Молодые люди уезжают из малых городов, в первую очередь, из-за отсутствия перспективной работы.

Право на жизнь

28.05.2012 00:06:00 1797 0

Многие малые города и посёлки России сегодня приходят в упадок. Люди уезжают в крупные населённые пункты. С чем это связано и так ли это трагично?

Круглый стол
Сергей Улитин, член Общественной палаты Кировской области
Михаил Плюснин, председатель ВОДОО «Вече»
Александр Пойлов, директор ОАО «Унинский маслозавод»
Вячеслав Глазычев, директор института продвижения инноваций Общественной палаты Российской Федерации
Евгений Рычков, глава города Слободского

Члены Общественной палаты Кировской области обсудили и поддержали обращение Союза малых городов РФ с предложением высказаться против плана, озвученного бывшей главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной. Напомним, госпожа Набиуллина предложила план по «постепенному свертыванию избыточной сети малых, средних городов и поселков городского типа с сокращением численности их населения на 15 – 20 млн человек». Очевидно, что многие малые города и посёлки России сегодня приходят в упадок. Люди уезжают в крупные населённые пункты. С чем это связано и так ли это трагично?..

Что естественно, то не безобразно?
Сергей Улитин:

С моей точки зрения, отток населения из малых городов и посёлков - это естественный процесс. Да, он всегда болезненный. Но пусть лучше это будет государственной программой с понятными сроками и условиями. Должно быть чётко и внятно прописано: когда и какие малые города должны быть ликвидированы. Причём под малыми городами я подразумеваю в том числе и большие посёлки. В России уже есть подобный опыт: вспомним программу по переселению людей с Дальнего Севера. Людям должно быть понятно: куда они переселяются, какие за это даются преференции (например, новое жильё). Словом, должны быть чёткие правила игры. И это вопрос не только экономики, но, в первую очередь, комфорта самих жителей. В больших городах есть инфраструктура, которой в посёлках, малых городах, или сельских поселениях просто нет.

Михаил Плюснин:
Мне кажется, что предпринимать искусственные меры по спасению малых населённых пунктов не стоит. Малые города и посёлки обречены. Это общемировая тенденция. И я не думаю, что Россия каким-то образом будет отличаться от этого тренда. Большой город — это большие возможности: в крупных населённых пунктах проще циркулировать товарам и услугам. Поэтому именно туда стремятся те, кто хочет сделать свою жизнь максимально комфортной. Причём государство вряд ли может каким-то образом повлиять на этот процесс. Хотя бы потому, что давать деньги только ради того, чтобы какое-то поселение имелось на карте — нецелесообразно. Можно давать деньги на поддержание какого-то одного моногорода типа Вятских Полян. Не ради Вятских Полян самих по себе, а ради того, чтобы завод, находящийся на их территории, работал. А, возьмём, к примеру, посёлок Суна: там нет никаких производств. Кто будет туда вкладывать деньги? Никто.
Вячеслав Глазычев:
Знаете, как всякое чрезмерное обобщение - это штука рискованная. Существуют разные города. Все малые города, все моногорода требуют тщательного индивидуального исследования, формирования комплексного инвестиционного плана. Конечно, сохранить всю систему посёлков, которые существует сейчас  невозможно. Это горькая правда. Что касается средних городов, то они, в основном, достаточно разнообразны по рабочим местам и потому довольно живучи.

Сергей Улитин:
Да, в каждом случае подход должен быть индивидуален. Но если это рядовой посёлок, в котором просто нет работы, и эта работа не предвидится, то зачем продлевать агонию? Наоборот, нужно ускорить их конец. Если о характерных примерах, то это те посёлки, которые были построены для организации добычи леса: леспромхозы. Мы уже и забыли, что они были созданы с одной конкретной целью, и когда лесосека кончилась - людям стало нечем зарабатывать на жизнь и, соответственно, там пошёл отток населения. Конечно,есть категории людей, которые никогда и никуда не поедут. Но это, наверное, тот случай, когда не следует спрашивать у людей: да, или нет? А  надо спрашивать: на каких условиях всё-таки да? Мне кажется это было бы правильно.

Александр Пойлов:
Тем не менее, мне кажется, что государство должно стремится сохранить существующие посёлки и деревни. Ведь у нас и так каждый год закрывается огромное количество малых населённых пунктов. Кто будет обрабатывать землю?..
Молодые, горячие...

Вячеслав Глазычев:
Люди уезжают из малых городов, в первую очередь, из-за отсутствия работы. А молодёжь ещё и из-за отсутствия выбора. Возьмите, например, город Саров. Перед любым молодым человеком, живущим в этом городе, встаёт вопрос: где учиться и где работать? Если он остаётся в Сарове, то вынужден идти учиться в филиал МИФИ, а работать - только на саровском комбинате. Не каждого молодого человека такая перспектива устраивает. Поэтому отток молодёжи из таких городов - естественный процесс. Ничего с этим не поделаешь. Этот отток можно компенсировать только высокими зарплатами, а этим большинство малых городов не балует (хотя есть исключения). К тому же, не секрет, что многие градообразующие предприятия теряют свою рентабельность в условиях рыночной конкуренции. Дело в том, что с советских времен их производства зациклены в одном городе. Это очень дурная схема. Она была хороша сто лет назад у Форда в Детройте, но Детройт, как вы знаете, сейчас в страшном состоянии. Нужно добиваться филиализации производств: колёса делаются в одном месте, двигатели — в другом и так далее...

Александр Пойлов:
Да, уезжают из-за нехватки рабочих мест. Должна быть хорошая, оплачиваемая работа. Но она не может взяться из неоткуда. Возьмём наше предприятие: мы делаем всё возможное, чтобы молодые специалисты не уезжали: даём ссуды на покупку жилья, стараемся платить сносную заработную плату, обучаем молодых ребят, готовим кадры... Но молодёжь всё равно уезжает. Уезжает, чтобы устроиться продавцом, или грузчиком... Что с этим делать? Не знаю.

Михаил Плюснин:
Мне кажется, тут даже государство не помощник. Ведь очевидно, что государству выгодно иметь меньшее количество населённых пунктов: дело в инфраструктуре. Именно поэтому оно и не препятствует оттоку населения из малых городов. И даже наоборот: потворствует этому!

Стратегия оттока
Сергей Улитин:

Насколько я знаю, сегодня программ по переселению людей из малых городов и посёлков просто нет. Однако, я думаю, что бюджет этот процесс потянет. Главное начать.

Вячеслав Глазычев:
Да, государство пустило этот процесс на самотёк. Мне кажется, это неправильно. Каждая территория требует отдельной проектной разработки, которая возможна лишь в диалоге с местными жителями...

Михаил Плюснин:
Между прочим, у нас есть Стратегия развития Кировской области! Там, кстати, этот процесс и описан: будут развиваться всего несколько крупных региональных центров, а все остальные населённые пункты развиваться не будут. Логически сделать вывод, что произойдёт укрупнение таких городов, как Киров, Слободской, Кирово-Чепецк, Омутнинск, Котельнич. Конечно, об этом в Стратегии не сказано прямо, но логика подсказывает, что это именно это.

Евгений Рычков:
Вы правы, в Слободской сегодня идёт приток населения за счёт соседних территорий. Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых, Слободской сам по себе очень уютный и привлекательный для проживания город. Во-вторых мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить населению комфортные условия проживания: функционирует современный медицинский центр, недавно открыт детский сад, появляются новые рабочие места.

Город для всех?
Михаил Плюснин:

Вообще, я не вижу в оттоке населения из малых городов проблемы. Наиболее активная часть населения уезжает оттуда сама. Малые поселения вымрут сами собой. Это вопрос времени. Но, с другой стороны, большой город — это тоже не всегда хорошо. И дело не только в его плохой экологии, но, в первую очередь, в его удобстве. На мой взгляд, при градостроительстве важно учитывать, для кого строится этот город? То есть должно быть зонирование: в одном городе человек учится, в другом — работает, в третьем — проводит свою старость. Это был бы правильный подход.

Вячеслав Глазычев:
Это полный вздор. Такой подход к градостроительству себя не оправдает, как не оправдали себя наукограды. Потому, что люди сегодня занимаются наукой, а завтра - выходят на пенсию. Рядом живут бывшие строители... Это всё в итоге превращается в нечто более сложное. К примеру, Обнинск развивается, как центр фарминдустрии. Хотя там остаются физические институты... Любая попытка делать изолят обречена на загнивание. Это давно доказано. Смешивать это с американским опытом совершенно бессмысленно: рядом с университетским кампусом там всегда достаточно живой городок. К тому же, там другая экономическая система, другая стоимость обучения и так далее...

Как удержать?
Александр Пойлов:

Удержать... Это напрямую зависит от рабочих мест. Старая песня. Но это так. Если люди имеют работу и заинтересованность в ней — они никуда не поедут. Сегодня любой предприниматель вам скажет, что ему от государства нужно только одно: чтобы оно ему не мешало, давало развиваться, создавать новые рабочие места...

Евгений Рычков:
Однако многое зависит и от бизнеса, от социальной среды, от общей экономической ситуация, от наличия ресурсов! Это комплекс вопросов, которые следует решать. Поэтому дело не столько во власти, сколько в тех обстоятельствах, в которых работает эта власть. Хотя, разумеется, и от управленцев зависит очень многое.

Вячеслав Глазычев:
Постройка разумной стратегии сохранения населённого пункта - это серьёзная задача для власти: нужно найти ресурсы, мобилизовать местный бизнес... Часто руководителям разного уровня не хватает социально-управленческой компетентности, то есть умения пробудить в людях надежду, собрать человеческий ресурс. К тому же, нужно решать проблему бедности малых городов. Речь идёт об оптимизации распределения собираемых налогов. Но сажать муниципалитеты на иглу дотаций — тоже нельзя. Всё очень сложно.

Подготовил Дмитрий Караваев,
Karavaev2007@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте