Держится ли цветочный бизнес на четырех праздниках?

Держится ли цветочный бизнес на четырех праздниках?

2425 0

Еще лет 5-7 назад перед покупателем букетов не стояло сложного выбора: зайди в цветочный магазин, выбери из трех-пяти видов желаемый цветок, определись между прозрачной пленкой или гофрированной бумагой, цветом ленты - и иди довольный домой. Сегодня муки выбора начинаются с поиска точки: обычный ларек у остановки, отдел в торговом центре или салон премиум-класса. Кажется, что флористический бизнес сегодня процветает не хуже нефтяного. Но эксперты считают, что он просто подстраивается под запросы людей.

Рост физического рынка

Россия –  крупнейший в мире потребитель срезанных цветов. Эксперты включают ее в шестерку стран-лидеров по импорту после США, Германии, Нидерландов, Великобритании и Франции. Реальная емкость российского цветочного рынка в 2019 году оценивалась в 40 млрд долларов, что чуть больше 2,5 млрд рублей.

По последним данным, объем национального рынка составлял 1,6 млрд срезанных цветов (поштучно). Сейчас же аналитики на выставке «ЦветыЭкспо» заявили об увеличении физического объема до 2025 года более чем до 2 млрд штук.

Однако доля российского производства в нем, по заявлениям экспертов, – всего 15%. К тому же отечественные цветоводы констатируют предбанкротное состояние отрасли.

Тиски для цветоводов

«Цветочный рынок в России не просто перестал расти, он умирает. Сегодня даже наиболее устойчивые предприятия перестали зарабатывать, а те, кто имеет долговую нагрузку, и вовсе обречены», - прокомментировали текущее положении в отрасли отечественные производители цветов журналистам «Эксперт Онлайн».

Как и у большинства предпринимателей и производителей, причина непростой ситуации у российских цветоводов – увеличение налоговой нагрузки. С января 2019 году на цветочную отрасль перестал распространяться единый сельхозналог в 6%, и производители стали платить НДС по ставке 20%. К тому же за последние лет пять таможенная пошлина для импортеров снизилась. А в созданной в прошлом году Национальной ассоциации цветоводов и вовсе отмечают, что цветочная отрасль — практически единственная в России сфера сельского хозяйства, которая не получает государственную поддержку.

Зависимость от импорта

Поэтому российский рынок торговли цветами напрямую зависит от импорта. Однако такая ситуация не выбивается от общей картины в Европе. Так, во Франции доля импортных цветов – 80%. Больше, чем в России, импортируется цветов в Великобритании. И это несмотря на некоторые ограничения. В частности, в 2015 году Россия ужесточила правила ввоза цветов из Нидерландов, в результате их доля сократилась с 38,9% до 11,6% (к 2018 году).

Oтчacти oбъeм pынкa pacтeт и из-зa пoвышeния cтoимocти нa цветы и букеты. Ecли в 2012 гoду средняя poзничнaя цeнa oднoгo цвeткa равнялась 69 рублям, тo в 2020 гoду oнa yжe пpeвыcилa 104 рубля.

Популярность премиум-салонов

Согласно данным портала «Бизнес и закон», около 70% объема продаж цветов пpихoдитcя нa небольшие цветочные павильоны и ларьки. Но в последние годы растет и популярность сложных, экстравагантных букетов. И вместе с этим - чиcлo пpeмиyм-бyтикoв: 20% от общего количества флористических точек. Остальная доля приходится на онлайн-магазины и службы доставок.

«Количество точек продажи цветов, отделов, магазинов, салонов – кто, как себя позиционирует, - растет. Сегодня их больше, чем когда-либо. И если твой магазин был один на районе и все местные жители ходили за цветами к тебе, то с появлением конкурента на соседней улице часть покупателей уйдет к нему – из-за нежелания стоять в очереди или дефицита тех или иных цветов. Поэтому остается не просто надеется, что клиент выберет именно нас, проверенных людей, а приходится придумывать способы, приемы привлечения новых клиентов. Они мощный двигатель развития, – говорит руководитель розничной сети «Макси Флора» Марина Ральникова.

Владелица мастерской букетов и керамики «FLOWER BAR» Мария Новоселова считает, что сегодня на рынке существует очень много цветочников старой школы, которые привыкли к бюджетному стандарту.

«Я же хочу показать людям, что красивое –  важнее. Всегда сравниваю: вы можете купить советскую стенку или минималистичный стеллаж в «Икее». Цена и функционал не сильно отличаются, а эстетическая разница велика», - поясняет предприниматель.

«Причина «размножения» цветочных магазинов заключается в мнимой уверенности стартаперов, что этот бизнес простой и дешевый, хорошо живет за счет Дня знаний, Дня учителя, Дня всех влюбленных и 8 Марта, – коментируетмаркетолог кировской сети «Цветы дешево» Алексей. - Но на четырех днях бизнес не построишь. Необходима его правильная организация: упор на рекламу и грамотный, удобный сервис».

Воспитанный изысканный клиент

«За 25 лет существования нашего магазина в цветочном бизнесе произошли серьезные изменения: цветы стали покупать чаще и в больших объемах. Причем сегодня покупатель стал более изысканным, утонченным, разбирающимся в цветах и сортах», – говорит Марина Ральникова.

По ее словам, раньше в цветочных магазинах был представлен стандартный ассортимент: розы, тюльпаны, лилии, хризантемы. Сегодня в витринах рядом с ними стоят необычные экзотические цветы. Изменился, разбогател и ассортимент упаковки. Еще несколько лет назад покупатель приходил, брал букет и заворачивал его в прозрачную пленку, перевязывал лентой и довольный уходил. Затем пришла мода на многослойное оформление букетов даже из трех цветков. А сегодня запросы клиентов сбалансированы: один просит элегантной лентой перевязать букет, другой – упаковать в разноцветную матовую бумагу. Да и подход к цветам изменился. К примеру, если раньше желтые цветы непременно предвещали измену, то сегодня они символизируют богатство и солнце, которое не хватает кировчанам.

«Наши клиенты стали более избирательны: они хотят не просто цветы, перевязанные лентой. Они хотят красиво оформленные букеты, которые видят в различных пабликах, в инстаграме, рассказывает Алексей.– Работа флориста – творческая. Мастера сами привносят что-то свое, какие-то новые фишки. При этом и руководство отправляет сотрудников на учебу, и само проходит обучение, курсы повышения квалификации в крупной школе флористов. Пройдя его, мастера приходят с новыми подходами, нетипичными решениями в оформлении и сборке букетов - и это круто! Такие шаги улучшают рынок. Сегодня люди приходят не за цветами, а за букетами!»

«Раньше букеты собирались без определенных техник, составлялись интуитивно, по принципу «как гармоничнее смотрятся выбранные цветы в букете». Сейчас в флористической отрасли есть множество техник: параллельные, спиральные и многие другие. Мы формируем вкус клиентов, а их требования – наш ассортимент и возможности, – продолжает Марина.– Сегодня клиенты заказывают и большие сборные букеты, и праздничные коробки с цветами, дополнительными аксессуарами и отделениями для подарков, колец или сладостей, огромные цветочные кашпо. Раньше такого не было».

Она отметила: помимо рынка флористических магазинов растет и рынок поставщиков цветов. К стандартным Голландии и Нидерландам присоединились и Россия, и Кения и Эквадор. Даже обычные садоводы выращивают цветы не хуже и продают их флористам, составляя конкуренцию крупным поставщикам. «В нашем бизнесе изменились и система учета данных, и сам сервис: сегодня сами клиенты диктуют, как нам работать, - рассказывает Марина Ральникова. - К примеру, сегодня у  «Макси Флоры» есть продукт для корпоративных клиентов «Цветоплан». За клиентом закреплен менеджер, который составляет персональный событийный календарь, и сервис автоматически напоминает о важном событии. Плюс для таких покупателей действует и персональная скидка в нашей сети».

Специфика цветочных проблем

«В нашем бизнесе есть очень много факторов, от нас не зависящих. К примеру, мы боремся за качество цветка. Цветок – товар живой. Заказывая у поставщика один сорт, одну расцветку и размер, можно получить совершенно другой, –продолжает предприниматель. – И это не совпадает не только нашим ожиданиям, но и ожиданиями клиентов. Покупателю бывает сложно объяснить, что он не получит желаемый букет пионов с огромными шапками в декабре, потому что для этих цветов – не сезон!»

«Проблема, на мой взгляд, в недостаточном уровне жизни наших соотечественников. Не все могут себе позволить букет цветов даже по праздникам, а уж что говорить о свежих цветах каждую неделю», – считает Мария Новоселова.

«Еще одним трудным аспектом нашей работы являются кадры. Мало взять человека, который готов продавать букеты, разговаривать с клиентами, ориентировать их среди ассортимента, стремиться узнать, кого  поздравляют, черты характера получателя, но еще и важно, чтобы он умел и готов был творить своими руками красоту, – продолжает специалист «Макси Флоры». – Зачастую приходят чудесные продавцы, которых мы бы с удовольствием взяли, но у них нет художественного вкуса и чувства стиля»

Конкуренция

«Чем больше конкурентов, тем круче виражи! Мало кто делает хорошо и красиво, в основном – это работа, основанная на получении прибыли и отсутствии интереса и любви к цветам и к своим заказчикам», – заключает Мария Новоселова.

«Как таковых проблем у нас нет. Единственное затруднение в ведении такого бизнеса – высокая конкуренция. Сейчас в Кирове очень много точек продажи цветков, – поясняет Алексей. – Именно не букетов, а цветов. У большой компании больше точек, больше клиентов. А есть и простые ларечки. Многие не понимают, что если торговая точка мала и в ней цены на букеты  низкие, то это означает, что у цветов и качество будет не лучшим. Посудите сами: если клиентопоток невелик, то завезенные цветы остаются и постепенно вянут.

Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений