Осторожно, двери закрываются

25.04.2020 20:17:00 3079 0

После объявления о закрытии "Фабрики" и Art-кофейни кировчане с тревогой следят за новостями любимых ресторанов, кафе и клубов. Сколько еще точек общественного питания закроются после эпидемии, не выдержав кризиса, и как минимизировать последствия карантина? Ответы на эти вопросы искали участники очередного "Разворота на бизнес" (16+).

Участники:

Андрей Несветаев, управляющий партнер ГК «Культура гостеприимства»

Иван Полушкин, управляющий и совладелец бара «Конструктор-Практик» 

Илья Редькин, владелец сети «СПК-Неон» 

Павел Дорофеев, владелец сети «Большая столовая», депутат ОЗС

Юлия Долгоаршинных, руководитель «Группы компаний Юлии Долгоаршинных»

«Ожидаем определенности»

О.Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»):  На днях состоялся круглый стол с министром экономического развития Кировской области Натальей Кряжевой с представителями сферы общественного питания. Илья, вы были одним из инициаторов встречи. Какие от вас запросы к власти?

И.Редькин: Больше всего мы ожидаем определенности. Федеральные программы (ред.: поддержки бизнеса) более-менее понятны. Дополнительные инструменты поддержки включают другие регионы. К примеру, в Нижегородской области из областного бюджета предоставлена компенсация на выплату заработной платы в размере МРОТ (ред.: 12 130 рублей) предприятиям, которые согласны оказывать социальные виды услуг во время простоя, вплоть до дезинфекции подъездов, уборки территории. Если сотрудники выходят на такие работы, они получают компенсацию за счет регионального бюджета.

В условиях, когда весь персонал сидит дома, не работает, особо никаких финансов и доходов у них нет, эти деньги людям бы не помешали, тем более выплаты не облагаются НДФЛ. В Ижевске изменена система налогоисчисления на 2020-2021 год для пострадавших отраслей – это сокращение упрощенного налога с 6% до 1% и снижение с 15% до 5% «доход минус расход». Такие серьезные меры привлекают внимание предпринимателей из других регионов.

С.Занько, руководитель Информационного центра по атомной энергии в Кирове (ИЦАЭ), ведущая «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»): В социальных сетях есть много постов предпринимателей о том, что сотрудники увольняются, уходят на другие работы, потому что нужно кормить семью. Куда уходят эти люди в ситуации распространения коронавируса?

И.Редькин: В первую очередь, уходят в службы такси, в ритейл. И большое спасибо федеральному ритейлу за это: они сами выходили к нам с предложением временно взять наших сотрудников на период пандемии. Сейчас вопрос федерального распоряжения о том, что нам положена выплата в размере МРОТ на каждого сотрудника при сохранение 90% рабочих мест, встает ребром! Дело в том, что наши сотрудники уходят по собственному желанию, и мы не вправе их держать.

С. Занько: Что ответила министр на рабочей встрече о введении льгот на упрощенный доход?

И.Редькин: На данный момент этот вопрос не срочный, так как уплата налога будет только в 2021 году. И сейчас есть время, чтобы заниматься более срочными вопросами, хотя для бизнеса очень важно понимать, какие затраты по налогам он несет в настоящий момент и какой размер налога будет  уплачен по итогу 2020-го.

И. Полушкин: Предприниматели могут планировать средства на год, полгода, три или один месяц. Мы уже сейчас закладываем в бюджет налоговые вычеты, поэтому для нас это понимание важно.

О. Прохоренко: Павел – вы депутат Законодательного собрания. Обсуждаются ли какие-то меры поддержки на законодательном уровне?

П. Дорофеев: Законы и постановления разрабатывает не ОЗС, а правительство региона. Мы вносим лишь поправки и принимаем их. На сегодняшний день все меры, которые есть в Кировской области, идут от федерального центра.

«Мы всем всё должны»

О. Прохоренко: Если налоги – это плата, которая предстоит в будущем, то какие затраты вы несете сегодня?

И. Редькин: Во-первых, не все предприниматели договорились об арендных платежах. Мы несем затраты по коммунальным платежам. Ресурсоснабжающим компаниям сказали поддерживать бизнес, не отключать организации, но мы по-прежнему получаем письма об отключении ресурсов. Этот вопрос поднимали в правительстве, на что нам ответили: все рассматривается в индивидуальном порядке. Мы несем колоссальные затраты на заработную плату: сотрудники не работают, а мы платим. И большие убытки понесли по продуктам: вынуждены были списать, раздать сотрудникам – хранить возможности нет.

А. Несветаев: 70-80% продуктов – это скоропортящийся товар со сроком хранения до месяца. Его пришлось отдать сотрудникам. На складах осталась заморозка со сроком хранения год и больше. Поставщики сегодня ведут себя понимающе, но, как только мы откроемся, готовимся к переговорам, звонкам, давлению. На каждый объект для оперативной закупки товара необходимо найти сумму от 100 до 400 тысяч рублей.

Сейчас все объединилось: падающая с 2014 года экономика, сокращение доходов населения, падение курса рубля, коронавирус... С одной стороны мы ждем падения среднего чека, с другой – роста цен на продукты. 

И. Полушкин: По договорам, получается, мы всем всё должны. У нас возникла проблема с электричеством: в марте заявили поставщику, что зафиксировали спад выручки на 40%. Оплатили часть счетов. В апреле снова обратились к ресурсникам: «Конструктор-Практик» закрыли, а оборотных средств на оплату ресурсов нет. В ответ нам заявили о договорных обязательствах. Сейчас стоим обесточенные – у нас разморожены холодильники, не работает охранная и пожарная сигнализации.

О. Прохоренко: Ресурсоснабжающая организация — тоже коммерческая:  поставила продукт и ей необходимо получить за него средства. Здесь необходимо либо государству вписываться и каким-то образом компенсировать, либо искать еще какие-нибудь варианты.

Работать, несмотря ни на что?

С. Занько: Звучало ли предложение со стороны вашей сферы бизнеса открыть точки общественного питания и обслуживать посетителей с особыми мерами осторожности: запускать по 2-3 человека, рассаживать через столик, персоналу работать в защитных масках и перчатках. Можно ли его реализовать сейчас или позже?

И. Редькин: Мы задавали вопрос о плане по открытию предприятий общепита: кто выходит в первую, а кто во вторую очереди? Сегодня нам абсолютно не понятно, почему высокая посещаемость в магазинах — более 1000 человек в день - считается нормальной, а заведения, которые жестко следят за своей санитарией и где проходимость не превышает 200 человек в день, вынуждены находиться в простое. Открытие кафе сейчас какой-то критической картины не сделают. Нас закрыли первыми. Если нас откроют последними, то мы будем еще и самыми пострадавшими, вместе со сферой туризма. Понесем колоссальные убытки, и 80% вообще не откроется.

О. Прохоренко: Даже если бы вы сейчас работали, то едва ли покрывали бы текущие расходы — с учетом малого количества посетителей и больших расходов на дезинсекцию, санобработку.

И.Редькин: Я на данный момент взял кредитов на 6 млн рублей. Да, часть из них без процентов по федеральным программам. Но, когда откроюсь, мне их все равно придется выплачивать. Проще было бы «оборткой» эти средства выдавать сотрудникам или кредиты брать?

А. Несветаев: В марте, еще до карантина, выручка у всех упала на 60%. И Москва молилась, чтобы точки общепита закрыли, потому что когда всех закрыли, арендодатели начали идти на уступки. Если нас сейчас откроют,  к нам придут собственники площадей и попросят плату, смысла в этом не будет. Трафик у заведений будет очень низкий, и ежедневные расходы превысят доходы. Лучше либо полноценно открывать, либо совсем не открывать. Рестораны могут открыть, но людям по-прежнему порекомендуют сидеть дома. Это самое страшное: карантин снимут, но мы еще несколько месяцев просидим без гостей.

Спасет ли доставка?

О. Прохоренко: Павел, как вы выходите из сложившейся ситуации?

П. Дорофеев: Ситуация такая же как у всех. Все предприятия у нас были закрыты. Буквально неделю назад открыли предприятие в формате еды на вынос. Выручка для точки, приносящей ранее 50-100 тысяч рублей в день, сейчас составляет – 1,5-2 тысячи рублей в день. Абсолютно несопоставимые показатели.

И. Полушкин: Здесь еще играет роль позиционирование. Когда кафе или ресторан открывает службу доставки, надо понимать, что люди не ассоциируют его с доставкой. Старт все равно должен стоит каких-то денег, и перейти в доставку – это не всегда выход.

А. Несветаев: Сегодня доставка продуктов проектов, где е раньше не было, дает нам 10-15% оборота прежней прибыли. Доставка – это не про прибыль и не про возвращение оборотов, а про сохранение персонала: курьеры – это наши бывшие официанты, администраторы – операторы, работники кухни остались на своих местах. Доставку стоит запускать тогда, когда есть какое-то преимущество: популярный бренд или актуальная кухня. Просто открывать еще одну доставку пиццы или роллов – не целесообразно.

С. Занько: Как изменился спрос на доставку?

А. Несветаев: Мы проводили аналитику: дневной и вечерний спрос вырос. Люди заказывают себе ланчи в офис и домой. Спрос на доставку вырос на 30-40%, но это временное явление. Люди не могут ходить в кафе и рестораны, но у них еще остались деньги. Когда в мае кировчане будут получать остатки апрельских зарплат, то, предполагаю, спрос на доставку сократится. Опыт европейских стран говорит о том же: сначала был огромный рост спроса на доставку, затем постепенно снижался, и сейчас уровень упал еще ниже, чем до пандемии. 

Федеральный игрок или местный агрегатор

С. Занько: В Кировскую область заходит Яндекс.Еда – крупный федеральный игрок. Как это скажется на рынке?

А. Несветаев: Наверное, позволит ресторанам, которые не могут самостоятельно сделать логистику, предложить клиентам свои продукты. Сильно рынок это не изменит. Более того, мы сейчас пытаемся сделать собственный агрегатор (сайт доставки), который бы объединил все бренды. Позже планируем предложить участвовать местным компаниям на символических условиях. Условно говоря, хотим запустить копию Яндекс.еды и Delivery club, но на лояльных для ресторанов условиях.

О. Прохоренко: Насколько актуально и здраво сегодня разрабатывать местный  агрегатор по доставке еды и выводить его на рынок?

И. Полушкин: Это абсолютно верное решение. Продукты и услуги, которые мы производим сейчас, мы должны были делать априори!  Агрегатор и так должен был быть. На его создание нас подтолкнул кризис. Кто первый додумался – тот большой молодец. У «Конструктор-Практик» также: онлайн-программа должна была быть изначально, но только сейчас мы ее запускаем.

Что дальше?

О. Прохоренко: Есть заведения, которые оказались не в лучшем положении. Откроются ли ваши?

И. Полушкин: «Конструктор-практик» – это бар, лекторий, площадка для концертов. Из-за карантина на осень у нас сместилось 19 различных концертных мероприятий. Рассматривался вопрос по доставке алкоголя, но правительство отказало. Для нас это стало бы каким-то выигрышным моментом: среди посетителей востребованы наши авторские коктейли. Сейчас вся наша деятельность – это не про деньги, а про перспективы. Про поддержание интереса с надеждой, что по хорошему сценарию мы откроемся в июне. Второй, основной, сценарий – это сентябрь, когда мы уже не откроемся точно.

Ю. Долгоаршинных: «Шоколадница» откроется однозначно, но мы будем смотреть, как работать дальше. Сейчас работаем в формате окна выдачи заказов: напитки и десерты - с собой. В данных реалиях меняется все просто молниеносно, и мы ежедневно стараемся придумать что-то новое. Если сейчас отсидеть это время тихо, то из этого карантина и не выйти. Если максимально пытаться что-то делать, то шансы есть. А какие варианты еще?

Подготовила Елизавета Захарова

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте