Испанская "Тека Ентерпрайз" едва не ушла из %Кирова из-за участка дороги, который местные власти никак не хотят отремонтировать.

Утечка бизнеса

17.12.2012 00:03:00 1339 0

Усиление прессинга со стороны федеральных структур ведeт к эмиграции налогоплательщиков из региона.

Круглый стол

Участники:

Григорий Гусельников, председатель Совета директоров АКБ «Вятка-банк» ОАО.
Азиз Агаев, директор аудиторско-консультационной компании «Бизнес-информ».
Леонид Перминов, старший советник Вятской торгово-промышленной палаты.
Анатолий Блинов, директор Кировского многофункционального центра.
Алексей Чупраков, директор ООО «Викрус».

Недавно три столичных мультимиллионера из Верхнекамского района сменили прописку после давления налоговых органов. Григорий Гусельников рассказал в интервью «БН»: "Я по просьбе Никиты Юрьевича прописал трех физических лиц в Верхнекамском районе. Они заплатили 40-50 миллионов рублей налогов. После этого местная налоговая на них так «наехала»".
И вот снова бизнес-сообщество волнуется: «Поставщик «Весты» ушел в Смоленск из-за кировских бюрократов». Неужели вопрос действительно стоит так остро и пора хватать бизнес за рукав?

Что делаем не так
Григорий Гусельников:

- Проблема оттока и снижения количества предпринимателей в целом - серьезная проблема. Как банк, кредитующий малый и средний бизнес, мы вынуждены констатировать, что он медленно, но верно умирает. Есть отдельные новые бизнесы, но в целом - негативная тенденция налицо.
Региональная власть это прекрасно понимает, но так называемый инвестиционный климат формируется системой судебной, налоговой, правоохранительными органами и расплодившимися до невероятных размеров регуляторами и чиновниками. Это федеральные структуры. Они не подчиняются местной власти и часто даже конфликтуют, видя в этом конфликте "интересов" свою роль. Колоссальное заблуждение! Нефть не всегда будет стоить дорого! И не создадут в Кирове больше ни банка, ни торговой сети качественного уровня, ни завода по производству шин. Федеральным структурам на это плевать, но ведь работают здесь кировчане. Неужели они не понимают: надо растить дерево, плоды которого будут кушать их дети, а не рубить сук, на котором сидят?!
Вот, например, в Кировском центральном банке есть одна чиновница, которая просто ненавидит «Вятка Банк» и придирается к нам по любому поводу. Хорошо бы публично ее спросить - чего она добивается? Ну, допустим, будет нанесен области ее стараниями ущерб на сотни миллионов рублей в виде неуплаченных налогов, несозданных или потерянных рабочих мест. Что дальше? Законы, конечно, надо исполнять, но любой предприниматель знает, как они у нас написаны, и если какой-то чиновник начинает с пристрастием подходить к бизнесу, то может случиться страшное. По-моему, малый бизнес вообще некому защитить. Чем он меньше, тем больше возможностей для произвола.
Все это приводит к тому, что все меньше людей идет в бизнес, а все больше детей мечтает работать в госорганах. Это не грустная, это опасная тенденция.

Азиз Агаев:
- Я не стал бы паниковать по поводу статистики оттока, приводимой Пенсионным Фондом. По-моему, цифры не так опасны, поскольку, скорее всего, их демонстрируют фирмы-однодневки - мелкий торговый бизнес, ремонтные услуги, которым ничего не стоит свернуться и через неделю возникнуть в другом месте. Однако сама проблема существует. Я разделил бы ее на три составляющие.
Взаимоотношения бизнеса и власти – раз; отсутствие кадров – два; и наконец (а, может, и в первую очередь) безнравственность бизнеса.
Власть бизнес не жалует – факт очевидный. Это и вопросы деления земли, отсутствие инвестиционных площадок, формальный характер программ поддержки бизнеса: в некоторых районах на такую программу бюджет выделяет 100 тысяч рублей на всех предпринимателей на год. Это что за смешные деньги? Приведу еще пример. Знаю ситуацию, когда человек добросовестно купил землю за 10 миллионов рублей. Конечно, он думал, что приобрел актив. Когда дело дошло до налогов, оказалось, что кадастровая стоимость земли в 10 раз выше. Теперь не знает, как избавиться от такого «актива». Государство устанавливает правила игры, при которых заниматься бизнесом становится невыгодно.

Может быть, не все хотят признать, но в Кирове, и области тем более, сложилась проблема отсутствия кадровых ресурсов. Внешне вроде бы все выглядит благополучно, вон сколько в городе вузов. Однако то и дело в ВТПП, на Совете хозяйственных руководителей звучит: «Нет специалистов рабочих профессий, не хватает инженеров». Бизнес ищет людей, перекупая их друг у друга. Образовательные учреждения не учитывают «хотелки» бизнеса, процесс профориентации молодежи неуправляем.
И наконец, нравственная составляющая. Все по Карлу Марксу: если предприниматель видит прибыль 50 процентов, он к ней рвется, 100 – идет по головам конкурентов, ну а 200 – нет такого преступления в мире, на которое бы он не решился. Спросите у честного бизнесмена, он вам признается, что в голове у него нет ни города, ни друзей, ни семьи. Только бабло. Я как гражданин хочу иметь дело с нравственным бизнесом, который развивает свою территорию. Если сознание не переломить, он будет уходить и в Китай, и в Европу, ему все равно.

Леонид Перминов:
- Увы, примеров «отъезжающих» с Вятки все больше. Вот итальянская компания «Соле», спутник «Весты», перенесла основные производства в другой регион. Причина ухода, по словам хозяина и директора Франческо Боничелли, - невнимание властей, их нежелание и неумение оперативно решать вопросы в интересах развития бизнеса. Еще несколько компаний готовятся вывести производства из региона. Причина - не могут получить подходящие земельные участки. Серьезным тормозом является невозможность получения газа, без которого неэффективны многие производства. Внушает надежду известие о заявленной к 2015 году реконструкции магистрального газопровода. Но согласование лимитов и транспорта газа - это российская беда, отталкивающая и отечественных, и иностранных инвесторов. Требуется около 1,5 лет согласующих походов и поездок по инстанциям. Вот где «одно окно» было бы весьма кстати.

В районах ситуация еще тревожней. Стали нерентабельными многие  предприятия, созданные на базе старого технологического оборудования, сегодня неконкурентоспособного. У многих ранее заработанная прибыль истрачена на джипы и красивую жизнь в ущерб развитию производств. Изменилась ситуация для лесопильных производств, для предприятий розничной торговли - магазины шаговой доступности стали нерентабельны.

А что у них?
Алексей Чупраков:

- Спорить не о чем. Есть регионы, где бизнесу жить проще и легче. Это Казань, Москва, Екатеринбург и т.д. Лучше инфраструктура, меньше административных препон, умеют подтягивать инвесторов. Однако в том же Татарстане или Башкирии нужно быть готовым к таким явлениям, как клановость, почти узаконенные взятки и откаты. Был и остается перспективным юг России – Ставрополье, Краснодарский край - там, где всегда идет массированное строительство. Скажу честно, мы тоже ведем переговоры об открытии филиала компании (поставка теплоизоляционных материалов, оборудования для производства пенопласта) в Липецке.

Рыба ищет, где глубже, а бизнес – где проще. С другой стороны, это слабый ищет, где проще, а сильный заходит в регион – и работает. Еще лучше, если здесь родился. Я – за патриотизм в бизнесе. Мои дети в Кирове, и я все сделаю для того, чтобы они здесь остались. Мне не нравится, когда говорят «дотационный регион», «провинциальный бизнес». Условия ведения дел в провинции и в столице как в волейболе: когда тренируешься на высокой сетке, а потом играешь на низкой.

Леонид Перминов:
- Происходит поляризация бизнеса. Развиваются все, но темпы разные. Регионы с городами-миллионниками быстрее и эффективнее. Наращивание отставания усиливает отток квалифицированного персонала, делая процесс необратимым. Задача - искать в регионах потенциал и всеми силами стимулировать его развитие. В силу природных, географических особенностей, а теперь и демографии - для Кирова это крайне сложная задача. Поэтому к любому бизнесу следует относиться предельно ласково.

Григорий Гусельников:
- В столицу бизнес притекает, так как туда стремятся умные пассионарии. Многие перерегистрируются потому, что хоть там коррупция и выше, чем в глубинке, но понятны правила - плати и работай спокойно. Федеральные структуры давят на свои региональные подразделения с целью давления на бизнес и стимулирования процесса - так растет их база нетрудовых доходов. А региональные работники контролирующих структур искренне считают, что добиваются соблюдения "закона". На самом деле они просто лишают себя машины «скорой помощи» или томографа, почищенной дороги, убранного двора, компьютерного класса для ребенка. Ведь все это, мы напрасно забыли, делается за счет уплачиваемых бизнесом налогов, которые берутся только от создания добавленной стоимости. И никак иначе.

Меры интенсивной терапии
Азиз Агаев:

- Нужно завязывать с «презумпцией виновности» бизнеса. Власть и предприниматель – не враги, а партнеры. Тогда те и другие будут искать не причины отказать, а возможности помочь.
Хватит компанейщины. Год предпринимателя нужен не за тем, чтобы громко объявить об этом, а чтобы тихо и незаметно делать что-то полезное, каждый день и всегда. В подготовке кадров спасет только системный подход, причем надо рассматривать перспективы не трех лет (поздно, студенты уже учатся), а хотя бы пяти. Иначе мы будем обсуждать эти темы без конца.

Алексей Чупраков:
- Малый бизнес тоже хочет иметь право на госзаказ. А если мы не хотим плестись в отстающих, инновационные проекты все-таки должно финансировать государство.

Анатолий Блинов:
- Добавить позитива в эту ситуацию призвано и создание в области Многофункциональных центров. Не буду лукавить, что обращение в МФЦ укорачивает срок прохождения бумаг по инстанциям. Регламенты остаются те же (обычно 30 дней), их устанавливает ведомство-исполнитель и мы никак на это не можем влиять. Услуги Центра бесплатные, за исключением госпошлины, там, где она предусмотрена законом. На сегодняшний день такой Центр работает только в Кирове плюс точки доступа (информирование, без оформления документов) в 10 районах. В штате 33 специалиста. Еще три городских Центра, по всей видимости, откроются во второй половине следующего года. По своему содержанию МФЦ можно определить как единое место приема, регистрации и выдачи документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг органов власти. С более высоким уровнем комфортности обслуживания.

Григорий Гусельников:
- Надо просто оставить бизнес в покое! Мы все сделаем сами, только не мешайте. Если каждый чиновник будет содействовать предпринимателям (и чем предприниматель меньше, тем больше помогать), то о большем и мечтать нельзя. Я имею в виду не каких-то мифических московских министров, а конкретных налоговиков, судей, работников банков, которые живут с нами на одной лестничной клетке и ходят в один магазин.

Подготовила Лариса Скрипченко
Skrlara@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте