Потребление со смыслом

В России осознанное потребление находится в стадии зарождения. И если частные лица становятся все более активными в этом аспекте, то вопрос, насколько экопродукты интересны для бизнеса и готовы ли предприниматели воспитывать осознанность потребителей, пока остается открытым. Хотя в Кирове такие практики есть, о чем шла речь в очередном эфире "Разворота на бизнес". (16+)

15.03.2020  649

Участники:

- Екатерина Матенцева, руководитель компании «МиКо»

- Ильяс Агаев, директор компании «Водовоз» Сергей Хорошев, менеджер «ЛеруаМерлен Восток»

- Татьяна Демина, генеральный директор УК «Азбука быта»

- Наталья Поздышева, руководитель агентства «ЛиСа: Люди и Связи»

- Олег Лодыгин, владелец сети магазинов IMaster

- Алексей Шаклеин, владелец барбер-шоп Snob

К осознанности через домашний быт

О. Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»):

- Готовясь к эфиру, изучал тему, в том числе практики других стран. В Берлине, например, школьников учат минимизировать количество упаковки, использовать сухой шампунь, так как для него вообще не нужен пластик. Семьи (не выживающие за чертой бедности, а богатые) не имеют личных автомобилей, а ездят на велосипедах и общественном транспорте. Люди не выбрасывают одежду, а либо сдают ее на переработку, либо отправляют в страны третьего мира или сдают в секонд-хенды. Когда сам был в Берлине, видел, что в городе минимум иллюминации, все скромно, в то время как в России витрины и рекламные таблоиды переливаются огнями. Там даже в экомаркетах внедрен раздельный сбор мусора. Немцам все это привычно, их приучают с детства.

Е.Матанцева:

- В первую очередь за счет внедрения практики осознанного потребления [ОП – далее по тексту] ты стараешься сделать свою жизнь комфортной и безопасной. Сегодня забота об окружающей среде больше характерна для молодого поколения – тех, кому сейчас 20–25 лет. Наверное, в этом можно увидеть предпосылки: развивается более молодое предпринимательство, которое делает свой бизнес экологичнее.

И. Агаев:

- Наша компания еще не достигла стандартов полного ОП, но мы в начале пути. Что сделали? Принципиально отказались от использования одноразового пластика, не выходя на рынок маленьких пластиковых бутылок. Нашли многоразовые, без токсичного бисфенола. Еще одно решение ОП – цифровизация: современный мир сам так или иначе двигает нас к отказу от применения тех или иных вещей. После разработки цифровой платформы мы в компании отказались от бумагооборота, перейдя от приема заказов на бумаге к электронным счетам. Эффективность выросла: один бухгалтер обрабатывает почти 5 тысяч клиентов. Это первые шаги в ответственном потреблении. Второй блок – сознательная работа по исключению пластикового мусора из основных отходов. Мы заключили договор с компанией по производству полимерпесчаной плитки. Последнее наше нововведение: курьеры, доставляющие воду, снимают защищающие бутыли от уличной грязи целлофановые пакеты и привозят их обратно на производство.

Как экономить на ресурсах

С. Занько, руководитель Информационного центра по атомной энергии в Кирове (ИЦАЭ), ведущая «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»):

- Как, следуя принципам ОП, предприятия потребляют электричество, тепло, используют человеческие ресурсы?

Е. Матанцева:

- На самом деле люди часто негативно воспринимают, когда им говорят: «Надо делать так!» Я убеждена, что каждый из нас на самом деле экологичен. Кто-то ездит на велосипеде, потому что ему это нравится, и в то же время он экологичен, потому что не использует отравляющие газами воздух машины. Кто-то выключает воду только потому, что экономный, но по сути, сохраняет природный ресурс. Просто необходимо понять, как тебе комфортнее. Так же и на работе, на предприятии. Мы ежегодно вводим новые экопрактики. Сначала сделали рециркуляцию воды, позже подобрали эмульгаторы для кремов, не требующие нагрева, что позволяет экономить электричество. Затем – так же для экономии энергии – сделали стеклянные стены, светильники с датчиками движения. Задумались над тем, чтобы не применять в интернет-магазине упаковку с традиционным скотчем. Полгода не могли перейти, пришла новая команда – и через две недели перешли на новый уровень: начали использовать бумажный скотч и картонные подложки под стеклянные баночки и складные коробки, не требующие фиксации скотчем.

С. Занько:

- Растет ли число потребителей, готовых отдавать дополнительные деньги за то, что вы производство с ОП?

Е. Матанцева:

- Когда приводятся опросы, люди отвечают: да, готовы, они же не враги своей семье. А по факту, когда приходят в магазин – берут воду с бисфамином и в пластиковой бутылке, которую затем выбрасывают в обычную мусорку. На заседании Фонда дикой природы, куда люди пришли осознанно, на вопрос, готовы ли они переплатить 30% за экологичность, лишь 10–20% дали утвердительный ответ. На вопрос, у кого дома стоит экологичное средство для мытья посуды,  только 15% аудитории подняли руки. Говорят, что готовы покупать экологичные товары и на 30%, и на 50%, и на 100% дороже. Но не факт, что на самом деле это делают.

Признак высокой культуры

С. Занько:

- Как управляющая компания «Азбука быта» начала активно заниматься раздельным сбором мусора и экодвижением?

Т. Демина:

- Раздельный сбор мусора – это признак высокой культуры горожан. С предложением вышли сами собственники квартир, а мы организовали процесс. Эта практика не так проста, как может казаться. Первый опыт был печальным: мы установили контейнерную площадку, поставили три открытых бака по фракциям – жестянка, бумага, пластик. Однако жильцы сортировали не весь мусор. Тогда привлекли волонтеров, и стали открывать площадку на полчаса каждую субботу. Сейчас жильцы приходят с уже с отсортированными отходами. С ноября прошлого года мы собрали 148 кг макулатуры, 11 кг ПЭТ, 4 кг железа и 1 кг алюминия. Все это передали организации на переработку. Сумма выручки незначительная – 1 956 рублей. Эти деньги направим на благоустройство любой территории нашего района.

С. Занько:

- Стоит отметить, что министерство экологии Кировской области разработало проект: в нескольких пилотных районах региональный оператор установит раздельный сбор мусора и снизит цену за вывоз ТБО. Объемы будут измеряться определенными датчиками на контейнеры, которые срабатывают по факту полного заполнения бака. Также Минприроды РФ предложило отменить сбор с населения за раздельный сбор мусора и переложить расходы по утилизации раздельных отходов на бизнес.

Т. Демина:

- Интересно, как этот пилотный проект себя покажет даже с технической точки зрения. Как будут работать эти датчики? Элементарно надо понимать, как правильно положить бутылку в бак.

С. Занько:

- Различный пластик необходимо уметь сортировать. Покупая эту же воду, ты должен уметь отличать пластик, из которого изготовлена бутылка, – перерабатываемый он или нет. В «Леруа Мерлен» проходят мастерклассы по сортировке мусора.

С. Хорошев:

- Действительно, мы уже несколько лет занимаемся раздельным сбором мусора, проводим различные мастер-классы по этому направлению. Обучаем людей, что и как разделять. Не просто выдаем брошюры, а из уст в уста преподносим эту информацию. Для школьников и студентов проводим мастерклассы по экосистеме и квесты для осознания проблемы и необходимости следить за тем, сколько ты потребляешь пластика и как ты его перерабатываешь.

Телефон: ремонтировать или выбросить?

О. Лодыгин:

- В нашей компании есть постоянный расход – телефонные аккумуляторы, которые нельзя закапывать в землю и проблематично утилизировать. Литейные полимерные аккумуляторы отличаются от батареек: они взрывоопасны, при этом могут быть подвержены переработке. Мы сдаем аккумуляторы в сеть «Ключ здоровья» и «Леруа Мерлен». В месяц выходит 150 штук – это большие объемы. Также используем минимальный бумагооборот. Запчасти от телефонов храним: часть используем, часть – отправляем на утилизацию.

О. Прохоренко:

- С точки зрения ОП сервисы по ремонту техники – это вторичное использование техники? Пришел, сдал, заплатил больше и пользуешься своим же аппаратом, отремонтированным за счет б/у деталей.

О. Лодыгин:

- Есть расхожее мнение, что телефон работает 2–3 года, а потом батарейка садится, становится плохо слышно. Со всеми телефонами так, и люди меняют аппараты. У Apple есть смысл поменять батарею, почистить сеточки и использовать дальше, так как железный корпус не расщепляется. Но необходимо разделять аудиторию: если человек покупает телефон за 100 тыс. рублей, то ходит потом с ним года три. Кто-то гонится за новыми моделями и каждый год обновляет телефон, продавая старый. Есть люди, которые меняют телефоны раз в два или три года. По сути, телефоны сегодня идут по наследству. Но говоря от трендах, 20% гонятся за модой, остальные – готовы обслуживать свою технику.

С. Занько:

- А как можно реализовать идеи ОП в парикмахерской?

 А. Шаклеин:

- Эти идеи, как мне кажется, реализуются во всех сферах. Вопрос в другом: готовы ли люди платить за это деньги? У нас отходов немного – в основном волосы, которые копятся килограммами. Утилизируем их и одноразовые мужские бритвы. На мой взгляд, больше ответственности лежит на компании, занимающейся упаковкой. Все товары на витринах магазинов сделаны из абсолютно разных материалов, некоторые утилизировать трудно. Согласно статистике, из отходов, которые сегодня везут на полигоны, порядка 90% можно переработать, но не всегда это так работает. Не у всех есть осознание, что мусор – не просто отходы, а вторичный ресурс.

С. Занько:

- Как эта осознанность влияет на бизнес?

А. Шаклеин:

- Мы являемся дистрибьюторами упаковочных изделий. В офисах можно заметить корзины, наполненные бумагой. И мы с одним перерабатывающим предприятием разработали специальные боксы для макулатуры. Пытались транслировать на перерабатывающие организации, но нас не поддержали из-за горючести материала. Сейчас разрабатываем огнестойкие боксы.

с. Занько:

- ИЦАЭ Кирова стал организатором и участником нескольких мероприятий «Эко недели». Все они были направлены на бизнес-аудиторию. Нам было интересно изучить «спрос» на осознанное потребление и научный подход к этому вопросу. Аудитории, полные участников, говорят сами за себя – спрос большой.

Н. Поздышева:

- У нас в городе достаточно много производств с осознанным потреблением, но об этом почему-то мало кто говорит, как будто стесняются. Если ты делаешь – говори! Не ради пиара, а чтобы люди тянулись! На одном из мероприятий интенсива «Эко недели» выступала многодетная мама. Рассказала: ее семья из 8 человек, живущая по принципам ОП, раз в неделю выбрасывает мусор в пакете, остальной – разделяет. Здесь остаются вопросы и к руководству города и области: горожане хотят этим заниматься, готовы, но не знают, куда сдавать мусор, где специальные контейнеры?

Подготовила Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Петр Кочетов: "Одного права лишили, а другого не дают"
Петр Кочетов: "Одного права лишили, а другого не дают"

Общепит в глубокой яме, и у бизнеса нет права что-то изменить. Оно есть у чиновников и контролирующих органов. Предприниматели готовы работать в новых реалиях, у них есть конструктивные предложения, как открыть сферу и спасти тех, кто смог выжить. Своим мнением от лица всех представителей отрасли поделился управляющий партнер сети "Сели-Поели" Петр Кочетов.

  1014  16

Что власти приготовили бизнесу?

Снижение критерия по потерянным работникам, исключение обязательной регистрации договоров аренды, уменьшение в два раза платы за патент для всех его держателей. На неделе депутаты ОЗС приняли ряд законопроектов, разработанных "серым" домом в рамках региональных антикризисных мер по поддержке бизнеса.

  402  2

"Деньги должны работать"

Что сделал регулятор для поддержания экономики, ожидать ли дальнейшего снижения ключевой ставки, что будет с ценами и стоит ли прятать деньги под подушку? Эти темы "Бизнес новости" обсудили с управляющим Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка России Сергеем Крюковым.

  757

Придется адаптироваться

Мир изменился, экономика изменилась, потребитель изменился. "Как в новых реалиях не сойти с ума предпринимателю?". Об этом "Бизнес новости" спросили дипломированного психолога, гештальт-практика, бизнес-коуча, тренера, специалиста по обучению персонала Ларису Анферову.

  338


Самоизоляция изменила моду на смартфоны в Кировской области

Tele2 в Кировской области проанализировала предпочтения покупателей смартфонов в период самоизоляции. При выборе гаджетов кировчане стали придерживаться «золотой середины» и отказались от очень дорогих и самых дешевых моделей.

  104