Верификация кризисом
Корона-кризис: от чего вы можете отказаться в бизнесе и в жизни, а от чего точно нет? Эти вопросы мы задали кировским предпринимателям. Перестроиться на новые реалии жизни не просто, но возможно. Главное - чтобы этот период однажды закончился.
Александр Печёнкин, соучредитель компании «СанПро43»:
- Пандемичный «черный лебедь-2020» махнул крылом достаточно резко и неожиданно. Добавили жару ценовые войны, обвал на мировых биржах.
Российский бизнес, которому в принципе всегда не особо сладко, снова приобретает иммунитет выживания.
Естественно, кое от чего пришлось отказаться. В бизнесе я отказался от части тренингов, имиджевой рекламы, дополнительных площадей для офисов, представительских расходов.
В жизни пришлось поубавить аппетиты в дорогостоящих вещах, которые требуют химчистки и, следовательно, от услуг химчистки. Не хожу на массаж и в СПА, отказался от персонального фитнес-тренера. Отказался также от посещения кафе и ресторанов (когда откроют - не знаю, как буду себя вести: хороший кофе все-таки куда вкуснее в приятном месте), от покупки нового айфона и даже частично от мойки машины.
Но я не никогда откажусь от мощного ноутбука и телефона – они экономят время. Не откажусь от чтения книг, буду выискивать время любой ценой.
В бизнесе не экономлю на рекламе, которая приносит клиентов, на расходах на поддержку CRM-системы, на квалифицированных кадрах. И точно не откажусь от обязательств, которые дал клиенту.
В кризис надо считать и просчитывать, рвать шаблоны, искать новые голубые океаны и «заморозить понты». Нормы морали никто не отменял, сейчас куда сильнее работает закон «Ты мне – я тебе». Однако это не значит, что стоит браться за любой заказ ради уважения. Бывает и такое: взять такой заказ – себя не уважать, ведь работы много, а выхлопа ноль или даже минус.
Константин Садаков, директор брендингового агентства «Tom GARRET»:
- Я по натуре человек неприхотливый, поэтому считаю, что периодически отказываться от чего-либо очень полезно! Это чертовки стимулирует и добавляет эмоций, когда ты наконец получаешь то, от чего отказывался.
В бизнесе также, как и в организме, необходима плановая чистка. Нужно отказаться от неэффективных сотрудников, которых тянешь в хорошие времена, пересмотреть список операционных расходов, вычеркнуть или заменить то, что никак не влияет на прибыль. Можно передать часть функций на аутсорсинг, например, водителя, бухгалтера, юриста, системного администратора, копирайтера и т.д.
Ключевые сотрудники, как и ключевые клиенты, должны быть сохранены!
В жизни могу отказаться от покупки дорогих вещей типа нового автомобиля, недвижимости, походов в дорогие бутики и рестораны.
Не хочу отказываться от загородного дома, поездки на море, хорошего кофе, итальянского игристого и горных лыж.
Елена Топорова, заместитель директора салонов оптик «Виктория»:
- Конечно, кризис – это стресс и быстрая сонастройка с новой реальностью. В бизнесе только сейчас офис стал работать без выходных. Мы сократили затраты на курьеров и доставку между оптиками, но ввели доставку для клиентов. Прежним остались объемы заказов, сократили остатки товаров, которые были на складе. В таком же ритме ведем соцсети и проводим рекламные кампании.
Я не могу отказаться от кофе, варю его в своей кофе-машине. От бани - хожу в частную. От массажа - хожу к знакомой. Но отказалась от путешествий, от еды на заказ (готовлю сама), от покупки украшений.
Роман Данилин, генеральный директор ГК «INMEDIA»:
- Работая в медиабизнесе достаточно давно, я, конечно, прогнозировал кризис, который обрушится на все отрасли экономики, включая нашу. Но сколько бы ни просчитывали такие ситуации в экономике, они всегда наступают резко и решения необходимо принимать «здесь и сейчас».
Так, с конца апреля до начала июня нам пришлось «затянуть пояса». Перед нами стояло три глобальных цели: продолжать информировать горожан о происходящем и в городе, и в стране, поддерживать наших партнеров (у многих из которых бизнес буквально замер на несколько месяцев), сохранить команду профессионалов в нашей компании. Долгий период времени большая часть штата работала дистанционно. Те, кто оставался в офисе, соблюдали целый перечень мер предосторожности. Здоровье сотрудников мы поставили во главу угла, при этом, конечно, понесли финансовые и коммерческие потери.
В такие периоды понимаешь, насколько твоя команда готова работать слаженно и сообща, насколько роль каждого принципиально важна. Никто из нашей команды не лишился работы по воле руководства. Да, немного уменьшились зарплаты, мы заморозили ряд стратегических инициатив, уменьшили скорость запуска нескольких проектов, но компания была сохранена, нам не пришлось пожертвовать ни одним проектом.
Я благодарен многим партнерам холдинга, кто в это сложнейшее время помог нам, сохраняя рекламные бюджеты или заводя новые. Это действительно очень нам помогло. Понимаю, что впереди рецессия и пока лучше точно не будет, но и мы изменились: освоили новые формы работы, опробовали новые технологии. Наши онлайн-СМИ буквально за пару недель стали в разы актуальнее и смелее. Кризис – время консолидации и быстрых решений, мы изменились под потребности рынка и готовы идти дальше.
Если говорить об изменениях, не касающихся бизнеса, то из статьи расходов естественным образом исчезли кафе. Пришлось «заморозить» все цели, связанные с обновлением гардероба и крупными покупками. Сейчас очень внимательно веду собственную бухгалтерию: «корона» научила просчитывать все риски, и это очень полезный навык.
Наталья Тунева, руководитель сети стоматологических клиник «Айсберг»:
- Все, что с нами происходит, неслучайно. Любое испытание укрепляет и закаляет человека, кроме того, учит думать, анализировать и ценить. Жизнь состоит из уроков, люди по-разному их решают. Кто-то с отчаянием и болью, кто-то - с благодарностью. Что касается меня, я стараюсь принимать испытания с благодарностью и пытаюсь найти в них положительные моменты. В первую очередь это опыт, сила духа и мудрость. Происходит переоценка ценностей. Окружающие люди проявляют себя, и ты понимаешь, кто есть кто.
В сложившейся ситуации, конечно, первое, что испытываешь, – страх перед неизвестностью, за здоровье близких. Но были и приятные моменты: удалось больше времени провести с семьей, покончить с суетой. Еще один плюс в том, что во время карантина было меньше машин, а, значит, чище воздух. Люди стали трепетнее относиться к своему здоровью и здоровью близких, тщательнее соблюдать гигиену. Дети радовались на дистанционном обучении, для них это длинные-длинные каникулы. Все стали высыпаться, готовить дома.
Я в принципе ни от чего не готова отказываться, но могу подождать и проявить терпение. Если речь идет о досуге, то пришлось отказаться от посещений тренажерного зала, бассейна, парикмахерской, массажа, СПА, магазинов.
Все это постепенно смогла заменить подобными мероприятиями дома и на даче, интернет-магазины меня тоже вполне устроили.
Самое неприятное - это ограничение личных встреч с близкими. Я не попала на бракосочетание старшей дочери, потому что регистрация происходила в Москве. Смотрели онлайн, торжество перенесли на осень.
В бизнесе работаем в сокращенном режиме, пользуемся возможностью отдохнуть и ждем лучших времен.
Мы же русские люди, нас не просто выбить из седла!
Мнения собирала Юлия Варанкина
varankinau@gmail.com