Чтобы получить налоговую льготу, предприятиям придется изрядно потрудиться над обновлением производства. И серьезно потратиться.

«Спорная» льгота

18.06.2012 00:05:00 1532 0

Законопроект о налоговой льготе для предприятий-модернизаторов «увяз» в согласованиях.

Круглый стол:

Алексей Коршунов, глава департамента экономического развития правительства Кировской области.
Владимир Савиных, генеральный директор «Кировского маргаринового завода».
Александр Иванов, генеральный директор комбината «Искож».
Евгений Хоменок, председатель объединения работодателей «Совет хозяйственных руководителей Кировской области».
Сергей Береснев, генеральный директор компании «ВяткаТорф».

Бизнесу готовят подарок. Рабочая группа в правительстве уже несколько месяцев трудится над проектом закона, который позволит предприятиям, модернизирующим свои производства, воспользоваться налоговой льготой. Вместо 18% налога на прибыль (региональная часть) они будут платить 13,5%. Вот только кого наделить правом налоговой льготы и какие выставить условия? Спустя почти полгода жарких споров рабочая группа определилась: льготу получат только те предприятия (вне зависимости от рода деятельности), которые вкладывают в обновление производства средства в размере 50% налогооблагаемой базы (будь то прибыль или кредит). Довольны не все. Впрочем, время на доработку законопроекта еще есть.

Подарок для избранных
Алексей Коршунов:

Сразу хотелось бы уточнить: законопроект еще находится в разработке. Он обсуждался в рабочей группе, на экономическом совете при губернаторе области. Сегодня разработаны концептуальные подходы по применению пониженной ставки по налогу на прибыль и формируется текст законопроекта. Думаю, мы вынесем его на обсуждение на июльское заседание правительства, а после этого доработанный документ будет представлен депутатам Законодательного собрания. В любом случае, в новый год мы вступим с уже действующим законом.

Владимир Савиных:
Насколько мне известно, работы еще много, так что успеть к июльской сессии будет непросто. От экспертов еще поступают предложения по совершенствованию законопроекта. Но пока, как я понимаю, остановились на таком варианте: льготу в 4,5% получат предприятия, которые вкладывают не менее 50% прибыли в модернизацию производства?

Алексей Коршунов:
Поправлю: мы не говорим о вложении 50% именно от прибыли. Источником обновления производства может быть, например, кредит. Самое главное, что если вы купили новое оборудование (не важно за счет каких средств), то общая стоимость его должна быть не меньше 50% объема налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, инвестор, претендующий на получение льготы, должен соблюдать «правила приличия»: своевременно платить налоги, совершать платежи во внебюджетные фонды и вовремя выплачивать зарплату. Немаловажно также, что льгота будет предоставляться лишь тем, кто зарегистрирован на территории Кировской области.

Каждому — по возможности
Александр Иванов:

Изначально мы, как инициаторы применения пониженной налоговой ставки, предлагали принять закон только для промышленности. А его в итоге распространили для всех. И хорошего в этом нет ничего. Продукт создает только реальный сектор экономики. Не добывающая промышленность и не торговля. Торговлю вообще модернизировать не надо, ее в Кирове больше, чем во всем Советском Союзе. А вот поддерживать надо в первую очередь переработчиков. Но пока обсуждали, идею испортили. В итоге ситуация получилась глупая.

Алексей Коршунов:
Предложение о том, чтобы предоставить льготу только переработчикам не было поддержано, исходя из тех задач, которые де-факто перед нами стоят. Например, предстоит серьезная информатизация области. Нелогично ставя такую задачу отказывать в предоставлении льгот тем, кто обеспечивает устойчивую связь — связистам. Перед регионом также стоят стратегические задачи по наращиванию производства электроэнергии непосредственно на территории области, по созданию большого количества рабочих мест и наращиванию производства. И мы понимаем, что можем выполнить эти задачи только путем создания новых предприятий. А это возможно только при серьезных инвестициях. Поэтому мы предлагаем включить в перечень тех, кто сможет претендовать на льготу, обладателей патронажного сертификата и управляющие компании по парковым зонам приоритетного развития. То есть, в первую очередь, мы исходим из стоящих перед нами задач. И именно поэтому мы решили не сосредотачиваться только на предприятиях-переработчиках.

Сергей Береснев:
Со своей стороны могу сказать, что добывающие производства однозначно должны быть в списке претендентов на льготу. Допустим, комбинат «Искож» - не государственный, и его модернизация принесет региону выгоду в основном в виде налогов. В случае же с нашей компанией выгода для всей экономики области более очевидна. Мы добываем торф, из которого в дальнейшем получается тепловая и электрическая энергия. Чем дешевле будет наш продукт (а это напрямую зависит от того, например, работаем мы на тракторах 80-го года выпуска или на новой модернизированной технике), тем дешевле получатся энергоресурсы. В этом должна быть, в первую очередь, заинтересована экономика региона.

Владимир Савиных:
По такой же логике нужно поддерживать и фермеров, и вообще производителей. И это действительно нужно делать. Другое дело, что переработка сегодня находится в наиболее плачевном состоянии: оборудование изношено, основные фонды уже не один раз амортизировались. Именно предприятия перерабатывающей промышленности в первую очередь нуждаются в поддержании их инвестиционной деятельности. Это как с дорогами. На их ремонт и строительство нужны миллиарды, но учитывая, что в ближайшее время этих денег не будет, мы вынуждены расставлять приоритеты.

Сергей Береснев:
Соглашусь, надо поддерживать промышленность и надо расставлять приоритеты. Но здесь, на мой взгляд, как раз разумно предоставлять льготы тем, кто может сделать какой-то толчок для развития территории.

Евгений Хоменок:
Вообще почему мы должны игнорировать какие-то отрасли или вид бизнеса? Не может в данном случае идти речь только о промышленных предприятиях. И, кстати, изначально предполагалось распространить действие закона на всех. Допустим, когда в прошлом году этот вопрос обсуждался на слушаниях по бюджету на 2012 год, никто не говорил, что льгота будет распространяться только на переработчиков.

50 и не меньше
Алексей Коршунов:

Не забывайте что у нас уже есть существенное ограничение — обновление производства не менее, чем на 50% от налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Далеко не все даже крупные предприятия на это готовы пойти. Поэтому даже после отказа от ограничения круга предприятий, которые смогут претендовать на получение льготы, я не думаю, что в массовом порядке все пойдут за этой льготой.

Сергей Береснев:
50 процентов от прибыли — это существенно, соглашусь. Но мы в этом году, например, вкладываем в обновление производства даже больше. Напрягаемся, берем кредиты. С другой стороны, высокодоходным предприятиям трудно будет воспользоваться льготой на таких условиях.

Владимир Савиных:
Как раз об этом же хотел сказать. Есть очень высокодоходные предприятия, и чтобы 50% прибыли направить на модернизацию, нужно, видимо, иметь совершенно разваленное производство. Если же предприятие развито, но желает развиваться дальше, ему достаточно и 25% вложить в модернизацию, а остальные средства направить на другие цели. Так что все же 50% - это многовато.

Александр Иванов:
Так смысл как раз в том и есть, чтобы не просто раздавать льготу, а именно стимулировать предприятия модернизировать свои производства. Куда направляется прибыль? В основном на дивиденды, пополнение оборотных средств и инвестиции. А теперь посмотрите на каких машинах ездят наши «бедные» предприниматели. Я таких ни в Берлине, ни в Париже не видел. Откуда деньги? Дивиденды, разумеется. Так вот если сделать планку ниже 50% (например, 30%), куда пойдет освободившаяся сумма? На дивиденды! И за это разве нужно льготировать? Я вообще убежден, что получать дивиденды, ездить на машинах за 6 миллионов и модернизировать производство одновременно нельзя. И за небольшие вложения в основные фонды тоже льготировать нельзя. А то купят ложку-поварежку и горазды льготу просить. А вообще, эта льгота — капля в море, она проблему не решит. Льготой в основном воспользуются жуликоватые предприниматели, те, где теневая экономика. Потому что промышленности не осталось как таковой.

Владимир Савиных
Начало 90-х, когда сплошь и рядом были жульнические схемы, давно прошло. Сегодня налоговая служба, департаменты и комитеты имеют полное представление о незаконных схемах и знают как не допускать нарушений. И потом, нельзя думать, что вся промышленность — это только жулики.

Евгений Хоменок:
Серьезный бизнес жульническими схемами сейчас практически не пользуется.

Александр Иванов:
В любом случае, чтобы стимулировать модернизацию, надо полностью менять налоговое законодательство. Модернизация — это всегда кнут и пряник. Можно вообще убрать налоги, но модернизации не будет, все уйдет в потребление. Чтобы люди начали вкладывать деньги в обновление производства, налоги должны быть не такие уж маленькие, но при этом должны быть большие льготы.

Временный «минус»
Владимир Савиных:

Еще многих пугает тот факт, что при предоставлении льготы бюджет теряет деньги.

Алексей Коршунов:
Мы как раз сейчас готовим финансово-экономическое обоснование под этот закон. Как только оно будет готово, мы сможем конкретно говорить о сумме выпадающих доходов. Разумеется, на первоначальном этапе льгота будет снижать наполняемость бюджета, но в дальнейшем приведет к наращиванию бюджета за счет того, что будет создаваться налогооблагаемая база по налогу на имущество.

Владимир Савиных:
Когда предприятия будут заинтересованы в инвестициях в модернизацию производства, отдача автоматически возрастет. Во всем мире инвестиции всегда оборачиваются: вкладывая рубль мы получаем 5 или 10. А потом эти деньги вернутся в бюджет в виде того же НДФЛ или налога на прибыль с дополнительно произведенной на новом оборудовании продукции. Главное выдавать льготу обдуманно, просчитывая, какая отдача в итоге будет от конкретного предприятия.

Евгений Хоменок:
Ну и давайте все же учитывать, что условия для получения льготы смогут выполнить далеко не все. Для некоторых предприятий, у которых большая вовлеченность прибыли в оборотные средства, направить 50% этой прибыли в инвестиции — крайне сложная задача. Поэтому, думаю, в первый год количество «льготников» будет небольшое. А общие потери бюджета составят порядка 150 млн рублей. Но эти деньги, как уже было отмечено, вернутся. Главное, чтобы льгота действительно работала на модернизацию. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это пошло на тривиальное потребление.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте