Дом Аверкия Перминова. Когда-то именно здесь начиналась Никитская улица.

Имени Никиты

03.09.2012 00:01:00 2181 0

Еще не утихли страсти по поводу переименования четырех улиц Кирова, а совет по топономии уже готов вернуть старые названия еще четырем улицам.

Новые старые имена ждут улицы Урицкого (она может стать Успенской), Володарского (Никитская), Дерендяева (Всехсвятская) и МОПРа (Острожная). Прогуляемся же и по ним. Начнем с Володарского-Никитской. Это не просто одна из самых древних городских улиц. Именно на этой улице 3 августа 1679 года начался чудовищный пожар, который практически стер с лица земли деревянный город Хлынов. На Никитской жили Васнецовы, Гриневские, в парке «Аполло» выступала «без трико» Айсидора Дункан. В общем, есть где разгуляться.

Городское пепелище
1678 год. Город Хлынов. Улица Никитская. «За кружечным двором» живут обычные горожане Петрушка Мальцов, Стенька Шапочников, Ивашка Кубышев, Карпушка Баторгин, Афонька Палкин и еще нескольких десятков хлыновцев. Почти все женаты и с детьми, а у Ивашки Блинова и вовсе сын Васька «двух дней»... Имена этих людей сохранила перепись 1678 года, в которой как раз впервые упоминается улица Никитская. В те годы улица вела от городского торга (сквер за Спасским собором) к Никитской башне Посада, находившейся чуть южнее Детского парка «Аполло». А в самом парке еще сегодня видны остатки  земляного посадского вала — оборонительного укрепления, окружавшего Хлынов во второй половине XVII века.

Но вернемся «за кружечный двор». Здесь 3 августа 1679 года начался страшный пожар, который буквально за несколько часов превратил город в одно большое пепелище. «Загорелось за кружечным двором, близ торговой площади, в Тупой улице, у Кирилловой жены Сунцова, в клети, от восковой свещи перед иконами» - приводит выдержки из «Вятского временника» историк Александр Балыбердин. Пожар не пощадил ни храмы, ни дома горожан – из 1298 дворов Хлынова чудом уцелело лишь 80, что составляет немногим более 6% «жилого фонда».

Пережили, отстроили город заново. На Никитской, кстати, был построен один из первых каменных домов в городе — дом секретаря Вятской провинциальной канцелярии Аверкия Перминова (позднее этот дом станет пристанищем первых вятских губернаторов). Он стоит по сей день, правда «прописан» теперь на Спасской, 10. В 1784 году в городе была введена «регулярная» планировка улиц, после чего этот дом оказался в глубине квартала, а улица Никитская получила новое направление – с севера на юг – от улицы Острожной (МОПРа) до улицы Орловской. К 1812 году Никитская дотянулась на севере до Луковицкого оврага (улица Профсоюзная), а на юге – до реки Хлыновки.

Башня имени Никиты?
Своим названием улица Никитская обязана «Никитской» башне Хлыновского Посада. Эта башня в последних десятилетиях XVII века прикрывала город со стороны Копанского и Засорного оврагов. Она была двухъярусной, имела три уровня боев и вышку для караула. А через ворота в башне горожане могли попасть в пригородную слободку (ныне район кинотеатра «Октябрь») и дальше на Пасеговскую дорогу – в Уржум, Малмыж, Вятские Поляны, Казань. Новый пожар в 1700 году уничтожил Никитскую башню. Восстанавливать ее не стали, так как к тому времени она потеряла свое оборонительное значение.

До сих пор не известно точное происхождение названия Никитской башни. По одной из версий, башню могли назвать в честь какого-нибудь известного (но неизвестного нам) Никиты. По другой версии, башня получила название в честь Анфала Никитина, под началом которого вятчане в 1409 году совершили поход на Булгар. «Правда, этот поход окончился неудачей, вятчане были разбиты, а сам Анфал схвачен и отведен в Орду, - пишет Балыбердин. - Бежав через несколько лет из плена, он во главе войска устюжан попытался снова вернуться в Вятку, но и на этот раз был разбит защитниками города в Раздерихинском овраге.

Напомним, что в той печально известной битве, согласно преданию, полегло до 5000 вятчан. Анфал Никитин был одним из главных виновников этой трагедии. Поэтому, думается, название улицы и башни никак не связано с его именем». Балыбердин больше склоняется к той версии, по которой башню могли назвать во имя Святителя Никиты (в 1096 – 1108 годах - архиепископ Новгорода Великого). Известно, что в середине XIII века он уже почитался новгородцами как святой, в том числе и выходцами из Новгорода - ушкуйниками.

Детище Прозорова
Не будем отходить далеко и взглянем еще раз на парк «Аполло». Сад на Никитской улице в 60-е годы XIX века принадлежал Министерству внутренних дел России. По инициативе губернатора Струкова в саду был построен павильон. Когда неподалеку на Никитской купил себе дом купец Прозоров, в павильоне этом располагался ресторан, и каждую ночь отсюда неслись шум и крики. Тогда Прозоров задумал устранить шумное заведение и подал в городскую управу прошение с предложением сдать ему в аренду сад на шесть лет с целью устройства здесь Детского Сада.

И ему разрешили. В саду разместили гимнастические снаряды, площадки для крокета, карусели, качели и многое другое. Зимой в саду устраивали каток. Ежедневно сад посещало одномоментно до 100 ребятишек. А городская управа, находя эту деятельность крайне полезной, передала Прозорову сад на 25 лет. Прозоров построил при входе теплый павильон для надевания коньков, домик для сторожа и террасу для музыкантов, а чуть позднее — кегельбан. В саду был установлен бюст Жуковского, а сад получил название «Детский Сад им. В.А. Жуковского». Затем здесь появилась площадка для танцев и сцена, где начали показывать спектакли. Так появился театр «Аполло».

Гастрольная деятельность приносила немалый доход. Деньги шли на устройство сада и расширение бесплатных услуг для городских детишек.
В 1920-е по утрам сад был открыт для всех, а по вечерам здесь играл симфонический оркестр. Вход в сад стоил от 15 до 25 копеек. В хорошую погоду здесь собиралось до 1000 человек. Спектакли шли с 9 часов вечера до двух часов ночи, вход на них стоил от 25 до 50 копеек. Здесь, на летней эстраде в 1924 году выступала танцовщица-босоножка Айседора Дункан. Но очаровать зрителей, говорят, не смогла, хотя танцевала без трико и можно было увидеть все, что должно было быть скрыто.

Родом с Никитской
В губернской Вятке улица Никитская могла похвастаться своими жителями. Здесь проживали  писатель-романтик Александр Грин (дом № 44), на Никитскую выходила усадьба и мастерская художника Николая Хохрякова (ныне Володарского, 125), а дом на краю Засорного оврага (№ 116) принадлежал брату знаменитых художников Аркадию Васнецову (у него, кстати, было 8 детей). Аркадий Васнецов в течение 20 лет избирался членом городского общественного управления Вятки, был гласным Вятской городской думы. Именно по его инициативе в Вятке была построена электростанция и устроен водопровод. При этом он принципиально отказался провести водопровод в свой дом, в обход соседей, ответив: «Зачем, когда у других нет?» Васнецов стоял у истоков создания городской библиотеки имени А.С.Пушкина и Вятского художественно-исторического музея, и вообще замечательный был человек, а конец своей жизни прожил под наблюдением как «противник советской власти».

11 июня 1923 года власти нарекли улицу Никитскую именем Моисея Марковича Володарского (Гольдштейна), первого комиссара по делам печати, пропаганды и агитации в правительстве Ленина. Володарский известен тем, что в одном только Петрограде закрыл более 100 газет. 20 июня 1918 года он был убит эсэрами, а его именем позднее назвали Литейный проспект Санкт-Петербурга и еще сотни улиц по всей России.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
По материалам А. Балыбердина, Т.Малышевой, А. Рашковского
сайта https://www.vstrana.ru

 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте