермерам будет очень выгодно работать на этих землях.

Владимир Огородов:
- Да, но общая экономическая ситуация в отрасли сегодня стабильна, закупочные цены не падают, идет развитие, а значит, нашим регионом могут заинтересоваться не только местные сельхозпроизводители, но и внешние инвесторы. Деньги и желание у них есть. Да и цены недорогие - от 60 до 100 рублей за гектар в год. Предложения уже были, в частности, на часть земель Советского района уже претендовала компания из Волгоградской области. Пока они, конечно, только интересовались, но дорога ни для кого не закрыта. У нас, конечно, не Краснодар, почвы тяжелые и кислые, но все проверяется на практике. Тем более примеры уже есть: одна крупная российская компания уже два года работает на наших землях, занимаясь льном, пшеницей, яровыми культурами.

Владимир Домрачев:
- Наша позиция другая. Если земля будет отдана на сторону, то находящийся за пределами района и даже области собственник не будет учитывать интересы нашего населения с точки зрения его занятости. Там, где есть работающие сельхозпредприятия, земля должна передаваться в аренду, либо в собственность им. Там, где сельхозпредприятия уничтожены, мы пытаемся приобщить к земле заново оставшееся в деревнях трудоспособное население. Надеемся, что вернутся к родной земле и те местные жители, которые пока работают на «вахте» за пределами района.

Екатерина Орешкович:
– На мой взгляд, землю можно передавать только  в аренду на любой срок с четким определением инструментов и условий по ее прекращению и конечно не за 60 рублей за гектар в год. Для сравнения: физические лица, взявшие землю в аренду для ведения ЛПХ, организации фермерского хозяйства, платят порядка 2-3 тыс. рублей за 1 гектар в год, что в 40 раз дороже предложенной цены. Вообще, вся эта акция с трехлетней арендой «за бесплатно» и последующим «бесплатным» выкупом земли за 10% от кадастровой собственности, напоминает «заказную» приватизацию  и  возможность для передела  последнего вида государственной и  муниципальной собственности – земли.

Сергей Журавлев:
- Я как на это дело смотрю: если человек придет и ему в аренду землю отдадут, он же подпишет определенные бумаги и коттеджей в любом случае не настроит. Не всегда удается обрабатывать земли только своими силами. У меня был такой случай: когда я 15 лет назад взял хозяйство, у меня не хватало техники и людей, чтобы заняться всеми землями. Пришлось сдать часть в аренду татарам. Но в результате я же ничего не лишился и ни разу не пожалел об этом.

Опасные чужаки
Владимир Огородов:

– Государство решило для себя, что собственное сельское хозяйство для него в приоритете. А значит, недалеко то время, когда инвесторы будут вкладывать и в вятское село, так как наш потенциал далеко не раскрыт. Сравним, к примеру, объем производства, который был у нас в Кировской области раньше, и тот, что есть сейчас. Полтора миллиона тонн зерна мы собирали еще в советском союзе, в прошлом году эта цифра равнялась у нас 735 тыс. тонн, молока же за прошлый год мы получили 516 тыс. тонн, тогда как в советский период у нас было 800 с лишним тонн молока. То есть Кировская область может быть сравнима по сбору урожая с южными регионами.

Олег Кочкин:
– Сейчас у департамента огромное количество земель сельхозназначения, но пока в очередь за ними никто не выстроился. Все потому, что слишком сложна процедура их оформления. Простой смертный никогда не смог бы довести всего процесса бумажного оформления до конца. И это хорошо, что именно департамент взялся за межевание и сделал эти земли доступными. Теперь на них просто можно работать.

Екатерина Орешкович:
– Однако земля - это невосполнимый ресурс, которому 5  млрд лет, и передача его в собственность кому бы то ни было после «добросовестной трехлетней копеечной аренды»  является крайне не обдуманным и безответственным решением в долгосрочной перспективе.

Владимир Огородов:
– Область не много теряет. Или кто-то арендует землю и платит 0,3% от ее кадастровой стоимости в год или сразу за 10% ее покупает: разница небольшая. Мы не намерены цепляться за активы: арендуешь, возделываешь, плати земельный налог. А от налогов уже сложно будет убежать.

Сергей Журавлев:
– А как же такая опасность, как китайцы? О них сейчас очень много говорят. Я считаю, за этими «узкоглазыми» парнями  смотреть надо «ой-ой-ой». Я эту «публику» знаю, они очень много брака делают во всем. Раньше у них была очень хорошая продукция. А сейчас... Купил недавно кеды и в этот же день выкинул: одна лопнула, вторая – намозолила ногу. У них развито хищническое отношение ко всему. Поэтому за тем, кто берет землю в долгосрочную аренду, должен быть жесточайший контроль.

Олег Кочкин:
– Опасней, я считаю, лишать область основной массы сельхозугодий. Через двадцать лет раскорчевывать лес под поля уже никто не будет. В регионе сейчас очевидно недостаточно собственных мощностей для обработки всех сельхозземель. Хотя, с другой стороны, я не верю в особый успех этого мероприятия. Все-таки, у нас область рискованного земледелия. Инвесторам куда выгодней вкладываться в такие же пустующие земли где-нибудь в Саратовской области, чем в наши.

Екатерина Орешкович:
– Передавая землю в собственность, регион  навсегда потеряет источник ренты, которая могла бы пополнять доходную часть бюджета в течении многих десятилетий. Во-вторых, нет никаких гарантий, что у передаваемых в собственность огромных территорий будет эффективный и ответственный  собственник, возделывающий землю по эко-технологиям, беспокоящийся о ее сохранении и возрождении. Скорее всего, земля будет интенсивно использоваться с применением химикатов, выступит предметом товарооборота, залога, может несколько раз поменять хозяина, в конце концов, после истощения плодородного слоя,  будет выведена из сельхозоборота и в худшем случае использована для заселения другими национальностями. Кто может «лоббировать» решение о передаче c/х земли в собственность в одной из самых больших по территории областей в европейской части России с приемлемым для жизни и сельхозпроизводства климатом? Тот, кому тесно в своей стране. Конечно, не хотелось бы рисовать для региона мрачную картину, напоминающую сюжет фантастического фильма, в котором китайцы, бешено размножаясь, заселяют российские территории,  но в современных реалиях мировой экономики, этого нельзя исключать.    

Подготовила
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru


Справка
В государственной собственности Кировской области находится 85 земельных участков, образованных в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 257189 гектаров.
Перечень свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, размещен на официальном сайте.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте