ПЛАТОНическое недопонимание

Грузоперевозчики заявили: государственная система "Платон" не работает. Во время рейсов бортовые аппараты выходят из строя, оплата маршрутных карт не проходит, а за нарушение закона приходят многотысячные штрафы.

29.03.2020  1020

Если проблему не решить, то из-за ситуации в экономике канет в лету не только отрасль грузоперевозок, но и обычные граждане, предприятия останутся без жизненно необходимых товаров и продуктов.

Письмо уполномоченному

Все началось на минувшей неделе с письма бизнес-омбудсмену региона Владиславу Попову. Региональный союз грузоперевозчиков «Вятка» заявил, что в области перестали выдавать бортовые устройства «Платон». Как пояснил «Бизнес Новостям» председатель Союза Юрий Куншин, это проблема не сегодняшнего дня: старт был дан еще в конце декабря 2019 года.

«Бортовые устройства без объяснения каких-либо причин перестали выдавать, аппараты с истекшим сроком службы – обменивать. В январе мы неоднократно обращались и к местным руководителям кировского филиала «Платона», и к нижегородскому (под его управлениям находится кировский филиал). Нам пояснили: в связи с карантином по коронавирусу поставка батарей для системы «Платон», производимых в Китае, прекращена. Но как ни странно, закрытие границ было в феврале, а проблема возникла в конце января – начале февраля», – говорит Юрий Куншин.

Кировский союз грузоперевозчиков предложил бизнес-омбудсмену вынести перед руководством области инициативу о временном приостановлении действия системы. «В то же самое время по причине эпидемии коронавируса в магазинах Кировской области возник ажиотажный спрос на продукты питания и товары первой необходимости. Ввиду возможного дефицита транспортных средств, осуществляющих поставки продуктов питания и другой необходимой продукции, а как следствие, возникновения и развития панических настроений среди населения необходимо принять меры, исключающие такую возможность», – написали в письме представители Союза.

«Не соответствует действительности»

Однако, как заявил на запрос «Бизнес Новостям» официальный представитель госсистемы, «вся информация о каких-либо проблемах работы системы в Кировской области не соответствует действительности». По словам пресс-секретаря государственной системы «Платон» Дмитрия Дерябина, общая интенсивность движения грузоперевозчиков региона по федеральным трассам не снижается: за февраль – март 2020 года общий пробег на 10% превысил прошлогодние показатели. «Бортовые устройства не являются обязательным и единственным способом внесения платы, доступны и удобны маршрутные карты. Это остается неизменным в течение двух лет, – отмечает Дмитрий Дерябин. – При этом треть полученных кировскими перевозчиками бортовых устройств ни разу не включались. Это, возможно, потому, что перевозчики либо не выезжают на федеральные трассы, либо нарушают законодательство».

И напомнил принцип действия маршрутной карты, каких ежемесячно кировские грузоперевозчики оформляют около 3 тысяч.

Перевозчик составляет маршрут для каждой машины, отправляет его в управление госсистемы и оплачивает любым удобным ему способом: через терминал обслуживания, Сбербанк Онлайн или QIWI-кошелек. После оплаты отправляется в рейс, который отслеживается по навигационной системе.

Для получения нового бортового устройства перевозчикам необходимо оставить заявку в «личном кабинете» и дождаться сообщения оператора о дате и времени выдачи.

На официальный запрос «Бизнес Новостей» региональное министерство транспорта процитировало федеральные законы и ответ госсистемы «Платон».

Однако в представительстве так и не ответили на наши вопросы: есть ли дефицит бортовых устройств, связаны ли жалобы, как предполагают перевозчики, с пандемией коронавируса и зафиксированы ли подобные жалобы и проблемы в других регионах.

А они, как оказалось, зафиксированы.

Повсеместная проблема

По данным федерального портала «АвтоТрансИнфо», с такой же проблемой столкнулись и сибирские грузоперевозчики: бортовые устройства не выдают, а оплата маршрутных карт не проходит. Сибиряки написали письмо министру транспорта Евгению Дитриху.

Но беда, как отмечает портал, не приходит одна: компания-оператор выдает аппараты избирательно – лишь тем, кто добросовестно оплачивал проезд по федеральным трассам. И даже выдает системы, бывшие в употребление и годные не более 12 месяцев.

«Об этой проблеме известно как минимум с новогодних праздников, – рассказал «АвтоТрансИнфо» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Владивосток, Иркутск, Томск, Москва – устройств не хватает практически во всех регионах. Это локальный провал «Платона», и свалить все на китайские комплектующие не выйдет, потому что проблема началась гораздо раньше, чем вся эта шумиха с коронавирусом».

Письмо премьеру

В связи с пандемией коронавируса Ассоциация международных автоперевозчиков и Союз транспортников России направили обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ввести мораторий на транспортный налог и освободить большегрузы от оплаты в рамках системы «Платон». В письме, в частности, говорится: «Постоянно на территории иностранных государств находятся порядка 20 000 российских автотранспортных средств. Маршруты их движения проходят по странам Европы и Азии, где обнаружены и расширяются очаги эпидемии. <...> В связи с ограничительными мерами значительно усложнился процесс осуществления этих перевозок. <...> Из-за введения правительством РФ требования об изоляции на 14-дневный срок лиц, прибывших из-за рубежа, в том числе и водителей грузовых автомобилей, осуществляющих международные перевозки, начала ощущаться нехватка водительских кадров».

Среди других причин, усугубляющих жизни международных грузоперевозчиков, ассоциация отметила регулярный рост налоговых платежей, неустанный рост стоимости дизельного топлива (за четыре года она выросла на 35,4% – с 35,6 до 48,2 рублей за литр, что превысило уровень инфляции более чем в два раза), и рост ставки платы по «Платону» – на 44%, с 1,53 до 2,20 рублей за километр – рост на 44%. С 2019 года также отменен льготный порядок исчисления транспортного налога.

Перевозчики попросили ввести мораторий на уплату транспортного налога на 2020–2021 годы, освободить от взимания платы за проезд по федеральным трассам по системе с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2021 года, обеспечить частичное субсидирование уплаты лизинговых платежей в 2020 году.

Однако, как сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник, во время обсуждения вопрос о приостановке системы «Платон» был отвергнут. «Система является источником достоверной и юридически значимой статистики для контроля и мониторинга грузоперевозок во время пандемии коронавируса», – цитирует собеседника агентство.

В «сером доме» все же приняли решение, касаемо «Платона»: срок службы бортовых устройств, с которых оплачивается проезд, продлен на три месяца с возможностью пролонгации. Эта мера необходима для ограничения личных контактов.

«Ситуация временная»

В связи с обращением кировских грузоперевозчиков бизнес-омбудсмен Владислав Попов в минувшую среду организовал совещание. В нем приняла участие и руководитель Приволжского филиала «Платон» в Нижнем Новгороде Евгения Дементьева, которая заключила: ситуация с отсутствием бортовых устройств временная.

Как сообщили «Бизнес Новостям» в аппарате бизнес-омбудсмена, по итогу встречи принято решение запросить у кировского представительства «Платона» информацию о наличии или дефиците бортовых устройств, продлении их срока действия на 90 дней с возможной пролонгацией, а также рассмотреть руководителем Приволжского филиала возможность дополнительного выделения региону бортовых устройств в случае их нехватки. «После этого на основе полученной информации аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей разработает предложения на федеральный уровень», – сообщили в ведомстве.

Мнения

Александр Сысоев, индивидуальный предприниматель:

– Раньше операторы системы «Платон» за 30 дней до истечения срока действия бортового устройства информировали звонками, смс-уведомлениями, что пора обновлять прибор. И предупреждали: лучше это сделать заблаговременно. Этим летом я получил новое бортовое устройство на одну машину. Думал, три года буду ездить спокойно. И даже не заглядывал в систему, пока не стал получать штрафы, за один рейс вышло на 55 тысяч рублей. Я их оплатил, так как в течение 20 дней дается право на оплату 50% штрафов. Если бы разбирался и упустил это время, пришлось бы выплатить полную сумму.

Подобная ситуация возникает и у других перевозчиков. Почему нас перестали предупреждать? Мы не знаем. Перевозку продовольствия я не прекратил, но как дальше работать с такими штрафами – не знаю. Садить специального человека, который бы отслеживал маршрут, корректировал, отправлял точные данные? У частника нет такого штата. Будут рискованные поездки – будем сидеть на пару с диспетчером и составлять маршрутные карты, но это неудобно. Согласно закону, мы обязаны оплатить маршрут через автоматическую систему взимания оплаты или оформлять маршрутную карту, других вариантов нет. Ездить и получать штрафы или номера завешивать?

Владимир Гостев, индивидуальный предприниматель:

– Пришло штрафов 15–20. В дороге закончился срок действия аппарата, пришлось составить маршрутные карты. После этого ежедневно, непонятно по какой причине, стали приходить штрафы. Так как нам не выдают новые приборы, отправлять машины страшно. А не отправлять – опасно: кредиты надо выплачивать.

По факту, соблюдая закон, я заплатил за маршрут, составив карту, но штраф все же пришел – якобы потому, что оплата не прошла. В региональном представительстве ничего конкретного не сказали. Посоветовали сфотографировать карту, отправить отчеты по навигации в цент ральное управление вместе с постановлением о штрафах. Что делать в этой ситуации? В связи со сложившейся ситуацией в экономике новые приборы, по всей видимости, появятся не скоро. Что делать бизнесу? Дальше составлять маршрутные карты и получать штрафы?

Елизавета Захарова

zakharova.eli.job@mail.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Евгений Марков , 29.03.2020, 21:30
    Для контроля за транспортом достаточно достаточно ГЛОНАССа. А системы Платон вообще быть не должно. Грузоперевозчики и так на содержание дорог много платят через транспортнный налог и акциз на топливо, которое грузовик тратить много. Дороги разрушаются из-за несоблюдения технологии или воровства при постройке или устаревших стандартов и технологий. Это вина уж точно не грузоперевозчиков. Поэтому нечего лезть к ним в карман системой Платон. Тем более, что её обоснование противоречит законам физики и здравому смыслу. В обосновании говорится, что один грузовик наносит вред дороге как 1000 легковых автомобилей
    ответить
    • Да уж, 01.04.2020, 00:12
      У нас в Кировской только федеральная трасса Киров-Котельнич-Нижний в какой-то степени соответствует тому грузопотоку который через неё проходит. Хорошее тело дороги (песчаная подушка и гранитный щебень) и качественный асфальт, хорошее водоотведение. Остальные асфалтовые дороги (которые строились в советское время) расчитаны максимум на машины ГАЗ и в сухое время года - Камаз. Тонары, сейчас, на раз проминают известковую подушку на этих дорогах, независимо какой там асфальт положен. А кто будет дороги делать, если предпринимателю выгодно вместо 10 ГАЗиков, эксплуатировать 1 Тонар, он получает выгоду, а остальные несут убытки. Пускай платит, мы же строим рыночную, капиталистическую экономику, так что не визжите! Это при совке за всё платило государство. В той же Германии жители каждый год платят за содержание дороги большие деньги, там только автобаны содержит государство.
      ответить
      • Евгений Марков , 02.04.2020, 01:25
        Грузоперевозчики без Платона много платят на содержание дорог через транспортнный налог и акциз на топливо, который составляет больше половины цены топлива на заправке. Так что ГОСТы надо пересматривать и новые технологии применять и улучшать контроль за должниками, а не в карман грузоперевозчикам и покупателям лезть системой Платон, которая скажется на цене товаров
        ответить
        • Да уж, 02.04.2020, 19:43
          Не только ГОСТы и технологии новые нужны, нужна другая экономика, все эти налоги (иначе бюджет) уже с 90ых поделены между мафиозными-депутатскими группировками и они делится ни с кем не собираются, и пока деньги дойдут до дороги (если дойдут) там уже от неё направление останеться, вот и внедрили - костыль "Платон", т.к. делать дороги надо здесь и сейчас. Сложившееся ситуация заставляет "вне политиканов" и "хата скрайников" входить и начинать разбираться в политике, и тем сложнее властям и депутатам обманывать людей.
          ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Туристы ждут открытия заграницы"
"Туристы ждут открытия заграницы"

О последствиях пандемии, форматах отношений в сегменте B2B, нововведениях на рынке и уроках коронакризиса "Бизнес новостям" рассказала директор сети туристических агентств "Tez Tour в Кирове" Елена Колчина.

  389  1

Экономическая диверсия?

Предстоящий лесозаготовительный сезон может оказаться под угрозой срыва для экспортеров леса в Китай. Это связано с требованием китайской стороны к ввозу на свою территорию сырья. Правда, официально этих требований не видел ни сам бизнес, ни чиновники. Те и другие не видят и их целесообразности.

  406  8

Карт-бланш для инициатив

Госдума в третьем чтении приняла закон об инициативных проектах, его затем подписал и президент. Новое законодательство стало заменой проекту об инициативном бюджетировании, который изучали, разбирали и прописывали в России в течение 10 лет.

  203

Киров среднеэтажный

Проект генерального плана города Кирова до 2040 года обсуждается везде. Не каждый, конечно, прочитал все 14 томов и изучил 27 листов графических приложений, но вопросов к проекту много: у граждан, активистов и застройщиков.

  276  2


Жительницу Зуевки смогли вылечить от тяжелой формы коронавируса

59-летняя женщина поделилась историей болезни и поблагодарила врачей за их труд.

  148

Собственникам нежилых помещений в МКД необходимо заключить договоры теплоснабжения с "ЭнергосбыТ Плюс"

Сделать это нужно в самое ближайшее время.

  147

Бизнес-абоненты Tele2 стали качать втрое больше

Tele2 подводит итоги работы B2B-сегмента за первое полугодие 2020 года. Прирост активной абонентской базы на конец июня составил 16%, а выручка от сегмента услуг на основе аналитики big data увеличилась на 136% по сравнению с первым полугодием 2019 года.

  58