Все профессии нужны, все профессии важны*

11.08.2012 1717 0

Специалисты решают, как вернуть престиж рабочим специальностям.

В России в целом, и в Кировской области в частности, наблюдается острый дефицит рабочих кадров. Промышленным и строительным предприятиям требуются квалифицированные сотрудники, взять которые, увы, негде. Вчерашние выпускники ВУЗов наводнили рынок труда невостребованными на сегодня специальностями: юристами, экономистами, менеджерами. А рабочих рук не хватает. Эта проблема обсуждается на самом высоком уровне. Вывод один – нужно повышать престиж рабочих профессий среди молодежи, поднимать имидж профобразования и стимулировать бизнес на активные инвестиции в собственные кадры.

Эти и многие другие вопросы обсуждались участниками «круглого стола», организованного при поддержке «Учебного центра управления государственной службы занятости населения Кировской области». «Круглый стол» был посвящен вопросу дефицита рабочих специальностей на российском рынке труда.

Кризис из 90-х

Ирина Бушкова:

– Безусловно, проблема дефицита рабочих кадров существует и обсуждается на самом высоком уровне. Одна из основных причин ее появления – кризис 90-х годов. Именно в это время большинство промышленных предприятий банкротились, испытывали трудности, простаивали месяцами. По статистике, более 50% работающих на тот момент организаций закрывались. Естественно, в числе безработных оказались бывшие работники промышленной, строительной отраслей. И все, кто мог, ринулись в коммерцию – создавали кооперативы, открывали собственный бизнес. В умах людей происходила переоценка ценностей – ломались стереотипы, появилась цель – быстро заработать. Конечно, ни о каком престиже рабочих профессий речь не шла. И сейчас мы пожинаем плоды этих негативных явлений, произошедших в нашей стране в 90-е годы – выпускники школ выбирают высшее образование.

Юрий Басманов:
– Деятельность моей организации напрямую связана с лесом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что наш регион является лесным, специалистов в этой отрасли у нас нет. Их попросту нигде не найти, даже в районах области. Сами понимаете, большинство уезжает в другие города, оставшееся население спивается. И нам приходится вербовать рабочую силу из стран ближнего зарубежья, которые хотят работать, но далеко не всегда обучены ремеслу. Сейчас в обществе сложился стереотип, что работать сварщиками, трактористами, строителями – «немодно», поэтому подавляющее большинство стремится приобрести профессии юристов и экономистов.

Андрей Норин:
– Действительно, кризис 90-х сделал рабочие специальности непопулярными. И дальше дефицит будет сказываться все острее. По моему мнению, еще лет 5-7 в России будет непросто найти рабочие руки. Вся проблема в нестабильности предприятий. Считаю, что на сегодня в России более выгодно открывать свое дело и работать на себя. А экономической стабильности в стране придется ждать еще долго. При этом менталитет меняется небыстро. Смена поколений, уверен, все-таки приведет к тому, что люди осознают высокий спрос на рабочие профессии.

Вредные стереотипы

Ирина Бушкова:

– Сегодня существует такое понятие, как «мода на профессии». Она формируется комплексно – в этом огромную роль играют семья, общество, социальные условия. И если человеку с детства родители твердят о том, что высшее образование обязательно, что без него никуда, то ребенок будет думать так же. Отсюда масса неконкурентоспособных юристов, менеджеров, финансистов. Учебным цент­ром управления государственной службы занятости населения Кировской области был проведен опрос среди населения на тему престижности профессий. Так вот на первые места в рейтинге модных профессий вы­шли «юрист», «экономист», «менеджер», «руководитель коммерческого банка». Рейтинг непрестижных, немодных специальностей открывают «воспитатель детского сада», «дворник», «техслужащая». Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что молодежь считает, что обычный менеджер в коммерческой компании зарабатывает в несколько раз больше, чем электрогазосварщик, квалифицированный тракторист или крановщик. Хотя это ошибочно!

Алексей Мусихин:
– Когда я заканчивал школу, то был убежден в том, что по стопам отца – простого рабочего – я не пойду никогда. Неблагодарный тяжелый труд, низкая заработная плата – такой пример перед глазами, согласитесь, убедит любого в «престижности» рабочей профессии. Многие мои друзья начинали учиться в вузах, приобретая профессии юристов, экономистов. Тогда, возможно, это еще и было востребовано, но когда мы закончили учебные заведения, ситуация изменилась. Я стал педагогом по русскому языку, работу с достойным доходом найти не смог и задумался. Пришлось поработать в Москве на различных строительных объектах. Один мой знакомый посоветовал мне пойти в Учебный центр службы занятости, чтобы найти там подходящий для себя вариант. Сейчас я убежден в обратном – только наличие рабочей специальности гарантирует то, что у человека всегда будет возможность заработать себе на кусок хлеба.

Вера Волгирева:
– Мода на профессии идет из семьи. И это не совсем правильно, когда родители диктуют ребенку, где ему работать и учиться. В этом смысле советуем всем школьникам и их родителям проходить проф­ориентирование. По сути, это специальное психологическое тестирование, по результатам которого выявляются способности человека к тому или иному виду деятельности, что очень помогает при определении будущей профессии.
Информационный вакуум

Вера Волгирева:
– Одной из причин нежелания молодежи выбирать рабочие специальности является банальное отсутствие информации о них. Люди не знают ни зарплат рабочих, ни социальных благ, предлагаемых предприятиями. Считаю, что этот вопрос должен освещаться комплексно, на всех уровнях. При этом нужно начиная со школьной скамьи рассказывать детям о профессиях, посещать с экскурсиями разные предприятия.

Алексей Мусихин:
– Согласен. Я, например, даже не знал, что предлагают на сегодняшний день организации, ничего не слышал о системе выплаты заработной платы, мерах социальной поддержки. Благодаря учебному центру начал хоть как-то ориентироваться в ситуации.

В погоне за кадрами

Антон Караваев:

– Завод «1 мая» на что только не идет ради привлечения хороших специалистов! Привлечь и заинтересовать кад­ры – одно из приоритетных направлений, в рамках которого мы проводим огромную работу. Именно благодаря этому у нас формируется так называемый фонд квалифицированных специалистов. Вопрос в другом: как привлечь людей на завод? Для этого мы предлагаем широкий социальный пакет: обучение и адаптация на производстве, подготовка и повышение квалификации, введены стипендии и подъемные выплаты, предоставляются места в общежитиях, организуется досуговая деятельность. В качестве инициативы предлагаю нашей системе высшего образования обязательно включать в курс обучения приобретение рабочих специальностей. Ну не может быть профессионалом инженер, не освоивший одну-две рабочие специальности! И в этом направлении мы активно взаимодействуем с сельхоз­академией, студенты которой начиная с 1 курса, проходят у нас практику и получают какие-либо рабочие разряды. Это даст выпускникам возможность без проблем устроиться на любом предприятии, получать более высокую оплату труда, а возможно, и занять более высокую должность. Ведь такие кадры уже не нужно дополнительно обучать.

Юрий Басманов:
– У нас на предприятии мы также стараемся замотивировать сотрудников не только достойной заработной платой, но и оказанием помощи в получении кредитов, обучении. Также считаю хорошей практикой возврат к советскому институту подготовки кад­ров – учебные комбинаты, УПК, получение специальностей со школьной скамьи.

Ирина Бушкова:
– Этот опыт очень распространен на Западе. Применяемые экономические методы – это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. В этих условиях работник отождествляет себя со своим предприятием и готов разделить его судьбу. Долгосрочная гарантия занятости – цель работы компаний.

Вера Волгирева:
– Со стороны Учебного центра службы занятости заявляю, что мы также готовы приложить максимум усилий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих в соответствии с потребностями работодателей-заказчиков. За время производственной практики работодатель имеет возможность оценить уровень подготовки учащегося и предложить ему дальнейшее трудоустройство. Срок обучения, в зависимости от выбранной профессии, составляет от 2 до 6 месяцев.

Андрей Норин:
– Мое предприятие, конечно, не такое большое, но нам также требуются специалисты. При этом острой проблемы нехватки кадров я не испытываю. Считаю, что здесь работает качественная система подбора персонала – я делаю это сам. Я сам заинтересован в развитии и увеличении прибыли своей организации, поэтому максимально внимательно присматриваюсь к кандидатам, лично беседую, лично определяю уровень их подготовленности.
«Бизнес новости» продолжат в своих следующих выпус­ках цикл публикаций, посвященных проблеме прес­тижа рабочих кадров, системе их подготовки, мотивации, перспективах, раскроет сек­реты успеха руководителей, начавших свой трудовой путь с рабочих профессий.

*Опубликовано на правах рекламы.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте