Диплом только для избранных

Со следующего года сократится число бюджетных мест в вузах, а также вырастет плата за обучение

04.06.2012  1181

Эксперты опасаются, что после повышения стоимомти обучения в вузах лучшие студенты уедут заграницу.

Круглый стол:
Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета;
Наталья Осипова, генеральный директор КЦ «Вятский»;
Владимир Зонов, заместитель генерального директора комбината «Искож»;
Екатерина Тарловская, депутат Кировской гордумы;
Наталья Булдакова, проректор по учебной и воспитательной работе ВСЭИ

Чтобы повысить уровень подготовки российских студентов, чиновники собираются сократить количество бесплатных мест в высшей школе, а также поднять цены за обучение. Автор идеи — вновь назначенный министр образования Дмитрий Ливанов. Однако эксперты опасаются ухудшения уровня подготовки специалистов, которых итак зачастую приходится переучивать.

Валентин Пугач:
Лимит на количество бюджетных мест, спущенный вузам из министерства на следующий год, показал, что снижение действительно есть. Но по гуманитарным специальностям. Что касается инженерных направлений: сколько просили - столько дали. Однако нам адресовали жесткое указание, что стоимость обучения не может быть ниже определенных порогов. Поэтому можно предположить, что останется в прошлом ситуация, когда бесплатные места доставались троечникам. А те, кто все-таки поступит, будут больше дорожить своим местом и ответственнее относиться к учебе.

Наталья Булдакова:
А мы на предстоящий учебный год, наоборот, получили 70 бюджетных мест. Это случилось впервые за историю негосударственного образования. Думаю, изменения объясняются тем, что чиновники признали равнозначность качества знаний, которые дают в частных и государственных вузах.

Владимир Зонов:
Сегодня любой специалист, не важно из какого вуза он к нам пришел, требует почти полного переучивания: наставничества внутри предприятия, посещения специализированных семинаров... Из юристов-экономистов еще можно выбрать кого-то— их на рынке много, поэтому есть возможность найти человека даже не со знаниями, а с готовностью их получить. Из технических специалистов и так не выбрать. Приходится объезжать институты, встречаться с первокурсниками-второкурсниками, приглашать их на практику, поручать какие-то задания, платить и по результатам смотреть, кого можно взять на работу и учить дальше за свой счет. Те изменения, которые обсуждаются, точно не улучшат ситуацию.

Наталья Булдакова:
Насчет переучивания и плохой подготовки не соглашусь. У нас немало студентов, которые  трудоустраиваются в процессе обучения и выполняют выпускные квалификационные работы по заказу своих работодателей, чтобы в дальнейшем внедрять результаты исследований на своем предприятии.

Наталья Осипова:
Мне кажется, все зависит от человека. К сожалению, в российских вузах не учат решению конкретных производственных проблем, хотя в западной образовательной системе комплексу задач — кейсам – уделяется большое внимание. Например, при собеседовании готовность претендента к работе проверяется его способностью решать типовые кейсы.

Екатерина Тарловская:
Бесплатное высшее образование — одна из самых сильных сторон социальной политики государства. Надо заниматься не повышением цен на него, а совершенствованием критериев оценки знаний и избавлением от коррупции в этой сфере.

Наталья Булдакова:
Обучение как было, так и останется доступным, поскольку резко цены никто не поднимет. По крайней мере, в частных вузах: стоимость обучения в негосударственном университете или институте устанавливается исходя из реальных затрат на образовательные услуги. По крайней мере, у нас она ниже, чем в государственных вузах.

Екатерина Тарловская:
Если из образования сделать откровенный рынок, оно и будет работать по законам рынка. Из него, как и из медицины, делать рынок нельзя!

Слабое звено - платники
Валентин Пугач:

Если честно, меня сейчас другой вопрос беспокоит - экономический. Если министр обозначил задачу избавиться от почти всеобщего бесплатного высшего образования, ее решение может привести к уменьшению числа обучающихся и увеличению финансирования на каждого студента. Это с одной стороны. А если этого увеличения не произойдет... У нас уже сейчас есть имущественное расслоение образовательных учреждений. Одни живут хорошо, другие получают деньги по остаточному принципу. Система грантов и различных целевых программ, когда выигрывает тот, кто может предоставить наибольшее софинансирование этого гранта, приводит к тому, что одни вузы становятся все более богатыми и развитыми, материальная база других устаревает и становится неконкурентоспособной.
К сожалению, министерство образования не делало поправку на региональные особенности, от которых зависит набор контингента и вероятность получения материальной помощи от предприятий или региональных властей. В депрессивных субъектах не может идти речь о серьезной поддержке. Думаю, некоторые региональные вуз умрут либо станут филиалами более крупных федеральных университетов.

Екатерина Тарловская:
Интересно, почему чиновники думают, будто за счет сокращения бюджетных мест можно улучшить ситуацию? У нас по медицинскому институту в платных группах самые слабые студенты. Из них получатся самые плохие работники. Если отбирать людей не по мозгам, а по деньгам, мы просто лишимся хороших специалистов, ведь платят в основном именно за троечников. Если чиновники увеличивают количество платных мест, значит, они хотят обучать троечников.

Владимир Зонов:
Тоже не вижу позитива в озвученных министром предложениях. Материально-техническая база вузов давно не соответствует требованиям рынка. В средних и начальных профессиональных образовательных учреждениях дела и того хуже. Большинство абитуриентов стремятся просто получить корочки. На мой взгляд, особой конкуренции между частными и государственными вузами вообще не наблюдается. Есть несколько заведений в стране, которые когда-то котировались, поэтому планка коммерциализации там растет. Но деньги, поступающие от абитуриентов, в большинстве случаев идут на зарплату сотрудников или на поддержание зданий-сооружений, а не на научные исследования. У ведущих западных образовательных учреждений есть современная лаборатория,  материально-техническая база - этим они и привлекательны. Если человек окончил Гарвард, с такими корочками он будет высокооплачиваемым и востребованным. А у нас... На пальцах можно посчитать вузы, за выпускников которых будет открыта борьба. С «бауманкой», наверно, да. За выпускника какого-то регионального технического института я не думаю, что будет серьезная конкуренция с предложениями о хорошей зарплате.

Екатерина Тарловская:
В действительности получается, что иногда бывает дешевле отправить ребенка учиться в Германию или Чехию, чем в Москву.

Наталья Осипова:
Согласна с вами, Екатерина Иосифовна. Западное образование окажется конкурентнее российского и по цене, и по уровню. Каким образом переход от бюджетного к платному образованию поднимет его уровень? Мы и так частично перешли на платную основу, при этом я не заметила роста по уровню знаний. Чтобы западная система грантов и кредитов на образование прижилась в России, нужны организации и специальные программы, выдающие такие гранты. Они есть, но крайне мало распространены. Поэтому из-за реформы мы просто потеряем целое поколение, которое будет вынуждено ехать в США и Европу, где грантовая система поддержки развита и работает. Кроме того, сейчас на Западе русским можно учиться бесплатно. В частности, Тартуский университет, входящий в топ-500 лучших европейских вузов и славится традициями Лотмановской школы, предоставляет возможность бесплатного поступления на филологический факультет, а в магистратуру и докторантуру даже с выплатой вполне достойных стипендий. И к ним действительно едут талантливые русские дети, в том числе из Кирова. Филологический факультет ВятГГУ в прошлом году набрал на первый курс всего 14 человек. Столько дали бюджетных мест. Что ждет без поддержки единственный филологический факультет города? Здесь всплывает еще одна проблема платного образования: есть популярные специальности, за которые готовы платить родители будущих студентов, а есть непопулярные, но социально значимые. Я не вижу иного выхода, кроме бюджетной поддержки таких специальностей.

Наплодим митингующих?
Валентин Пугач:

Я думаю, речь идет о том, чтобы устранить перекосы, которые накопились. Все критикуют высшую школу за взрывной рост количества вузов и численности обучающихся в последние 20 лет. А назовите мне хоть один инженерный вуз, открытый за это время. Появлялись, в основном, гуманитарные. Кроме того, троечники, которые не поступят в вуз, будут вынуждены учиться в средних или начальных профессиональных заведениях. Сейчас очень мало желающих туда идти.

Наталья Осипова:
Если рынок перекошен в гуманитарную сторону, то это следствие не политики министерства, а экономической ситуации. Можно забрать бюджетные места у гуманитариев и дать технарям. Но куда пойдут выпускники инженерно-технического профиля, если производства закрываются, а новые заводы не строятся?

Екатерина Тарловская:
Вообще такое ощущение, что в России специально понижают планку качества образования. Не знаю, с какими целями. Менее интеллектуальными людьми легче управлять...

Владимир Зонов:
Может, дело в том, что есть определенная зависимость: чем выше уровень образования, тем больше у человека требований к качеству жизни. Видел статистику, согласно которой чуть не 90% вчерашних школьников обзаводятся дипломами о высшем образовании. То есть у них   появляются запросы, удовлетворить которые государство пока не в состоянии.

Наталья Осипова:
Не согласна, что безграмотной толпой проще управлять. Управление толпой — довольно сложная задача, и, на мой взгляд, как раз образованная толпа скорее способна услышать и понять разумные доводы власти. Для управления необразованной толпой нужны другие инструменты. Не логика и политические программы, а институты подавления: полиция, армия. Образованная толпа выражает протест митингами и статьями, необразованная — поджогами и прямым неповиновением. Другое дело, что сегодняшние действия власти, которая не идет на диалог с недовольной толпой, а подавляет ее, заставляют думать, будто этой власти нужен другой народ. Или этому народу другая власть.

Подготовила Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru

назад


Читайте также:

20.10.2019    Кипит работа
В субботу в Инженериуме ВятГУ открылся коворкинг-центр "Точка кипения". Это совместный проект вуза, министерства образования и науки РФ и "Агентства стратегических инициатив". (3)
12.03.2019    "Не видят положительного эффекта"
Сопредседатель регионального штаба ОНФ Валентин Пугач прокомментировал для "БН" ситуацию с реализацией в Кировской области "мусорной реформы". (11)
15.11.2018    Отходы - в доходы
Новую схему переработки ТБО и утилизацию бытовых отходов обсудили на заводе «Прожектор» (г. Котельнич), где в среду побывали власти региона. В августе здесь была запущена новая высокоавтоматизированная линия по производству полипропиленовой мононити. Исходным сырьем для нее являются отходы пластика, пластиковые бутылки и т.д. (6)
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • марк, 05.06.2012, 11:03
    ну и публику собрали для обсуждения такой важной проблемы.Кроме Пугача никто толком ничего не сказал по существу.Вопрос Булдаковой-почему государство рассчитало,что для обучения одного студента гуманитария нужны затраты в 60,2 тыс.руб.,а вы можете учить за 40 тыс.руб.?Тарловская-займитесь отчислением плохих студентов из медакадемии,она по рейтингу среди медвузов страны на последнем месте,только вот отчислять вы никого не хотите и плодите недоучек с дипломами врачей.Вопрос Пугачу-Почему ни один вуз в Кирове,в том числе и ВГУ, не хочет поднимать планку баллов по ЕГЭ при зачислении платников,ведь это возможно,и тогда ни один троечник не попадет в вуз на платное обучение ни при какой плате?Отвечу сам-денежки нужны ,сначала напринимаем дебилов с баллами по ЕГЭ на уровне школьной тройки,чтобы денег подзаработать на платниках, не отчисляем,а тянем их изо всех сил,а потом вопим,что у нас негодные выпускники с дипломами выходят.Сами учим-сами на госах и защитах трояки ни за что ставим.Кроме трех гос вузов(ВГУ,ВГГУ,ВГСХА) в Кирове нет ни одного филиала,где качественно учат и это,надеюсь,Пугач признает.Да и в этих-то вузах не все так харошо,как принято считать.Тот же Пугач наоткрывал у себя новых гуманитарных направлений,вступив в конкуренцию с ВятГГУ,а кадры у него где?Осипова будет все спасать или дальше пойдет переманивание преподов из ВГГУ?Посмотрим еще Пугач наберет на новые направления без бюджетных мест и будет учить малокомплектные группы в 8-10 человек за деньги(у него уже по прошлому году такие группы учатся).Из таких групп вообще никого отчислять нельзя,хоть будь полным дебилом, учить придется.И т.д и т.п еще много чего можно сказать,но это необходимо,если бы кто-то в Кирове действительно был заинтересован в изменениях в высшем образовании в лучшую сторону.Прикрываясь,якобы,заботой о будующих студентах все беспокоятся за свое личное благополучие.
    ответить
  • Ну и что?, 05.06.2012, 22:44
    Наконец-то правду-матку и в этом сегменте озвучили!
    ответить
    • вита, 06.06.2012, 20:09
      а кого уволили в БН за пару интереснейших репортажей,касающихся руководства области?
      ответить
  • Валерий, 05.06.2012, 23:06
    сам руководитель и, разумеется, наиболее важных сотрудников учу за счет предприятия в университетах. соглашусь с коллегой из Искожа - учат зачастую безобразно. не все и не всегда, но в целом не очень как-то. куда уже цены поднимать? ведь качество лучше не станет одномоментно! это урон по экономике
    ответить
  • марк, 06.06.2012, 10:10
    Валерию.Пожайлуста,не постесняйтесь признаться сколько человек,в каких конкретно университетах и на каких специальностях Вы учите для своего предприятия за счет предприятия и как их там обучают по вашему мнению.Вы исключительно редкий представитель работодателя,который на такое согласился.Давайте говорить конкретно и ясно называя плохие вузы и плохих преподавателей своими именами,чтобы люди знали куда идти учиться,а куда ни в коем случае не ходить(если им конечно нужны знания,а не корочки диплома),а не морочить голову ,что "учат зачастую безобразно,не все и не всегда,но в целом не очень как-то."Вы сами-то поняли,что написали?Давно пора ликвидировать всю филиальную муть в Кирове и области,но она очень сильно многим нужна,так как несет "золотые яйца".А если исходить не из собственных,а государственных интересов,то три государственных вуза, о которых я писал выше, целесообразно обединить в один крупный учебно-научный комплекс под эгидой,естественно,ВГУ.Это позволит ликвидировать дублирование специальностей и ненужную конкуренцию вузов за абитуриентов,сконцентрировать финансовые и материальные и педагогические ресурсы.От такого обьединения и обучающиеся и работадатели только выиграют,но эту вполне здравую идею в свое время(еще три года назад) зарубили даже по существу серьезно не обсуждая.
    ответить
    • пилигрим, 06.06.2012, 11:21
      Дублирование специальностей и "ненужную конкуренцию" (а бывает такая? - я то думал, что конкуренция вещь необходимая)многие губернии давно ликвидировали. Выглядело это примерно так. Собирает губернатор ректоров и говорит, что за подготовку юристов для губернии отвечает такой-то Вуз(допустим - классический университет) , экономистов - такой-то (гуманитарный - опять же - к примеру). И чтобы никакой самодеятельности! А если сунешься господин ректор в рособрнадзор за лицензией не по профилю - пеняй на себя. И никаких объединений не понадобилось. А нужна для региона новая специальность, опять же - каждый ректор убеждает губернатора, что у него её открытие получиться лучше, чем у конкурентов. А губернатор помогает после открытия специальности этому Вузу. И так везде в приличных областях, где губернаторы считают любой Вуз на своей территории действительно своим.
      ответить
      • мужик, 06.06.2012, 13:24
        отсутствие конкуренции приводит к лени. зачем развиваться, если ты итак тут один и те, кому не по карману Москва, непременно придут к тебе. идти-то некуда больше!!! так что должна быть конкуренция.
        ответить
  • марк, 06.06.2012, 19:24
    Вы хотите конкуренции в сфере высшего образования в Кирове-вы ее имеете.Около тридцати вузов(включая филиалы) работают сегодня в Кирове и области и что?Медиков готовят только в медакадемии,по инженерным специальностям-в ВГУ,по сельскохозяйственным-в сельхозакадемии,по педагогическим-в ВятГГУ.Ну давайте откроем в ВГУ медицинский факультет,а в ВятГГУ инженерно-строительный.А в медакадемии совсем недавно еще учили на государственных управленцев(специальность ГМУ кто знает),да и сейчас еще продолжают клепать товароведов.Нужна нам такая конкуренция?Ежу понятно,что главное звено в подготовке качественного специалиста-это кадры,а где среди них конкуренция в Кирове?Ее нет и не будет,потому что Киров не Москва и даже не Нижний Новогород.Какие преподы есть,те и работают, а лучшие из них бегают между вузами и филиалами создавая сами себе конкуренцию.В США прекрасно существуют и развиваются крупные университеты в каждом штате в которых и сосредоточены лучшие научно-педагогические кадры и материальная база для научных исследований и учатся в таком университете по 20-30 тысяч студентов.Вот они и конкурируют между собой за студентов.Не хочешь учиться в этом университете-поезжай в другой щтат.У нас ведь аналогично:не хочешь учиться в отстойном университете в Кирове-можешь поехать в Москву,Петербург и т.д.Вот она конкуренция в чистом виде.Вся проблема в отсутствии денежных средств у будующих студентов,заставляющая их(или их родителей) выбирать вуз по принципу поближе к дому и подешевле.а не по качеству обучения.Дали Пугачу 8 бюджетных мест в этом году на юриспруденцию,ну открыл он,якобы,юридический факультет,ну только не смешите меня,что он будет конкурировать с МГЮА.
    ответить
    • пилигрим, 07.06.2012, 17:05
      Вы читать умеете? Я же вам написал как проблему решить. Если бы у нас был хозяин-губернатор, он бы Пугачу объяснил, что открывать юриспруденцию, при наличии МГЮА в области не надо. И всё. Но у нас в образовании вольница. Ничего от вузов не требуют, но ни чем и не помогают. Кстати, про крупные ВУЗы запада. Там есть где студенту жить. В смысле есть студенческие городки с необходимой инфраструктурой. И поэтому студенты выбирают ВУЗ по качеству образования и уровню оплаты за обучение. А у нас условия проживания в Кирове (или в Питере) знаете? Порой жильё становится решающим фактором. Кстати, насчет 8 мест: представляете какая там экономика образовательного процесса? Это же для 8 человек надо лекции читать,семинары вести. Молодцы. Понты дороже денег.
      ответить
  • Ну и что?, 07.06.2012, 09:12
    Так держать,уважаемый Марк!Жаль,поддержки у Вас мало,судя по комментам,но и пртивников достойных почти нет(здесь?).
    ответить
  • ха, 08.06.2012, 20:59
    ребята, особливо мрак, все ваши реформы - топтание на месте - отдайте вузы отраслям, х-нли воду толочь, покупают АйТишников- вузы перестроились, будут покупать агрономов - перестроились опять - вот вам и бесплатное (для студента) образование, а уж коли хочет пацан или девка там пофилоложить - пусть грант выпрашивает импортный скоко там вторичных грантодателей на западе? много тысяч? - так что учите язык - и в путь - это просто, если голова есть, а коли нет то и б/п образование не поможет
    ответить
    • ес, 10.06.2012, 07:21
      есть здравое зерно - вузы естественно проще перестраивать, нежели отрасли, посему где крица где яйцо доцентам надо подумать крепко, и спецы то х-вые выходят из вузовских стен, потому как закостнели вузы, стали самодостаточными, мы мол элита - нам не надо советовать типа, мы столпы, ан нет, обслуживающий персонал - все таки
      ответить
  • Ну и что?, 09.06.2012, 21:04
    Да,мысль неплохая!Что теперь,Марк?
    ответить
  • марк, 10.06.2012, 21:57
    Кто спорит,что спецы хреновые выходят из вузовских стен,если эти самые стены стоят на гнилых подпорках и готовы рухнуть в любой момент.По всей вероятности новый закон об образовании заработает с 1 января 2013 года,почитайте последний его вариант,крайне интересен раздел по высшим учебным заведениям.Это сейчас мы еще говорим,что хреновые выходят спецы,а лет через 5-7,когда выпуск бакалавров будет поставлен на поток, будем для них подбирать другое,более крепкое обозначение их уровня..Для магистров,которых уже выпускают кировские вузы,обозначение "хреновые" может служить только как похвала.А для того,чтобы понять,какие выпускники скоро придут к управлению нашей областью,городом,страной,очень рекомендую прочесть блог Андрея Садакова "Кто и чему учит в высшей школе?" на сайте "Вятского наблюдателя" от 08.06.12.Этот "достойный" отпрыск рода человеческого в настоящее врямя пребывает в числе студентов одной из академий Кирова(вероятно селскохозяйственной) и его предложение по вузам вообще крайне просто-их нужно все ликвидировать,так как работают там люди неграмотные и недостойные и ничему хорошему,чему нельзя научиться самостоятельно,там не учат.
    ответить
  • это просто праздник какой то, 12.06.2012, 11:58
    не вузы плохи, а те, кто в них учится, бауманка из обезьяны человека тоже вовсе не делает, кто то из отстрелявшихся сильно не прав, вузы дают базу, а спецов делает только работа, то есть мы их делаем, из бауманских выпускников путного не получается, потому как в первую очередь амбициями заражает их их а-матер. выход есть - запрос формулирует промышленность, она же контролирует процесс, отбирая полезных, она же оплачивает им (полезным) обучение, на пару лет у бюджета денег хватит дурачков учить, затем - мы платим за перспективных
    ответить
  • Ну и что?, 12.06.2012, 12:04
    Хорошо бы знать,кто ты,Марк,и откуда.Но не надо дерзить,все понимаю.Удачи!
    ответить
  • Тоже вариант, 13.06.2012, 01:00
    .......
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Почему федералам можно, а местным нет?"
"Почему федералам можно, а местным нет?"

Если власти заявляют о здоровой конкуренции, то почему представителям крупных сетей можно работать в период карантина, а небольшим местным магазинам с аналогичным ассортиментом запрещено. Это вопрос кировский предприниматель, владелица магазина детской одежды "Модагаскар" Гульфия Гумарова задала областным чиновникам.

  1085  14

Домкрат для ТЦ

В конце апреля собственникам крупных торговых центров областные власти предложили подписать декларацию: те дают скидки арендаторам, взамен получают господдержку.

  529  1

Кто воспользуется льготой?

Обещанный законопроект о поддержке малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, внесен на рассмотрение депутатов областного Заксобрания.

  400  1

Гибкое производство

Прорыв в сфере инноваций и технологий произошел в 2010-х: 3D-печать стала доступна всем. Патенты корпораций истекли, и технология подешевела в десятки раз, как и оборудование.

  296


Tele2 приглашает на домашний концерт Ёлки

Tele2 приглашает гостей на онлайн-концерт певицы Ёлки. Квартирник популярной исполнительницы состоится 30 мая в «Доме по другим правилам» – digital-пространстве оператора, где можно общаться, вместе смотреть лекции, фильмы, ходить на виртуальные выставки в период самоизоляции.

  131
Число 4G-устройств в сети МегаФона превысило 35 миллионов

В первом квартале 2020 года выросла востребованность цифровых услуг, говорится в официальном отчете МегаФона. Количество зарегистрированных 4G-устройств увеличилось на 20%, превысив отметку 35 млн. Число пользователей передачи данных достигло 34,8 млн человек.

  346

Увеличение активности регионального бизнеса

Поэтапное снятие ограничительных мер в Кирове повлияло на постепенное увеличение активности бизнеса.

  117