Владимир Усатов. Ссыльный Сталин в Вятке.

Замок для оступившихся

08.10.2012 00:02:00 2176 0

В XIX веке вятские преступники жили в замке.

Ее построили за два года — с 1834 по 1836-й, для того, чтобы на долгие годы она стала домом, школой и наказанием для всех оступившихся и преступивших закон. В прошлом номере мы закончили прогулку по улице Острожной у стен тюрьмы, сегодня заглянем «за решетку».

Замок на берегу
18 января 1837 года вятский губернский прокурор Мейер в рапорте министру юстиции сообщил: «назначенный в губернском городе Вятке к постройке для гражданских арестантов тюремный замок, ныне совершенно окончен, куда в декабре месяце (Ред.- в декабре 1836 года) переведены уже содержавшиеся доселе в общественном, неудобном доме арестанты». Тогда же, в декабре, освятили построенную при замке церковь в честь святой мученицы Царицы Александры. С этого момента ведется официальная летопись вятской тюрьмы.

Тюрьму специально построили на берегу реки Вятки. Тюремный замок изначально задумывался как транзитно-пересыльная тюрьма. Здесь проходил центральный путь каторжан их Санкт-Петербурга и Москвы в Сибирь. В вятской тюрьме они обычно ночевали. Подвозили арестантов и каторжан на баржах, именно поэтому тюрьма удобно расположилась на берегу.
Поначалу тюрьма была небольшим двухэтажным зданием. Содержалось в ней чуть больше четырехсот подследственных, пересыльных и арестованных мужчин и женщин. «Корпус замка лицевою стороною на восток к реке Вятке, в длину 16 сажень (Ред. - 1 сажень = 2.1336 метра) и поперек 13 сажень 2 аршина, - описывал тюрьму в 1841 году в рапорте губернскому прокурору вятский уездный стряпчий Михачев. - В нижнем этаже шесть камер, в том числе две с нарами, две кухни, кладовая, коридор, чулан, сеней три, печек голландских пять, русских - две, очаг с шатром, окошек двадцать три с железными решетками, отхожих мест два, крыльца три... В этом этаже кроме арестантов и военного караула помещается смотритель замка.

В верхнем этаже церковь, четыре камеры, в том числе три с нарами, кладовая для аптеки, коридор, сени, чулан, печей голландских семь, окошек двадцать семь с железными решетками, отхожих мест два. При замке двор обнесен с южной и северной сторон каменной стеной». Колодец, амбар, погреб, и баня — вот нехитрое тюремное хозяйство.
«Арестанты, хотя по возможности размещаются сообразно правилам…, но камер недостаточно, - продолжает Михачев. - Пищей довольствуются приличною с соблюдением постов за общим столом, запасы покупаются хозяйственным образом смотрителем на отпускающиеся из казны деньги, а улучшается пища на сумму, поступающую от Благотворителей, равно и получаемую за работу. Освещение и отопление производится из суммы доходов города Вятки...»

Тюремное просвещение
С 1843 года деньги на строительство и ремонт тюрем в городах Вятской губернии стали собирать с населения. Продуктами, а также «материалами отопления и освещения» тюремный замок на условиях подряда снабжали вятские купцы.
В 1853 году при Вятском тюремном замке открылась школа. Тюремный священник Михаил Александрович Попов учил здесь грамоте взрослых арестантов. Содержалась эта школа, в основном, на пожертвования горожан, они же давали деньги на улучшение питания узников. В школе была даже своя библиотека, в 1865 году она насчитывала 91 книгу и в том же году получила в дар еще 245 книг. Всего в школе обучался, к примеру, в 1861 году - 41 человек, в том числе 37 крестьян, а в 1865 году из 150 арестантов русской грамоте обучалось 64 человека, в том числе 4 поляка и 1 еврей.

В 1863-1865 годах Вятский тюремный замок впервые перестроили. Строительными работами занимался пермский купец Григорий Степанович Ташлыков, за что запросил 46.200 рублей.
В 1918 году Вятскую губернскую тюрьму закрыли. Для заключенных и осужденных на территории тюрьмы был образован Вятский концентрационный лагерь. В 1922 году он стал  исправительно-трудовым домом №2. В целях перевоспитания арестантам читали лекции, в доме работали кружки, пополнялась библиотека. В марте 1923 года вышел даже первый номер ежемесячного журнала заключенных вятского исправдома «За железной решеткой».
Следственным изолятором № 1 тюрьма стала называться только в 1964 году.

Вождь за решеткой
Случались в вятской тюрьме побеги. Так 28 декабря 1944 года заключенные подняли бунт в тюрьме, захватили все корпуса. Бунт был ликвидирован. В 1957 году через подкоп с выходом к реке Вятке убежали сразу 27 заключенных. Всех вернули обратно.
Тюрьма известна и своими «постояльцами». Несколько дней здесь провел писатель Владимир Короленко (автор книги «Дети подземелья»), 19 дней отсидел перед ссылкой в Кай Феликс Дзержинский. Был здесь, поговаривают, и Сталин.
«Краеведы заметили, что Вятке принадлежит честь быть городом, где Сталин маялся животом, - писал в «Вятской особой газете» Михаил Коковихин. - В поисках подтверждения откроем второй том «Сочинений» Сталина, изданных Госполитиздатом в 1946-м (при жизни вождя). Процитируем «Биографическую хронику» за 1909 год:

«Январь. И.В. Сталин по прибытии этапным порядком в Вологду заключен в вологодскую тюрьму.
27 января. Местом ссылки И.В. Сталина определен город Сольвычегодск Вологодской губернии.
8 февраля. И.В. Сталин, следуя по этапу к месту ссылки, заболевает возвратным тифом и переводится из вятской тюрьмы в вятскую губернскую земскую больницу.
20 февраля. И.В. Сталин из больницы снова переводится в вятскую тюрьму.
27 февраля. И.В. Сталин прибывает в Сольвычегодск.
24 июня. Побег И.В. Сталина из сольвычегодской ссылки».

Михаил Коковихин ссылается также на труд совета ветеранов НИИ института эпидемиологии и гигиены Красной армии (он как раз разместился в стенах больницы, где пребывал Сталин — на пересечении Московской и Гласисной). В работе «История и современность. 1928-2008», изданной советом ветеранов, портретом молодого Сталина проиллюстрирована такая информация:
«8 февраля после четырехдневного пребывания в темной и сырой вятской тюрьме больного возвратным тифом Иосифа Виссарионовича перевели в губернскую земскую больницу. Первый этаж здания губернской больницы предназначался для арестантов. Длинный коридор был перегорожен железной решеткой с узенькой дверью. На окнах также были крепкие решетки. После двенадцати дней пребывания его, еще не оправившегося после болезни, выслали по этапу через Котлас в Сольвычегодск...»

Вятский художник Владимир Усатов изобразил маслом, как Сталина выводят из больницы. Срисовывал, говорят, с настоящей фотографии, кое-что (например, бутылку «Кагора» в руках Сталина и трубку), конечно, дофантазировал. Правда, никто до сих пор не доказал, что на фото запечатлен именно Сталин, а не просто похожий на него человек с усами.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

По материалам Михаила Коковихина, www.osobaya.net, www.sizo-1.kirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте