Сироты в ответе

07.01.2013 00:06:00 3808 0

Американцам запретили усыновлять российских детей. Журналист газеты «Бизнес Новости» попыталась выяснить, что произошло: торжество справедливости или еще одна трагедия?

Американцам запретили усыновлять российских детей. Президент доволен: Россия достойно и быстро ответила Америке на «акт Магнитского», а детей защитили от американского произвола. Кого-то уберегли от жестокости, а может, и от смерти. А кого-то лишили единственного, возможно, шанса обрести семью и жить полноценной жизнью. Журналист газеты «Бизнес Новости» попыталась выяснить, что произошло: торжество справедливости или еще одна трагедия?

Каждый сотый ребенок...
«Каждый 100-й ребенок в России живет в детском доме» - эта надпись на стене в «фойе» Кировского дома ребенка въедается куда-то в подсознание. Она стучит в голове, когда я иду по чисто вымытым коридорам казенного дома, разглядывая фотографии счастливых малышей, которыми щедро «сдобрены» стены. Эти дети уже нашли новую семью. 95 «новеньких» еще ждут.
Лапонька моя, что, дорогой, принес пригласительные? Ну спасибо, спасибо! Завтра утренник? Ну давай, беги. У меня там мармелад внизу, возьмите.

Главврач Кировского дома ребенка Евгения Белякова ставит перед собой на стол открыточку-приглашение на утренник. Открытку принес маленький Паша — мальчик в желтой футболке и в очках. У мальчугана явные проблемы со зрением. А еще Паше недавно сделали сложную операцию - вырезали опухоль. Вместе с воспитательницей Паша, смущаясь, берет мармелад и уходит в группу.
- У нас, как и в любом доме ребенка, есть дети-инвалиды, дети с выраженной задержкой психомоторного развития, - рассказывает Евгения Белякова. - Конечно, таких детей у нас в стране не усыновляют. Их берут только иностранцы. И если международное усыновление запретят (Ред. - мы беседуем с Евгений Павловной в среду 26 декабря. Закон еще не одобрили сенаторы и не подписал президент), эти дети пополнят специализированные детские дома. Будет очень жаль. Иностранцы хорошо выхаживают больных детей.

Доводы о том, что проконтролировать дальнейшую судьбу ребят за границей практически невозможно («Они отчеты пишут, фотографии шлют, а ребенка-то поди уже и нет давно. И не проверишь»), Евгении Павловной знакомы.
Нам, может быть, повезло: с 1992 года к нам ездит одна и та же фирма, которая занимается усыновлением детей, - делится опытом Белякова. - Они все время приглашают меня в Америку (и раньше я ездила). Подробно пишут, как живет ребенок, какие у него проблемы, присылают фотографии. Наши воспитатели своих детей сразу узнают. Вот там, на полке у нас все альбомы стоят...
Евгения Павловна быстро перелистывает страницы толстых альбомов. Вереница фотографий, улыбающиеся лица детей, их американских родителей, письма...

- Вовочка у нас был... ну хорошенький! Такой был флегма, точно бы пошел в специализированный детский дом. А тут, смотрите, мама с папой пишут, что у него все хорошо. А вот братья Бажины. У Саши был рак, они его лечили, пишут, что пока все нормально. Смотрите, как похожи они! Сейчас покажу девочку, которую в мусорном контейнере в свое время нашли. Вот такая была маленькая, видите? Выбросили ее в октябре месяце. А теперь такая девица стала... А полгода назад звонила мама, настоящая мама, одного мальчика. Парню уже 20 лет, а она позвонила впервые, и как услышала, что он теперь живет в семье и весьма обеспечен, заявила «Я бы хотела повидаться». Но свои хотения пусть она оставит при себе, пусть ждет, когда он сам захочет. Многим ребятам нашим уже за 20. Этим летом приезжали несколько наших выпускников. Вот эта девчонка приезжала. Видно, что у нее проблемы со здоровьем. Но мама всячески старается ее развивать, путешествует с ней по России, чтобы показать родину. А детскую площадку видели на улице? Ее подарили нам наши дети — американцы. Кроватки детские тоже подарили.

Шанс для инвалидов
Ведется какая-то статистика, сколько детей усыновили американцы?
- В 90-х и по 60-70 детей уезжали. В первые годы к нам вообще ездили только американцы. Сейчас, в основном, приезжают ирландцы и немцы. И вы не думайте, что для них это все просто. Если раньше иностранцы приезжали, подавали в органы опеки документы и через сутки уезжали с ребенком, то сегодня вся процедура длится не меньше года. Они знакомятся с ребенком, потом подают документы в суд, решение суда вступает в силу только через месяц. В итоге будущие приемные родители приезжают три раза.

Бывает так, что детей возвращают?
- За все время моей работы мне и русские-то усыновители только дважды возвращали. Слава Богу.
Евгения Павловна трижды стучит по столу.

Ну хорошо, а если все-таки запретят...
Не должно этого быть, - перебивает меня Евгения Павловна. - Я слышала многие выступления. Депутаты говорят, что нужно давать льготы, платить пособия, помогать материально российским усыновителям. Да, безусловно. Бывает, например, к нам приезжаю люди из районов, хотят взять ребеночка. Но как они будут его воспитывать? Нет ни специализированных школ, ни денег... Сколько стоит логопед, психолог, даже элементарный массаж?

Когда мы беседуем с Евгенией Павловной, мы обе еще не знаем, что буквально через пару дней президент подпишет не только «антимагнитский закон», но и указ о защите сирот, упрощающий процедуру усыновления (планируется снизить требования к нормативам площади жилого помещения, к оформлению документов) и дающий налоговые льготы российским приемным семьям. Согласно указу, с 1 марта 2013 года будет повышена социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства 1-й группы до 8 704 рублей в месяц (сейчас — 6357). Увеличат также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (сегодня — 12405,32 рубля).

- Но деньги - это еще не все! - продолжает Белякова. - Должно быть стремление к ребенку. Тем более, что дети с отклонениями. С ними надо очень много заниматься. Так что этот запрет — в корне неправильная мера. Я думаю, если иностранцы не будут усыновлять наших детей, нам придется вновь открывать дома ребенка. Мы не справимся. А как быть с детьми, которые уже готовились поехать в Америку?
Таких ребят, по словам Евгении Павловны, только в ее учреждении больше 15. И среди них есть и «тяжелые» дети, которых вряд ли кто-то возьмет в семью в России.

Нет мамочек
- Ой, они кушать готовятся! Привет! - задорно приветствует малышню Евгения Павловна. Мы заглядываем в старшую группу. - Что сегодня у нас, супчик? А на второе? Пюре с котлетой? А почему Настя индивидуально сидит?
- Не может со всеми вместе сидеть, балуется, - отвечает воспитатель.
Дети внимательно рассматривают нас. И мне кажется, что Настя — особенно внимательно. В голове звучит фраза Юрия Шлемензона, произнесенная в эфире «Эха Москвы в Кирове»: «Маленькие дети, когда ты там (Ред. - в детских домах) появляешься, не подарки рассматривают, они думают, что их отсюда заберут». Хочется побыстрее скрыться с глаз детей.
На втором этаже спят совсем еще крохотные малыши. В соседней группе ребята уже проснулись и сосредоточенно изучают мир. Нянечка одевает очередного ребенка. Вот она — их мама. Одна на всех.

- Вот так, чужие тетеньки растят, а мамкам не надо. Как так? - спрашивает Белякова очередную малютку, благо та пока еще не понимает, что конкретно ей говорит улыбающаяся тетя. - Все у нас отлично — и кормят отлично, и ухаживают. На финансирование не жалуемся. Единственное, чего нет — мамочек.
На звонкий голос Евгении Павловны малышня отзывается улыбками. Мне же сейчас меньше всего хочется улыбаться. Уезжаю, пообещав себе приехать завтра на утренник. Но не приезжаю больше.

Скоропалительный закон
Буквально на следующий день Совет Федерации России единогласно проголосует «за» «антимагнитский закон» и поправку «Димы Яковлева». Еще через день, 28 декабря, росчерк пера на документе поставит президент. Решено. И ничего, что резонанс в стране — огромный. Не страшно, что общество буквально раскололось. Против выступили глава МИДа Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец. Скандальные поправки не стыкуются с Семейным кодексом и ст. 21 Конвенции о правах ребенка от 1989 года, утверждает Голодец под одобрительное кивание Минюста и уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. О том, что документ  раскритиковал Госдепартамент США, уже и говорить не стоит.

Закон приняли так быстро, что не успели даже толком объяснить обществу, каким образом сироты и их потенциальные усыновители-американцы нарушали права и свободы россиян и за что они попали под действие «антимагнитского» закона? Хотел бы маленький Дима Яковлев, погибший в машине своего приемного отца-американца (тот 8 июля 2008 года забыл мальчика на 9 часов в закрытом автомобиле на 32-градусной жаре; он был уверен, что завез ребенка в ясли по дороге на работу), чтобы поправка, которую так скоропалительно приняли законотворцы, носила его имя? Кто знает, может, и хотел.

Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com


Сергей Мамаев, депутат Госдумы от Кировской области
- Сироты должны оставаться в России. По одной простой причине: было немало случаев, когда в Америке наших детей избивали и т.д. Американская Фемида практически никак не реагировала на запросы российской стороны. Поэтому поправка своевременная и, я считаю, правильная. (в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»)

Валентина Иванова, руководитель кировского отделения «Детского фонда»:
- Нам должно быть стыдно. Почему наши дети уезжают за границу? Почему там могут лечить, ставить на ноги, дать образование? Нам должно быть стыдно. И не надо устраивать всех этим маскарадов, надо создавать условия, чтобы ребенок оставался у себя на родине. Он нам нужен. Какой смысл хулить американцев, если мы ребенка уже отдали? Сегодня идет политическая игра, а дети стали разменной монетой.

Светлана Журова, член Совета Федерации от Кировской области:
– Это временная мера. Если американцы в своих штатах обеспечат контроль российской стороне за тем, как живут наши российские дети, то можно будет продолжать конструктивный разговор с Америкой. Сегодня у них в каждом штате действует свое законодательство, и получается, что подписанное соглашение между нашими странами просто не работает. Вы знаете, что если американский гражданин усыновляет гражданина Америки, то к нему служба опеки приходит раз в неделю, а если иностранного ребенка - не приходит никогда. То есть человек получает льготы, не работает и при этом никто не знает, как он заботится о ребенке. Это первое. Второе: у нас 17 регионов России не разрешают иностранное усыновление, в том числе в некоторых из них вообще нет детских домов. Значит, мы можем. Значит, и в нашей стране возможно отсутствие сиротства. Сейчас есть хороший повод навалиться всем миром и сделать это. Если этого не произойдет, я признаю, что была не права и проголосовала неправильно.

Юрий Шлемензон, руководитель телекомпании Гранд ТВ:
- Сейчас получается, что Америка — это многомиллионная страна преступников, которые мучают наших детей. Да, за последние 15 лет были установлены нарушения. Пострадал 21 ребенок. При этом по данным Минобрнауки за последнее время в России насчитывается 1,5 тыс. пострадавших среди детей, усыновленных внутри нашей страны. Для многих депутатов это, видимо, секрет. А сейчас у нас в области есть дети, на которых подготовлены документы на усыновление гражданами США. Дети, которые знали, что через неделю-две-три-месяц они поедут в Америку. Понимали, что у них будет новый дом и новая семья. Это же новые маленькие трагедии. (в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»).

Владимир Шабардин, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области:
- Проблемы с российскими детьми, которые идут на усыновление в ту или иную страну — есть, и это факт. У нас существуют детские дома — и это факт. То, что мы не можем обеспечить 100% российское усыновление — тоже факт. Сейчас, я надеюсь, государство повернется лицом к российскому усыновлению. До сих пор ситуация была как раз противоположная. Так, в 2009 году в Кировской области усыновлен 201 ребенок, 115 из них — иностранными гражданами. В 2011 году новых родителей обрели 198 детей, 121 из них отправились за границу. При этом, например, в 2010 году на учете в органах опеки и попечительства состояло 90 российских граждан, желающих усыновить ребенка.

Людмила Киселева, директор Спасо-талицкого детского дома для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
- Одно дело, когда мы отправляем за границу детей с серьезными заболеваниями, которым невозможно помочь в России (у нас был случай, когда девочке в России ставили диагноз тугоухость, и мы ее уже практически определили в интернат для слабослышащих детей, а в Испании ей смогли помочь, и теперь она здорова). Но зачастую забирают здоровых детей с сохранным интеллектом. И это неправильно. Российские дети должны жить в России. Поэтому я поддерживаю принятие «поправки Димы Яковлева». И была бы даже за то, чтобы процент иностранного усыновления ограничили. Но при этом нужно разработать меры поддержки российских семей, которые готовы взять ребенка.

Дмитрий Русских, депутат областного Законодательного собрания:
- Я подготовил обращение от депутатов области к депутатам Госдумы с просьбой  пересмотреть закон, как нарушающий права детей. Думаю, что «акт Магнитского» будет принят и Евросоюзом (Конгресс США уже обратился в Евросоюз), и не исключено, что в ответ у нас запретят усыновление детей и гражданами других стран. А Кировская область плотно сотрудничает с иностранными усыновителями. И сегодня несколько детей были готовы отправиться в американские семьи.

Сергей Доронин, депутат Государственной Думы России:
- Изначально закон предполагался как симметричный ответ на «Акт Магнитского». Однако «поправка Димы Яковлева» перечеркнула благие намерения. Я не голосовал за закон вообще. Мне в голову не приходит, по какой причине эта бредовая поправка была придумана. Каким образом она воздействует на американских граждан и администрацию Соединенных Штатов, я не знаю. Ничего кроме насмешек она не вызовет.
(в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»)

Фото: Алексей Мякишев,1993 год

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте