На этот раз модные этнические мотивы к нам ниоткуда не приезжали. Достали свое родное из закромов.

Народный фронт

12.11.2012 1269 0

Главный двигатель прогресса в кировской культуре в очередной раз предлагает вернуться к истокам и на этот раз рассмотреть во всей красе вятскую роспись.

Ее «Возрождение» на прошлой неделе продемонстрировала мастерица Галина Устинова. И снова в «Галерее Прогресса».

На белых девственных стенах такие же девственные языческие орнаменты, пусть по-современному яркие, даже блестящие, но не утратившие свою символичность. Да и форма их изображения прежняя – деревянные доски, шкатулки, панно. Разве что прялок не хватает. Главное, что это не уже порядком надоевшая глазу гжель или хохлома со своими растительными орнаментами (кстати, они - достаточно позднее народное искусство), а настоящая вятская роспись. Из закромов, так сказать. Только обновленная.

И пусть работы заняли всего два небольших зала «Галереи», заинтересованных собралось столько, что все с трудом поместились в один из них.
Нашу роспись долгое время изучала вятская мастерица Галина Устинова. Она собирала ее элементы с уцелевших предметов быта, сохранившихся на чердаках старых домов или в музеях. По ее словам выводы археологов и профессоров, также работавших с этим материалом, сводятся к тому, что на нашей земле еще до появления Киевской Руси существовал центр древней славянской ведической культуры.

Сейчас от всего этого богатства остались лишь крупицы. Воссоздать из них целую картинку и, можно сказать, наше прежнее мироздание и пыталась Галина.
– Вот, к примеру, ладья, - проводит экскурсию Галина. – Она всегда символизирует движение солнца. Если ее нос – голова коня, она означает круг дневного солнца, если уточки – то солнце движется по подземным мирам. В славянской мифологии четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух. Часто в росписях встречается богиня Макошь – символ урожая, а значит, и самой жизни. Кресты, решетки, круги, ромбы – это всегда символическое изображение космических сил природы. Сами символы мало отличаются от тех, что есть в других районах. Вятскую роспись характеризует свободная кистевая манера мазка, точечные орнаменты.

А в это же время в Вятской приказной избе открылась выставка, которую можно назвать истоком «Возрождения» в «Галерее Прогресса». Там музейные работники из самых настоящих закромов достали старинные предметы быта с настоящими росписями, тем, что сохранилось до наших времен: сундуки, прялки и прочую утварь. Так что народное искусство, можно сказать, наступает по всем фронтам, как сейчас модно говорить, представлено в комплексе. Оно и приятно: все же как ни смотри в прогрессивное будущее, всегда приятно осознавать, что у тебя есть корни, которые крепко держат. Да еще такие жизнеутверждающие, яркие и, конечно, родные.

Подготовила Елена Окатьева
 lena.okatieva@yandex.ru
 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте