Бумажные пакеты свели на нет идею запрета распития пива в общественных местах, считают эксперты.

«Пивное» противостояние

21.05.2012 00:04:00 1382 0

Малому бизнесу запретят продавать пиво и переориентируют на местную продукцию.

Павел Ануфриев, глава департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области
Владлен Максимов, координатор проекта «Вятское подворье»
Александр Авдеев, индивидуальный предприниматель
Игорь Верещагин, индивидуальный предприниматель
Юрий Урванцев, советник Вятской ТПП по вопросам измерения качества

Через полтора месяца пиво законодательно будет отнесено к алкогольным напиткам, а значит, его продажа в точках нестационарной торговли, проще говоря, привычных нам ларьках и киосках, будет запрещена. Малый бизнес негодует: его лишают, по сути, самой доходной части. У власти свои предложения: вместо пива продавать более «здоровую» продукцию местных товаропроизводителей, многим из которых путь в крупный ритейл закрыт, а также обещает помочь деньгами.

Павел Ануфриев:
- Прежде всего хочу напомнить, что ограничения на продажу пива в киосках и павильонах, связаны с тем, что через 1,5 месяца пиво будет отнесено к алкогольным напиткам и на него будут распространяться все те ограничения, которые предусмотрены 171-ФЗ для другой алкогольной продукции. В частности, с 22 июля 2012 года будет запрещена продажа пива в нестационарных торговых объектах (киосках и павильонах), за исключением пива с содержанием этилового спирта до 5% (по нему ограничения вступят только с 1 января 2013 года), а с 1 июля 2012 года пиво будет приравнено к алкогольной продукции.
Также будет запрещена продажа пива с содержанием этилового спирта более 5% с 23-00 до 08-00 часов, полностью запрещена продажа пива и пивных напитков в детских, образовательных,  медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях, в организациях культуры, за исключением предприятий общественного питания, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях.
Данные ограничения направлены на реализацию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди россиян. Сделана попытка законодательно ограничить доступность пива, как алкогольного продукта, вызывающего зависимость для подрастающего поколения. Как показывают многочисленные опросы общественного мнения, новые нормы закона находят поддержку среди большинства жителей страны. Но хочу отметить, что данные изменения призваны не бороться с малым предпринимательством, а переориентировать его с продажи подакцизных товаров, губительно сказывающихся на здоровье населения, на продажу иных продуктов.

Владлен Максимов:
- Я считаю этот закон дискриминационным. Я категорически не понимаю, почему нужно разрешать торговать какой-то продукцией одним продавцам и не разрешать другим. Все это направлено на то, чтобы «вымыть» максимальный ассортимент у торговых объектов мелкого бизнеса, в результате чего они закроются со всеми вытекающими последствиями как для них, так и для покупателей, для населения. Когда говорят, что именно в мелких торговых точках продают сигареты и алкоголь детям, мы просим у власти каких-то исследований на этот счет, но они ни разу не были нам предоставлены.

Игорь Верещагин:
- Мы сейчас, кстати, уже практически ничего не зарабатываем, а с принятием закона 95% торговых точек уйдут в «минус», в том числе и мои. Дело в том, что в 171-ФЗ – это закон об ограничении оборота этилового спирта, который пиво приравнял к алкогольной продукции, оставил одну «лазейку», но исключительно для тех, чьи ларьки не находятся на остановках общественного транспорта. Мы эту «лазейку» будем использовать, практически уже начали реализовывать этот план – но он потребует от нас больших затрат, дабы модернизировать продажи и остаться в рамках закона. Я, к сожалению, не могу вам сказать, каким образом это будет происходить, не хочу предлагать конкурентам готовый план действий. Как бы то ни было, я смотрю в будущее с оптимизмом, и если наше региональное правительство не будет вставлять палки в колеса, то мы выкрутимся. Будем надеяться, что наши правители больше ничего нового не выдумают.

Александр Авдеев:
- Среди депутатов есть и вполне здравые предложения. Например, было предложение депутата Валерия Туруло о том, чтобы тем предпринимателям, которые все-таки будут продавать продукцию местных товаропроизводителей, снизить ставки земельного налога. Налоги вообще играют большую роль, особенно для малого бизнеса... А в ближайшем будущем, планирую заняться перепрофилированием своих киосков. В частности, один планирую сделать под выпечку, другой – под овощи. Третий я отдал под сапожную мастерскую с фиксированной арендной платой. Дело за переоборудованием: необходимо провести канализацию и воду, что обойдется мне в несколько сотен тысяч рублей. А вы как думали? Диверсификацию бизнеса так просто не сделать. Да и с доходностью от продаж товаров местных производителей еще надо подумать. Одно время киоски с сигаретами и пивом хотели уничтожить, и фактически уничтожили. Нам завышали коэффициент аренды за земельный участок, на нас вешали различные обязанности, например, по обслуживанию прилегающей территории и создание остановочных павильонов. А сейчас, новые правила...

Владлен Максимов:
- Вот и я об этом же. Из малого бизнеса «выдергиваются» все новые сегменты, что приводит к сокращению оборота. В результате прибыль уменьшается до таких пределов, что маленькие магазины вынуждены закрываться. Все это происходит под «барабанный бой» о защите малого бизнеса. Говорят о том, что идет борьба с табакокурением, но мне непонятна взаимосвязь такой борьбы с торговыми ограничениями. Человек, лишенный возможности приобретать сигареты в ларьке около дома, пойдет в крупный супермаркет и купит их там, причем уже не пачку, а блок или даже коробку, чтобы сигареты всегда были дома. У нас нет проблемы «засилья» палаток, все наоборот. У нас огромное количество торговых сетей, которые в этой ситуации и останутся в выигрыше. Кроме того, исчезновение киосков с улиц вообще или сигарет из их ассортимента неизбежно приведет к появлению нелегальной и неконтролируемой теневой торговли. Это особенно актуально для сельской местности, где не представлены крупные торговые сети, и весь торговый оборот осуществляют именно небольшие магазины. Рынок табачной и алкогольной продукции там, скорее всего, уйдет «в тень». Запрет фактически подтолкнет потребителей к переходу на контрафактную и контрабандную продукцию.

Юрий Урванцев:
- Но это только одна точка зрения. А вот, смотрите, приняли закон об ограничении распития алкогольных напитков в общественных местах, но он не работает. Это говорит, в первую очередь, о восприятии нами законодательных норм. Если не хотим адекватно воспринимать, значит, то власть движется в своем нормотворчестве дальше. Это же логично. Пиво – это продукт  для отдыха, а не для постоянного распития в любых местах. Продажа этих бумажных пакетов свела закон об ограничении распития пива в общественных местах к нулевой эффективности. Я считаю, что продажа этих пакетов - просто неуважение к принятому закону, что в любой стране является выходом из законопослушной зоны. Я много раз был за границей, и практически нигде, за исключением Юго-Восточной Азии не видел, чтобы пиво продавали в ларьках. Такая бесконтрольная продажа приводит в итоге к пивному алкоголизму. И я бы не стал проводить параллель между новым законопроектом и сокращением рабочих мест, о котором говорят некоторые заинтересованные лица.

Компенсаций не будет
Александр Авдеев:

- У меня большой вопрос, касающийся компенсации. Большинство киосков составляют единое целое с остановочными павильонами, которые делали сами предприниматели. Если я не смогу продать свой бизнес, мне кто-нибудь оплатит потерю самих конструкций? Планирую задать этот вопрос главе нововятской администрации Геннадию Плехову (так как мой бизнес территориально расположен в этом районе), хотя уже сейчас подозреваю, что никаких компенсаций мы не увидим. Власть об этом совершенно не задумывается, что отбирает, по сути, то, что сама не построила и при этом ничего не дает взамен. Лет 6 назад, чтобы поставить одну остановку, нашим властям требовалось не менее 200 тыс. рублей. Благодаря нам, они получили остановки практически бесплатно. И что сейчас? Они думают, что мы уйдем и оставим все так, как есть? Если я не смогу продать свои павильоны, я их принципиально снесу.

Павел Ануфриев:
- В рамках действующего законодательства никаких компенсаций, связанных с ликвидацией нестационарных торговых объектов, разумеется, не предусмотрено. В настоящее время департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области разрабатывает новую форму государственной поддержки. Для таких предпринимателей, если они приобретают ларек, павильон или киоск по договору лизинга, будет предоставляться компенсация до 300 тыс. рублей от стоимости торгового объекта. Это разовая, единовременная выплата. К слову, компенсация будет предоставляться тем предпринимателям, кто осуществляет реализацию продукции местных товаропроизводителей.

Игорь Верещагин:
- Мне кажется, это не совсем адекватное предложение. Предприниматели всегда сами зарабатывали свои деньги, ни у кого ничего не просили, при этом вкладывали только свои средства. Зачем государство стало вмешиваться в эту сферу? Мне сложно понять. Это похоже на недобросовестную конкуренцию, которая, начиная с момента прихода Владимира Путина к власти (начало 2000-х), преследует только одну цель – опустить малый бизнес на самое дно, а потом и вовсе прикрыть.

Александр Авдеев:
- Я планирую из ларечного бизнеса уходить. Когда мы только-только начинали, он для нас был основным, своего рода, накопительным этапом. Сейчас я уже приобрел два магазина: один из них с хозтоварами площадью 300 кв.м., другой – специализированный для садоводов, порядка 120 кв.м. То есть, может быть, и действительно, пора уходить с «улицы». И намерение такое было и, как видите, жизнь заставляет. Как любой солдат мечтает стать генералом, так и любой предприниматель из «малого» всегда хочет стать бизнесменом средней руки и мелочью не заниматься. Мы, предприниматели, - люди самостоятельные, нам ни от кого ничего не надо, но уничтожение самой доходной части нашего бизнеса, скорее всего, носит политическую подоплеку. Думаю, что мои коллеги по цеху, как люди, привыкшие к свободе и самостоятельности, вряд ли станут наемными работниками. Скорее, уйдут в другие сферы.

Игорь Верещагин
- Если уходить из бизнеса, то как? Один из моих павильонов, например, является современным, он стоит примерно 600 тыс. рублей. Его что теперь сломают и выкинут? Если продавать, то придется отдать за бесценок. Поэтому, лично я буду выкручиваться, ни на кого не надеясь.

Павел Ануфриев:
- Думаю,  если грамотно подойти к решению этого вопроса, можно избежать убытков, связанных с переориентацией торговых точек. Ведь такая переориентация могла бы помочь решить сразу несколько проблем. В первую очередь, снизить общее потребление пива. Во-вторых, помочь кировским товаропроизводителям в сбыте продукции с учетом трудностей, возникающих сейчас при вхождении товаров местных товаропроизводителей на полки магазинов федеральных сетей. А в-третьих, повысить шаговую доступность продуктов питания и товаров первой необходимости для потребителей.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте