Передовая в тылу,

18.04.2020 20:42:00 1142 0

или Как в годы войны энергетики и эвакуированные в Киров предприятия решали проблему дефицита энергетических мощностей.

В начале Великой Отечественной войны в Киров и Кировскую область эвакуировали оборудование и часть персонала более 100 заводов и фабрик. Задача стояла одна – оперативно наладить выпуск продукции для фронта. Благодаря неимоверным трудовым усилиям работников, производство оборонной продукции на предприятиях запустили через 3-6 месяцев после их загрузки. Однако возникла проблема – дефицит мощностей энергетики. «Бизнес Новости» совместно с Кировским филиалом «Т Плюс» углубились в историю, чтобы рассказать о «перезагрузке» энергосистемы области и о бойцах передовой тыла – энергетиках, которые смогли выполнить поставленную страной перед ними задачу.

Для фронта, для Победы

В первые месяцы войны в Киров эвакуировали 117 предприятий. Так, на базе завода им.1 Мая осенью 1941 г. разместился Коломенский машстройзавод №38, и уже в 1942 г. здесь производили танки, затем освоили выпуск «катюш», артиллерийских снарядов. На территории агрегатного завода разместился Московский завод им. Лепсе. За лето - начало осени 1941 г. на предприятии запустили производство авиационного оборудования.

Из Москвы в Киров эвакуировали номерные заводы (сегодняшние «Маяк» и «Авитек»), из Ленинграда – «Крин»... В годы войны в области производили танки, самоходно-артиллерийские установки, автоматы, минометы, противотанковые и противопехотные мины, аэросани, торпедные катера, электрооборудование и специальную фанеру для самолетов, резинотехнические изделия, точный измерительный инструмент и многие другие необходимые для фронта изделия.

Цепная реакция

Труженики фабрик и заводов работали не покладая рук сутками, перевыполняя планы. Однако существующие в то время мощности электростанций не могли удовлетворить возросший спрос на энергоресурсы, связанный с запуском производств. Острый дефицит электроэнергии и необходимость строительства новой ТЭЦ были обозначены во многих докладных документах, адресованных власти высокого уровня. Описывая на 1 октября 1941 г. ситуацию со снабжением энергией секретарю обкома В.В. Лукьянову в докладной записке, зав. отделом Кировского ОК ВКП (б) по строительству В.Радаев писал: «Имеющиеся станции могут удовлетворить потребность промышленных и военных объектов Кирова лишь на 12000 кВт — и это с учетом отключения бытовых нужд. Поэтому «создается угроза, что оборонная промышленность города Кирова из-за отсутствия энергии полностью использована на ее мощность не будет. <...> ... в 1942 г. при освоении полной мощности заводов и пуске в эксплуатацию новых заводов потребуется энергии всего 108250 кВт. <...> Самый реальный источник покрытия разрыва в электроэнергии – это форсирование строительства на полную мощность Кирово-Чепецкой ТЭЦ, то есть на 75000 кВт».

О неразвитости энергосистемы, сказывавшейся на работе предприятий, заявляли и их руководители. В марте 1942 г. директор «Красного инструментальщика» С.И. Калинин писал заместителю Наркома станкостроения СССР Фомину: «Завод восстановлен под мощности, прибывшие из Ленинграда. Однако с трудом восстановленный завод из-за неподачи электроэнергии стоит почти полгода.

<...> Продолжать оставаться дальше в законсервированном виде, и при этом с рабочей силой, завод не может. Вопрос с электроэнергией настолько серьезен, что его следует разрешить немедленно».

Помимо недостатка мощности энергосистемы на протяжении всей войны остро стояла и проблема снабжения электростанций топливом. В письме председателя Комитета обороны города Кирова В.В Лукьянова председателю Госкомитета Обороны СССР И.В. Сталину в январе 1942 г. говорится: электростанции работают в основном на дровах и торфе. Однако «принятые нами меры по организации доставки к электростанциям дров по Пермской железной дороге и торфа по Горьковской железной дороге полностью вопроса не разрешили, вследствие чего оборонные заводы работать нормально не в состоянии».

Стратегический ресурс

Проблему с энергоснабжением руководство города и области решало в ручном режиме. Действовали в трех направлениях. Первое — как можно быстрее стремились ввести в строй первую очередь Кирово-Чепецкой ТЭЦ и увеличить мощность действующих электростанций. Второй — ввели жесткие ограничения потребления электроэнергии как в промышленности, так и в городском хозяйстве в целом. Третий — дополнительные источники энергии устанавливали у себя сами предприятия.

Появление Кирово-Чепецкой ТЭЦ рассматривалось как стратегическое направление. Решение о строительстве электростанции было утверждено Совнаркомом СССР 8 марта 1941 года. Однако и тогда возникали проблемы, к решению которых приходилось привлекать людей из верхов. В конце августа в докладной записке Уполномоченный комиссии партийного контроля ЦК ВКП (б) по Кировской области Ф.М. Чубаров писал, что для запуска первой очереди ТЭЦ на стройплощадке имеется необходимое оборудование. Однако строительство приостановлено изза отсутствия фондируемых материалов: цемента, железа, кровельного материала и других. Неоднократные обращения организаций к Наркому электростанций о форсировании строительства, в обком ВКП(б) ничего не дали. В записке также отмечалось: ряд предприятий, которые «утверждены сверхударными стройками», должны получать электроэнергию КировоЧепецкой ТЭЦ, а ее строительство отнесено в обычные стройки. Предлагалось обязать Наркомат электростанций обеспечить строительство ТЭЦ стройматериалами "в соответствии с пуском оборонных предприятий города Кирова".

При этом на высоком уровне все время подчеркивалось: энергосистема и все, кто с ней связаны, относятся к стратегическим ресурсам области. На работников энергосистемы в годы войны была наложена бронь. Только в самом начале войны, с объявлением 22 июня первой мобилизации, в числе первых добровольцев ушли на фронт работники энергокомбината. Один из них -  Л.И. Шильников — позднее от лица мобилизованных обратился через газету «Кировская правда»: «Мы идем в бой за правое священное дело. Работайте у станка, в колхозе, учреждении по-стахановски, по-советски. Крепите наше военное могущество, умножайте богатство страны, работайте так, чтобы Красная Армия ни в чем не имела нужды».

… Многочисленные письма, хождения по коридорам власти наряду с самоотверженностью людей, принимавших участие в строительстве новых энергомощностей для предприятий, труженики оборонных предприятий в итоге смогли сделать практически невозможное: Кирово-Чепецкая ТЭЦ с ноля была построена и запущена за полгода. Уже к концу 1942 г. начали давать ток и пар 1-я очередь электростанции мощностью 12 мВт и вновь установленная турбина мощностью 3 мВт на ТЭЦ-1. «Кировская правда» 27 октября 1942 года писала: «И днем, и ночью кипит работа на строительстве. Необыкновенно трудной выдалась последняя неделя перед пуском. Люди работали, не щадя сил. И вот долгожданный день наступил. 6 ноября состоялся пуск электростанции».

Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте