Чайная экспансия

06.05.2012 00:04:00 3182 0

Дмитрий Калинкович, герой рубрики "Next", всего за два года взрастил в Кирове чайную империю из полсотни магазинов и пары кафе.

Перед вами рассказ о том, как чай отвоевывает рыночное пространство у пива и о том, как он вообще путем «экспансии» становится все более модным напитком. Настоящую чайную империю из полсотни магазинов и пары кафе всего за два года в Кирове взрастил Дмитрий Калинкович, генеральный директор компании «Тибет». Почерпнув идею на Украине, закупая чай в Германии, он искренне убеждает, казалось бы, совершенно недоверчивых кировчан, что дорогой и качественный чай нам жизненно необходим. И судя по тому, с какой улыбкой он говорит о прибыльности чайного дела, мы этому убеждению поддаемся.

Но медленно. Пусть мы уже и наслышаны о «волшебных» свойствах пуэра, распробовали вкус чайного разнообразия, но все равно в большинстве своем, не задумываясь, покупаем стандартную упаковку из 25 пакетиков и довольствуемся именно ими в блаженные минуты наших чайных пауз. Альтернатива уже давно наступает нам на «пятки». И она, оказывается, безумно ароматна. Конечно, пахнут в офисе-складе Дмитрия скорее ароматизаторы (исключительно натуральные, утверждает он), а не только сам чай, но они безумно приятны и еще долго не «выпускают» наши головы из своего дурмана. «Потом привыкнете, и запах перестаешь ощущать», - разочаровывает нас Дмитрий.
До того, как Дмитрий вдохновился чайными идеями, он держал газетные магазины, занимался цветами открытого грунта, сотовыми телефонами. Чай победил.

Я слышала, идея о создании такого бизнеса пришла вам спонтанно. Как?
– Я однажды съездил на Украину к другу и отметил для себя то, что у них очень много чайных магазинов и кафе. На улице стояла жара 45 градусов, и всюду, куда бы я ни заходил, люди утоляли жажду чаем. Меня это удивило, у нас же по привычке все пьют пиво и квас. А так как я сам человек не пьющий, решил, что надо внедрить эту идею у нас. Я приехал, написал бизнес-план, но на год пришлось эту идею забросить. И только 20 июля 2010 года мы открыли первый магазин. Конечно, чайная культура в Кирове приживалась плохо. Народ  не особо реагировал на наши предложения, предпочитая покупать более дешевую, скажем, «Лисму». Надо было всем объяснять, за что нужно переплатить 10 рублей за 50 грамм чая. Этот процесс был долгим, но когда люди распробовали вкус чая, все «завертелось». Сначала мы открыли 9 магазинов, через год их количество по области возросло до 47.


Сейчас у вас сколько магазинов?
– Ни одного. Я все отдал в оперативное управление моим друзьям. Сам занимаюсь оптом: это и интереснее, и эффективнее. Кроме того, мы занимаемся продажей готового бизнеса – в России сейчас открыто порядка 50 магазинов по нашей франшизе. Мы увидели, что чай успешен и решили помочь людям зарабатывать деньги. А так как мы являемся прямыми дилерами немецкого завода, то цены у нас довольно привлекательны, в том числе, и для московских предпринимателей, которые тоже берут чай у нас. В столице у нас теперь и базы, и магазины, и договоры с сетями.

Это большая редкость – быть дилером немецкого завода...
– Да. В России всего три таких дилера. У этого поставщика достаточно жесткие условия, согласно которым мы должны забирать по 10 тонн чая в месяц. Если мы этого не делаем, то теряем связующую нить. Первое время было тяжело – склады ломились от чая. Постепенно покупатели нашлись.

С московскими  сетями вы сотрудничаете, а с местными, в том числе и федеральными?
– Я пробовал работать с ними, но мне не понравилось. У них слишком жесткие условия, они просят очень большую рассрочку (полгода), возвращают тот товар, который не продается. Нам удобнее работать с небольшими магазинами. С сетями можно сотрудничать в том случае, если дешевый чай расфасовывать по красивым коробочкам и дорого его продавать. Тогда можно и зарабатывать. У нас же другой подход: мы используем качественную и дорогую ароматизацию.

Дмитрий идет показывать нам свои закрома. Честно, говоря, коробок и пакетов чая на складе много – где-то 14 стеллажей. И не могу не повториться, какой стоит аромат… На упаковках написаны разные названия чаев и добавок: ваниль, василек, черника, мандарин. Дмитрий разрезает один из мешков, показывает нам кусочки цукатов, лепесточки. Все действительно натуральное, в маслах. «Сам чай собирается и в Китае, и в Индии, и в Непале, и в Кении. А завод по ароматизации находится в Германии», - говорит он.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И вопрос, который вам задает, наверное, каждый ваш новый покупатель: чем отличается ваш чай от стандартного из «магазина через дорогу»?
– Отличие хорошего чая от плохого в том, что плохой заварится в любой воде: и в холодной, и в горячей. Хороший чай в холодной воде не заварится. Понятно, что если его оставить на час, то какой-то осадок он даст, но в целом не заварится. Еще отличия: некачественный чай отличается масляной пленкой сверху, странным осадком, вкусовыми качествами. Я раньше тоже не видел разницы, сейчас же очень просто отличу искусственные добавки от натуральных. Это то же самое, что, к примеру, сравнить сено с соломой. Почему корова не будет есть солому? Потому что она крупная,  жесткая, в ней мало питательных веществ. И с чаем точно также. Сама трава одинакова, но собирать и обрабатывать ее можно по-разному: в разные периоды, применять разные технологии, использовать разные добавки.

Но хоть какие-то стандартные чаи в магазинах можно пить?
– Я бы не хотел говорить ничего плохого о конкурентах. Могу только рассказать об одном случае. Мы сдавали пакетики чая (не скажу, какой фирмы, скажу только, что она очень популярна) на анализы и выяснилось, что при определенной температуре эти пакетики выдают синий осадок. То есть они наполнены неполезными для организма химикатами. В целом же можно выделить три уровня чаев. Низший – пакетированный, средний – низшая ароматизация, и высший – высшая ароматизация. Практика показывает, что во время своего развития человек в большинстве случаев переходит с одного уровня на другой. Если вы пробовали качественный чай и пили его хотя бы неделю, то другой чай вы уже просто не сможете пить.

Сколько у вас всего видов чая?
– Около семисот.

Ничего себе. А цены какие?
– От тридцати рублей до шести тысяч за 50 грамм.

Это что за чай, «золотой»?
– «Жемчуг дракона».  Некоторые про него в шутку говорят: «Из Афганистана, что ли?». Это пуэр – земляной чай. Ему 18 лет,  и он обладает очень сильными свойствами – выпиваешь чашечку, засекаешь минут пять и понимаешь, что сердце начинает работать намного эффективнее, работоспособность повышается. А если выпить его на ночь, то можно до утра не уснуть.

Нас взбодрила эта информация. «Надо скинуться всей редакцией на этот чай. Тогда можно будет выпить его в понедельник и спокойно работать до пятницы без сна. А если еще и несколько раз можно заваривать, то хорошо сэкономим», - пошутил фотограф.

В Кирове вы – чайный монополист?
– Конкурентов себе я не вижу. Почти каждый, кто занимается чаем в Кирове, берет его у нас. Это быстрее и легче, чем ехать в Москву. И нас очень сложно теперь сместить с этих позиций. А если учесть, что интерес к чайной культуре постепенно возрастает – мы будем расти и дальше. Пока еще наблюдается переменный спрос, падающий летом. Все же не все знают, как чай утоляет жажду и поэтому предпочтение отдается пиву и квасу.

Чайная «империя» в ее сегодняшнем состоянии прибыльна?
– Прибыльна (хитро улыбается). Есть позиции чая, на которые идет очень большая накрутка, есть те, у которых поменьше. Пусть моя прибыль останется тайной, но заниматься этим бизнесом очень выгодно. Только вот чайные кафе пока успеха не имеют. Кирову такие «заведения трезвости» пока не нужны. Если бы в них продавалось пиво, то количество клиентов в них было бы больше. А у нас сейчас как, даже если в кафе приходит семья с детьми, то взрослые обязательно берут пиво.

Но вы, я так понимаю, принципиально стоите на своем: ваши заведения остаются чайными и не станут алкогольными?
– Я с гордостью готов сказать – мы боремся с алкоголизмом народа всеми силами. Уже многие мои знакомые стали пить чай вместо водки. Эффект, к примеру, от пуэра и от водки почти одинаков, только если под влиянием алкоголя организм находится 15 часов, то от чая -  в разы меньше – час-полтора. Кроме того, пуэр обладает и лечебными свойствами – лечит от ста болезней. Нынешняя молодежь уже проникается этими идеями.

Идем еще в небольшой магазин рядом с офисом Дмитрия. Там все предельно просто: на полках огромный выбор чаев в стеклянных баночках, тут же горячая вода, чтобы распробовать разные его виды, не отходя от кассы. Сначала мы «нанюхались». Совершенно не представляла, что чай может быть таким разнообразным. Попробовали и чай, и весьма недурной кофе. Потом Дмитрий рассказал патриотичную историю о том, что Россия была когда-то тоже родиной чая – мы сами собирали и пили Иван-чай. Однако позже борьбу за рынок мы проиграли и теперь этим чаем в России занимаются лишь несколько предприятий. Есть он и у Дмитрия, только попробовать мы его не успели. Он совсем родной – пахнет цветами и медом.

Беседовала
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений