Чтобы стройка продолжалась, бизнесу пришлось принять условия государства. Они оказались несладкими.

Год в никуда?

31.01.2011 1478 0
Обязательные СРО в строительстве пока малоэффективны.

Минэкономразвития недавно приняло решение о необходимости «размножать» саморегулируемые организации. Пока обязательство объединения действует в большей степени для строителей. Но к 1 марта 2011 года базовый закон, определяющий эту деятельность, должен быть переписан. Цель -  унификация системы и перенесение ее ростков на почву всех остальных сфер экономики. Стоит ли перенимать опыт у строителей, когда пробный год самоуправления, мягко говоря, у них не очень удался? Возможно и стоит. Первый блин, как говорится, комом.

Устали объединяться

Таково мнение самих «подопытных». Но об этом чуть позже. Минэкономразвития смотрит на закон «со своей колокольни» и выделяет плюсы для себя (они были озвучены в недавнем докладе, представленном в правительство): среди них то, что бизнес стал более независим от государства, а само оно смогло освободиться от давящего бремени в виде расходов на регулирование и контроль в сферах, в которых созданы СРО. Всего сегодня в России работают 673 саморегулируемые организации, 525 из которых созданы в тех отраслях, где этот процесс является обязательным. В добровольном порядке бизнес объединяться и работать по принципу «круговой поруки» не спешит. Из таких желающих пока набралось только 138 СРО.

А как у нас? В Объединение строителей Кировской области сейчас входят 208 организаций. И это, конечно же, не все, кто работает в нашем регионе. Закон, напомним, позволяет бизнесу выбирать любое объединение. Необходимо лишь выполнить основное условие: заплатить 300 тыс. рублей в специальный компенсационный фонд. Прошел первый год работы, фондовые деньги лежат в банках, строители, как строили, так и строят, и их количество практически не изменилось. И это при том, что власти активно проповедовали идею необходимости очищения строительного рынка от недобросовестных компаний.

- Об итогах первого года деятельности СРО судить вообще пока рано, - считает Николай Исупов, председатель правления Объединения строителей Кировской области, генеральный директор компании «Арсо». – За это короткое время законопроект был трижды видоизменен. Сначала был переделан перечень видов работ, которые под него попадают (исключены из списка, к примеру, здания коттеджного типа, дома до трех этажей, отделочные работы). Затем сумма взноса в компенсационный фонд была поставлена в зависимость от стоимости объекта, который предполагается строить. К примеру, если ты хочешь вложить в строительство около миллиарда рублей, три миллиона ты должен отдать в фонд (и по возрастающей). Потом еще была введена обязательная аттестация инженерно-технических работников раз в пять лет.

Спрашивается, зачем так часто переписывать закон, который еще только начал претворяться в жизнь, - этим вопросом задаются все строители. Конечно, можно создать союзы и врачей, и учителей, и кого угодно, но все эти начинания, скорее всего, покажут свою несостоятельность. По словам Исупова, была даже подготовлена специальная просьба к федеральному правительству и Госдуме, чтобы пока не вносились никакие изменения в действующий закон о СРО. Иначе он может так и не дать эффекта.

На чужую сторону

Но, невзирая на все отчаянные мольбы, Минэкономразвития все же готовит нововведение. К 1 февраля будут внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающие санкции для руководства СРО за проступки. И надо отметить, что именно этого им сейчас и не хватает, поскольку годовалая практика показала: как при прежней системе лицензирования строительной деятельности право на работу можно было легко купить, так и при нынешних изменениях практически также бесконтрольно можно приобрести допуск в любую СРО. Чаще всего, как правило, в обмане обвиняются различные филиалы организаций из других регионов, зашедшие на кировский рынок.

– Недобросовестных игроков хватает, – отвечает на подобные обвинения Василий Бояринцев, председатель филиала московского Объединения строительных организаций малого и среднего бизнеса. - И я знаю даже несколько примеров: в Москве одной из СРО однажды были выданы 600 допусков к работе за два рабочих дня. Непонятно, как штат из 8 человек смог за такое короткое время проверить все эти строительные организации при том, что самая первая проверка может занимать около 30 дней.

Но не только за легким способом получить разрешение к работе бегут строители в различные филиалы СРО. Подчас сильные конкуренты  наступают на пятки и не оставляют выбора. «Так, первоначально, мы думали уйти в Пермь, не желая находиться под крылом Кировской СРО, - говорит Валерий Туганов, директор компании «Северстрой». – Мы боялись, что местные «гиганты», пользуясь имеющимся у них ресурсом, будут избавляться от нас под разными предлогами, устраивая многочисленные проверки. В итоге сработались. Часть тех компаний, которые все-таки выбрали СРО из других регионов, просто не пожелали, чтобы их лишний раз контролировали».

Однако надзор не стал более жестким в сравнении с тем, что был раньше. Перед тем, как выдать допуск, устраивается комиссия на проверку того, может ли организация выполнять заявленные работы. Затем раз в год проводится плановая проверка, а остальной контроль осуществляется строго по жалобам. В общем целом получается, что не меняется ничего, кроме того, что  занимается этим не лицензионный орган, а специально созданный из специалистов отрасли контрольный комитет. Только вопрос о том, кто именно будет входить в эту группу, как оказалось, зависит не от всех участников СРО. В кировском объединении, к примеру, представлены специалисты из организаций-лидеров строительной отрасли нашего региона.

Поэтому и ищут «малыши» защиты извне, в большинстве своем отказываясь комментировать, почему они выбирают такой путь. По словам Василия Бояринцева, до сих пор не все имеют равные шансы в борьбе за выполнение строительных работ, предложенных государством. Даже подав документы в самый последний день, конкурс почему-то выигрывает крупный игрок кировского строительного рынка. Хотя возможности у них равны. Чтобы его догнать, нужны бы «откаты», которых у маленьких организаций попросту нет. Поэтому с появлением СРО, малый обиженный бизнес обратился к «чужакам».

Фонд - дело тонкое

Каковы же первые плоды деятельности СРО в строительстве? Существенные пробелы в реализации закона отмечают даже в Минэкономразвития: это и слабая работа в области стандартизации, и отсутствие процедуры досудебного регулирования споров, рассмотрения жалоб и компенсации третьим лицам. Кроме того, по мнению ведомства, сегодня недостаточно проработаны требования к раскрытию информации о СРО и ее членах, не прописана на законодательном уровне административная ответственность лиц, входящих в объединение, нет внешнего контроля за деятельностью самих СРО, а компенсационные фонды «мертвы», так как их объемы недостаточны для покрытия возможного ущерба.

К последнему вопросу у самих строителей особые претензии. Крупным организациям, говорят они, может быть, и под силу сумма в 300 тыс. рублей, которую необходимо внести в фонд при вступлении в СРО, но почему такой же спрос и с маленьких игроков рынка? Кроме того, закон не позволяет использовать не только эту сумму, но и те дивиденды, которые с нее накручиваются. Получается, что миллиарды рублей крутятся в банках и остаются неприкосновенными для строителей. Последние, к тому же, больше никогда их не увидят, даже если по собственному желанию выйдут из одной СРО и перейдут в другую. С таким же успехом можно было вполне обойтись обязательным страхованием строительной деятельности.

- И самое интересное, что ничего не изменилось, - считает Андрей Менчиков, директор компании «Доминвест». - Очищение строительного рынка от недобросовестных застройщиков – вранье для галочки. Изначально идея была совершенно другая: государству надоело оплачивать труд своих подопечных, занимающихся лицензированием строительной отрасли, поэтому оно переложило эту обязанность на плечи самого бизнеса. Кроме этого оно придумало еще и дополнительную мзду себе в угоду – так называемые компенсационные фонды. Теперь, пока правительство не придумает новый, более эффективный способ изъятия денег у бизнеса, система СРО будет жить.

Все также будут действовать фирмы-однодневки, также будут побеждать на аукционах избранные, также будут обманываться дольщики. А как же компенсационный фонд? Оказывается, за первый год работы в кировском объединении строителей не было ни одного прецедента, когда бы возникала необходимость задействовать эти средства. Да и сама эта процедура не такая простая. По словам Николая Исупова, фонд можно задействовать только при том условии, когда нанесен ущерб третьим лицам: покупателю или государству, например. И только если у организации не хватает своих средств, чтобы рассчитаться, если их также нет у страховой компании (в которой застрахован строитель), тогда дело доходит до компенсационного фонда. Причем весь этот процесс происходит через суд, а суды в России, как  известно - дело долгое.

- В итоге СРО - это просто очередные поборы, - считает Валерий Туганов. - Неужели недостаточно того, что нас контролирует Ростехнадзор? Строили же как-то все советские годы, не было никаких объединений, а здания эти стоят до сих пор и ничего с ними не происходит. А что сегодня: чем больше новых требований и дополнительных условий, тем больше аварий происходит. На стройке главная проблема не в этом. Не хватает кадров: нет хороших механизаторов, отделочников, каменщиков. Вот если бы

СРО помогали их готовить и улучшать качество работы...

И снова множественные «если» в унисон. И снова звуки эти никак не отзываются эхом в Минэкономиразвития. Мешает очередная стена, воздвигли которую не строители.  

Елена Окатьева
okateva@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте