Сергей Шаров.

Оптимальное решение*

04.06.2012 00:02:00 1385 0

Какой путь более эффективно позволит решить проблемы села и личных подсобных хозяйств?

Кризис села – одно из масштабных явлений современной России. Сегодня на различных уровнях принимаются программы поддержки и развития сельских территорий, личных подсобных хозяйств, фермерства, выделяются деньги из бюджетов. Какой путь более эффективно позволит решить проблемы села и личных подсобных хозяйств?

Решение есть – и есть результаты

О сути программы «Институт развития сельских территорий», положительных результатах экпериментального внедрения и ее значимости нам рассказал Сергей Шаров.

– Сергей Иванович, суть программы заключается в том, что развитие сельских территорий возможно только через развитие предпринимательства. Почему вы выбрали именно этот путь?
– Действительно, развитие сельских территорий возможно только через развитие предпринимательства. Можно выделять средства из госбюджета, вкладывать их, но территория развиваться не будет, пока сами собственники – люди, которые живут на селе, в деревнях, не будут заинтересованы в ведении своих хозяйств. Развитие села невозможно без мик­ро- и малого бизнеса. Дело в том, что на селе никто не заинтересован работать на государство. На чужого дядю люди тоже не будут работать. А на себя – будут.
Именно такой подход и предусматривает концепция программы «Институт развития сельских территорий». Эта программа была разработана мной, когда я занимал пост начальника управления развития предпринимательства Правительства Кировской области, совместно с Леонидом Трушниковым, ректором «Кировского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК». Такой проект даже был опробирован на территории нашей области и показал удивительные результаты.

– Что представляет собой проект «Институт развития сельских территорий» и как проходила его реализация?
– Началом этого проекта можно считать программу «Сельское подворье», которая была запущена в нашей области в 2006 году в рамках программы развития предпринимательст­ва. Цель «Сельского подворья» заключалась в том, чтобы найти инициативных людей в районах нашей области, которые готовы развивать свое хозяйство. Именно на этом этапе мы начали сотрудничать с «Кировским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров АПК». Здесь мы увидели ту площадку, на которой можно было развивать образовательный сегмент. В дальнейшем этот опыт и стал основой программы «Институт развития сельских территорий».

– В чем заключается суть «Института развития сельских территорий»?
– На базе «Кировского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК» мы создали трехзвенную систему обучения: деревни и села, райцентры и областной центр. Первый уровень на местах выявлял инициативных, заинтересованных людей. Мы проводили обучение, в селах и деревнях показывали, как нужно создавать и организовывать свой бизнес. Наиболее сильные хозяйственники переходили на второй уровень – уровень района, на котором мы проводили более углубленное обучение необходимым знаниям по созданию и ведению бизнеса. Всего было организовано 11 районных центров по подготовке будущих предпринимателей. А наиболее сильных из них мы готовили уже непосредственно на базе института. Кстати, программа дала удивительный результат! После первого выпуска 83% от общего числа обучаемых начали свой бизнес, и у них получилось!

– Что следует после этапа обучения?
– Следующий шаг – обеспечение финансовой поддержкой. Ведь, чтобы вырастить кроликов, куриц, гусей, коров, нужно сначала их купить. Для этого нужны деньги, а как вы можете знать, банков на сельских территориях нет. Заменой банкам в данном случае стали кредитные кооперативы. Поэтому следующий этап программы – развитие кредитной кооперации. В рамках чего мы создали более 120 кредитных кооперативов на территории области: нашли и обучили людей, из областного бюджета были выделены деньги каждому кооперативу. Результат был поразительным. К примеру, в той же Изиморке, где не было практически ничего, кооператив собрал сначала 3 млн рублей, а затем – 9 млн рублей.  Такие кооперативы в районах могли прокредитовать каждого собственника – выделить средства на развитие своего личного подсобного хозяйства.

– Предусматривалась ли система сбыта продукции?
– Конечно, это как раз следующий этап. Мы родили предпринимателя, научили предпринимателя, он произвел продукцию. Необходимы рынки сбыта. Один фермер не может продать продукцию, поэтому следующий этап – создание и развитие производственной кооперации. Необходимо создать производственный кооператив, который бы из ряда деревень и мелких предпринимателей принимал продукцию, перерабатывал бы ее и в готовом виде как продукт питания поставлял, к примеру, в г. Киров.

– Существует ли сегодня такая программа в нашей области?
– Система, которую мы выстроили, была доведена до логичес­кого завершения. Сегодня кредитные кооперативы есть практически в каждом районе. В области создано объединение кооперативов – «Народные кассы», членом совета которого я являюсь.
Плохо то, что сегодня программа «сельское подворье» исчезла. Ее надо возрождать. Мы оставили активных людей без поддержки. Для села уничтожение этой программы – это большое упущение. А без этого не будет полной реализации программы «Институт развития сельских территорий». К сожалению, сегодня уклон сделан на рост крупных производственных площадей, хотя по статистике 50% сельскохозяйственной продукции области производилось именно в частных подворьях. Туда никто ничего не вкладывал, но 50% продукции мы ведь получали.

– Каковы перспективы «Института развития сельских территорий»?
– Развитие сельских территорий возможно только через развитие микро- и малого бизнеса. Для этого необходима инфраструктура. А создать ее с минимальными потерями и наибольшей эффективностью можно только благодаря объединению частного и коллективного, посредством общей кооперации: финансовой, кредитной, сельскохозяйственной. Как раз именно это предусматривает «Институт развития сельских территорий».
Следует отметить, что сегодня программа «Института» представлена президенту РФ В.В. Путину и уже получила высокую оценку Министерством сельского хозяйства РФ. Дальнейшее решение вопроса о реализации данного проекта будет продолжено в июне 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки и опыт

О кризисных явлениях села, предпосылках введения программы, опыте других регионов и значимости предлагаемого решения мы побеседовали с Леонидом Трушниковым.

– Кризисные процессы на селе пока не остановлены: однобокое развитие, узкоотраслевая система управления сельским хозяйством, многолетняя запущенность социальной сферы села. Совокупность этих факторов привела к полной деградации значительной части территории, некогда обеспечивающей ее благосостояние, демографию, продовольственную безопасность.  Необходимо создавать современные модели развития сельских территорий.

– Леонид Григорьевич, а как обстоят дела в сельском хозяйстве в нашей области?
– Возьмем конкретную ситуацию на грани столкновения двух значимых для нашей области тем – сельского хозяйст­ва и безработицы. Возьмем вполне конкретный контингент людей: селяне, ведущие свое хозяйство, в законодательстве именуемые как владельцы ЛПХ. В Кировской области складывается парадоксальная ситуация: при высоком уровне сельской безработицы у населения сокращается поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров, сокращается производство картофеля, овощей, молока, мяса. И этому есть объяснение. Отсутствие механизма реализации сельскохозяйственной продукции является причиной низкой эффективности  личных подворий, это во-первых.
Сегодня только 5,7% владельцев ЛПХ выращивают на продажу мясо, 4,3% – реализуют картофель, 3% – молоко и менее 2% – овощи. По данным сельскохозяйственной переписи, только 0,1% владельцев ЛПХ (а это 216 семей) рассматривали ЛПХ как основной источник денежных средств, 12% владельцев ЛПХ – как дополнительный источник, а основная масса владельцев ЛПХ содержит его лишь для самообеспечения продовольствием. А это и есть главная причина бедности, нищеты, убогости наших сел и деревень – отсутствие товарного производства, это во-вторых. Устранив две эти негативные причины, мы поможем селу.

– Известно, что в процессе разработки программы «Институт развития сельских территорий» вы активно изучали положительный опыт других регионов. Что можете сказать по этому поводу?
– Красноречивый опыт регионов показывает, что процесс развития территорий начинается с самих сельских жителей, с развития системы кооперации, с оживления интеллектуальных, культурных, экономических и других взаимосвязей между людьми, между объектами существующей инфраструктуры. Важно формировать новый тип поведения сельских жителей, новую систему ценностных ориентиров, усиливать имеющиеся и вводить новые эффективные элементы инфраструктуры современной сельской территории. Новые элементы – это в том числе и система по работе с сельским населением, способная формировать у людей уверенность в собственных силах, способная пробуждать гражданское сознание и развивать институты гражданского общества в сельской местности.
Но институты гражданского общества, о которых в последнее время говорят очень много и под которыми мы понимаем общественные объединения, союзы, движения, ассоциации, комитеты, созданные и функционирующие с целью защиты и согласования интересов различных социальных групп населения, сами по себе не возникают и не развиваются.
Именно с этой целью 15 лет назад Кировским институтом переподготовки кадров АПК была разработана и принята научно-техническая программа «Разработка инновационной модели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования как учебно-научно-консультационного центра региона».

– Что предусматривает программа и какова роль Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК?
– В институте учебный и консультационный процесс удачно сочетается с деятельностью других структурных подразделений: работают информационно-консультационный центр, третейский суд, центр антикризисного управления, отдел управления государственными и муниципальными заказами, центр оценки кадрового потенциала, центр охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, лаборатория по аттестации рабочих мест, отдел бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, отдел кооперации и муниципального менеджмента, отдел стратегического планирования. Институт  сотрудничает с юридическими лицами: Агентст­вом развития предпринимательства Кировской облас­ти, Ревизионным союзом с.-х. кооперативов Кировской облас­ти «Вятка», Областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, АККОР и др.
Помимо обучения и консультирования всех категорий жителей села, обучению и консультированию руководителей и специалистов органов местного самоуправления уделяется особое внимание, так как от них во многом зависит уровень развития конкретной сельской территории.
Мы с уверенностью заявляем: на селе может быть сформирована многоотраслевая многофункциональная экономика, новый тип сельских поселений, новый тип поведения селян. Предлагаемая нами система работы с населением способствует вовлечению максимального количества жителей в решении важных вопросов своего поселения, вопросов кооперации, способствует развитию институтов гражданского общества.
Межотраслевой, инновационный подход в работе с сельским населением способствует диверсификации сельской экономики и решению основной задачи – устойчивому развитию сельских территорий.

*Материал опубликован на правах рекламы.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте