На сегодняшний день тарифы на перевозки складывается из двух составляющих – вагонной и инфраструктурной.

Лесная история с продолжением

18.03.2013 00:03:00 1359 0

В прошлом году со страниц деловых изданий не cходила история местных лесопереработчиков и заготовителей, столкнувшихся с нехваткой вагонов для вывоза своей продукции.

Тогда при вмешательстве ВТПП и региональной власти, среди бесконечных «круглых столов» напряженную ситуацию удалось разрешить к обоюдному удовлетворению сторон. В этом году проблема другая: рост железнодорожных тарифов, рискующих загнать добрую половину лесопромышленников «в тень» (если они уже не там). Впрочем, «РЖД» готова снизить часть тарифов в обмен на увеличение поставок леса. Однако, по мнению некоторых предпринимателей проще будет пролезть в игольное ушко нежели договориться с железной дорогой о «взаимовыгодных условиях» данных поставок.

Достичь взаимовыгодности

За два прошедших с начала года месяца стало ясно, что если с ростом цен на топливо, налогами и прочим поделать что-то сложно, то с тарифами «РЖД» - можно.  Тем более, такую возможность дает и Федеральная служба по тарифам (ФСТ), отдавшая регулирование последних на откуп оператору приказом №398 «Об утверждении Правил и условий применения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов».

Как поясняют в Вятской торгово-промышленной палате, на сегодняшний день тарифы на перевозки складывается из двух составляющих – вагонной и инфраструктурной. Вагонная часть тарифа определена оператором и утверждена ФСТ, а вот инфраструктурная определена оператором и может регулироваться ОАО «РЖД» в пределах от 0,872 до 1,134% от уровня действующего прейскуранта. При условии компенсации выпадающих доходов РЖД может снижать инфрастуктурную составляющую тарифа для поддержки отраслей экономики России.
«По отдельным направлениям, где наиболее активно грузятся лесоматериалы и возникает серьезная проблема с рентабельностью этих отгрузок, можно выйти с инициативой по снижению инфраструктурной составляющей тарифа, - заявил на встрече в ВТПП Александр Небольсин. - В частности, Вятская ТПП могла бы выйти с таким предложением от имени кировских грузоперевозчиков, а мы бы данное предложение рассмотрели». Правда, тут же возникает вопрос стоимости такой поддержки. Кто будет компенсировать выпадающие доходы железнодорожников?

По словам депутата Заксобрания Кировской области, а также по совместительству гендиректора компании «Алмис» Михаила Скворцова, речь идет сугубо о взаимовыгодных договоренностях и никак иначе. Грубо говоря, РЖД уменьшает тариф в обмен на увеличение количества перевозок леса.

Правда, по подсчётам РЖД, даже если удастся добиться понижения тарифа на 10%, это будет равняться всего 2,5 тыс. рублей с вагона на 1500 км. Тем не менее, даже эта льгота может помочь кировским лесникам, так как по словам некоторых из них, только в феврале 2013 года рост тарифа по некоторым позициям составил едва ли не 30%.

«Представители финской компании, куда поставляется часть вятского леса подтвердили, что вся скидка, которая будет получена по железнодорожным тарифам в случае договоренности с РЖД, пойдет в пользу наших лесников, - говорит Юрий Исупов, старший вице-президент ВТПП. - Это существенно обнадеживает и облегчает ситуацию. Это значит, что со следующей недели начнем прорабатывать вопрос в практической плоскости, чтобы представить железнодорожникам уже более конкретные предложения и обоснование под них».
Речь скорее всего пойдет о снижении тарифа на перевозку березового баланса, так как на экспорт других пород древесины наложены определенные ограничения, в том числе и «благодаря» ВТО.

Наиболее проигравшие

Кстати о ВТО. Лесная отрасль, которая является для Кировской области одной из стратегических, от вступления в ВТО проиграла больше всего. Эксперты второй год предрекают революционные изменения лесного сектора, которые во многом перечеркнут усилия государства по стимулированию глубокой переработки древесины внутри страны. Принятые несколько лет назад заградительные пошлины на необработанную древесину придется снизить почти в 2 раза. Согласно принятым документам, сразу после вступления в ВТО Россия обязана будет понизить вывозные таможенные пошлины на необработанную древесину с нынешних 25% до 13% по ели и до 15% по сосне. Данный размер пошлин установлен на 2012 и 2013 годы, в дальнейшем предполагается еще большее снижение.

Правда, новые вывозные пошлины будут действовать только в рамках специально установленных квот. Для ели установленные объемы квот составляют 6,2 миллиона кубометров, по сосне – чуть более 16 миллионов кубометров. Учитывая, что в последние годы объем экспорта древесины варьируется в пределах 20 миллионов кубометров с учетом лиственных пород, Россия фактически открывает свои границы для необработанной древесины. Впрочем, падение производства в лесной отрасли в результате вступления в ВТО будет крайне неравномерно распределено по стране. Наиболее катастрофические результаты прогнозируются для Дальневосточного федерального округа (падение производства на 25,88%) и Сибирского федерального округа (падение производства на 16,93%).

Правда, пока особых «революционных волнений» не наблюдается, но очевидно, что российские производители в ближайшем будущем будут вынуждены предложить конкурентоспособные цены по сравнению с импортом, который на 5-10% подешевеет. Это, в свою очередь, окажет негативное влияние на рентабельность и инвестиционный потенциал. Отечественный ЛПК и так страдает от нехватки инвестиций и технической отсталости, и это состояние лишь закрепится.

Кстати, региональная власть за переговорами лесопромышленников и ОАО «РЖД» внимательно следит, несмотря на то, что рычаги воздействия на ситуацию минимальны. В конце концов, лес — это и налоги, и рабочие места, и какие-никакие, но инвестиции.
Впрочем, в том, что переговоры с РЖД пройдут гладко и дадут тот результат, который бы хотелось, уверены не все.

«Мы должны достичь взаимовыгодного компромисса — ключевое слово здесь «взаимовыгодный компромисс», - говорит Михаил Скворцов. - Хотя, мне кажется, легче будет пролезть в игольное ушко, нежели подготовить серьезное обоснование для РЖД. Мы  должны будем отвечать по взятым на себя обязательствам. Это во-первых. Во-вторых, льгота дается на год, а далее продлевается или заканчивается в зависимости от результатов эксперимента».
Что будет, если переговоры не завершатся положительным результатом? Лесопромышленники на этот вопрос пожимают плечами: банкротство или увеличение «теневых» схем. Хотя куда уж дальше? «Стратегическая отрасль» Кировской области из-за своей непрозрачности и коррупциогенности (наряду со здравоохранением и ЖКХ) давно уже головная боль как местной УФНС, так и местного УМВД.

Однако, как говорят старожилы, ситуация не так катастрофична, «бывало и хуже». Так, в начале 2011 года у лесозаготовителей были более серьезные проблемы. После реформы РЖД 2 года назад перевозки - как пассажирские, так и грузовые - были переданы в руки частных компаний. В результате местное предпринимательство столкнулось с проблемой высоких тарифов на грузоперевозки и нехватки вагонов, что, в свою очередь, поставило под удар практически весь лесопромышленный комплекс области. Скопившаяся на товарных площадках и складах по окончании лесозаготовительного сезона продукция вятских лесозаготовителей и переработчиков древесины несколько месяцев не грузилась и не отправлялась потребителям за пределы региона. Однако ситуацию, хоть и не сразу, но удалось разрешить. Не исключено, что и сейчас тарифную проблему все-таки, удастся разрешить. В конце концов, 2013 год — это год предпринимателя, а согласно народному фольклору «предприниматель — это тот, кто предпринимает (успешные, к слову сказать) попытки выжить в этой стране».

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте