Кировские промышленники с проблемой непропорционального роста тарифов на тепло- и электроэнергию дошли до самого губернатора.

Тарифное ярмо

25.02.2013 00:03:00 1421 0

Кировские промышленники с проблемой непропорционального роста тарифов на тепло- и электроэнергию дошли до самого губернатора. Политика, при которой «с одной стороны помогают, а с другой отбирают», не доведет, по их мнению, ни до чего хорошего. Особенно после вступления в ВТО.

Круглый стол

Участники:
Никита Белых, губернатор Кировской области
Александр Бесов, гендиректор ОАО «Кировская фармацевтическая фабрика»
Геннадий Штин, председатель совета директоров ОАО «Вятка»
Александр Даренский, директор завода ОЦМ
Григорий Троян, зам. руководителя Региональной службы по тарифам Кировской области


Впрочем, что можно сделать на данном этапе, представляет пока мало кто. двухмиллиардную компенсацию энергетикам областной бюджет вряд ли потянет, а уходить от практики перекрестного субсидирования (читай: повышать тарифы для населения), значит, обречь себя на политическое самоубийство.

До уровня инфляции

Геннадий Штин:
Законом Российской Федерации предоставлены равные права как стороне, которая производит энергоресурсы, так и стороне, которая их потребляет. Этот же закон предписывает, устанавливать тариф с соблюдением экономических интересов той или другой стороны. К сожалению, 23 года подряд у нас идет резкое повышение тарифов на энергоресурсы, причем, идет это повышение опережающими темпами (в 2-3 раза) по сравнению с инфляцией. Если говорить о 2013 годе, то повышение энерготарифов произошло на 18,5%, а инфляция ожидается в районе 6-7%. На каком основании это происходит?

Подобный порядок формирования негативно сказывается на том, что увеличивается доля в себестоимости продукции кировских предприятий, снижаются темпы роста производства, снижаются возможности для роста заработной платы работникам, и так далее.

У проблемы есть еще одна составляющая — перекрестное субсидирование, которая касается  нерегулируемой группы промышленных предприятий. За 23 года эта сумма перекрестного субсидирования сопоставима с годовым объемом выпуска товарной продукции по промышленной группе предприятий нерегулируемого сектора.

Мы неоднократно ставили этот вопрос, и нам энергетики постоянно говорили: «давайте еще годик-два, сети изношены, трудное положение...». Так до сегодняшнего дня этот вопрос и остался неотрегулированным.

Никита Белых:
Для начала давайте поясним, что такое перекрестное субсидирование. Эта ситуация, в которой одни потребители (промышленные предприятия) платят больше, чем другие потребители (население) — обусловлена современной рыночной моделью. Когда вы говорите о том, чтобы отменить перекрестное субсидирование, это — если уйти при этом от экономических терминов — означает только одно: повышение тарифов для населения. А как иначе? В чем проблема этой экономической модели? Есть стоимость ресурсов (не принципиально каких), кто-то платит за них меньше (как правило, это население), а кто-то больше (предприятия). Я прекрасно понимаю позицию промышленников «почему мы должны платить больше?». Но скажите мне, кто, какая власть согласится принять решение о повышении тарифов для населения?

Григорий Троян:
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации для Кировской области на второе полугодие 2013 года утверждены предельные минимальный и максимальный уровни тарифов на тепловую энергию в размерах 610,29 руб./Гкал и 668,09 руб./Гкал или с индексом роста 110,7% и 119,98% соответственно от тарифов, установленных на период с 1 сентября 2012 года по 30 июня 2013 года. При расчете предельных уровней тарифов ФСТ России использует параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также регулируемые государством (например, цены на природный газ) и рыночные цены на топливно-энергетические ресурсы, необходимые для производства тепловой энергии.

В соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования тарифов регулирующие органы обязаны устанавливать только экономически обоснованные тарифы, соблюдая принцип баланса интересов между производителями и потребителями регулируемых товаров (услуг). Это значит, что тарифы должны быть, во-первых, достаточными для производителя и, во-вторых, доступными для потребителей. Установленные региональной службой по тарифам тарифы на тепловую энергию для Кировского филиала ОАО «ТГК-5» на 2013 год являются экономически обоснованными.

Геннадий Штин:
Я, конечно, понимаю, что цели федерального правительства направлены на то, чтобы соблюсти паритет и выровнять цены на энергоресурсы в Европе... Но такими темпами у нас скоро начнется серьезная рецессия и власти все равно будут вынуждены принимать какие-то меры, чтобы выправить ситуацию.
Сегодня нас волнует, в первую очередь, позиция губернатора. Будет кировским промышленникам какая-то поддержка в этом вопросе или нет? В частности, нас интересует вопрос отмены перекрестного субсидирования и регулирования роста цен на энергетические ресурсы, который не должен превышать роста инфляции. Тогда предприятия хоть как-то смогут регулировать и планировать свою деятельность.

Александр Бесов:
Присоединюсь к мнению о планировании. В сегодняшней ситуации о нем можно вообще забыть.
Надо сказать, что любое повышение тарифа или налога ощущается практически сразу же. 2013 год для нас начался очень тяжело, тяжелее, чем мы начинали прошлый год. Так и не могу понять эту политику «поддержки» бизнеса: с одной стороны дают, например, льготы при модернизации производства, а с другой повышают тарифы. Смысл? Поддержка должна быть комплексная, иначе ничего не изменится. Пока же я вижу лишь потакание монополистам в их гонке за сверхприбылью.

Единственное, что хочется напомнить, так это это то, что благополучно работающих промышленных предприятий в регионе осталось раз-два и обчелся.

Один к четырем

Никита Белых:
В таком случае, есть еще второй вариант развития событий: не допустить роста тарифов для населения, но снизить тариф для предприятий на уровень инфляции, как вы просите. Тогда здесь речь пойдет уже о компенсации из бюджета в размере 2 млрд рублей. Но в областном бюджете таких денег просто нет.
Мы можем обманывать друга сколько угодно, но если мы говорим о социально-ориентированном бюджете, о том, что наша задача создать максимально-комфортные условия для граждан, надо понимать, что данная «социальная ориентация» стоит всем нам определенных денег. Так же, как увеличение заработной платы работником бюджетной сферы означает невливание этой суммы в отрасли экономики, в инфраструктуру. Это вопрос неких политических приоритетов.

Я думаю, надо садиться всем вместе (включая с РСТ) и поднимать вопрос о том, из чего складывается тариф тех или иных ресурсов.

Григорий Троян:
Вопрос о данных тарифах уже рассматривался на заседаниях созданного при региональной службе по тарифам Экспертного совета, членами которого являются и представители Совета хозяйственных руководителей Кировской области. По результатам заседаний Экспертный совет большинством голосов согласовал установление среднего тарифа в размере 659,87 руб./Гкал с индексом роста 118,5%.
Рост тарифов в основном обусловлен ростом топливной составляющей на 19,8%, которая в структуре затрат составляет 81,7%. Цены на топливо определены на основании цен (тарифов), регулируемых государством (газ природный и железнодорожные перевозки), и текущих цен приобретения угля и торфа с учетом ожидаемых инфляционных повышений.

Так, по отношению к ценам, предусмотренным тарифным решением на 2012 год, цены на газ природный увеличены в среднем по теплоэлектроцентралям на 14,4%, уголь — на 26%, торф — на 16%.

Александр Даренский:
Вопрос энерготарифов обсуждается постоянно и в ВТПП, и на Совете хозяйственных руководителей, и с губернатором, но результата пока нет. Как выходить из ситуации — никто не знает. Власть и РСТ принимает, все-таки, больше сторону монополистов, и мне непонятно, почему. Хотя уж кто-кто, а руководство области должно быть заинтересовано в промышленном развитии региона. Мне кажется, есть какое-то давление из Москвы, потому что у меня других объяснений этому явлению нет.

Губерантора тоже, конечно, можно понять: поднимут тарифы для населения, кто останется в ответе? Губернатор.

С другой стороны, в совместной с РСТ, региональной властью и монополистами комиссии, соотношение бизнеса и всех остальных 1:4, что обессмысливает любое голосование. Тем не менее, надо с чего-то начинать. Хотя бы с включения в обсуждение этого вопроса губернатора: если нам могут и не предоставить какую-либо информацию, то ему — точно дадут.

Геннадий Штин:
Проблема тарифа решается, на самом деле, очень просто: надо опустить тарифы на уровень инфляции, и нужда в перекрестном субсидировании отпадет сама собой. При этом у меня есть понимание, как это можно сделать.

Населению подняли тариф на 10%, а нам на 18,5% Дайте нам тоже 10%. Все возможности для этого есть. За последние 23 года ни разу не было убытков при производстве энергоресурсов. Те убытки, которые нам пытаются показать энергетики, образуются от другой деятельности.

Григорий Троян:
В случае ограничения роста тарифов до 6% (уровень инфляции) из необходимой валовой выручки Кировского филиала ОАО «ТГК-5» на 2013 год необходимо исключать 404 млн рублей при общей сумме установленных условно-постоянных расходов (а это все другие расходы кроме технологического топлива) 700 млн рублей. Это значит, что на целый год нужно прекращать выплату заработной платы всему штату работников Кировского филиала ОАО «ТГК-5», прекращать на 100 процентов отчисления во внебюджетные социальные фонды, в том числе Пенсионный фонд, а также полностью замораживать проведение ремонтных работ. На все перечисленные расходы тарифным решением на 2013 год предусмотрено 401 млн рублей.

Думается, что ответ на вопрос о возможности уменьшения роста тарифов до уровня инфляции очевиден.


Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте