Неосвоенные миллионы

Неосвоенные миллионы

403 0

В 2020 году объемы регионального дорожного фонда вырастут более чем на миллиард от запланированных – до 8,4 млрд рублей. Практика прошлого года показала: выделение таких огромных сумм еще не означает, что они будут освоены.

Чиновники пеняют на подрядчиков, аномальную зиму и друг на друга, а депутаты заявляют о сбое в организации самой чиновничьей системы.

Запоздалые контракты

Как сообщил на заседании профильной комиссии ОЗС замминистра – начальник отдела дорожного хозяйства регионального минтранса Юрий Шевелев, в 2019 году объем ассигнований дорожного фонда превысил 7,9 млрд рублей. Расходы составили чуть более 7 млрд рублей: 4,8 млрд рублей было выделено из областного бюджета и 2,3 млрд – из федерального.

Так, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано 46,6 км автодорог местного значения в Кировской агломерации и 67,3 км региональных автомобильных дорог. На региональную дорожную сеть направлялось более 3,4 млрд рублей. В частности, около 340 млн рублей – на начало строительства автодороги Опарино – Альмеж, 67,8 млн рублей – на завершение работ по реконструкции моста через реку Юрья, 1,5 млн рублей – на устройство барьерного ограждения на разделительной полосе Южного обхода Кирова.

По ряду направлений часть средств не освоена. К примеру, из почти 400 млн рублей субсидий на проектирование, строительство и реконструкцию дорог с твердым покрытием до сельских населенных пунктов выполнены работы лишь на 61,8 млн рублей. Так, на капремонт автодороги Зуевка – Октябрьский – Городнище в Зуевском районе освоено 27,5 млн из предусмотренных 210,5 млн рублей. «Контракт был расторгнут в 4 квартале 2019 года в связи с невозможностью проведения работ из-за ошибки в проектной документации, – прокомментировал Шевелев. – Субподрядчик подобрал рецепт для стабилизации грунта. Позднее выяснилось, что такой грунт не будет отвечать характеристикам, необходимым для ремонта дороги». В настоящее время документация переработана, находится на госэкспертизе. Стоимость объекта не изменилась, добавил замминистра, ссылаясь на заверения подрядчика.

На 2019 год был запланирован первый этап капитального ремонта автодороги Среднеивкино – Воронье в Верхошижемском районе. Из-за банкротства подрядчика (ред.: «АБЗ-Оричи») контракт заключался повторно. В результате из общего объема ассигнований в 161 млн рублей исполнено лишь 29,2 млн рублей. Такой план-график был предусмотрен, добавил Юрий Шевелев.

Из-за недобросовестности подрядчиков не была в срок разработана проектно-сметная документация для дорог в Фаленском, Уржумском и Вятскополянском районах.

На строительство четырех участков улиц в новых микрорайонах Кирова предусматривалось 518,6 млн рублей (492,7 млн рублей – федеральные, 25,9 млн рублей – областные). «Завершены работы и приняты в эксплуатацию улицы Энтузиастов и Дорофеева. Работы по Попова и Мостовицкой не завершены, подлежат выполнению в текущем году. Объем неосвоения по ним составил 118,5 млн рублей, в том числе 113,5 – федеральные средства. Неисполнение произошло по вине подрядчика», – сказал Шевелев.

На содержание автоматической системы фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения выделялось 255,8 млн рублей. Из них 26,5 млн рублей не использовано. Из 100 млн рублей, выделенных из облбюджета администрации Кирова на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, израсходовано 7,4 млн рублей. Речь о двух контрактах, связанных с нанесением дорожной разметки и обустройства пешеходных переходов у образовательных учреждений.

По расходованию близка к идеалу ситуация по БКД. На нацпроект выделялось более 2,1 млрд рублей. «По нацпроекту все установленные паспортом показатели выполнены. Остались не освоены 28 млн рублей – по причине того, что администрация города формировала объекты в ноябре и заключала контракты в декабре. При объявлении контракта по установке освещения на проезжей части – от старого моста до границы со Слободским районом – была подана жалоба ФАС. Заключение контракта было передвинуто на конец декабря», – пояснил замминистра. И добавил, ссылаясь на заявление федерального минтранса: все средства, которые не использованы по нацпроекту, подлежат возврату в субъект. «Мы заявки подали, ждем решения на федеральном уровне», – сказал Шевелев.

В своем выступлении он акцентировал внимание на смене подхода к работам. По словам Шевелева, на сегодня по 64% запланированных на 2020 год работ готовятся, уже объявлены или состоялись аукционы. «Мы в этом году эти работы инициировали раньше. Надеюсь, это позволит более качественно подойти к исполнению бюджета», – резюмировал Юрий Шевелев. Всего в 2019 году из дорожного фонда не было использовано 677,8 млн рублей.

Бюджетные поправки

Первые в этом году поправки в областной бюджета также касались регионального дорожного фонда. На 2020 год дорожный фонд корректируется в целом на 1,3 млрд рублей. «В соответствии с законом о бюджетном процессе, если по итогам года остались неиспользованные средства дорожного фонда, они включаются в дорожный фонд на текущий финансовый год», – сообщила министр финансов Лариса Маковеева. Среди «перенесенных» средств – 400 млн рублей. Это поступления от акцизов на нефтепродукты, которые поступили в облбюджет в декабре 2019 года, почему и не были перераспределены. Неизрасходованные 677 млн рублей также перешли на текущий год.

Как следует из поправок к бюджету, на три ближайших года из федерации предусмотрено направлять Кировской области по 120 млн рублей ежегодно на внедрение интеллектуальных транспортных систем для автоматизации процессов управления дорожным движением в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. Эти деньги будут предоставлены МО «Город Киров».

Миллиард дополнительно дают на реконструкцию дороги Опарино – Альмеж. Основное финансирование – 900 млн рублей – запланировано на 2021 год. «Ранее их предполагалось направить за счет собственных средств, сейчас идет замещение федеральными средствами», – пояснила Лариса Маковеева. Для этой же автодороги прорабатывается вопрос о предоставлении более 400 млн рублей на продолжение реконструкции трассы на 16-километровом участке Скрябино – Пинюг.

Где планы?

По мнению депутатов, деньги сегодня есть, но это не означает, что они будут потрачены эффективно. В первую очередь, претензии прозвучали к контролю за расходованием дорожных денег со стороны МО «Город Киров».

Народные избранники поинтересовались судьбой «питерско-татарской фирмы, которая не справилась с работами по строительству улиц в Кирове». «Попала ли она в «черный список» или реестр недобросовестных?» – задали прямой вопрос депутаты.

Расходы выполнялись за счет дорожного фонда по федеральной программе «Жилище». Заказчиком выступал минстрой Кировской области, пояснил Шевелев. Доля фонда составила 25 млн рублей, остальные 480 млн рублей – федеральные средства. На вопрос депутатов, есть ли у дорожников более подробная информация, Шевелев ответил коротко: «Постольку-поскольку». И подчеркнул, что контракт с подрядчиком не расторгнут – он же и должен завершить работы.

Возникли у депутатов вопросы и к использованию материалов для дорожных работ. В частности, при закупке битума. При этом вспомнили прежние времена, когда денег не было, но все работы выполнялись в плановом порядке. «Раньше закупали на двух месторождениях, у подрядчика была свобода выбора. Сегодня закупают по 44-ФЗ. Соответственно, могут делать только входящий контроль материалов в лаборатории. При этом подрядчики погрязли в судебных разборках по поставкам и т.д.», – ответил замминистра.

По содержанию дорог он согласился с недоработками, напомнив, что в 2019 году была смена недобросовестного подрядчика. Однако, по заверению чиновника, свою лепту внесла и аномально теплая зима, «каких 140 лет не было». «При этом мы понимаем, что гарантийные работы будут устранять подрядчики. Это без вариантов», – подчеркнул он.

Депутаты все же попросили не винить аномальную зиму, а усилить контроль за ходом работ. Вопрос по исполнению бюджета дорожного фонда народные избранники предложили обсудить на депутатских слушаниях. И заслушать планы профильных министерств по дальнейшей работе. Спикер ОЗС Владимир Бакин предложил провести слушания в апреле. Ситуацию с расходованием бюджета в 2019 году он назвал чрезвычайной. «Вопрос даже не в неосвоении средств, неосвоение – это следствие. Это невыполнение запланированных работ», – подчеркнул Бакин. С учетом «повышенных строк расхода на дорожную деятельность в 2020 году и необходимости комплексного подхода к этой социально значимой строке расходов» он предложил в мае, с началом активного дорожного сезона, провести выездное совещание бюджетного комитета. С участием всех чиновников, задействованных в этой работе, и «с приглашением муниципальных образований, где мы видим, что выделяются средства, а организации для их исполнения нет».

По поводу работы муниципалитетов свое дополнение внесла и министр финансов. «Возникает много вопросов, связанных с освоением средств муниципальными образованиями. В связи с этим правительство приняло решение – поднять вопрос по контролю за составлением смет и контролю за дорогами на уровень субъекта. Прорабатывается вопрос о наделении этими полномочиями дорожный комитет. Для того, чтобы изначально смотреть за сметами, контролировать их, а дальше – следить за исполнением», – сообщила Лариса Маковеева.

Мнения:

Сергей Мамаев, депутат ОЗС:

– Вас содержание дорог устраивает? Сегодня раскидывают песчано-соляную смесь, а дорогу не чистят. Образуется вода и идет разрушение асфальто-бетонной смеси. Видимо, и ее качество плохо контролируется.

Укладываем новый асфальт – а он вылетел, потому что содержания нет. Возьмем для примера трассу по направлению Киров– Советск – Яранск. Практически непроезжая, хотя ее в прошлом году ремонтировали. По уржумскому направлению – аналогично. Почему деньги на ветер бросают? Значит, на содержание дорог надо обратить больше внимание.

В других регионах оно совершенно другое. Например, в Марийской Республике. Там денег выделяется меньше. Дорожная сеть тоже меньше, но она содержится по-другому.

И часто говорится, что содержание дорог – вопрос муниципальных образований. Они сегодня глубоко дотационные. Собственных доходов не хватает даже на содержание самих себя. Все эти вопросы необходимо предусмотреть. Аварии происходят каждый день, а у нас миллионы не освоены. По этим вопросам необходим государственный подход.

И почему сегодня (ред.: на бюджетном комитете ОЗС) присутствует не министр, а его заместитель? Министр сам должен отчитаться и рассказать о планах работы. Зам – это не сам. Пусть бы он сегодня краснел.

Роман Титов, вице-спикер ОЗС, председатель комитета по бюджету и налогам:

– Кировская гордума посылает представителей, когда рассматриваются вопросы по финансированию в том числе городских проектов. А администрация не отправляет, хотя к ним масса вопросов.

Сегодня мы по 120 млн рублей в год направляем на интеллектуальные системы управления дорожным движением, при этом видим, что в прошлом году город не смог справиться с элементарными задачами, связанными с безопасностью дорожного движения. Извините, наставили дорожные знаки в три ряда, как в Шанхае, а вафельная разметка у кинотеатра «Октябрь» слетела за два месяца.

Мы разговаривали с региональным минтрансом, у них нет рычагов воздействия на администрацию. Они деньги городу из бюджета выделяют, а потом с ужасом смотрят, как эти деньги осваиваются. Мы всегда направляем администрации приглашение принять участие в заседании Законодательного собрания. Приходите, когда рассматриваются ваши вопросы. У нас к вам много и вопросов, и предложений.

Юлия Усинская

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений