Кировские перевозчики твердо держат оборону: они намерены добиться удешевления стоимости услуги ГЛОНАСС-мониторинга.

ГЛОНАСС вне рынка

03.09.2012 00:03:00 1621 0

Автоперевозчики намерены отказаться от навязанной им «Центральной диспетчерской службой» дорогостоящей «навигационной» услуги.

Круглый стол

Андрей Салтыков, коммерческий директор компании «Курс».
Александр Харюшин, председатель Вятского транспортного союза.  
Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации Кирова.
Дмитрий Никулин, директор муниципального бюджетного учреждения «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта».
Артем Молчанов, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области.

Участники рынка пассажирских автоперевозок считают завышенной сумму, которую им ежемесячно приходится платить бюджетному учреждению «Центральная диспетчерская служба» за оснащение автобусов и троллейбусов системами ГЛОНАСС (1800 рублей с единицы транспорта). Частные операторы спутниковой навигации предлагают ту же услугу за меньшие деньги. Кто заинтересован в «переплате» и как установить нормальные рыночные правила игры?

Частники на выход
Александр Харюшин:

В основном, перевозчики высказывают недовольство, так как платят с каждой единицы транспорта 1800 рублей и при этом не знают, за что эти деньги берутся. Мы просили расшифровать нам стоимость услуг ГЛОНАСС-мониторинга, предоставляемых «Центральной диспетчерской службой». На наш взгляд она завышена. По крайней мере  частные фирмы называют стоимость сбора информации — от 300 до 500 рублей с единицы транспорта.

Андрей Салтыков:
Сейчас на рынке существует уже несколько частных компаний, которые готовы оказывать услуги, аналогичные услугам ЦДС в части сбора информации (где находится транспортное средство, как движется, с какой скоростью и так далее). И действительно, мы можем предоставлять эти услуги по значительно меньшей цене. Но надо понимать, что функции ГЛОНАСС-мониторинга делятся на две части — это сбор информации и контроль за деятельностью перевозчиков. Контролем мы заниматься, конечно, не можем, это задача муниципальных служб. А вот сбором информации и предоставлением ее в различные инстанции способна заниматься практически любая фирма, которая имеет квалифицированные кадры, программное обеспечение и опыт работы. И мне сложно понять, почему перевозчики пользуются услугами ЦДС и платят 1800 рублей, когда могли бы обратиться к частным фирмам и платить в разы меньше. Я могу только фантазировать на эту тему... Какой-то механизм, наверное, задействован.

Артем Молчанов:
Сразу хотелось бы пояснить: как такового факта навязывания услуг ЦДС сегодня нет. Договоры предполагают возможность использовать любую систему ГЛОНАСС, но не обязательно при этом пользоваться услугами диспетчерской службы. В договоре указано, что информация должна передаваться в ЦДС, а кем она будет передаваться, не определено. Сейчас на рынке, как уже было отмечено, появляются операторы: 16 компаний могут предоставлять такие услуги. И никто не ограничивает перевозчиков в праве заключать договоры с этими компаниями. По крайней мере, я не слышал о фактах угроз и давления. Если они есть, об этом нужно сказать. Более того, перевозчики имеют возможность сами организовать такую службу, если они считают, что это экономически целесообразно. Почему получилось так, что сегодня большинство перевозчиков пользуются услугами ЦДС? На мой взгляд проблема в основном в недостатке информации. Ну и ситуация так сложилась исторически: «Центральная диспетчерская служба» первой начала развивать этот рынок в Кирове и в регионе в целом.

Спасибо ЦДС
Дмитрий Никулин:

Да, в 2003 году, когда мы начали планомерно переходить с индуктивной на спутниковую систему навигации, мы были одними из первых в России, кто начал перевод городского пассажирского транспорта на отечественную спутниковую систему ГЛОНАСС.

Олег Чичибабин
В2008 году в Кирове был проведен конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки. И одним из условий контракта как раз было наличие системы ГЛОНАСС—GPS. Может быть, не по теме, но если бы троллейбус № 1 был оборудован системой ГЛОНАСС, у нас бы проблем с установкой степени виновности водителя троллейбуса в гибели Алисы Суворовой вообще не возникло. Это я к вопросу — а нужно ли оборудовать транспорт системами спутниковой навигации. Ответ, по-моему, очевиден. Так вот на тот момент, в 2008 году, услуги по навигационному мониторингу предоставляла только «Центральная диспетчерская служба», поэтому перевозчики и стали заключать договоры с ней. Сегодня объем услуг, которые представляет ЦДС, позволяет городу, как заказчику, в полной степени осуществлять контроль, снимать вопросы жителей города по выполнению или невыполнению транспортной работы, по вопросам, связанным с определением объемов транспортной работы. Знаете, в администрацию периодически поступают предложения от частников, которые говорят: мы вам поставляем китайское оборудование, делаем красивую голограмму, пишем на нем ГЛОНАСС, и все довольны... Так вот, вероятность того, что информация, которую предоставляет муниципальное учреждение, достоверна и точна — гораздо больше.

Артем Молчанов:
Мы все признаем, что ЦДС проделала огромную работу с точки зрения внедрения навигационных системы, но сегодня пришел этап развития рыночных отношений. И рынок не монополизирован. Со стороны контролирующих органов власти также не создано препятствий для захода на рынок иных компаний с целью самостоятельного решения вопроса навигации перевозок. Причем заход на этот рынок сопровождается минимальными административными барьерами. Соответственно, и перевозчики беспрепятственно могут сменить оператора, если экономически им это более выгодно.  

За что платим?
Олег Чичибабин:

Что касается тарифа. Этот вопрос постоянно задают, поэтому уточню: и в 2011-м, и в 2012-м году региональная служба по тарифам учитывала затраты перевозчиков на обслуживание навигационной системы при рассмотрении вопросов тарифообразования. То есть расходы на мониторинг уже включены в тариф. И тариф этот не пересматривался с 2008 года.

Дмитрий Никулин:
Тариф, действительно, уже несколько лет не менялся, несмотря на то, что растут цены на все. Из чего складывается стоимость нашей услуги, тоже ни для кого не секрет. При этом такой объем услуг, который предоставляет ЦДС, не сможет выполнить ни одно частное предприятие. Мы осуществляем круглосуточную диспетчеризацию. А для этого необходим серьезный штат, соответственно, и зарплатный фонд должен быть немаленьким. Кроме всего прочего, по нам серьезно ударил 83-й федеральный закон, согласно которому мы из автономного предприятия перешли в бюджетное. Сейчас возможности развития ограничены, при этом НДС и другие налоговые отчисления составляют более 30%. Остаточная стоимость, которая остается от тарифа, сегодня даже меньше той, которая установлена была с 2003 года.

Артем Молчанов:
Все же перевозчикам хотелось бы знать что конкретно входит в стоимость типового пакета услуг по контролю одной единицы транспорта.

Дмитрий Никулин:
Порядка 30-35% стоимости — это амортизация прибора. Приборы работают от 3-х до 2-х лет. Если перевозчики будут самостоятельно приобретать приборы, то они за 2-3 года себя не окупят. Остальное — диспетчеризация (мы предоставляем более 10 видов всевозможных отчетов в различные инстанции), выезды на линию. Прибор все-таки стоит в агрессивных условиях — зима, перепады температур.

Андрей Салтыков:
Я все-таки не услышал четкого обоснования тарифа. Так, чтобы все стало ясно — вот это стоит столько-то, это — столько-то.

Олег Чичибабин:
Всем перевозчикам дана составляющая этой цены. Эти документы в ЦДС подготовлены и не имеют никакого грифа секретности. Я еще раз говорю: четыре года эта стоимость не поднималась.

Свободу рынку!
Артем Молчанов:

Я все-таки считаю, что услуги по сбору информации, по оснащению навигаторами, по управлению отчетами, должны осуществляться хозяйствующими субъектами и этот рынок должен быть свободен. Контроль же за работой перевозчиков - функция муниципалитета. Нужно просто разделить функции. Мы направили в Гордуму письмо с предложениями рассмотреть систему контроля городского транспорта для того, чтобы решить: либо ЦДС продолжает работать как хозяйственный субъект с равными условиями к другим операторам навигационных систем, либо это будет контрольный орган в виде управления в составе администрации.

Александр Харюшин:
Мы поддерживаем предложение по разделу функций, но пока это юридически невозможно. Все будет зависеть от нашей дальнейшей работы с ЦДС и администрацией. Мы обратились с письмом к руководителю администрации города с тем, чтобы были приняты меры, позволяющие снизить расходы на навигацию. На рынок должны быть допущены другие операторы, кроме ЦДС, которые смогут также сертифицированно и качественно предоставлять услуги по сбору информации. При этом я считаю, что за контроль перевозчики платить не должны. Контроль нужен администрации, а не Харюшину, поэтому и финансировать работы должна администрация. Сегодня платит перевозчик. В любом случае, мы намерены добиться снижения стоимости навигационного мониторинга. Тем более, что новое законодательство требует от перевозчиков все больших затрат.

Олег Чичибабин:
Да, на последней комиссии по безопасности дорожного движения поднимался вопрос насколько актуально оснащение городского транспорта тахографом, который в какой-то степени дублирует функции системы ГЛОНАСС. Сейчас готовится письмо в министерство, чтобы при разработке регламента городской транспорт, который уже оснащен системой ГЛОНАСС, рассматривался как соответствующий требованиям. Это действительно достаточно дорогое удовольствие: каждый тахограф стоит порядка 30 тысяч, не считая установки и дальнейшей эксплуатации. Думаю в течение месяца получим ответы, и будем дальше двигаться. Предложение о разделе функций ГЛОНАСС-мониторинга сейчас также находится в работе.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте