Вверх по льду

Ледолазание – одна из спортивных визитных карточек Кирова. Вот уже более двух десятков лет в городе проходят соревнования российского и международного уровня. О том, как появилось ледолазание на вятской земле, какова стоимость снаряжения и сколько тысяч просмотров набирают прямые трансляции, "Бизнес Новостям" рассказал вице-президент федерации альпинизма России Павел Шабалин.

22.03.2020  762

- Павел Эдуардович, с чего началось кировское ледолазание?

- В начале 90-х меня избрали в правление федерации альпинизма России — ответственным за новые спортивные направления. В то время у классического альпинизма начали появляться различные разновидности. Одним из них и стало ледолазание. Мы съездили во Францию в очень интересное место недалеко от Куршавеля. Там на площади в 10 квадратных километров — 186 замерзших водопадов. И на них проводятся соревновани. Выглядит эффектно! А в самом Куршавеле заливали льдом осветительную опору и тоже на ней состязались. Для нас все это было в диковинку.

Вернувшись в Россию, решили что-то подобное организовать и в Кирове. Договорились с руководством стадиона «Локомотив», чтобы нам предоставили одну из матч освещения. Сказали: сейчас (это был 1996-й) проведем здесь чемпионат России, через год пригласим иностранцев, а в 2000-м будет Кубок мира! Смеялись, не верили, а в итоге так все и вышло!

- В чем, на ваш взгляд, специфика ледолазания?

- Я сравниваю его с биатлоном. Более или менее бегать на лыжах могут все, а людей с устойчивой нервной системой, которые не отвлекаются на стрельбище, умеют сосредоточиться и быстро восстанавливаются — единицы. Они и приходят в биатлон. Именно поэтому он никогда и не станет массовым видом.

То же самое и здесь — далеко не каждый скалолаз преуспеет в ледолазании, поскольку есть множество нюансов. Один из них — холод, который надо терпеть, поскольку это зимний спорт, и соревнования проходят на открытом воздухе.

- Насколько ледолазание - затратный вид спорта в плане финансов?

- Заниматься им относительно недорого - с хоккеем не сравнить. В Кирове занятия проходят бесплатно — на скалодроме спорткомплекса «Трамплин». Областная федерация построила его за свой счет и передала спортшколе №3. Система искусственного оледенения позволяет проводить тренировки с сентября по апрель.

Берем ребят и девчонок, начиная  с 10-летнего возраста. Занимаемся их комплексным развитием: скоростными и силовыми качествами, выносливостью. Годам к 14-15, когда организм «раскрывается», решаем, в чем человек преуспеет больше - в «скорости» или «трудности», и в дальнейшем делаем акцент на это.

Если мы видим, что у спортсмена есть перспективы, должный уровень подготовки и хорошие результаты, его переводят в учебно-тренировочную группу и выдают все необходимое снаряжение: страховочные систему, каску, ледорубы, ботинки с «кошками».

Те, кто по каким-либо причинам пока не тянет, остаются в спортивно-оздоровительной группе. Здесь за занятия платят родители, но цена вопроса не критична. Скажем, простенькие ботинки обойдутся в 2-2,5 тысячи рублей, ледовый инструмент (1 пара на 5-6 человек) — в районе трех тысяч.

- Какое снаряжение используют спортсмены?

- До конца 90-х годов - только импортное. Потом, с ростом популярности ледолазания, появились и отечественные производители, в том числе и в Кирове.Это, к примеру, компания «Вертикаль», которая работает как на внутренний рынок, так и на экспорт — под брендом «IceRock». В 1998 году ребята вышли на нас, сказали, что хотят производить снаряжение для альпинизма и ледолазания, попросили дать советы, рекомендации. С тех пор компания серьезно выросла, и сейчас у нее приличный ассортимент.

По нашим чертежам и разработкам делают специальные «кошки» и ледорубы, помогают ведущим спортсменам.

Есть фирмы и в других городах. Причем качество оборудования и снаряжения такое высокое, что продукцию охотно покупают и иностранцы. Тем более что цена по сравнению с зарубежными образцами значительно ниже.

Вообще, по мере развития ледолазания экипировка становилась удобнее и комфортнее. Скажем, 20 лет назад ботинки весили по 2 килограмма каждый, сейчас — грамм по 500.С учетом нагрузок, с которыми сталкиваются спортсмены, разница серьезная.

- Сколько человек занимаются в России ледолазанием и скалолазанием?

- Ледолазанием около тысячи человек — если брать все возрастные категории, от детей до ветеранов. Кроме того, есть такой фактор, как текучка. Кто-то позанимался - не понравилось. Другие, напротив - приходят в ледолазание из других дисциплин.

Скалолазание более массовое. Так, помимо нашего, в Кирове есть четыре скалодрома. Это массовость совсем другого уровня, и мы ее поддерживаем, в том числе и с помощью различных проектов. Скажем, в спорткомплексе «Родина» оборудовали небольшие ярко оформленные детские скалодромы (я бы даже сказал «скалодромчики»). Проводим там различные праздники, продаем абонементы. Обучаем родителей основам страховки, и дети занимаются под их присмотром, переходя от одной дорожки на другую. Но, конечно же, за всем следит наш инструктор. По-моему, очень интересная идея — папы с мамами вовлечены в занятия, а не сидят в коридоре, а ребятишки с удовольствием тренируются.

- Спортсмены-ледолазы - профессионалы или у них есть другая работа?

- Даже если говорить о ведущих спортсменах, они полупрофессионалы. Скажем, Мария Толоконина, один из сильнейших ледолазов мира — тренер, у нее есть своя группа, Николай Кузовлев - инженер, 8 часов в день он работает. И так у большинства — на призовые не прожить.

В Кирове 10 ледолазов находятся на ставке в Центре спортивной подготовки. Но, во-первых, она не полная, а, во-вторых, не столь велика. Поневоле приходится где-то подрабатывать. К примеру, ребята летом занимаются промышленным альпинизмом — это и дополнительные деньги, и физическая нагрузка в межсезонье.

Справедливости ради отмечу, что без помощи властей мы не остаемся — тот же Центр оплачивает поездки на соревнования, в первую очередь, на международные. Городская администрация выделяет средства на поддержание комплекса на трамплине.

- У зарубежных спортсменов ситуация такая же?

- Там все несколько проще. Российские спортсмены доминируют на мировом уровне, и квоту на участие в соревнованиях мы используем полностью. Отправить такую большую делегацию за границу — удовольствие недешевое. В большинстве стран — один топовый спортсмен, которому уделяется максимальное внимание. Ему проще найти спонсора и деньги.

- Поддержание «сосульки» на трамплине — трудоемкий процесс?

- Судите сами. Там есть сектор для соревнований на «трудность». Помимо текущего обслуживания, требуется ежегодная покраска, обновление ледовых бочек, плюс обновление зацепов (каждый от 200 до 800 рублей). На «сосульку», где проходят соревнования на «скорость», с ноября возим строганный лед с «Дымки», «Союза» и «Родины», для прочности конструкции лепим его в несколько слоев. Несколько раз за год «реанимируем» лед, потому что он страдает от «кошек». Для этого на пару дней делаются перерывы в тренировках.

Все это обходится в серьезную сумму, но опять же смотря с чем сравнивать. Площадь «сосульки» раз в 5-6 меньше площади хоккейной коробки.

Если же город получит право на проведение международных соревнований (а они проводятся в Кирове ежегодно), то это дополнительные затраты. Но на них приходится идти, чтобы организовать все на достойном уровне. Работаем со спонсорами, помогает министерство спорта России.

К слову, за все время от спортсменов не было ни одного нарекания в плане подготовки — только благодарности и положительные отзывы. Кировская «сосулька» известна на весь мир, и к нам на сборы приезжают ледолазы не только из России, но и из других стран.

- Международные соревнования — это не только спортивная часть, но и другие вопросы: размещение, питание. Как решаете их?

- Здесь алгоритм отработан уже давно. Большинство спортсменов размещаются в гостинице «Спутник» - она находится в 5 минутах от места соревнований. Логистика идеальная. На время крупных соревнований мы выкупаем все номера. Насчет питания есть договоренность с «СПК» - привозят еду прямо к трамплину. Утром — шведский стол. И в том, и в другом случае — по очень конкурентной цене. Довольны и мы, и они.

- Соревнования по ледолазанию можно организовать только на стационарных конструкциях?

- Раньше — да, сейчас же в ходу и сборно-разборные. На такой конструкции мы проводили презентацию ледолазания на Олимпийских играх в Сочи. Ее можно установить практически на любом месте — хоть в центре города. Монтаж, соревнования и демонтаж в общей сложности занимают около двух недель. Для привлечения зрителей — оптимальный вариант.

Другое дело, что обходится это значительно дороже.  Помню, в прежнем руководстве области спросили: «А слабо провести на Театральной площади?» Отвечаю: «Нет, но готовы ли вы на такие затраты?». На этом тему закрыли. Хотя, что скрывать, ледолазание на Театралке собрало бы тысячи зрителей - как в свое время на «Локомотиве»...

- Онлайн-трансляции с соревнований пользуются популярностью?

- Еще какой! Live-streamдолжен быть обязательно. В марте мы организовали прямые трансляции с первенства мира. Было 486 тысяч просмотров! Представляете, как много людей любят наш вид спорта?

Досье

Павел Эдуардович Шабалин - главный тренер сборной команды России по ледолазанию, вице-президент федерации альпинизма России, председатель Кировской областной федерации альпинизма и скалолазания.

Родился: 20 января 1961 года в Кирове

Образование: высшее техническое (инженер-электрик) и высшее физкультурное (тренер).

Место работы: СШОР №3 г. Кирова.

Звания: мастер спорта России (1992 г.), мастер спорта России международного класса (1994 г.), заслуженный мастер спорта России (2005 г.).

9 раз поднимался на вершины высотой более 7000 м.

Любимая книга: «Зияющие высоты» (Александр Зиновьев)

Любимый фильм: «Белое солнце пустыни»

Беседовал Вадим Шабалин

vashabalin@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • гость, 23.03.2020, 14:55
    позитивный дядя
    ответить
  • изжога, 23.03.2020, 22:22
    Спортсмены из других городов и стран просто стесняются говорить об ужасном состоянии этого города. Взять ту же гостиницу Спутник. У них там тротуар бывает только в двух состояниях: или покрыт водой, когда люди прыгают по досочкам, или залит льдом, как на катке. Других состояний там не наблюдается, руководству гостиницы пофиг. Самое популярное кафе - точно также забило на тротуар и дорогу, по которой к этому кафе подъезжают. Зимой там постоянно ледяная колея напротив входа. Там же, у входа, периодически трутся какие-то опойки из заведения. Вам иностранцы не рассказывали про случай, когда их персонал кафе крыл отборным матом, за то что испачкали грязной обувью им пол? А обувь была грязная, потому что кафе, привыкшее к колхозам, не убирает эту самую грязь с тротуаров. По воздуху что-ли к ним лететь?
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Почему федералам можно, а местным нет?"
"Почему федералам можно, а местным нет?"

Если власти заявляют о здоровой конкуренции, то почему представителям крупных сетей можно работать в период карантина, а небольшим местным магазинам с аналогичным ассортиментом запрещено. Это вопрос кировский предприниматель, владелица магазина детской одежды "Модагаскар" Гульфия Гумарова задала областным чиновникам.

  1167  15

Домкрат для ТЦ

В конце апреля собственникам крупных торговых центров областные власти предложили подписать декларацию: те дают скидки арендаторам, взамен получают господдержку.

  553  1

Кто воспользуется льготой?

Обещанный законопроект о поддержке малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, внесен на рассмотрение депутатов областного Заксобрания.

  412  1

Гибкое производство

Прорыв в сфере инноваций и технологий произошел в 2010-х: 3D-печать стала доступна всем. Патенты корпораций истекли, и технология подешевела в десятки раз, как и оборудование.

  304


Tele2 приглашает на домашний концерт Ёлки

Tele2 приглашает гостей на онлайн-концерт певицы Ёлки. Квартирник популярной исполнительницы состоится 30 мая в «Доме по другим правилам» – digital-пространстве оператора, где можно общаться, вместе смотреть лекции, фильмы, ходить на виртуальные выставки в период самоизоляции.

  141
Увеличение активности регионального бизнеса

Поэтапное снятие ограничительных мер в Кирове повлияло на постепенное увеличение активности бизнеса.

  128

Число 4G-устройств в сети МегаФона превысило 35 миллионов

В первом квартале 2020 года выросла востребованность цифровых услуг, говорится в официальном отчете МегаФона. Количество зарегистрированных 4G-устройств увеличилось на 20%, превысив отметку 35 млн. Число пользователей передачи данных достигло 34,8 млн человек.

  408