Предпринимателей заставляют сносить рекламные рекламные щиты. Они тянут время и надеются на отмену ГОСТа.

Размером не вышел

08.10.2012 00:05:00 1909 0

Чиновники предлагают бизнесу снести рекламные щиты. Предприниматели подозревают передел рынка в угоду федералам.

Власти города Кирова взялись привести наружную рекламу в соответствие с требованиями ГОСТа. Под снос могут попасть 95 процентов из 530 установленных в городе рекламных конструкций. Бизнес полагает, что эта внезапная прихоть чиновников реализуется ради монополизации рынка, одновременно являясь подстраховкой на случай появления неудобной предвыборной агитации. Кто прав?

Плановая ликвидация
Ситуация, по словам начальника управления международных и региональных связей при областном правительстве Павла Сырцева, осложняется тем, что в результате поспешных действий мэрии пострадает 95% конструкций в городе Кирове. Самое странное, по его мнению, что чиновники озаботились внешним видом наружной рекламы только сейчас, фактически согласовывая все это время установку щитов, заведомо не соответствующих ГОСТу. В результате с начала 2000-х годов, когда был принят документ, до настоящего времени количество металлических конструкций в областном центре увеличилось с 250 до 530. Продуманную и запланированную борьбу с операторами рекламного рынка заподозрил в действиях горадминистрации также президент Кировской областной ассоциации наружной рекламы и информации Виталий Смирнов.

- Существует Генеральная схема размещения рекламных конструкций на территории Кирова. По этой схеме после истечения срока действия договоров на существующие конструкции видно, что ожидается значительное сокращение средств рекламы - не менее 30%. Получается, не ради борьбы за безопасность затеяна вся эта возня с ГОСТом, а просто идет борьба с существующими операторами рекламы, - подозревает спикер.

В качестве аргументов, подтверждающих эти подозрения, Смирнов приводит отсутствие процедуры регистрации в Минюсте ГОСТа «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях поселений», а также непродуманный механизм применения документа и проведения замеров наружной рекламы. Кроме того, он ссылается на письмо комитета по стандартизации Ростехрегулирования за подписью председателя Сергея Папаева, датированное июнем 2006 года. В том письме, обращенном к Ассоциации коммуникационных агентств по наружной рекламе, сказано, что ГОСТ 2003 года - документ скорее рекомендательный. Хочешь — используй. Игнорируешь — ничего страшного.

Рекламщики надеются, по-видимому, протянуть время, отведенное им на демонтаж металлических конструкций, и дождаться адекватных, на их взгляд, изменений в нормативную базу. Тем более, что Госдума уже приступила к обсуждению поправок и в ГОСТ 2003 года, и в закон «О рекламе». Совсем скоро кировчане поедут на встречу с депутатами Госдумы, чтобы обсудить эти поправки и убедить парламентариев ускорить процесс их принятия.

Добровольно-принудительный ГОСТ
Между тем в суд уже поступило несколько исковых заявлений с требованием демонтировать несоответствующие нормативам конструкции. Директор «Городской рекламы» Татьяна Молчанова обосновывает эти действия созданием единообразного и унифицированного внешнего вида конструкций на территории Кирова, а также ГОСТом, который был добровольным лишь до 2011 года. В настоящее время документ является обязательным и, выходит, что по этой части информация у бизнеса слегка устаревшая. К слову сказать, Генеральная схема, о которой говорит Виталий Смирнов, была утверждена решением Гордумы в начале 2009 года, то есть, когда ГОСТ был добровольным для применения и сокращать щиты, основываясь на ГОСТе никто настойчиво не просил...

Руководитель областного управления Федеральной антимонопольной службы Артем Молчанов пояснил «Бизнес Новостям», что причина, по которой власти решили демонтировать не соответствующие требованиям рекламные конструкции, связана, в том числе, с отсутствием технического регламента, который должен был регулировать применение ГОСТа 2003 года.
- Закон устанавливает, что до момента принятия технических регламентов в рекомендательном порядке применяются ранее принятые ГОСТы. Они являются обязательными, если деятельность, регулируемая ими, может повлиять на жизнь и здоровье людей, - пояснил Молчанов.

Поскольку речь идет о размещении щитов вдоль дорог, что не может не влиять на безопасность автомобильного движения, власти пришли к единому мнению - размещенные не в соответствии с госстандартом конструкции должны быть демонтированы. Контролируют исполнение этого требования органы прокуратуры, а не антимонопольная служба, к которой также были претензии у бизнеса, связанные с родством руководителя УФАС и директора «Городской рекламы». Мол, они муж и жена. Супруга имеет отношение к мэрии, а потому какую бы политику ни проводила горадминистрация, вмешательства в ситуацию антимонопольщиков якобы можно будет избежать. Артем Молчанов, в свою очередь, пообещал принять жесткие меры в отношении руководства мэрии в случае, если коррупционная составляющая все-таки обнаружится.

«Мы обозначили свою позицию на недавней встрече в Вятской торгово-промышленной палате, что в данном случае должен быть обеспечен равный подход: если убирать конструкции, не соответствующие ГОСТу, то планово и все, чтобы не создалась ситуация, когда одним дозволяется оставить рекламные щиты, другим запрещено», - пояснил Артем Владимирович. Задачу чиновников он видит в том, чтобы активизировать работу по согласованию мест, отвечающих нормативам, и проведению торгов в отношении этих мест для сохранения объема и баланса существующего рынка рекламных конструкций.

Про суд и монополию
Как раз нарушения этого самого баланса и боятся предприниматели, опасаясь, что после ликвидации дорогостоящих щитов, во-первых, не все смогут позволить себе поставить новые конструкции. По оценке Павла Сырцева, председателя комитета по рекламе при ВТПП, конструкция с призматроном стоит в среднем 300 тыс. рублей (с согласованиями еще дороже — Ред.). Во-вторых, правила работы на рынке будут сформулированы под одну-две крупные компании, не обязательно кировские. Кто это будет, тот же Павел Сырцев сказать пока не готов. Зато оказался готов директор рекламного агентства «Риком» Константин Плюснин. Он предположил, что негласным монополистом на рынке может стать московская компания News Outdoor и сравнил действия мэрии по работе на рекламном рынке с политикой в отношении федеральных торговых сетей. Мол, в результате качество товара получили не самое высокое, местные производители страдают, бюджет теряет налоги. В случае с бизнесом наружной рекламы так называемые потери могут быть порядка 32 млн рублей ежегодно. Ровно столько получает городской бюджет от предприятий, которые специализируются на наружной рекламе.

Между тем в «Городской рекламе» опасений насчет потери дохода не разделяют. Директор учреждения Татьяна Молчанова считает, что доходы от рекламы будут поступать в казну и дальше: участие в аукционах на размещение щитов — процедура открытая, и заявиться на нее могут все желающие.
«То есть, образуется некий вакуум, когда агентства не смогут продать места на щитах, а мэрия не сможет их убрать без решения суда. Добровольно же никто не станет ничего сносить», - полагает Сырцев, который вошел в недавно созданный координационный совет по разработке стратегии формирования рекламного пространства. Он приводит в пример Нижний Новгород, где подобный спор между мэрией и бизнесом разрешился в пользу предпринимателей примерно так: чиновники предлагают на открытых аукционах места под рекламу, операторы выбирают, что им нужно.

Но как быть, когда бизнес не готов сносить конструкции даже по решению суда? Продавать места, на которых стоит чужая собственность, мэрия не имеет права. Выкупать у предпринимателей то, что не соответствует ГОСТу — нецелесообразно. Виталий Смирнов, представляющий интересы кировских рекламщиков, заявил о готовности подавать встречные иски в суд, чтобы избежать демонтажа имущества. Он привел в пример Томск, в котором суд принял сторону рекламных операторов.

Научены Сталиным
Если оставить споры по поводу передела рынка, который прогнозируют предприниматели, есть еще одна опасность, которая делает размещение рекламы на щитах в соответствии с ГОСТом бессмысленной и убыточной.
- Световой короб или пилон, находящийся на остановке, по ГОСТу должен быть отнесен на 25 метров от остановки и 5 метров от дороги, а также поднят на высоту 4,5 метра от земли. Абсурд полный! - возмущается Виталий Смирнов. Оно и понятно — информация, выставленная на публику по этим параметрам, останется незамеченной, а, значит, бесполезной. Объявления о городских праздниках по тому же ГОСТу придется рисовать на воздушных шарах: 200 метров от земли, на удалении от города в 10 километров, объясняет Смирнов. Незавидная участь также ожидает социальные проекты типа борьбы с наркотиками, коррупцией и нарушениями правил дорожного движения, сведения о которых окажутся вне зоны восприятия целевой аудитории.
Есть в документах, следовать которым заставляют кировчан, еще один пункт: рекламная конструкция должна находиться на расстоянии 50 метров от дорожного знака. Примечательно, что к этим знакам по злополучному ГОСТу 2003 года могут быть отнесены в том числе объявления типа «ТЦ такой-то» или «Радио».

Кстати, на фоне активного обсуждения металлических конструкций как-то совершенно в стороне остались информационные растяжки. По словам Павла Сырцева, именно на растяжки сильно отвлекаются проезжающие по трассе водители. Правда, незаметно, чтобы кто-то пошел и начал их демонтировать.
Существует еще одна версия, по которой чиновникам может быть выгодно приводить в порядок рынок городской рекламы именно сейчас.

«Мечта городских властей контролировать рынок наружной рекламы назрела давно. Это связано, например, с выборами, когда появляются не совсем угодные с официальной точки зрения плакаты с изображением тех или иных политических лидеров», - предположил Павел Сырцев. И припомнил, как год назад рекламное агентство «Риком» разместило на своих щитах портреты Сталина. Мэрию, да и губернатора Никиту Белых поступок этот не обрадовал. В общем, после продолжительных споров портреты советского вождя были демонтированы, о чем поспешили написать федеральные издания. Теперь впереди маячит очередная политическая гонка за кресло главы региона. Кто знает, будет ли тогда у чиновников рычаг воздействия на бизнес? Виталий Смирнов говорит, что положения нынешнего ГОСТа идут вразрез с международными нормами права и бизнеса. А, значит, со вступлением России в ВТО в прежнем виде такой документ существовать не может. Вот и торопятся чиновники применить законодательную дубину в профилактических целях.

Подготовила Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте