Из-за плохой дороги транспортные компании делают накрутку на плиты "Тека Энтерпрайз”.

Километр раздора

17.09.2012 00:04:00 2451 0

О том, как трудно бывает иностранному инвестору приспособиться к российским реалиям и отстоять право на хороший асфальт.

В «Бизнес Новости» обратились представители компании «Тэка Энтерпрайз». Руководство предприятия планирует вложить более 30 млн рублей инвестиций в развитие нового производства, однако осуществление планов может осложниться из-за дорожной проблемы. С 2009 года чиновники обещают отремонтировать километр подъездной дороги к заводу, обещая выделить деньги по результатам сезонного осмотра и наличия средств в бюджете. Приезжают, смотрят и уезжают восвояси.

Ремонта не будет
- В понедельник поехали на обед и увидели, как впереди нас «Волга» угодила в яму на этой трассе, зацепилась днищем и глушитель оборвала, - заместитель гендиректора «Тека Энтерпрайз» Марина Хлебникова к подобным сюрпризам привыкает с 2009 года. Именно тогда после покупки части нововятского механического завода испанской компанией «Тека» началась переписка с кировскими чиновниками за ремонт километра подъездной дороги к предприятию.

Транспортные компании, которые везут в Нововятск на «Теку» заграничные комплектующие, а оттуда — готовые газовые и электрические плиты, открыто говорят, что делают дополнительную накрутку на товар, чтобы компенсировать скорый износ техники. Они же, транспортники, все это время упрекают заводское руководство в конфликтных отношениях с городскими властями. Мол, были бы дружны, давно бы ездили как по маслу. А недавно и вовсе стали намекать о прекращении сотрудничества, если дыры не будут ликвидированы.
Правда, кто должен отремонтировать разбитый асфальт от здания Нововятского районного суда по улице Красноармейская, 10 до офиса ООО «Тека Энтерпрайз» на Советской, 51 корпус 2, до сих пор не понятно.

- Мы писали письма губернатору области Никите Белых, главе администрации города Кирова Дмитрию Драному, мэру Владимиру Быкову, начальнику территориального управления по Нововятскому району Геннадию Плехову, - говорит Хлебникова. И дополняет, что к перечисленному списку следует также добавить обращения в Вятавтодор, «Дирекцию дорожного хозяйства» и Вятскую торгово-промышленную палату. Однако решения проблемы не появилось. Хотя в январе текущего года на предприятие звонили из нововятского теруправления, интересовались координатами злополучного километра. А потом ответили, мол, не наша компетенция, пусть вышестоящие разбираются.

Ответа от губернатора пока не было ни «Теке», ни президенту ВТПП Николаю Липатникову, который в августе повторно обращался к главе региона с просьбой посодействовать иностранному инвестору. Пока у него на руках есть лишь письменное обещание и.о. заместителя главы администрации города Кирова Сергея Торхова о рассмотрении возможности установки бордюрного камня и асфальтобетонного покрытия после сезонного обследования улично-дорожной сети. Разумеется, в пределах ассигнований, заложенных в бюджет текущего года. Также в тексте есть напоминание о том, что в 2011 году на проблемном километре проводилась отсыпка щебнем. Какое-никакое, а благоустройство. Письмо датировано февралем 2012-го. Однако по итогам весенне-летне-осеннего сезона стало понятно, что ремонт снова откладывается.

- В связи с поступлением большого количества судебных исполнительных листов и недостаточностью ассигнований, выполнить ремонт дороги в 2012 году не представляется возможным, - ответил «Бизнес Новостям» начальник управления благоустройства и транспорта администрации Кирова Вячеслав Симаков.

По его словам, ориентировочная стоимость ремонта указанного «Текой» участка, если его укладывать асфальтобетоном, составляет 7,15 млн рублей. Выделение средств отложили на 2013 год. В мае-июне будет снова проведено сезонное обследование улично-дорожной сети, и, если будут позволять средства бюджета, работы могут быть оплачены.
В качестве вынужденной альтернативы чиновники направили гендиректору предприятия Хорсту Штруссу предложение рассмотреть возможность проведения ремонта дороги на условиях софинансирования с мэрией.

Цена инвестиций
На предприятии о софинансировании размышляли и даже запросили у дорожников  соответствующую смету на 3 миллиона рублей. Изначально обсуждался вариант разделить финансовое бремя с частными предприятиями, которые также пользуются проблемной трассой. Например, с теми же «Принто», «Водоканалом», РЖД или «Газпромом». Правда, никто идею не поддержал.

- У нас происходит некий нонсенс, когда привлекая инвесторов, мы практически не заботимся о том, чтобы им было комфортно работать и возникало желание сохранить производство, - возмущается президент ВТПП Николай Липатников.

Торгово-промышленная палата отныне полноценный участник типичного для России инфраструктурного конфликта — обращается к чиновникам муниципального и областного масштаба, напоминая, что инвестор пришел на полуразрушенную площадку, сохранил 200 рабочих мест и выплатил за последние три года 130 миллионов налогов в федеральный и региональный бюджеты. Кстати, фраза по поводу сохранения производства испанской компании в Нововятске — это не нагнетание ситуации, а вполне реальная история. Марина Хлебникова рассказала, что не так давно 83-летний владелец компании «Тека Industrial», в которую входила «Тека Энтерпрайз», решил отойти от дел и передать свой бизнес дочери с зятем. Они, разумеется, посчитали, что работа в России бесперспективна и хотели закрыть кировский завод. Либо продать его нынешнему гендиректору «Тека Энтерпрайз» Хорсту Штруссу. Он согласился и выкупил завод. Теперь это полностью частное предприятие.

- Он настолько прикипел к предприятию, что ни за что не пойдет на его закрытие, - говорит Хлебникова. И вспоминает, как Штрусс пришел и заставил рабочих перекрасить все станки из грязно-зеленого в светло-желтый. Потому что при всей любви к России категорически не приемлет «бардак», который царит в стране. Он охотно обучает сотрудников европейским порядкам и стандартам: его фигура в рабочей одежде постоянно мелькает между станками, окруженная коллегами, которым он не только рассказывает, но и иногда показывает, как надо делать, чтобы было хорошо. Это значит как в Европе. Во время нашего визита гендиректора, который чаще стоит у станков, чем сидит в кабинете, не было — уехал в Минск заключать крупный контракт с клиентом.
На «Теке» надеются, что в ближайшее время клиентов станет еще больше: в июле следующего года в продажу поступит новая модель плиты с рабочей поверхностью 50х60 (пока выпускается только формат 60х60 — Ред.). Очередная модернизация и увеличение штата обойдутся Штруссу почти в 30 млн рублей. Стоимость другого инвестпроекта - производство встраиваемой бытовой техники - на предприятии пока не озвучивают.
Ложкой дегтя в позитивных начинаниях может стать все та же дорога. Увеличение количества произведенной техники приведет к увеличению поставок комплектующих, а, значит, и количества машин, которые будут колесить на завод и обратно. Эта нагрузка может усугубить состояние и без того неидеального покрытия автотрассы.

Выход есть
«Если бы мы просто писали письма с просьбой отремонтировать дорогу, она, возможно, была бы не сделана по сей день, не попав в список приоритетных, - говорит генеральный директор комбината «Домостроитель» Святослав Сарсон. - Мы подготовили проект, презентовали его перед правительством области, показали финансовые выгоды для района и региона в целом, и писать письма стало не нужно».
Домостроитель, производственное подразделение шведской компании IKEA, не так давно был примерно в той же ситуации, что и «Тека Энтерпрайз».

Сходство в том, что из-за плохих дорог в Красной Поляне Вятскополянского района предприятие не только несло убытки от повреждения продукции, но также сталкивалось с отказами транспортников приезжать на территорию населенного пункта. На кону стоял инвестпроект по четырехкратному увеличению выручки к 2017 году. Дороги бы просто не выдержали возросшего потока машин, поэтому обязательным условием вложения средств стал ремонт шести километров асфальтобетонного покрытия внутри Красной Поляны, а также 25 километров трассы до границы с Удмуртией. В результате правительство области и администрация Вятскогополянского района заключили трехстороннее соглашение с IKEA, по которому шесть километров отремонтированной дороги в Красной поляне сдадут в сентябре. По остальным 25 километрам гендиректор «Домостроителя» точную дату пока не озвучил. Инфраструктурные проблемы, по мнению Сарсона, явление скорее общероссийское, нежели кировское.

В правительстве, считает эксперт, достаточно грамотных людей, которые готовы решать возникающие у инвесторов проблемы. Для нормального контакта нужно показать чиновникам их выгоду по обустройству дорог и прочих объектов, необходимых для нормальной работы бизнеса и жизни людей. Рассказать о своей готовности вложить средства в экономику региона, обозначить сроки.

Просто шведы работают на российском рынке дольше испанской «Теки». Вероятно, поэтому IKEA перешли к активному штурму кабинетов, а «Тека» пока ограничивается письмами.
Как бы то ни было, если позиция мэрии по отношению к производственникам не изменится, привести инвесторов в регион не поможет никакая «Корпорация развития». Видимо, выгоды от сложившейся ситуации будут получать только владельцы автосервисов. Один такой,  заметив проблему «Теки», поспешил разместить объявление о своих услугах посреди ям. Кажется, клиентов слесарям хватает...

Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru



 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте