"Случился глобальный катаклизм"

18.04.2020 20:48:00 3451 0

Инициатива запретить в Кировской области весеннюю охоту погубит многих участников рынка. Риск от охоты, организованной правильно, минимален. Тем более такое решение нельзя принимать в период экономического спада. В этом уверен директор сети магазинов "Полигон" Виктор Бушменев, о чем он рассказал в интервью "Бизнес Новостям".

-  Виктор Анатольевич, вы очень бурно отреагировали на инициативу чиновников и Роспотребнадзора закрыть весенний охотничий сезон...

– И продолжаю возмущаться! И прошу правительство не принимать скоропалительных решений! Нельзя быть такими перестраховщиками и закрывать охоту в Кировской области. Наш регион  –  это негласная столица российского охотоведения. В области 30 тысяч охотников, и это грамотная часть общества. Решение о закрытии сезона касается не только их. Такой шаг оставит без денег десятки охотничьих фирм и хозяйств, производителей туристско-охотничьей амуниции, завода по производству охотничьих патронов, специализированные магазины.

Многие охотпользователи и районные общества охотников в 2018-2019 годах заключили охотхозяйственные соглашения, на исполнение которых взяли кредиты. К примеру, Подосиновскому ООиР необходимо заплатить 3,5 млн рублей. Для районного общества охотников - огромные деньги. Многие общественные организации могут не пережить такое ограничение и исчезнуть. В условиях кризиса я такое решение трактую как глупость.

- Однако заболеваемость в регионе растет.

– Тогда почему в продовольственных магазинах, несмотря на самоизоляцию, толпы народу? Почему в них не ограничивают, не регулируют пребывание людей? Магазины работают, на улицах огромное количество машин, общественный транспорт ходит, заводы и производства работают... А весенний сезон, подразумевающий одиночную охоту и по факту самоизоляцию, который длится всего 10 дней, закрывают под предлогом заноса инфекции на аграрные хозяйства?

На заседании штаба 13 апреля заявлялось, что все регионы закрыли весенний сезон. Ничего подобного! Охоту открыли или открывают в Архангельской, Новгородской областях, Ханты-Мансийском АО и ряде других субъектов. В Псковской области сезон уже закрыли, и на приросте заболеваемости он не сказался. Почему на заседание не пригласили ни одного специалиста-охотоведа ни из управления охотнадзора, ни из общества охотников, ни из ВНИИОЗа, ни от охотпользователей и не поинтересовались мнением экспертов?

Управление охраны и использования животного мира (проще говоря, охотнадзор) из министерства охраны окружающей среды передали в региональный минлесхоз и в ведение вице-губернатора Андрея Плитко. Он, как и министр Алексей Шургин, должны на совещаниях чиновников отстаивать интересы вятских охотников. Но на сегодня Плитко в СИЗО, Шургин под арестом. Получается, за вятскую охоту слово замолвить некому? Раз ответственные за отрасль под арестом  –  пригласите на совещание того же замминистра Анисимова, он грамотный и толковый, все может объяснить. Или других специалистов  –  у нас в области одни из лучших экспертов в области охотоведения.

Считаю правильным и необходимым открыть охоту по истечению установленного президентом режима самоизоляции (ред.: 30 апреля) – с 1 по 10 мая, без деления на северные и южные районы. На работающих предприятиях принимаются меры для того, чтобы не допустить распространение инфекции. В случае с охотничьим сезоном это сделать гораздо легче.

- Каким образом?

- В первую очередь, разрешение на охоту выдавать только охотникам, прописанным в Кировской области. Так делают все субъекты, открывшие весенний сезон. Это контраргумент против заявлений, что к нам хлынет поток охотников из других регионов. Во-первых, сейчас много не наездишься, везде карантин и проезд ограничен. Во-вторых, все регионы, которые открыли или открывают охоту на этот сезон, прописали особые условия. Выдача разрешений только местным охотникам  –  одно из них.

Правильно будет областному охотнадзору разработать порядок получения разрешений на охоту, в том числе и в общедоступные угодья.  Обязать охотников (выпустить для них специальную памятку) не заходить на период сезона в населенных пункты, а жить в условиях леса. Это еще один контраргумент против озвученных на заседании штаба, где заявили, что охотники могут занести заразу на фермы. Если аграрии так переживают за фермы – запретите сотрудникам внутренним приказом руководителя выезд на охоту. Директора колхозов и совхозов вправе это сделать, зачем же всем-то запрещать?

По продолжительности весенняя охота длится всего 10 дней. Охотники ее ждут, начиная с нового года. Среди 30 тысяч охотников  –  директора заводов, крупных фирм, известные врачи, учителя, банкиры, финансисты и так далее. Я разговаривал со многими, все в расстройстве. Среди сельских охотников решение не вызвало ничего, кроме недопонимания: зачем слепо копировать чужие непопулярные инициативы, не принимая во внимание передовые решения других регионов?

Я, кстати, проанализировал, в каких регионах сезон охоты все-таки будет. Это регионы, почти все возглавляемые умными перспективными губернаторами нового путинского призыва, не обремененными догмами и закостенелостью, умеющими анализировать быстро меняющуюся обстановку и быстро принимать правильные решения. Уверен, по прошествии времени мы увидим, насколько они оказались правы, поддержав своих охотников и дав возможность заработать охотпользователям и обществам охотников. Эти охотничьи хозяйства, а вместе с ними и семьи этих охотоведов и егерей доживут до осеннего сезона.

У охоты огромное количество плюсов. К примеру, добытое на охоте мясо — экологически чистая и полезная продукция, потому что дикий зверь и птица питаются чистыми кормами и ягодами, а в мясе отсутствуют добавки, какие сплошь и рядом есть в магазинной продукции. Охотник заботится о здоровье своей семьи, и знает толк в качественном мясе. Не зря дикое мясо дороже, чем мясо с фермы.

- И вы как раз для популяризации этой мысли в свое время продвигали тему вольерной охоты...

- Да, и на сегодня вольерные хозяйства распространены, в том числе благодаря подписанному недавно президентом закону. Еще в 2012 году, выступая с докладом на заседании правительства Кировской области, я обозначал вольерную охоту как одно из перспективных направлений охотничьего хозяйства региона. Никто тогда инициативу всерьез не воспринял.

В 2013 году, возглавив управление охотнадзора, я начал убеждать в перспективности этого направления тогдашего губернатора Никиту Белых. Аргументировал, почему охотничье хозяйство, как отрасль, может стать прибыльным за счет создания вольеров. В конце концов Белых меня услышал (реагировал и принимал решения он быстро, и область до сих пор реализует множество проектов заложенных Белых фундаментов). Мы со специалистами съездили в командировку в одно из таких хозяйств в Словакию. Затем уже делегацией, вместе с губернатором, побывали в известном в России охотничьем хозяйстве «Озерное» Калужской области. После этого одними из первых в России начали проектирование и постройку вольеров (наряду с парой-тройкой хозяйств, принадлежащих крупным олигархам в Центральной России).

Сегодня в области несколько вольеров, которые продолжают расти и развиваться. Один из крупных — в Куменском районе, в охотхозяйстве агрофирмы "Дороничи". Еще в начале 2015-го в район из Словакии завезли благородных оленей, лань и муфлонов, и на сегодняшний день там приличное стадо.

- Чем для охотничьего хозяйства хорош вольер?

Прежде всего, это стабильный доход, независимость от чиновников, возможности для производства экологически чистого мяса. Минимум затрат на содержание животных, так как они находятся на вольном содержании, нет затрат на обустройство помещений и их обогрев. Одно из основных правил при организации вольеров — соблюдать плотность его обитателей для их комфортного проживания.

В большом вольере охота практически не отличается от охоты в дикой природе. С одной лишь разницей: охотник точно знает, что в загоне есть зверь. Охота гарантирована всегда. Это стабильный доход круглый год. Кто это понял, увидел перспективы, тот имеет задел для развития на много лет вперед. Новая Зеландия много лет идет по такому пути, и она лидирует по производству дикого мяса. В Европе многие предприниматели побросали фермы и занялись разведением оленей в вольерах, потому что это прибыльнее. Но у них есть один большой недостаток - дефицит земли. У нас же пустующих и зарастающих полей - тысячи гектаров.

- Вернемся к текущей повестке. Как оцениваете уровень поддержки в возникшей экономической ситуации?

- Нынешний кризис не похож на предыдущие. Он сравним с катастрофой планетарного масштаба. И сегодня со стороны государства, чтобы экономика не погибла, необходима реальная помощь. Сегодняшний шок – временный, люди переболеют и выздоровеют. Но чтобы люди и бизнес это осознали и понимали, государству необходимо взять на себя обязательства по поддержке пострадавших граждан и предпринимателей. На сегодня серьезной поддержки не ощущается.

Я в общей сложности лет 20 занимаюсь бизнесом, не знаю, сколько миллионов заплатил в бюджеты всех уровней и банкам. Однако сегодня не вижу, чтобы банки рьяно выступили с предложениями дать беспроцентные кредиты и прочее. Мы все с вами платили налоги и поддерживали наше государство. Сейчас его очередь помочь своим гражданам.

Если государство возьмет на себя обязательства финансовой поддержки  –  не номинальные, а реальные,  – острая стадия российского кризиса может продлиться три, максимум пять месяцев. После этого сохранившиеся предприятия и фирмы заработают, у людей появятся деньги и уверенность в завтрашнем дне. Если государство этого не сделает, период восстановления окажется долгим, превратится в рецессию длиной 3-4 года. Помните финансовый кризис в США в 2008 году? Люди лет пять выходили из периода банкротств.

-  Что, на ваш взгляд, необходимо в приоритетном порядке сделать в плане  господдержки?

– Дать денег всем пострадавшим  –  и гражданам, и фирмам. Важно, чтобы сейчас не было перерыва в получении зарплат. Если у бизнеса нет средств на выплату зарплат  –  государство должно взять на себя эту функцию, в том числе выплачивать пособие по безработице. Достойное, чтобы покрыть затраты по ипотеке, заплатить за коммунальные платежи и сносно питаться. Если люди не смогут платить те же кредиты (да, некоторым дают кредитные каникулы, но этот список получателей я считаю сжатым), то начнут схлопываться банки. Затем начнет схлопываться тот же рынок недвижимости.

Эта тенденция в Кирове уже ощущается: рынок практически встал. Многие люди оценивают недвижимость как хорошее вложение капитала. Это яркий финансовый индикатор: или недвижимость растет в цене на 20%, или упала на 50% и ее все равно не покупают. Все это звенья одной цепи: начинает рушиться одна отрасль, затем смежные, в итоге происходит обвал экономики, финансовой системы. Если сегодня государство не поддержит бизнес более серьезными мерами, глубокий экономический кризис продлится гораздо дольше, думаю, лет пять. Если государство поддержит бизнес более серьезной «подушкой» и даст денег более широкому, чем сейчас, кругу получателей, думаю, с нового года экономика начнет восстанавливаться.

Сегодня по факту многие обязательства государство переложило на плечи бизнеса, обязав в полном объеме выплачивать зарплаты за нерабочие (!) дни. Во многих странах делается иначе. К примеру, в Канаде одна из программ поддержки подразумевает покрытие на 75% обязательств по зарплатам в фирмах, потерявших более 30% выручки в результате эпидемии. Малому бизнесу дают до 40 тысяч долларов без процентов на 3 года. Если погасит за три года, 25% кредита государство спишет. Если граждане остались без работы в результате эпидемии или потеряли в доходах, им выплачивается примерно по 840 долларов в неделю, а в целом  –  более 2 тысяч долларов в месяц. По объемам поддержки выплаты по этой программе больше пособия по безработице. Понятно, что и расходы там другие, но этой суммы господдержки хватает, чтобы нормально жить и платить по счетам. Я как фантастику читаю про эти вещи.

Нам сказали про помощь  –  по 12 тысяч, а до ее получения еще дожить надо. Если поддержка не будет весомее, хлынет череда банкротств. Да и при поддержке хлынет. На днях одно из серьезных заведений - «Фабрика» - заявила о закрытии. Думаю, раньше, чем через месяц фирмы, которые не смогли перестроиться, начнут схлопываться одна за другой. Сейчас для государства важно не упустить этот момент острой необходимости в поддержке, не перейти точку невозврата. Если пойдет волна массовых банкротств, я не исключаю возврат в 90-е. Поэтому поддержка государства необходима.

-  Какой сценарий, по которому следует идти России в борьбе с распространением короновируса, считаете правильным?

- На сегодняшний день есть два сценария. Первый  –  американский, где снимают ограничения. Произойдет резкий скачок заболеваемости, высокая смертность, переполненные больницы, врачи на грани срыва. Но все это быстро прогорит. По этому сценарию экономику ставят на первое место, людей – на второе.

Второй сценарий, по которому старается идти Россия,  – введение ограничительных мер. Более низкие темпы распространения инфекции, относительно низкая смертность, надеемся, все-таки будет большая господдержка. Но очень медленное «прогорание» вируса, которое будет длиться месяцами. Если сейчас идет подъем заболевания, а пик впереди,  – неизвестно, когда откроются бизнесы, которым сегодня запрещено работать. Мы идем по этому пути, когда президент пытается сберечь жизни людей, ресурсы больниц, врачей и сестер. Выбираем сценарий, когда люди выше экономики. Правда, когда это закончится, когда страна перейдет плато  – неизвестно.

-  А как лично вы, как биолог, считаете, когда прекратится рост заболеваемости?

- Думаю, не скоро. И рост будет медленным. Даже если уберут карантин – народ стал другим из-за дистанционирования, боязни заражения, опасения новых вирусов, которые все равно циркулируют.  Все мы потенциальные носители. Все должны быть в масках, чтобы не передавать инфекцию друг другу. Люди еще долго будут бояться посещать рестораны, массовые мероприятия, особенно в Москве.

-  Когда начнут подавать друг другу руки и обниматься при встрече?

- Думаю, все эти «рукопожатия-обнимания-целовашки» полноценно вернутся года через два. Мы на какое-то время вступаем в совершенно другую эру отношений людей. Обратное возвращение к привычной жизни будет медленным.

И еще раз подчеркну: все происходящее сегодня  –  не следствие того, что бизнес, люди принимали какие-то неправильные решения или взяли на себя слишком много непосильных обязательств. Случился глобальный катаклизм. И ни люди, ни бизнесы не должны быть наказаны за это. Что верным в таких случаях сделать государству? Объявить режим чрезвычайной ситуации. Это совершенно другая финансовая поддержка. Это другие деньги для бизнеса и для населения, которые позволят остаться на плаву, а не банкротиться. Считаю это оптимальным вариантом. Сколько сегодня наше государство готово потратить денег? Увидим. Если шаги будут правильными, думаю, к новому году мы сможем начать восстановление.

Досье:

Бушменёв Виктор Анатольевич – директор ООО «Полигон»

Родился: 1 января 1961 г. в г. Чердынь (Пермский край).

Образование: Чердынский лесотехнический техникум (техник-механик). Кировский сельскохозяйственный институт (биологохотовед).

Трудовая деятельность:

1980-1982 гг. - служба в Советской Армии,

1982-1984 гг. - механик Вишерогорского  леспромхоза (Пермская область),

1984-1987 гг. - мастер 1-го Пермского монтажного управления (г. Пермь),

1987-1988 гг. - старший лаборант отдела экологии и этологии Весероссийского НИИ охотничьего хозяйства и звероводства  (г. Киров),

1988-1991 гг. - старший госинспектор Кировской инспекции рыбоохраны,

1991-2005 гг. - ООО «Защита-С» (г. Киров),

2005-2013 гг. - директор Кировского филиала ФГУ «Камуралрыбвод»,

2013-2016 гг. - начальник охотнадзора по Кировской области, заместитель министра охраны окружающей среды.

С 2016 г. - директор ООО «Полигон».

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте