Программа минимум

19.07.2020 21:01:00 1855 0

Законопроект о льготах по УСН во 2-м чтении приняли только с учетом предложений властей. Ни одна из депутатских поправок так и не прошла.

Ни одна из депутатских поправок так и не прошла. Одни считают это политиканством, другие – необходимостью отчитаться перед Москвой, а третьи говорят о подготовке нового законопроекта.

Депутатские не прошли

Напомним, документ предусматривает на налоговый период 2020 года ставки по УСН 1% по системе «доходы» и 5% по системе «доходы минус расходы». Правда, только для бизнесов их пострадавших отраслей. В изначальной версии среди требований для получения преференций была прописано необходимость сохранения 90% штата и зарплаты сотрудников в размере 1 МРОТ. После бурной реакции бизнес-сообщества и депутатов по предложению губернатора критерий по количеству штата снизили до 70%, а для микропредприятий, где работает 3 человека, сделали оговорку: потери не более 1 человека.

После 1-го чтения документа (в мае) поступил целый ряд поправок и от депутатского корпуса – Владимира Костина, Светланы Шиховой, Павла Дорофеева, Романа Титова, Федора Киселева. Предлагалось продлить действие закона на 2021 годы, дать преференции всем отраслям, снизить критерий по МРОТ с 1,5 до 1, вовсе убрать дополнительные условия и даже сделать дифференцированные ставки – 1% и 5% для бизнеса из пострадавших отраслей, 3% и 7,5% для всех остальных. После нескольких заседаний рабочей группы, встреч с бизнес-сообществом появилась вероятность принятия хоть каких-то предложений от депутатов. На профильном комитете накануне пленарного заседания была рекомендована к принятию как минимум одна поправка –  снижение размера МРОТ с 1,5 до 1, однако на самой пленарке одобрение получили лишь губернаторские. Несмотря на то, что по предложению ряда депутатов по каждой из «нерекомендованных» голосовали отдельно.

В итоге на льготу по УСН (1% и 5%) может претендовать бизнес из пострадавших отраслей, который сохранил среднесписочную численность наемных работников на уровне не менее 70% от численности 2019 года (или не более 1 человека) и зарплаты в 1,5 МРОТ.

Как сообщили позднее в региональном правительстве, ссылаясь на данные УФНС по Кировской области, сниженными ставками смогут воспользоваться более 3 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство – ИП, в том числе без наемных работников. Преференции вводятся на налоговый период 2020 года, а законопроект распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

«Сейчас другая ситуация»

По поводу причин такого решения депутатов мнения разные, как и ожидания. Прогнозы насчет числа предпринимателей, которые смогут воспользоваться преференцией при таком одобрении также разнятся. Свою позицию эксперты озвучили в программах наших коллег по холдингу – «Особое мнение» (16+) и «Дневной разворот» (16+).

«До заседания обсуждалось смягчение критериев для получения льгот. На этапе голосования большинство депутатов все же решили поддержать поправки губернатора, а депутатские –  не поддерживать, – говорит вице-спикер ОЗС Владимир Костин. – Да, мы предполагали, что поправка по критерию в 1 МРОТ вместо 1,5 МРОТ устоит, потому что неформально правительство выразило готовность ее поддержать, об этом говорилось на встречах с предпринимателями и депутатами. Рассчитывали и на другие смягчения, однако депутаты, представляющие крупный бизнес, решили не поддерживать малый и средний».

«Принятые поправки, считаю, были ожидаемыми. Никто из предпринимателей не рассчитывал на более мягкие условия, хотя все и питали надежду на более щадящий вариант поправок. Именно это помогло бы бизнесу восстановиться в кратчайшие сроки, – считает президент фонда поддержки предпринимательства «Содействие» Олег Кассин.

По его мнению, принятый пакет поправок позволит воспользоваться льготой единицам. «Принятие законопроекта в таком виде считаю формальным шагом навстречу предпринимателям и необходимостью отчитаться перед Москвой, – продолжил Кассин. – Если бы оставили хотя бы 1 МРОТ, некоторые виды бизнеса получили бы пусть небольшую, но своевременную помощь. Это позволило бы большей части предпринимателей пережить негативные последствия коронакризиса».

У ряда экспертов совсем иное мнение по поводу критериев. «Цифра о сохранении 70% от числа работников – конечно, не идеальна, но рынок сам определяет, сколько работников должно быть на конкретном предприятии. Раз региональная поддержка идет сверх федеральной, значит, регион вправе устанавливать свои требования к этой поддержке. В чем-то обвинять правительство я бы сейчас не стал, – говорит председатель регионального отделения «ОПОРА России» Андрей Вавилов. – Хотя моя позиция была оставить 2 МРОТ и убрать ограничения по численности, разрешить сохранять коллектив, необходимый для текущей работы, так как рынки просели у кого-то на 30, на 50, на 70 или на 90%, а кому-то пришлось закрыться. Мне, как предпринимателю, не понятно, как можно платить  меньше 20 тысяч рублей. Я бы на такую зарплату не пошел.

Если делать МРОТ совсем минимальный, то зачем тогда работать? Можно идти в службу занятости и получать свои деньги. Все-таки чиновники снизили этот показатель. Потому что раньше вовсе шла речь о 2-ух МРОТ. Сказать, что совсем ничего не делается, нельзя».

Депутат ОЗС, директор ООО «Большая столовая» Павел Дорофеев высказал позицию: все понимают, что в случае одобрения депутатских поправки это стало бы серьезной нагрузкой для бюджета. «Опять же подсчеты были сделаны на основании результатов прошлых лет. Во-первый, сейчас другая ситуация и, думаю, мы в любом случае недополучим больше налогов. Во-вторых, учитывая, что льготы не введут, многие предприниматели полностью закроют свой бизнес или перейдут в другие регионы. Это просчитать невозможно, но и опираться на показатели прошлых лет тоже неправильно», – говорит Дорофеев.

В то же время Олег Кассин не поддерживает заявления о том, что принятие закона в формате «программа минимум» вызовет отток бизнеса в другие регионы. «Большой динамики в сторону увеличения числа предпринимателей в другие регионы после принятия закона не прогнозирую. Напомню, привлечение новых резидентов на территорию Удмуртии или Коми началось еще до введения ограничительных мер, поэтому те, кто планировал переехать, уже это сделали или делают сейчас», – пояснил он.

«Дорого яичко ко Христову дню»

Одну из ключевых причин принятия закона в таком виде называют подготовку нового документа, который учтет интересы бОльшего круга бизнеса. «Сейчас идет обсуждение о снижении УСН до 3% (по системе «доходы»)  и 7,5% (по системе «доходы минус расходы») на следующий год для всех отраслей, не только пострадавших, – подтвердил Владимир Костин.

Правда, добавил, что такой законопроект в нынешних реалиях маловероятен. «Если честно,  не верю, что инициатива устоит, но очень хочу ошибаться, – пояснил Костин. – Нам сейчас говорят, что при принятии наших поправок потери бюджета составят ориентировочно 300 млн рублей и бюджет не может себе этого позволить. При принятии ставок в 3% и 7,5% потери будут минимум 700 млн рублей. Не вижу логики в том, что министерство финансов не позволит сейчас потерять 300 млн, а потом позволит потерять 700 млн. Мне кажется это попыткой выиграть время». 

«Если примут ставки в 3% и 7,5% для всех отраслей – это будет прекрасно, только, как говорится, дорого яичко ко Христову дню. Меры, которые сегодня принимаются на уровне регионов, носят в большей мере не экономический, а, скажем, репутационный и психологический характер. Если власти настроены помогать бизнесу развиваться на конкретной территории, они будут этим заниматься. Все остальное вторично», – высказал точку зрения Олег Кассин.

«Если это произойдет, появится закон с такими ставками, конечно, это станет шагом вперед в поддержке бизнеса, - говорит Павел Дорофеев. - Но что делать с 2020 годом? Сейчас многие предприниматели решают – работать дальше или нет, и для них важно сокращение всех возможных расходов, поэтому поддержка актуальна именно сейчас».

К слову, эту же тему Дорофеев поднял на заседании до голосования по поправкам, во время выступления губернатора об отчете правительства. Он акцентировал: в случае принятия документа без депутатских поправок  преференциями смогут воспользоваться максимум 10%, работающих на УСН. На его слова глава региона Игорь Васильев пояснил: никто к подобной ситуации не был готов. И напомнил о сроке уплаты налога: 2021 год. «У нас есть время проанализировать ситуацию», - сказал губернатор. И многообещающе добавил: «Моя позиция по льготам по УСН: сейчас принимаем законопроект и начинаем анализировать».

Мнения

Дмитрий Кочев,  генеральный директор «компании «Стильмарк»  (сеть парикмахерских «Прядки в порядке»):

– Закон, возможно, даст положительный результат, но будет несущественным для большинства компаний. Хотя бы потому, что льготы распространяются только до конца года. Многие компании уже сейчас испытывают убытки, поэтому не смогут воспользоваться льготами, даже попав в пострадавшие отрасли.

Мы общаемся по этой теме с коллегами. Все предприниматели в целом оценивают решение как минимум неположительно. Поток клиентов, выручка снижается у всех. От безвыходности люди ищут решения. Некоторые думают перейти в другие регионы, где приняты более льготные ставки и созданы условия лучше. Просто для того, чтобы сохранить свои компании и рабочие места.

На вопрос: «Каким вы видите идеальные условия этого закона?» я бы ответил так: исключить критерий по пострадавшим отраслям (пострадали все), сразу распространить действие закона минимум на 3 года. Любое предприятие рассматривает экономику не в рамках месяца, а в рамках 1-3 лет.

Если появится закон со ставками в 3% и 7,5%  – это все равно лучше, чем сегодняшний.

Алексей Кузьмин,  генеральный директор ГК «Свет&Light»,  депутат гордумы предыдущего созыва:

– Ситуация мне кажется неким политиканством. Экономики здесь меньше, чем политики. Складывается впечатление, что представители региональной власти, «Единой России» как доминирующей партии в стенах Законодательного собрания, побоялись, что ЛДПР или Справедливая Россия «пропиарятся» на этой теме, если добьются своего.

А предложения были конструктивными, основанными на ряде дискуссий с малым бизнесом. Так, Справедливая Россия предлагала продлить действие закона на 2021 год и убрать ограничение «пострадавшая отрасль». Пострадали все малые предприятия. Нет ни одного, кто сейчас сидит и подсчитывает прибыль (кроме, наверное, производителей масок, но и они вкладываются в оборудование). Никто не получил прибыль от этой пандемии, почему компенсационные меры поддержки должны получить избранные?

Предлагали сделать ставку в 1% и 3%. Если подсчитать, выпадающие доходы бюджета на следующий год (выплаты по УСН произойдут в следующем году) от этого предложения не такие большие. Из областной кубышки на голосование по поправкам к Конституции потратили 270 млн рублей. По сути – на социологический опрос. А в случае с УСН оказались не готовы потратить примерно такую же сумму, но для поддержки малых предпринимателей, их семей, сотрудников и их бизнеса.

Андрей Вавилов,  председатель регионального  отделения «ОПОРА России», предприниматель:

– Задача чиновников – в том числе наполнить бюджет и создать такую мотивационную модель для бизнеса, которая не вынудит его уйти в тень и не заглушит налогами.

Думаю, законом с одобренными поправками смогут воспользоваться максимум 30% предпринимателей. Даже если и 10%? Когда я занимался «Фондом поддержки предпринимательства», статистика охваченного поддержкой бизнеса составляла 1,5%. Согласитесь, 10% или полтора – разница существенная.

С другой стороны, если бы у нас министерство экономического развития жило в динамике – приняли закон, посмотрели его востребованность или невостребованность, внесли до конца года поправки, расширив сферу применения... Нынешняя модель государства, при которой не понятно – расширят льготы или нет, умрет бизнес или не умрет – это неповоротливая модель. Мы в такой модели и живем.

Предприниматель живет в динамике. Возьмем для примера ситуацию с появлением информации о субсидиях в 12130 рублей. В какой-то момент те же парикмахеры хотели закрываться, переходить в самозанятые. Когда им пообещали субсидию, предприниматели, все просчитав, решили остаться в статусе ИП. Предприниматель каждый раз считает. Варианты есть, поэтому он просчитает и уйдет на ту систему налогообложения, которая сегодня выгодна. Раньше думали: это стыдно. Нет, это не стыдно, систему налогообложения можно менять каждый год и работать так, чтобы бизнесу было максимально эффективно. Никто спасибо за уплаченные налоги не скажет.

Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте