Павел Строев: "Киров-2035: векторы развития"

12.07.2020 20:52:00 2609 0

Киров – динамично развивающийся живой организм, у которого есть сильные и слабые стороны. Разрабатываемая в настоящий момент Стратегия социально-экономического развития города до 2035 года направлена на использование потенциала первых и нивелирование эффектов вторых. При этом итоговый жизнеспособный документ невозможен без участия экспертного сообщества и населения, именно поэтому сейчас над его наполнением инициативами местных сообществ работают и те, и другие. Об этом газете «Бизнес новости» в Кирове рассказал директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Павел Строев. Именно этот университет является разработчиком стратегического для развития Кирова на ближайшие 15 лет документа.

- Павел Викторович, что на сегодня сделано в плане разработки Стратегии социального-экономического развития МО «Город Киров» до 2035 года?

– Проведен комплексный анализ социально-экономического развития города за последние 10 лет, коммуникационные мероприятия с ключевыми стейкхолдерами (представителями общественных организаций, бизнеса, экспертными сообществами, горожанами), социологический опрос общественного мнения. С учетом этих данных разработана экономико-математическая модель развития города до 2035 года, при этом учитывались тренды развития города за 20 лет. На основе модели подготовлено три сценария развития – консервативный, базовый и целевой, которые нашли отражение в проекте Стратегии. Документ был рассмотрен и принят за основу советом по Стратегии при главе города. В настоящее время работа продолжается в рабочих группах экспертов  для генерации  предложений и инициатив местными сообществами.

- Как, исходя из вашего анализа, оцениваете конкурентоспособность Кирова в сравнении с российскими городами со схожими параметрами развития?

– Если сравнивать с сопоставимыми городами (прежде всего по численности населения, а их в России 19, включая Киров), по совокупности основных социально-экономических показателей Киров находится в середине списка, замыкая десятку. Средние позиции (8-10 места) город занимает по таким рассматриваемым критериям, как демография, инвестиции, розничная торговля, расходы бюджета.

Ключевым исключением является коэффициент миграционного прироста: по этому показателю город занимает 1 место. За последние 10 лет миграционный прирост Кирова вырос с 1235 до 5938 человек, то есть практически в пять раз.

Негативное исключение – 15-е место по уровню среднемесячной номинальной заработной платы: по итогам 2019 года средний показатель в крупных и средних организациях составил 37,860 тысячи рублей, в то время как у лидеров рейтинга превысил 50 тысяч рублей.

При этом 10 лет назад, в 2009-ом, Киров по основным показателям занимал аналогичное 10-е место, то есть за десятилетие конкурентные позиции города практически не изменились. Рост был, но зачастую сопоставимый с темпами роста других городов, что не позволило Кирову улучшить свои позиции.

- Какие в результате исследования выявили слабые и сильные стороны города? И как, по-вашему, слабые сделать сильными?

– К сильным, как я уже сказал, относится миграционная привлекательность. По итогам прошлого года коэффициент миграционного прироста (ред.: прибывшие минус убывшие на тысячу жителей) составил 11,0. Значение показателя высокое, в других сопоставимых городах он в 2-3 раза меньше, а зачастую отрицательный. С одной стороны, это  нагрузка на инфраструктуру и необходимость в рабочих местах, с другой – люди, которые приезжают, работают в городе и обеспечивают платежеспособный спрос.

Следующая сильная сторона – уровень системы образования. Официальная статистика и проведенный соцопрос показывают высокую удовлетворенность качеством услуг в сфере образования. В Кирове есть крупные вузы, развита система начального, среднего и дополнительного образования. В вопросах развития человеческого капитала это необходимо использовать. Но есть и обратная сторона: молодежь после обучения уезжает в другие регионы, аргументируя тем, что там больше возможностей реализоваться.

Преимущество города – в наличии уникального бренда. Речь не только о самом бренде «Город Киров» или «Вятка», но и наличии большого числа суббрендов – дымковской игрушки, вятского кваса, Великорецкого крестного хода. Есть тот же бренд БиоКиров, обладающий значительным потенциалом. Аналогично по ряду других брендов: они существуют, уникальны, их знают в области, в соседних регионах, однако в масштабах страны – лишь фрагментарно. Отсутствие целостной картины об этих брендах – слабая сторона, поэтому одно из направлений Стратегии связано с их дальнейшим продвижением.

Отдельная сильная сторона – структура экономики. Обрабатывающая промышленность занимает порядка 90% экономики города, и в ней занято более четверти работников. К пяти ключевым отраслям относятся машиностроение, пищевая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое производство. Для города-полумиллионника сильная промышленная структура – это рабочие места, центр притяжения инвестиций и возможности для модернизации. Однако уровень оснащенности рабочих мест (который влияет  на производительность труда), по сравнению с общероссийским, в два раза ниже.

Много жалоб на экологию, состояние городской среды или общественных пространств, это традиционные проблемы российских городов. На их решение направлены те же национальные проекты, и в рамках Стратегии проведена тесная взаимосвязь между нацпроектами и достижением заложенных в них показателей на муниципальном уровне. В целом в Стратегии предложены как системные направления, так и отдельные проекты, которые позволят активизировать развитие города на базе существующих конкурентных преимуществ.

- Для анализа вы брали данные за 2009-2019 годы. Как они актуализируются в связи с текущей ситуацией, связанной с коронакризисом? К примеру, сейчас эксперты прогнозируют отъезд населения из городов в сельскую местность, а вы говорите о миграционном приросте.

– Для разработки Стратегии на 15 лет мы, конечно, для основы прогноза, построения экономико-математической модели брали долгосрочные тренды 20-летнего периода. За это время, как вы помните, было три серьезных кризиса: дефолт 98-го и его последствия в течение следующих лет, финансовый кризис 2008-2009 годов и кризис 2015-2016 года из-за введения западных санкций, из которого мы до сих пор полноценно не вышли. Как говорится, русских кризисом не запугать. И наша модель учитывает как цикличность экономики,  так и различные внеэкономические факторы, в том числе за счет предложенных нами трех сценариев. По каждому их них оценено влияние различных факторов и ситуация на текущий момент.

Коронакризис тоже учтен. Оперативно были внесены корректировки и правки с учетом прогнозов ведущих мировых и российских институтов о влиянии пандемии на экономику и социальную сферу. В частности, в Стратегии  откорректированы данные по объему инвестиций: темпы снижены, и мы прогнозируем, что только в течение двух-трех ближайших лет они начнут выходить на докризисный уровень. Откорректированы в меньшую сторону показатели по уровню оплаты труда, численности занятых, отгрузке товаров, розничной торговле, общественному питанию, оказанию платных услуг.

Акцент сделан на меры поддержки бизнеса для восстановления. Надо понимать, что Стратегия – это не бюджет города, не муниципальная программа и не паспорт отдельного проекта, подразумевающий выделение средств на конкретную цель. Это документ стратегического планирования, который определяет основные направления и векторы развития города на ближайшие 15 лет. Мы дополнительно усилили меры поддержки бизнеса в рамках полномочий муниципальных органов власти.

Что касается оттока населения в деревни, есть два мнения. Первое –  население поедет в крупнейшие города, например, Москву или Санкт-Петербург, потому что там будет работа и эти города восстановятся быстрее. Второе – люди действительно поедут в сельскую местность. Однако, мы считаем, что все же экономическая мотивация для жизни в городах окажется сильнее. По всем трем сценариям прогноза развития Кирова его население будет увеличиваться. Есть существующие тренды, в том числе связанные с миграцией и демографией, и пока масштаб коронакризиса не позволяет говорить об их кардинальной смене. Если, конечно, не рассматривать футуристические прогнозы, что мы все будем работать на удаленке и все перейдет в виртуальную реальность. Но думаю, что вряд ли это нас ждет в ближайшее время.

- Как на начальном этапе к исследованиям привлекались жители?

– Был проведен социологический опрос. В Кирове очень активны гражданская позиция и общественное мнение, поэтому привлечение жителей считаем важной составляющей работы. Было опрошено более 3 тысяч респондентов. Для города с численностью чуть более 500 тысяч человек – это большая выборка. К примеру, в Уфе с большей численностью населения была опрошена тысяча человек, в Твери – две тысячи, в Казани – 845 человек. Отдельные фокус-группы проведены на базе экспертных площадок – Вятской ТПП, Общественной палаты, с активной молодежью, местными вузами и общественными объединениями. Любой желающий мог внести (и сейчас может) свои предложения на сайте Стратегии.

Поэтому при разработке мы детально учитывали видение и пожелания самих жителей, трансформируя лучшие российские и мировые практики на кировскую специфику. И использовали при этом опыт и технологии стратегического планирования Финансового университета при Правительстве РФ. Университет в прошлом году отметил свое 100-летие, поэтому багаж знаний большой.

- Насколько результаты социологического опроса совпадают или не совпадают с вашим видением развития города?

– В целом видение населения, экспертов и статистики совпадают. Как показал опрос, жителей (и это подтверждают данные статистики и выводы экспертного сообщества) не устраивает качество услуг ЖКХ, автомобильных дорог, состояние окружающей среды, экология, работа общественного транспорта, низкий уровень зарплат.

В то же время (о чем мы говорили выше), у Кирова сильный промышленный потенциал. Жители это понимают. На вопрос о видении будущего Кирова два варианта ответов заняли подавляющее большинство. На вопрос «Какой образ будущего Кирова для вас наиболее привлекательный?» 47,5% респондентов выбрали вариант «Комфортная территория для проживания, реализации сил и потенциала», 41,4% выбрали вариант «Развитый промышленный центр». Людям важно, где жить и на какие средства, важны условия и уровень жизни. Опять же это полностью подтверждают и результаты экспертных мнений, и анализ социально-экономического развития.

-  В чем вы как разработчики видите стратегическое развитие МО «Город Киров» до 2035 года по ключевым направлениям?

– Мы видим пять ключевых направлений, сложившихся в первые буквы названия города Кирова: «Комфортная среда», «Известный бренд», «Развитая экономика», «Открытая власть», «Вдохновленные люди».  Это позволяет основные векторы развития сочетать с уникальными особенностями Кирова. С одной стороны, учесть традиционные направления (понятно, что люди и экономика очень важны), с другой – каждое выступает импульсом для развития остальных сфер.

Первое направление – люди. Предложенные в Стратегии проекты по этому направлению направлены на раскрытие потенциала и создание возможностей для молодежи (я говорил о проблеме оттока молодых кадров) и старшего поколения. Предлагаем проекты, связанные с созданием молодежного кадрового центра, акселератора молодежных инициатив, созданием совета при главе города или главе администрации. Также предусмотрены проекты для людей серебряного возраста,  их доля будет увеличиваться, в т.ч. за счет миграции с северных территорий. С одной стороны это может показаться проблемой, с другой – это потенциал с точки зрения развития геронтологических услуг, которые сегодня популярны и активно развиваются во всем мире. Другие проекты для развития конкретно этого направления подразумевают мероприятия, направленные на повышение рождаемости и укрепление института семьи.

Второе – экономика. Речь о поддержке промышленности, малого и среднего бизнеса. В то же время потенциал в сфере развития агропромышленного парка и биотехнологий. Кластеры биотехнологий в городе существуют, и необходимо создавать условия для их работы. Именно это направление может выступить локомотивом инновационного развития города.

Третье – бренд. Это уникальная особенность Кирова. И бренд необходимо продвигать как источник ресурсов и импульс для развития всех сфер. Стратегия предлагает разработку концепции брендирования, дизайн-кода города, развитие туристической индустрии.

Четвертое – городская среда. Включает обустройство общественных и рекреационных пространств, в том числе исторического центра, развитие транспортно-логистической системы, жилищно-коммунальной инфраструктуры, улучшение состояния окружающей среды.

Пятое – открытая власть. Подразумевает создание условий для участия населения в жизни города и местном самоуправлении (есть такой запрос и со стороны населения, и со стороны органов власти). В рамках Стратегии предложено создание инструментов для более активного вовлечения населения в процессы управления городом. Речь, к примеру, о проекте «Открытый Киров», мобильном приложении по аналогу Москвы, в которое можно загрузить фото и сообщение о городской проблеме, и оно сразу попадает к ответственным ведомствам. Прописаны проекты, направленные на содействие работе ТОС, НКО, краудсорсинга и краудфандинга.

- И эти направления сейчас активно обсуждаются в рабочих группах?

– Групп тоже пять,«Комфортная среда», «Известный бренд», «Развитая экономика», «Открытая власть», «Вдохновленные люди». Их руководителями являются эксперты из состава членов Совета при главе города Кирова по разработке Стратегии (по списку – Созинов Олег Геннадьевич,  Попов Владислав Леонидович, Усенко Андрей Леонидович, Катаева Наталья Алексеевна, Пугач Валентин Николаевич). В состав групп входят представители научного и экспертного сообщества города. Мы, университет, выступаем модераторами.

Некоторые группы разбиваются на подгруппы, потому что есть желающие, есть предложения, инициативы. Активное обсуждение поступивших инициатив ведется на разных площадках – в чатах, в формате видеоконференций, Общественной палате, Вятской ТПП, аппарате уполномоченного, в рамках стратегических сессий на базе ВятГУ. В настоящее время работа групп находится на завершающем этапе. Консолидированные предложения сейчас аккумулируются, затем будут представлены на Совете при главе города. После обсуждения будет принято решение о включении их в проект Стратегии и План мероприятий по ее реализации. После утверждения Стратегии начнется ее реализация в муниципальных программах, будут прописаны финансовые аспекты, процедуры согласований со всеми органами власти. И появятся паспорта проектов, которые детально, «на земле» скажут, что, как и где делать.

- Когда документ будет представлен широкому кругу общественности?

– Публичные слушания предварительно запланированы на август. Надо понимать, что сегодня Стратегия – это не просто документ. Это общественный договор между жителями, бизнесом и властью, определяющий, в каких направлениях будет развиваться Киров в течение ближайших 15 лет.

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте