Осинцы: Политика или экономика?

Осинцы: Политика или экономика?

17.09.2020 2650 0

Министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова в третий раз за последний год подписала приказ о проведении общественного обсуждения на предмет внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.

Слушания: третьи за год

Ознакомиться с проектом скорректированной схемы кировчане могут на официальном сайте облминэкологии в разделе «Открытое министерство» («Проекты нормативных правовых актов»). Замечания и предложения по поводу предложенных правительством изменений будут приниматься до 1 октября 2020 года по e-mail: depgreen43@mail.ru.

«Изменения в действующей территориальной схеме связаны с необходимостью актуализации данных по определению оптимальных логистических маршрутов транспортирования отходов от источников образования до объектов размещения отходов, а также о планируемом строительстве новых объектов по обработке, утилизации, размещению отходов», – говорится в сообщении министерства.

В частности, предлагается исключить из схемы полигон ТКО близ деревни Осинцы, узаконить перевозку мусора из города Кирова на свалки в деревне Лубягино (Кирово-Чепецкий район), в деревне Кокорины (Оричевский) и в деревне Удалые (Зуевский), при этом срок действия площадки в Лубягино продлить на один сверхплановый год. Резервными полигонами для кировских отходов определены свалки в Скоковых (Слободской) и в Антипичах (Орловский район).

В перспективе «для обработки отходов, образуемых на территории городов Кирова и Кирово-Чепецка, а также Кирово-Чепецкого и Слободского районов» потоки мусора предлагается распределить на два объекта: мусоросортировочную станцию в Шабалинском районе (планируемый срок ввода – 2024 год) и Комплексный объект в Кирово-Чепецком районе (участок земли под строительство которого пока не определён).

Кто же закрыл полигон в Осинцах – арбитражный суд или областное правительство?

Объявляя о закрытии полигона в Осинцах, председатель правительства Александр Чурин сослался на решение Арбитражного суда Кировской области, который, дескать, признал недействительными разрешения на строительство и ввод полигона в эксплуатацию, что для областного правительства оказалось «обстоятельством непреодолимой силы». При этом Александр Анатольевич, скажем так, оставил за кадром наличие у полигона действующих и не оспоренных в суде разрешений, на законных основаниях выданных объекту в администрации Слободского района, которые позволяли полигону беспрепятственно продолжать приём ТКО.

«Здесь важно понимать, что нет и не может быть решения суда, которое запрещало бы на веки вечные эксплуатацию полигона в Осинцах, – комментирует ситуацию известный кировский юрист Ян Чеботарёв. – Да, существует решение Арбитражного суда Кировской области, который признал незаконным разрешение на ввод первой очереди полигона в эксплуатацию. Но! После этого решения администрация Слободского района исправила ошибки в документах и выдала новое разрешение на ввод второй очереди полигона в эксплуатацию. Посему, конечно, полигон мог продолжать работу». 

Но если вступившее в силу решение суда на новые разрешения не распространялось, то зачем было закрывать полигон, ставить областной центр под угрозу мусорного коллапса, да ещё и убивать муниципальные дороги к отдалённым резервным полигонам? В правительстве области объясняют это некой «судебной практикой, в том числе Верховного суда», которая якобы обязывает исполнительную власть в таких случаях обращаться в суд с иском о признании незаконными всех последующих разрешений. Вот, дескать, и обратились. 

«Безусловно, суд не вправе обязать правительство области оспаривать каждое разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, выдаваемое администрациями районов. Такое право есть у правительства и так, – говорит Ян Чеботарёв. – Другое дело, что используется оно далеко не всегда. Тут вопрос в интересе правительства к оспариванию выданного разрешения. В чём этот интерес и насколько он законен?».

При этом, что интересно, полигон мог продолжать работу даже после того, как исковое заявление правительства поступило в суд, если бы в это заявление не было включено требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления деятельности объекта. Именно это требование, по сути, и стало причиной всех тех проблем, которые – с закрытием полигона в Осинцах – в одночасье навалились на предприятия, обеспечивающие реализацию мусорной реформы в Кировской области: от регионального оператора – до рядового перевозчика. Насколько обязательным было это требование – или это тоже самодеятельность нашего любимого правительства?

«Любые обеспечительные меры, и это указано в АПК РФ, должны иметь своей целью обеспечение возможности исполнения будущего судебного акта, – отвечает на наш вопрос Ян Чеботарёв. – Например, если у ответчика истребуется имущество – на такое имущество накладывается арест, чтобы оно не было перепродано. Если взыскиваются деньги – на денежные средства предприятия ответчика может быть наложен арест, чтобы должник их не потратил. Смысл таков.

Если сейчас оспаривается разрешение на ввод в эксплуатацию второй очереди полигона в Осинцах, то запрет на эксплуатацию полигона никак не может быть обоснован необходимостью обеспечить исполнимость будущего судебного решения. Никаких препятствий к исполнению такого судебного акта в принципе нет и быть не может. Ну, признает суд разрешение недействительным – в чём могут быть препятствия в исполнении такого решения? Ни в чём. Признал и признал. Именно поэтому я как юрист полагаю, что этот процесс в огромной степени политизирован и связан с чем угодно, с чьими-то экономическими интересами, политическими играми, – но никак не с чистым правом. Думаю, в этой ситуации имеет место противостояние экономических интересов различных кругов. Возможно, идёт уже – или грядёт в будущем – передел рынка Кировской области по утилизации ТБО. На мой взгляд, это самое очевидное».

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте