Крик предпринимателей
В понедельник в адрес СМИ поступило обращение от предпринимателей Кировской области. В письме говорится о неэффективности мер, предлагаемых чиновниками для поддержки бизнеса, и заявлениях, не соответствующих его интересам. Эмоциональный «крик души» (как назвали обращение сами представители бизнес-сообщества) также содержит требование смены главы профильного министерства Натальи Кряжевой.
Газета «Бизнес Новости в Кирове», которая с этой недели, помимо традиционной печатной версии, ежедневно выходит и в онлайн-режиме, выяснила, чем вызван такой шаг предпринимателей, и что необходимо в сегодняшних реалиях для их выживания.
Заявление бизнеса
Обращение адресовано министру экономразвития РФ Максиму Решетникову, губернатору Кировской области Игорю Васильеву, ГФИ по Кировской области Владимиру Климову и бизнес-омбудсмену Владиславу Попову.
«Мы, нижеподписавшиеся предприниматели, считаем, что деятельность министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области в условиях введения ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, абсолютно не соответствует интересам предпринимательского сообщества региона», - пишут в своем обращении предприниматели.
Для примера приводится заявление министра Натальи Кряжевой на заседании межведомственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики региона 3 апреля, сообщившей «о региональном плане поддержки бизнеса и граждан, который предусматривает ряд важных разделов»:
По мнению обратившихся, подобные заявления «недопустимы и совершенно не соответствуют интересам предпринимателей».
«Контроль и недопущение» - это функции иных органов. От деятельности министерства поддержки предпринимательства мы ожидаем совершенно других результатов. И, к сожалению, не получаем их ни сейчас, ни ранее», - поясняют предприниматели.
В письме отмечается, что в целом в ряде других регионов уже приняты действенные меры поддержки бизнеса - снижены налоги, перенесены сроки уплаты и сдачи отчетности и т.д. Бизнес региона не получает не только мер поддержки, но даже необходимой информации от органов власти.
«На горячей линии, организованной министерством, по факту только принимают обращения и обещают дать ответ, либо направляют в другие структуры, где никто не отвечает на наши обращения. До настоящего времени министерством не объявлено о реальных и действенных мерах поддержки предпринимательства, которые уже введены и/или планируются. Только обещания рассмотреть и отсылка к федеральным решениям», - говорится в обращении.
Также в письме отмечается, что «меры поддержки и преференции предусмотрены только для федеральных компаний, хотя бюджет Кировской области формируется как раз из наших поступлений, и они не маленькие».
Обратившиеся потребовали, чтобы министерство «обеспечило представление наших интересов и принятие реальных мер поддержки».
Среди предложений — создать рабочую группу из членов правительства, Вятской ТПП и бизнес-сообщества региона для скорейшей разработки и согласования мер поддержки малого и среднего бизнеса в Кировской области. Конкретно от министра Натальи Кряжевой «мы ждем прямого ответа (...) на наши вопросы и представление её четкой позиции по поводу того, когда и какими конкретными мерами нам будет оказано содействие в сохранении деятельности в Кировской области». В конце обращения предприниматели просят дать оценку деятельности министра экономического развития и поддержки предпринимательства и даже предлагают рассмотреть вариант отставки министра, «если никаких действий произведено не будет». Ответ на обращение просят направить в адрес бизнес-омбудсмена «для доведения до сведения всему предпринимательскому сообществу региона».
И полный список подписантов:
ПОЗИЦИЯ БИЗНЕСА
Онлайн-газета «Бизнес Новости» опросила ряд подписавшихся под обращением предпринимателей, чтобы обозначить их видение ситуации и причины обращения. Большинство заявили о неэффективности предложенных мер, антиконкурентных подходах к работе предприятий и отсутствии «живого» диалога с чиновниками.
Максим Ситников, директор ООО «Печное дело»:
«Меры поддержки, которые транслирует сегодня правительство, ко мне, как к представителю микробизнеса, не относятся. Те же кредитные каникулы для меня не актуальны: я не пользуюсь кредитными средствами. Совсем не идет речь о поддержке непродовольственной розницы: в списки включены другие отрасли.
Для меня сегодня главный вопрос — чем платить аренду и зарплату. Президент сказал: предоставить сотрудникам нерабочие дни с сохранением зарплат. Из чего ее платить? Брать на выплаты кредиты, выдать людям деньги, а потом считаться должником? Точно не выход.
Считаю, что государство должно сегодня взять на себя часть этих социальных обязательств. Нам никто не сказал — из каких ресурсов платить. Малый и микробизнес живет за счет быстрых денег. Если продаж сегодня нет, их взять неоткуда, а текущие платежи — за ту же аренду — никуда не деваются. Договариваться с арендодателями можно, но у них тоже свои бизнес-планы, они находятся в такой же ситуации, как и арендаторы. Первые не смогут заплатить — цепочка неплатежей продолжится.
Да, нам дали возможность работать дистанционно, однако это не компенсирует трафик клиентов, которые был ранее - при функционировании розничных магазинов.
Сегодня нас действительно никто не информирует о текущих изменениях. Всю информацию узнаем через «сарафанное радио», через чаты предпринимателей. Я только опять же через чаты в пятницу, 27 марта, узнал, что с субботы не работаю. Никаких официальных бумаг или сообщений не было. Утром субботы многие мои коллеги вовсе не знали о введении ограничений.
При этом торговые компании продолжили работать. Речь о крупных торговых объектах, где единовременно проходят толпы людей. Если цель самоизоляции — не допустить дальнейшее распространение инфекции, то насколько целесообразно для этого ограничивать работу магазинов, через которые проходит 20-30 человек в день, а дать «зеленый свет» работе тех, где единовременно могут находиться по 50 или 100 человек?
В пятницу (ред.: 3 апреля) опубликовали список из системообразующих предприятий. В нем есть те, кто торгует товарами, смежными с нашими. Если ограничения вводятся, чтобы не допустить распространение коронавируса, подход должен быть конкурентным и единым для всех. Сегодня я по факту нахожусь в невыгодном положении с компании, попавшими в список. Чем я, как микробизнес, не угодил? Получается, ответственность повесили на такие компании, как моя.
Если нам завтра государство объявит, что мы хотя бы 50% готовы компенсировать зарплат вашим сотрудникам — это со стороны бизнеса будет рассматриваться каким-то действенным шагом. Мы не просим 100%, мы просим разделить с нами ответственность. Мы это заработали, исправно в течение всей своей работы платя налоги и страховые взносы. И поэтому, считаю, можем и должны рассчитывать на помощь от государства в трудную кризисную минуту.
Сегодня конструктивных шагов, которые мы помогли большинству предпринимателей пережить этот хаос, я не вижу. Как и четкой системы диалога с властями».
Сергей Буторин, собственник сети магазинов «Сон и Я»:
«Других вариантов донести информацию до властей, кроме как подписав письмо, я на сегодня не вижу. Все возложили на плечи малого бизнеса. Сказали: отправляйте людей на нерабочие дни с сохранением заработной платы. Если выручки нет — где брать деньги на эти зарплаты? Об этом нам никто не сказал. Розничная торговля непродовольственными товарами на сегодняшний день не попала в список сфер деятельности, которым нужна поддержка. Оказывается, мы не пострадали, приостановив работу всех наших точек. На сегодняшний день в Кировской области у нас их 18. Сегодня (ред.: 6 апреля) мы открыли в четырех пункты выдачи заказов, которые принимаем дистанционно. Пока заявок ноль. Даже если появятся — нам не покрыть все убытки, которые мы уже понесли за период карантина.
По аренде нам идут навстречу, кто-то из собственников помещений предлагает скидки, кто-то убирает арендные платежи, оставляя коммунальные. Для того, чтобы заплатить даже сниженную аренду — нужна выручка, которая сегодня действительно нулевая.
При этом даже в период вынужденного простоя мы продолжаем выплачивать зарплаты, как следствие — отчисления по НДФЛ. Мы продержимся еще неделю-две, а дальше, если ничего не изменится? Может сейчас правильнее дать послабления бизнесу, иначе не только бизнес, но и само государство потеряет еще больше. Потеряет, если мои 40 сотрудников будут вынуждены встать на биржу труда. Как минимум прямо сейчас необходимо пересмотреть налоги по УСН и ЕНВД.
Да, обещают какие-то преференции. Обещают снизить страховые взносы с 30 до 15%. Правда, до сих пор никакой конкретики у нас нет, нас не информируют. Сегодня малый и микробизнес находится в режиме информационного вакуума. Мы накануне узнаем, что с завтрашнего дня закрываемся. И закрываемся выборочно. Понятно, что продажу продуктов нельзя запретить — это товары первой необходимости. Однако насколько разумно, что их реализуют в крупных сетях, где даже с учетом всех транслируемых норм дезинфекции и безопасности проходит много народу. Насколько мои магазины площадью по 50-100 кв. метров опаснее с точки зрения распространения коронавируса? Вопросов больше, чем ответов».
Юлия Долгоаршинных, руководитель Группы компаний Юлии Долгоаршинных (розничная торговля и общественное питание)
«Для нас ситуация, которая сейчас складывается вокруг малого бизнеса, особенно в сфере розницы — шоковая. Естественно, к такому повороту событий невозможно подготовиться.
На сегодняшний день у меня не работает 9 из 9 подразделений. Выручка — ноль. При этом мною оплачены все налоги за прошлый год, которые также пришлись к оплате в марте.
Наша сфера выпала из поддержки полностью, мы не входим в пострадавшие отрасли (соответственно, не можем получить беспроцентный кредит на зарплату сотрудников, отсрочки по налогам). Нас не отнесли к списку «важных» предприятий для региона, поэтому до сих пор находимся в простое, хотя с сегодняшнего дня сотрудники большого числа предприятий вышли на работу. Совершенно нет понимания по дальнейшей работе с торговыми центрами и оплате аренды.
Получается, что малый бизнес уничтожен, а это - на минуточку - рабочие места, налоги и товары, к которым привыкли кировчане. В других регионах ведется серьезная работа по поддержке малого бизнеса, в нашем регионе мы, как малый бизнес, конструктивных шагов на сегодня не видим».
Елена Никифоренко, владелица салона «Glance»:
«Письмо, под которым я также подписалась, - это фактически крик малого бизнеса о помощи. Наша тревога понятна: поступления полностью прекратились, потому что торговые центры закрыты. У меня нет онлайн-доставки (считаю, что ее сейчас и нецелесообразно делать, иначе в чем смысл самоизоляции). Тем не менее мы не освобождены от расходной части — налогов, выплаты зарплат, аренды и прочих обязательств, в том числе предоплаты на новые коллекции.
Мы через Вятскую ТПП направляли запросы для ответов — как нам выплачивать налоги? Почему розничную торговлю не включили в список пострадавших ОКВЭД, как это сделали, к примеру, с туристической отраслью. Туристический бизнес посчитали пострадавшим, а розничную торговлю непродовольственными товарами нет, хотя мы закрылись одними из первых.
Сегодня мы не понимаем, как действовать, как выстраивать стратегию, откуда брать деньги на аренду и зарплаты. И не понимаем, как правильно распределить оставшиеся оборотные средства (у кого они еще остались) в свете предстоящих событий: будут ли по аренде каникулы или заморозка? Вмешается государство или нет? У меня много партнеров-знакомых из разных областей. Часть из них получили конкретные разъяснения: кому-то сделали льготы по аренде, кому-то снизили налоговые ставки. У нас - тишина. В свете последних событий очень сложно отвечать на вопросы собственных работников — как будем жить дальше? В условиях неопределенности это невозможно.
Мы понимаем, что сегодня вся страна, включая органы власти, находятся в некоторой растерянности, потому что все столкнулись действительно с неординарной ситуацией по всей стране. Не хочется выглядеть в период, когда всем сложно, теми, кто просит поддержку в первую очередь. Мы не об этом говорим. Безусловно, мы патриоты своей страны, но и ты, страна, про нас не забывай. Вся суть письма заключает в этом. Мы готовы подождать, готовы потерпеть. Но дайте нам разъяснения — что делать дальше, как действовать, что ждать или не ждать».
Марина Слотина, заместитель директора сети ювелирных салонов Sergey Slotin:
«Предприниматели сегодня находятся в кризисном состоянии, поэтому мы подписали письмо. Президент сказал отпустить людей на самоизоляцию с сохранением заработных плат. Как и из чего выплачивать зарплату - об этом нам никто не сказал. Конечно, хотелось бы поддержки, как минимум — ясности, как нам действовать и сохранить бизнес в сегодняшних реалиях.
Почему люди, отвечающие за поддержку бизнеса, не могут ясно и четко сказать: уважаемые предприниматели, мы вас ценим. В текущей ситуации вам необходимо предпринять следующие конкретные шаги: действовать так-то, соблюдать то-то, потому что это прописано в таких-то нормативных актах. Конкретики сегодня у нас нет, все оперативные новости узнаем друг от друга.
Нашему бизнесу 28 лет. У сотрудников — семьи, кредиты. Мы за каждого несем ответственность, но на сегодня не понимаем, где должны взять деньги на зарплаты, которые обязаны платить, находясь в простое. Мы все 28 лет исправно платим налоги, не задерживаем зарплаты. Разве мы, бизнес, не достойны четких ответов на наши вопросы?
Считаю ситуацию, когда бизнес держат в неведении, неуважением к нам. Осталось нас только торгашами назвать, но мы не торгаши. Считаю своей миссией - через нашу деятельность доносить до людей положительные эмоции, потому что во многом именно они позволяют людям пережить сложные периоды. Это оздоровление через положительные эмоции. Я стараюсь это делать, вы только мне, как бизнесу, скажите, дайте разъяснения — как мне конкретно в этой ситуации работать?
Почему наши салоны закрыли? В ювелирных магазинах нет очереди, как в продуктовых сетях. Какую угрозу для распространения коронавируса они создадут? Понимаю, что аптеки должны работать, продовольственные магазины должны работать, заводы должны работать. Однако и без положительных эмоций человеку сложно оздоровиться. Мы их дарим, но сейчас работать не можем. Как долго — никакой конкретики».
Что сделали власти
Стоит отметить, что в свежем номере печатной версии газеты «Бизнес Новости в Кирове» от 6 апреля (PDF можно посмотреть здесь) опубликован материал о шагах, сделанных со стороны региональных и федеральных властей за три дня после поступления в адрес властей региона перечня необходимых мер поддержки бизнеса. Он был сформирован на основе мнений самих предпринимателей Вятской ТПП, «назначенной» куратором сбора предложений.
По большинству позиций ответ, оперативно подготовленный региональным министерством экономического развития и поддержки предпринимательства заключался в следующем: «Вопрос прорабатывается». К примеру, не рассматривается предложенный предпринимателями перенос срока вступления в силу налога на имущество исходя из кадастровой стоимости для объектов недвижимости площадью до 1000 кв.м., пересмотр размера вмененного дохода по системе ЕНВД со снижением по особо пострадавшим отраслям в соответствии с падением реального дохода, снижение на 50% коэффициента K2.
В то же время в министерстве заявили о ряде принятых мер. Среди них — приостановка плановых и внеплановых проверок, отсрочка аренды для гос- и муниципального имущества, реструктуризация задолженности по кредитным капиталам. Часть мер находится в проработке, в том числе снижение налогов по УСН, страховых взносам, пересмотр стоимости патентов для корректировки с реальными доходами предпринимателей и ряд других (подробнее можно посмотреть и на сайте Bnkirov.ru)
В минувший четверг в министерстве также сообщили, что власти региона предусматривают дополнительные меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Одна из них - пролонгация до 36 месяцев (для СМСП в сфере торговли - 24 месяца), реструктуризация графиков платежей по действующим микрозаймам, взятым в Кировском областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства, разработка новых кредитных продуктов, в том числе на пополнение оборотных средств, выплату заработной платы.
«Кроме вышеперечисленных мер министерством дополнительно прорабатывается механизм поддержки СМСП в сфере послабления налогообложения. Это пересмотр налоговых ставок по системам налогообложения, освобождение от уплаты налогов, например, транспортного для предпринимателей, осуществляющих пассажироперевозки, или субсидирование понесенных затрат, связанных с уплатой налогов. Однако вариант этой меры будет рассмотрен по результатам проведенного опроса среди СМСП и проведенного анализа по уплате ими налогов», - прокомментировали в министерстве.
Оперативные меры по поддержке бизнеса предлагают и федеральные чиновники. Подготовлен второй антикризисный пакет. Однако, как сообщает vc.ru со ссылкой на «Ведомости», в нем нет «серьёзных денежных мер» поддержки бизнеса. По сообщению федеральных «Ведомостей» (который ссылаются на свои источники в среде федеральных чиновников), представители бизнеса смогут получить средства на выплату зарплат, покрытие убытков и другие нужды не раньше конца мая 2020 года. Новый пакет мер поддержки бизнеса во время пандемии Covid-2019 в России будет представлен в течение недели с 6 апреля, рассказали источники издания.
Просят подписать петицию
«Мы предвидим, что в случае, если мы не будем услышаны, режим «нерабочих дней с сохранением зарплаты» приведет к тому, что тысячи предприятий станут банкротами, предприниматели останутся без бизнеса, а наши сотрудники без работы и средств к существованию», - подчеркнули в обращении предприниматели Саратовской области.
Также отметим, что в ближайшее время будет обнародован план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Кировской области (документ есть в наличии онлайн-газеты «Бизнес новости в Кирове»). В нем прописаны более-менее конкретные шаги. В частности, сообщается о разработке (и ежемесячной корректировке) регионального перечня отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Среди мер поддержки малого и среднего бизнеса — увеличение капитализации Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в целях большего охвата льготными микрозаймами СМСП региона. Это будет сделано до 1 июня, необходимо 15,5 млн рублей (в том числе 14,7 млн рублей — федеральные средства). Другие меры предусматривают поддержку действующих заемщиков, пролонгацию ряда микрозаймов, реструктуризацию графика платежей, временную отсрочку платежей арендаторам госимущества. Предусмотрено широкое информирование бизнеса о федеральных мерах - моратория на проверки, снижении страховых взносов до 15% (для субъектов малого и среднего предпринимательства, зарплата работников которых превышает 1 МРОТ), отсрочке по налогам (кроме НДС) в наиболее пострадавших отраслях. Подробнее — в очередном материале онлайн-газеты «Бизнес Новости в Кирове».
Добавим, сегодня в 15-00 часов в прямом эфире министр экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области Наталья Кряжева расскажет о действующих мерах по поддержке бизнеса в условиях коронавируса. Эфир состоится в группе Коронавирус. Оперштаб.
С учетом того, что в настоящее время газета, помимо печатной версии, в ежедневном режиме выходит в онлайн-версии, у нас появилось больше возможностей для донесения позиции бизнеса. Если вы хотите высказать свое мнением по ситуации, поделиться своим успешным опытом решения тех или иных проблем, вам нужна информационная поддержка — пишите и звоните в редакцию по тел.:
(8332) 41-04-23
mail@bnkirov.ru (эл. почта газеты «Бизнес Новости в Кирове» и портала Bnkirov.ru)
a.a.belova@mail.ru (эл. почта главного редактора газеты «Бизнес Новости в Кирове» Анастасии Беловой)
Юлия Усинская
mail@bnkirov.ru