Осинцы: Политика или экономика?
Министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова в третий раз за последний год подписала приказ о проведении общественного обсуждения на предмет внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.
Слушания: третьи за год
Ознакомиться с проектом скорректированной схемы кировчане могут на официальном сайте облминэкологии в разделе «Открытое министерство» («Проекты нормативных правовых актов»). Замечания и предложения по поводу предложенных правительством изменений будут приниматься до 1 октября 2020 года по e-mail: depgreen43@mail.ru.
«Изменения в действующей территориальной схеме связаны с необходимостью актуализации данных по определению оптимальных логистических маршрутов транспортирования отходов от источников образования до объектов размещения отходов, а также о планируемом строительстве новых объектов по обработке, утилизации, размещению отходов», – говорится в сообщении министерства.
В частности, предлагается исключить из схемы полигон ТКО близ деревни Осинцы, узаконить перевозку мусора из города Кирова на свалки в деревне Лубягино (Кирово-Чепецкий район), в деревне Кокорины (Оричевский) и в деревне Удалые (Зуевский), при этом срок действия площадки в Лубягино продлить на один сверхплановый год. Резервными полигонами для кировских отходов определены свалки в Скоковых (Слободской) и в Антипичах (Орловский район).
В перспективе «для обработки отходов, образуемых на территории городов Кирова и Кирово-Чепецка, а также Кирово-Чепецкого и Слободского районов» потоки мусора предлагается распределить на два объекта: мусоросортировочную станцию в Шабалинском районе (планируемый срок ввода – 2024 год) и Комплексный объект в Кирово-Чепецком районе (участок земли под строительство которого пока не определён).
Кто же закрыл полигон в Осинцах – арбитражный суд или областное правительство?
Объявляя о закрытии полигона в Осинцах, председатель правительства Александр Чурин сослался на решение Арбитражного суда Кировской области, который, дескать, признал недействительными разрешения на строительство и ввод полигона в эксплуатацию, что для областного правительства оказалось «обстоятельством непреодолимой силы». При этом Александр Анатольевич, скажем так, оставил за кадром наличие у полигона действующих и не оспоренных в суде разрешений, на законных основаниях выданных объекту в администрации Слободского района, которые позволяли полигону беспрепятственно продолжать приём ТКО.
«Здесь важно понимать, что нет и не может быть решения суда, которое запрещало бы на веки вечные эксплуатацию полигона в Осинцах, – комментирует ситуацию известный кировский юрист Ян Чеботарёв. – Да, существует решение Арбитражного суда Кировской области, который признал незаконным разрешение на ввод первой очереди полигона в эксплуатацию. Но! После этого решения администрация Слободского района исправила ошибки в документах и выдала новое разрешение на ввод второй очереди полигона в эксплуатацию. Посему, конечно, полигон мог продолжать работу».
Но если вступившее в силу решение суда на новые разрешения не распространялось, то зачем было закрывать полигон, ставить областной центр под угрозу мусорного коллапса, да ещё и убивать муниципальные дороги к отдалённым резервным полигонам? В правительстве области объясняют это некой «судебной практикой, в том числе Верховного суда», которая якобы обязывает исполнительную власть в таких случаях обращаться в суд с иском о признании незаконными всех последующих разрешений. Вот, дескать, и обратились.
«Безусловно, суд не вправе обязать правительство области оспаривать каждое разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, выдаваемое администрациями районов. Такое право есть у правительства и так, – говорит Ян Чеботарёв. – Другое дело, что используется оно далеко не всегда. Тут вопрос в интересе правительства к оспариванию выданного разрешения. В чём этот интерес и насколько он законен?».
При этом, что интересно, полигон мог продолжать работу даже после того, как исковое заявление правительства поступило в суд, если бы в это заявление не было включено требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления деятельности объекта. Именно это требование, по сути, и стало причиной всех тех проблем, которые – с закрытием полигона в Осинцах – в одночасье навалились на предприятия, обеспечивающие реализацию мусорной реформы в Кировской области: от регионального оператора – до рядового перевозчика. Насколько обязательным было это требование – или это тоже самодеятельность нашего любимого правительства?
«Любые обеспечительные меры, и это указано в АПК РФ, должны иметь своей целью обеспечение возможности исполнения будущего судебного акта, – отвечает на наш вопрос Ян Чеботарёв. – Например, если у ответчика истребуется имущество – на такое имущество накладывается арест, чтобы оно не было перепродано. Если взыскиваются деньги – на денежные средства предприятия ответчика может быть наложен арест, чтобы должник их не потратил. Смысл таков.
Если сейчас оспаривается разрешение на ввод в эксплуатацию второй очереди полигона в Осинцах, то запрет на эксплуатацию полигона никак не может быть обоснован необходимостью обеспечить исполнимость будущего судебного решения. Никаких препятствий к исполнению такого судебного акта в принципе нет и быть не может. Ну, признает суд разрешение недействительным – в чём могут быть препятствия в исполнении такого решения? Ни в чём. Признал и признал. Именно поэтому я как юрист полагаю, что этот процесс в огромной степени политизирован и связан с чем угодно, с чьими-то экономическими интересами, политическими играми, – но никак не с чистым правом. Думаю, в этой ситуации имеет место противостояние экономических интересов различных кругов. Возможно, идёт уже – или грядёт в будущем – передел рынка Кировской области по утилизации ТБО. На мой взгляд, это самое очевидное».