Шопинг шагнул в онлайн

Пандемия дала импульс развитию интернет-торговли. По оценке статистиков, в Кировской области оборот с онлайн-продаж за первое полугодие составил 84% к уровню прошлогоднего годового объема.

26.07.2020  999

Фото lost-empire.ru

В коронакризис большинство предприятий торговли изменили инструменты и каналы продаж. При этом основной проблемой для своего полноценного развития считают засилие рынка крупными федеральными игроками.

Об этом свидетельствуют результаты официальной статистики и исследования учетных, которые озвучили в рамках форума «Киров торговый» на площадке Вятской ТПП. На мероприятии пытались дать ответы на вопросы: что сейчас происходит с интернет-торговлей, как за пандемию изменилось покупательское поведение, как повели себя компании формата офлайн и что ждет сегмент онлайна.

80% - в Кирове

Как рассказала зам. руководителя Кировстата Галина Журавлева, в общем объеме розничной торговли РФ в 2019 году доля интернет-продаж оценивается в 2%. При этом за два года показатель увеличился вдвое. «Несмотря на высокую динамику, российская интернет-торговля отстает от ряда стран. Так, доля электронного ритейла в общем обороте розничной торговли США или Великобритании уже в 2018 году превысила порог в 10% порог. В Китае этот процент составляет почти четверть», – привела данные Журавлева.

В разрезе ПФО за 2019 год Кировская область по интернет-продажам заняла 5-ю позицию. Как показывает федеральное статнаблюдение, основными представителями рынка электронной торговли в регионе являются интернет-магазины Wildberries, Ozon, ДНСРитейл, Леруа Мерлен, Глобус и М-Видео.

Оценивая ситуацию со стороны населения, в Кировстате отмечают: за последние три года доля покупок в интернете выросла с 23% до 36%. Доля городского населения при онлайн-шопинге практически в два раза выше, чем сельского. По гендерному признаку активнее женщины.

«Ухудшение эпидемиологической обстановки дало импульс развитию интернет-торговли. По предварительным данным, за 1-е полугодие оборот онлайн-торговли Кировской области составил 1,6 млрд рублей и практически приблизился к показателю 2019 года (84% от прошлогоднего оборота). При этом 80% всей онлайн-торговли сформировано организациями областного центра», – констатировала Галина Журавлева.

11% плыли по течению

В свою очередь и ВятГУ исследовал тренды покупательского поведения и оценку перспектив со стороны бизнеса. Среди самых распространенных покупок за последние 12 месяцев респонденты назвали одежду и  обувь (42,2%), электронику и бытовую технику (35,5%), косметику и парфюмерию (29,5%). «С марта, начала пандемии, практически все категории товаров стали покупать реже. Прежде всего это связано с неуверенностью покупателей в завтрашнем дне и боязнью тратить много денег через интернет. Единственная категория, которая поднялась в объеме, – товары для здоровья и лекарства», – прокомментировала зав. кафедрой туризма и управления персоналом ВятГУ Анна Шпенглер.

Основным преимуществом покупок в сети кировские респонденты считают удобство выбора и поиск. «Об этом нельзя забывать, разрабатывая сервисы для покупателей», – подчеркнула выступающая. Чаще покупают со смартфонов, на решение об интернет-покупке наибольшим образом влияют отзывы и фотографии.

Отдельный блок исследования отражает проблемы и пути «перезагрузки» интернет-торговли в Кирове. До пандемии большинство респондентов – 42% – стабильно работали на протяжении нескольких лет. У многих доля продаж через интернет не превышала 10%, то есть ставки делались на офлайн. Во время пандемии 85% респондентов заявили о применении новых инструментов и каналов продаж. Самыми популярными оказались соцсети (67%). «Развитие соцсетей не требует таких вложений, как, к примеру, разработка сайта. Тем не менее многие компании отметили, что больших экономических результатов от развития этого направления не увидели. Многие стали уделять внимание развитию сайта – 49%, 41% опрошенных открыли интернет-магазин. Ничего не делали и плыли по течению только 11% респондентов», – прокомментировала Анна Шпенглер.

Главной проблемой, мешающей достичь более серьезных результатов, большинство назвали наличие в их сегменте рынка крупных федеральных компаний. Этот ответ выбрали 49% респондентов.

Отвечая на вопрос: «Для торговли в 2020 году пандемия коронавируса – это?..» большинство респондентов ответили «...необходимость повысить свой уровень компетенций».

Мнения

Юлия Долгоаршинных, руководитель ГК «Юлии Долгоаршинных»:

– Мой бизнес относится к офлайн-формату. Делится на две категории: розничная торговля и общественное питание. Та и другая сфера попали под ограничительные меры.

За неделю до закрытия мы почувствовали: что-то может произойти и решили подготовиться к дистанционной торговле. Зарегистрировали онлайн-кассу, из 7 наших магазинов собрали на склад «хитовые» товары. В социальных сетях сделали виртуальную витрину, где можно было размещать от каждого бренда товар дня с ценами и характеристиками.

28 марта всех закрыли, а мы в этот день выложили свою первую виртуальному витрину. Доставку организовывали с мужем самостоятельно. Через неделю работы в таком формате поняли, что процесс происходит хаотично: возникают внезапные консультации, ошибки в адресах доставки. После того, как немного пришли в себя, стали серьезно анализировать этот канал продаж и поняли, как можем на него влиять и регулировать.

Рассматривали вариант создания на базе нашего сайта интернет-магазина. Однако мы работаем по франшизам с известными брендами. Почти во всех городах эти бренды представлены, цены могут отличаться, поэтому мы оказались ограничены продажами на территории Кирова и области. Кроме того, у нас в каждом магазине огромный ассортимент. Выкладывать и оформлять на сайте весь товар – очень работисто. Так как, повторюсь, мы ограничены географией продаж, решили не тратить силы на это направление.

Мужская одежда в онлайне реализовывалась небольшими объемами: мужчина не тот человек, который закажет четыре костюма, перемеряет их дома, пока курьер ждет за дверью. Продажи обуви тоже минимальные, и сейчас это направление все больше переходит в онлайн-сегмент. Вырос спрос на белье, подарки. Самые высокие результаты показали техника и посуда. По всей рознице за эти 2,5 месяца мы получили 12% от обычного объема выручки.

По общепиту. Кофейня работала в формате «на вынос». Такая работа  принесла 8% от обычного объема выручки (их хватило на зарплаты сотрудникам). Ни о какой прибыли речи не шло.

В итоге по всей группе компаний за три месяца выручка упала на 90%. Это реальный пример, как в Кирове отработала в карантин онлайн-торговля офлайн-бизнеса.

На сегодняшний день трафик в офлайн-торговле снизился примерно на 30% к допандемическому уровню. По общепиту выручка примерно на уровне прошлогодней: люди соскучились и возвращаются.

После пандемии мы оставили доставку. Оставили видеообзоры товаров, но модицифировали в «товары недели». Наблюдения показывают, что после таких понедельничных обзоров продажи пусть небольшие, но есть.

Статистика говорит о росте заказов на крупных федеральных площадках, и это правда. Но мы все понимаем, что эти деньги идут не в наш город. Поэтому я говорила и сейчас говорю: если мы хотим развивать Киров, хотим в нем жить и жить хорошо, желательно пользоваться товарами от местных предпринимателей. Или пусть это будут федеральные бренды, но которые реализуют кировские компании. Потому что это налоги в местный бюджет, рабочие места и так далее.

Подводя небольшие итоги этого периода, могу сказать, что наши покупатели благодарили за то, что в период «закрытий» мы не пропали и дали возможность осуществлять у нас покупки. Лояльность к нам за этот период возросла.

Никита Карелин, руководитель по развитию онлайн-торгового центра «Клик Маркет»:

– По итогам 2019 года 60% населения России совершали покупки онлайн. Пандемия внесла свой вклад: в апреле (первый месяц введения ограничений) число новых открытых интернет-магазинов стало почти в два раза больше по сравнению с январем-мартом. Рост интернет-продаж в апреле по разным оценкам колеблется от 21% до 40%, по некоторым категориям – до 72%.

В крупных городах наполненность интернета компаниями выше, а на региональных рынках существуют проблемные зоны: местные компании не создают интернет-магазины или не готовы вкладываться в продвижение, как следствие, не могут составлять конкуренцию федеральным компаниям.

Для местных предпринимателей есть несколько вариантов выхода в онлайн. Первый – самостоятельно создать сайт. На первый взгляд кажется, что это дешевле, однако делать самому с азов – долго, необходимы средства на обучение и обязательно будут ошибки.

Второй – сайт на заказ. Если сайт делают профессионалы, он будет качественным: разработчики учтут индивидуальные предпочтения, создадут индивидуальный дизайн. В то же время разработка сайта у профессионалов – дорого (по разным оценкам, стартовая цена на создание интернет-магазина составляет от 40 тысяч и доходит до 1 млн рублей). Необходимо время на разработку дизайна, техзадания и прочего. Есть риск натолкнуться на недобросовестного исполнителя (сейчас таких много). Необходимы траты на техподдержку.

Третий вариант – создать страницу в соцсетях. Многим кажется, что это бесплатно, быстро, с большим потенциалом аудитории. В настоящее время все алгоритмы соцсетей настроены на уникальный контент. Необходимы полноценные журналисты, эксклюзивные фотографии, только тогда появится большой охват аудитории, а это достаточно большие вложения.

Четвертый вариант – маркетплейсы. На примере Клик Маркета из плюсов отмечу быстрое создание, невысокие расходы, помощь и поддержка. Даже при наличии сайта маркетплейс увеличивает ваше присутствие в интернете (по определенным поисковым запросам выходит ваша площадка). Из минусов – типовой дизайн (хотя это дело вкуса).

Важно, чтобы каждая компания города присутствовала в интернете и могла показывать товары жителям нашего города, чтобы деньги не утекали в другие интернет-магазины страны и мира, а оставались у местного бизнеса и развивали его. У местного бизнеса сейчас еще есть преимущество – он ближе, но если ничего не делать, то это преимущество потеряется, так как именно сейчас, с развитием интернет торговли, у населения формируются новые привычки. Как сказал Мао Цзедун, когда дует ветер перемен, надо строить мельницы, а не щиты от ветра. Считаю, глупо сопротивляться и не предпринимать шагов для продвижения в интернете.

Юлия Усинская

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Рынок очищается"
"Рынок очищается"

Помогло ли стимулирование строительного рынка застройщикам и не приведет ли это к раздуванию "ипотечного пузыря"? Об этом, причинах несогласия с новшествами в саморегулировании отрасли, бюрократических препонах и ценовой конкуренции на торгах рассказал генеральный директор "Маяковской" Дмитрий Сергеев.

  372

"Коронный" спорт

Ситуация с коронавирусом повлияла на многие сферы. На спорт в том числе. Здесь тоже были (а кое-где и до сих пор есть) карантин, ограничения, корректировка планов и, увы, более серьезные проблемы.

  216

ГенЦифры для Кирова

На неделе в рамках публичных слушаний в мэрии Кирова обсудили проект генплана города-2040.

  180

60 томов мошенничества

Владимиру Быкову, экс-главе города Кирова и бывшему спикеру ОЗС, предъявлено окончательное обвинение.

  263

Золото продолжает дорожать

Крупные ювелирные сети предупредили кировчан о повышении цен.

  183


Кировчане могут купить SIM-карты Tele2 на Wildberries

Tele2 запустила дистрибуцию SIM-карт в крупнейшем российском онлайн-ретейлере Wildberries. Кировская область подключилась к проекту после пилотного старта продаж в четырех городах России.

  111

Кировчане начали получать "тревожные извещения" от "ЭнергосбыТ Плюс"

Адресатами специальных уведомлений стала почти 21 тысяча должников.

  200