Национальная идея в эстонской оптике
«Становление национальной идеологии в Николаевскую эпоху» - такую острую политическую тему с историческим ракурсом поднимет профессор Тартуского университета Любовь Николаевна Киселева 8 февраля в ВятГУ в рамках проекта «Лекции в Политехническом». Организатор проекта Наталья Осипова объясняет, что даст слушателю визит на эту лекцию.
1. Почему Тарту?
Если выпало в империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И.Бродский
Большое видится на расстоянии. Эстония всегда была окраиной империи. Созданная Ю.М. Лотманом научная школа изучала русскую литературу и культуру, глядя на нее с расстояния сначала поезда или автобуса, а потом с безопасного расстояния другой страны. Этот взгляд издалека имеет ряд преимуществ, в первую очередь объективности и отстраненности впечатления. Л.Н. Киселева — ученица Ю.М. Лотмана, заведующая кафедрой русской литературы и хранитель традиций лотмановской школы в теперь уже европейском Тартуском университете. Мне хотелось пригласить с публичной лекцией именно ее, потому что в нашей ситуации реформы высшей школы и националистических проблем этот умный и спокойный взгляд на вещи, взгляд историка и литературоведа, имеет не только научный, но и социальный смысл и ценность.
2. Уваровская триада в современной России.
Куда ж нам плыть?...
А.С.Пушкин
Национальное государство испытывает давление глобализации. В России идея национального государства одновременно выглядит и как попытка реставрации ценностей, сформулированных еще в докладе 1834 года Николаю I министра просвещения графа Сергея Уварова: «Самодержавие — Православие — Народность». Уваровская триада вполне универсально вписывалась в советскую идеологическую схему с заменой «самодержавия» на «власть ВКПб», а «православия» на «коммунизм» и при сохранении неизменной народности. Эта триада сохраняет свой идеологический потенциал и сейчас. Интрига состоит в том, чтобы понять, насколько конвертируемы прошлые национальные идеи в сегодняшнее идеологическое строительство? Где та идея, которая сможет объединить народ и стать новой государственной идеологией многонационального государства, живущего в глобализирующемся мире? Возможна ли такая идея в принципе?
3. Кому это надо?
- Зря Вы так, я Родину люблю.
- Ааа, патриот! Русская идея, Достоевский, держава…
А где твоя Родина, сынок?! Сдал твою Родину Горбачёв, чтобы тусоваться красиво.
Цитата из кинофильма «Брат-2»
Вопрос о Родине — это не просто государственный вопрос, это вопрос личный. Для каждого важно гордиться своей страной и понимать, куда мы все вместе идем. В одной из последних статей Л.Н. Киселева делает следующий вывод о царской России: «Империя же не была в состоянии перестроиться. Имперский дискурс оказался сильнее инстинкта самосохранения. Могла ли история повернуться по-другому? Если говорить не об абстрактных возможностях, а о конкретно-исторических обстоятельствах, то нет. <...> Парадоксальным образом, империя оказалась гораздо более благоприятным пространством для национального строительства, чем для сохранения собственного существования».
Мы сейчас задаемся вопросом о сегодняшнем историческом шансе России, понять который, я надеюсь, поможет лекция Л.Н. Киселевой.