"Банкротство – это в любом случае оздоровление"

05.07.2020 21:43:00 2241 0

О тонкостях процедуры банкротства "Бизнес новостям" рассказала арбитражный управляющий Евгения Эсаулова.

Сегодняшнее законодательство позволяет привлекать контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. По факту - находить виновных в банкротстве предприятия и взыскивать долги с конкретных людей. Это накладывает большую ответственность на руководителей и учредителей бизнеса. О тонкостях процедуры банкротства «Бизнес новостям» рассказала арбитражный управляющий Евгения Эсаулова.

БН Евгения Борисовна, вы уже 20-й год являетесь арбитражным управляющим. Насколько сильно за это время изменилась процедура банкротства?

– Кардинально. Банкротство действительно на моих глазах меняется, совершенствуется, развивается и эволюционирует. Пополняется и сам закон о банкротстве. Если раньше мы работали с тоненькой книжечкой, сейчас это приличная брошюра. Скоро закон будет издаваться в больших кожаных переплетах. Он пополняется несколько раз в год за счет введения новых процедур и мероприятий, совершенствования старых.

 Как любое развитие, банкротство идет от простого к сложному. Если раньше мы продавали имущество должников путем простых прямых продаж, сейчас требуется организация торгов в электронном виде. Еще несколько лет назад было достаточно газетной публикации о торгах, сейчас информацию о каждом этапе – собраниях кредиторов, оценке имущества, получении требований кредиторов, начале и завершении торгов и т. д. – необходимо размещать в сети Интернет. Это делается для того, чтобы сделать процедуры открытыми и доступными для любых заинтересованных лиц.

Размещение этих публикаций регламентировано законом. За нарушение сроков для арбитражных управляющих предусмотрена своя административная ответственность – от 25 тысяч рублей до дисквалификации. Сами понимаете, какую ответственность все это накладывает на нас.

БН Назовите с позиции практика главную тенденцию последнего времени в делах о банкротстве юридических лиц?

– На мой взгляд, одна из ключевых тенденций после 2018 года связана с возможностью и необходимостью привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам предприятиям. И правило о презумпции добросовестности (как для участников гражданских правоотношений) здесь не работает. В Гражданском кодексе (ст. 15) прописано: добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений презюмируется. В банкротстве все наоборот. Например, если учредитель, руководитель или главный бухгалтер должника – а это и есть контролирующие лица – не докажут иное, то они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам созданного и возглавляемого ими предприятия.

Сейчас главная тенденция в делах о банкротстве заключается в том, что виновных в банкротстве лиц чаще всего находят. И привлекают, и взыскивают с конкретных физических лиц всю сумму долга предприятия. Все это, конечно, накладывает большую ответственность на руководителей или учредителей компаний. Как человек, я в этой ситуации им не завидую: вместо того, чтобы заниматься производственной, предпринимательской деятельностью, они все свои шаги должны делать с оглядкой.

БН Одно дело – привлечь конкретное лицо к субсидиарной ответственности, другое – все-таки взыскать долги...

– Это вторая сторона медали. Все-таки важно найти виновных. Далее долги могут быть переданы кредиторам, которые взыскивают деньги с физического лица. На мой взгляд, это большой прорыв в делах о банкротстве. Если раньше долги просто списывались, сейчас они видоизменяются. Отвечает конкретный человек, признанный виновным в том, что созданное или возглавляемое им предприятие обанкротилось.

БН Как на рассмотрении банкротных дел отразились ограничительные меры в работе судов?

– Приостановка их работы существенно затянула ход всех действующих процедур банкротства. Это плохо, это усложнило работу арбитражных управляющих. В то же время – я говорю про арбитражные суды – появились инструменты, которые мою, к примеру, работу, облегчили. Сейчас можно знакомиться с материалами дела не вставая с рабочего места: все необходимые материалы высылаются на электронную почту. Появилась больше возможностей осуществлять правосудие путем видеоконференции и видеосвязи. Это очень удобно, особенно для иногородних участников дела.

БН А как на ситуации отразилось введение 6-месячного моратория на банкротство? Поможет ли, на ваш взгляд, такая мера реанимировать предприятия?

– По поводу того, поможет ли отсрочка этим отдельным предприятиям и предпринимателям, у меня мнение скептическое. Если предприятие на момент введения моратория уже было неплатежеспособным или частично приостановило свою деятельность, то без финансовых вложений мораторий вряд ли поможет выровнять ситуацию.

Надо понимать, что мораторий введен не для всех юридических лиц и ИП, а только для тех, чья деятельность связана с наиболее пострадавшими отраслями. Остальные банкротные дела, несмотря на мораторий и карантинные мероприятия, продолжают возбуждаться. И их число год от года растет.

БН Сейчас идет массовый поток исков в арбитражный суд на банкротство физических лиц. Какой прогноз по таким делам?

– Думаю, число граждан, желающих пройти процедуру банкротства, вырастет. Связано хотя бы с тем, что после введения ограничительных мер многие предприятия торговли, общественного питания, организации оказания услуг приостановили свою деятельность. Раньше, как я уже сказала, количество банкротств физлиц и так ежегодно росло. Думаю, после последних событий произойдет скачок.

БН Если коротко, что включает в себя основная задача арбитражного управляющего?

– Задача банкротства – наиболее полное погашение или удовлетворение требований кредиторов. И работа арбитражного управляющего заключается в поиске и пополнении конкурсной массы – за счет имущества должника и его денежных средств, оспаривания сделок и возврата имущества в конкурсную массу, за счет привлечения виновных лиц к субсидиарной ответственности. Это три источника денег для пополнения конкурсной массы, за счет которой погашаются требования кредиторов. Арбитражные управляющие прежде всего работают в интересах кредиторов.

БН Всегда ли эти кредиторы добросовестные?

– Не всегда. Выявление недобросовестных, фиктивных кредиторов также входит в функции арбитражного управляющего. Случаи, когда предъявляются требования кредиторов по несуществующим или сомнительным обязательствам, участились. Выявлять таких недобросовестных кредиторов сложно, но можно. Существенную поддержку в этом нам оказывают арбитражные суды. Они истребуют необходимые документы и доказательства, назначают судебную экспертизу и отказывают таким кредиторам во включении в реестр.

БН Когда к вам только попадает дело, вы можете сразу спрогнозировать его возможный исход?

– Могу спрогнозировать исход сразу после ознакомления с документами. Сразу видно, за счет чего возник долг, например, у физического лица, – в результате умышленных действий или в силу тяжелой жизненной ситуации. Видно, кто безответственно довел себя до банкротства, набрав без ограничений кредитов, а кто – в результате несчастного случая потерял сына и сейчас несет за него тяготы по кредиту или выступил поручителем по кредиту отца, который скоропостижно скончался. А у человека самого семья и свои кредиты, в итоге он вынужден выходить на банкротство. Поверьте, практик добросовестного или недобросовестного должника сразу видит. И для недобросовестных должников в законе предусмотрена так называемая процедура не освобождения от долгов: сама процедура завершается, а долги остаются. Сомневаюсь, что об этом не знают граждане, которые не понятно на что рассчитывают, беря многочисленные кредиты.

БН Часты ли на вашей практике случаи, когда предприниматель берет кредиты, при этом изначально не намеревается их отдавать и в итоге банкротит предприятие?

– Да, такие факты выявляются. Это тоже все оценивается арбитражным управляющим, к примеру, изучается, была ли необходимость в этих кредитах. Необходимость в оборотных средствах у предприятий есть всегда. Другое дело – в каких количествах. Если обороты у предприятия небольшие, а кредит берется на большую сумму, понятно, это вызывает сомнения. Как предприятие получило этот кредит – это уже другое дело, этой темы касаться не будем. Вызывает сомнение добросовестность руководителей или учредителей в случаях, когда накануне банкротства ими продается имущество. Здесь тоже много своих тонкостей. К примеру, приветствуется семейный бизнес: такой легко вести, удобно все делать сообща, передавать дела по наследству. Однако если накануне банкротства имущество участников такого бизнеса передается родственникам в дар или по заниженной цене, сделка считается незаконной. Называется сделками между взаимозависимыми лицами. Такие оспариваются в суде.

БН Часто ли приходится обращаться в правоохранительные органы?

– Часто. Без обращения в правоохранительные органы работа арбитражного управляющего порой бывает невозможна. Обращаемся, к примеру, в случаях, когда имущество или документы должником не переданы, а он сам скрывается. Или когда видим факт фальсификации документов.

БН На днях в Госдуме сообщили о рассмотрении поправок в Налоговый кодекс, согласно которым кредиты, выданные на возобновление деятельности в пострадавших отраслях предприятий и сохранивших не менее 90% числа работников, могут признаваться безнадежны ми к взысканию. Ваше мнение по поводу инициативы?

– Инициатива хорошая, но хотелось бы почитать сам закон. Заметила такую особенность: инициатива может быть очень хорошей, а читаешь закон – в нем все изложено по-другому. И круг лиц, на который в итоге этот закон распространяется, оказывается существенно уже изначального. Так что пока закон не появится и не вступит в силу, говорить о нем преждевременно.

БН Как, на ваш взгляд, можно было бы изменить процедуру банкротства с позиции государства?

– В ответе на этот вопрос помечтаю. Мы готовимся к принятию изменений в Конституцию РФ. В ней говорится, что Россия – это социальное государство. В то же время в стране немало предприятий, имеющих долги перед работниками по заработной плате. На мой взгляд, социальное государство могло бы выкупить эти долги, встать в реестре кредиторов на место этих работников и далее – само взыскивать долги и с предприятий, и с виновных лиц.

Под государством я имею ввиду государственные органы, к примеру, ФНС. За последние годы мы все убедились в том, как хорошо налоговые органы научились взыскивать долги. Если ФНС встанет на место работников в реестре кредиторов и займется взыскиванием этих долгов через процедуру банкротства, думаю, результат будет замечательным. На моей практике был интересный случай. Занималась банкротством предприятия ЖКХ в одной республике. На объект с инспекцией приехал глава республики. Провел на месте совещание, узнал, какие долги по зарплате есть перед работниками и погасил их за счет губернаторского фонда. Представляете? Больше таких случаев на моей практике не было. Так что все это сделать можно, была бы политическая воля.

БН Не все любят арбитражных управляющих, потому что многие не понимают сути их работы. Вы в чем видите основную цель своей деятельности?

– На самом деле наша работа сложная, интересная, многогранная. Жаль, что не понимая суть процедур банкротства, многие осуждают арбитражных управляющих. Однако вся работа, связанная с банкротством, на мой взгляд. ведет к оздоровлению. Новые покупатели имущества должников возобновляют деятельность без долгов, появляются новые рабочие места. Так что в любом случае банкротство – это оздоровление.

Досье:

Евгения Борисовна –  арбитражный управляющий, член Союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс».

Дата рождения: 11 октября 1963 г.

Образование: высшее.  Окончила в 1989 Политехнический институт (инженер), в 2000 году – МГЮА (юрист).

Трудовая деятельность:  многогранна. Начинала работать по рабочим специальностям и горжусь этим.

Блиц:

На что не жаль потратить деньги? На подарки внукам.

Хобби? Не успеваю.

Какой бы вопрос задали при встрече Путину? Как он борется с ленью?

Если бы обладали полномочиями писать и одобрять законы, какой бы приняли? Про статус и полномочия арбитражного управляющего: предоставила бы арбитражному управляющему право запрашивать  и получать любую официальную информацию  о должниках путем электронного взаимодействия. Такие возможности есть, например, у приставов, налоговиков и нотариусов.

Хотели бы стать чиновником и почему? Нет. На мой взгляд, у чиновников в их деятельности существует еще больше размытых инструкций и ограничений по сравнению с арбитражными управляющими, что лишает их права на инициативу.

Что цените в людях? Прямоту и честность.

Что для вас счастье? Жить в ладу с собой, иначе говоря, душевное спокойствие.

Жизненное кредо? Все наладится и образуется, но не сразу.

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте