«Вятский транспортный союз» распался, имущество «АлексАвто» арестовано за долги, перевозчики погрязли в убытках и задумывают устроить забастовку, если власти не пойдет на уступки и не поднимет тариф на проезд.

Приехали…

01.04.2013 00:05:00 1687 0

Кировские перевозчики на грани банкротства и грозят оставить город без транспорта. Есть ли способ не допустить «конечной остановки»?

Круглый стол

Олег Туйнас, руководитель компании «Беркут-авто»
Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.
Алексей Жаравин, директор «Автотранспортного предприятия».
Дмитрий Никулин, директор муниципального бюджетного учреждения «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта».
Михаил Конышев, депутат Законодательного собрания, экс-директор «Некоммерческого партнерства Кирово-Чепецких перевозчиков».

«Вятский транспортный союз» распался, имущество «АлексАвто» арестовано за долги, перевозчики погрязли в убытках и задумывают устроить забастовку, если власти не пойдет на уступки и не поднимет тариф на проезд. Именно в тарифе — корень зла и причина столь плачевного состояния целой отрасли, считают предприниматели.  Чиновники успокаивают: «автобусники» паникуют стабильно два раза в год, но всегда получалось договариваться. Получится ли на этот раз?

Системный кошмар

Олег Туйнас:
- Давайте признаем: диалог с администрациями города и области зашел даже не в тупик... это место хуже называется. Мы не видим никакого понимания. Только глумление и издевательство. А между тем, ситуация кошмарная. Сегодня транспорт работает в очень серьезный убыток. От стоимости билета (15 рублей) 35% съедает ГСМ, 45% - зарплата, 15% - запчасти, 10% - налоги и еще где-то 18% - обслуживание базы (механики, диспетчеры, слесари, медики, руководство и прочее). Это я еще не учитываю кредитов, задолженностей и прочих расходов. Транспортники криком кричат, но в администрации не слышат. Что мы видим — распался «Вятский транспортный союз»: его членам нечем платить взносы. За долги арестовали автобусы «Алекс-Авто» - это тоже прямое следствие общего кризиса. Все городские перевозчики находятся в предбанкротном состоянии.

Дмитрий Никулин:
- Почему вы связываете арест автобусов у «Алекс-Авто» с общей социально-экономической ситуацией в городе? Проблемы «Алекс-Авто» - это проблемы конкретного перевозчика. Это частый конкретный случай. И не надо сеять панику.

Олег Туйнас:
- Связь прямая. «Алекс-Авто», как и все мы, стало заложником заниженного тарифа. Чем крупнее предприятие, тем быстрее у него нарастают долги.

Алексей Жаравин:
- Когда все перевозчики работают в убыток, уже нельзя сказать, что на каком-то предприятии, например, что-то разворовывается. Частник-то сам у себя воровать не будет. Сегодня вся отрасль в убытке. Это значит, в самой системе что-то не так.

Дмитрий Никулин:
- Да, сегодня тариф на проезд не соответствует действительности. Связано это в основном с постоянным ростом цены на ГСМ и повышением стоимости эксплуатации автобусов. Это многие понимают. И я поддерживаю перевозчиков в том, что тариф нужно поднимать. Но его надо поднимать каждый год на определенный процент, чтобы это повышение было плавным и безболезненным для кирочан. Кто мешал поднимать тариф 5-7 лет назад? Обращаться в РСТ перевозчики стали в прошлом году, и получили небольшое повышение тарифа. Если завтра снова поднять тариф, это скажется на благосостоянии жителей, следовательно, повысится социальная напряженность.

Дотянуть до сентября

Алексей Жаравин:
- Первые заявки по повышению тарифа ушли в ноябре позапрошлого года, затем они повторно подавались в РСТ уже весной прошлого года. Документы долго и упорно рассматривались и только летом было принято решение поднять с 1 сентября тарифы на проезд. Так что эта история долго тянулась не потому, что перевозчики сидели и заявки не подавали. Как бы то ни было, совершенно необходимо поднять тариф снова. В предыдущий раз формально стоимость проезда выросла на 25% - с 12 до 15 рублей. Но до 60% пассажиров продолжают ездить за 12 рублей. Поэтому, несмотря на поднятие тарифа на 25%, выручка выросла несущественно, у нас, например, - на 12-13%. Причем инфляция превышает эти цифры (к примеру, рост цен на топливо составил 20-25%). Все это приводит к тому, что при себестоимости проезда в 16 с лишним рублей (для других организаций она может быть другой), средняя выручка с пассажира не дотягивает до 14 рублей. Поэтому все перевозчики оказались в довольно плачевной финансовой ситуации. Если в ближайшее время не повысят тариф, либо если не будет принята система субсидирования, как в других регионах ПФО, общественный транспорт в городе долго не просуществует. Сейчас заканчивается сдача годовых балансов и сразу после этого мы планируем подать заявку в РСТ на увеличение тарифа на проезд.

Олег Туйнас:
- В РСТ можно посылать документы годами (с прошлого года там лежат документы с расчетами, показывающими, что себестоимость перевозок в Кирове составляет 17 рублей — это без прибыли), но пока не будет команды от руководства области, никакого повышения не случится. Тариф становится заложником политических игрищ. Тариф не повышали, когда нужно было избирать государственную думу, президента, проводить инаугурацию президента. Сейчас повышение тарифа ориентировочно намечено на сентябрь следующего года, но в ближайшем будущем — выборы губернатора, и не исключено, что поднятие тарифа опять будет отложено.

Альберт Запольских:
- Что будет в сентябре вам никто не сможет спрогнозировать. Безусловно, вопрос, связанный с тарифообразованием, всегда балансирует на грани экономики и политики. Вы же понимаете, что, по сути, общественным транспортом пользуются люди менее социально обеспеченные — пенсионеры, школьники, студенты. Для них стоимость проезда важна. Органы власти, которые должны по закону регулировать тариф, не могут эти интересы не учитывать, поэтому они заинтересованы в минимальном тарифе. А перевозчики — в максимальном. Нам важно понимать насколько обоснованы затраты, которые перевозчики предъявляют, когда РСТ формирует тарифы. Но проблема в том, что на сегодняшний день нет официальной государственной методики определения экономически обоснованного тарифа. Допустим, кто-то арендует базу и закладывает в тариф соответствующую цену, у кого-то база своя — затраты другие, кто-то купил шины кировского производства по одной цене, кто-то — заграничного, совсем по другой цене. Этих нюансов настолько много, что при отсутствии единой методики их сложно учитывать. Я помню, однажды цена дизельного топлива выросла на 70% - тогда повышение стоимости проезда было объяснимо. Сегодня таких форс-мажоров нет, поэтому с ходу сказать, насколько правы перевозчики, крайне сложно.

Смерть от страховки

Олег Туйнас:
- Сейчас именно форс-мажор. С 1 апреля вступает в силу обязательное страхование ответственности перевозчиков за вред жизни, здоровью и имуществу пассажиров, причем на кабальных условиях для транспортников. Страховка стоит несколько миллионов. Ни у одного частника сейчас таких денег нет. Штраф за отсутствие страховки — от полумиллиона и выше. Ситуация жуткая. Все может разрешиться следующим образом: частники, которые на сегодняшний день составляют до 60% от общего количества транспорта, просто встанут.

Дмитрий Никулин:
- Знаете, по поводу страхования жизни... Я, например, знаю женщину, которую сбил автобус, после чего человек стал инвалидом, у нее жизнь изломана. Она попыталась через суд предъявить перевозчику 200 тысяч рублей компенсации за причиненный вред здоровью.
Я с этим перевозчиком лично сам разговаривал, он ни копейки не дал, сказал, что доказательств нет. Подобных случаев я могу много привести, когда автобус резко тормозил и люди себе руки и носы ломали. Так что я бы лучше не про страховку говорил, а про качество перевозочного процесса и повышение его безопасности. Мы все должны помнить, общественным транспортом ездят наши с вами дети, родители, бабушки, дедушки здоровье и безопасность которых нам небезразлична.

Михаил Конышев:
- По-моему мнению, перевозки в Кирове не становятся лучше. Далеко не всегда, к тому же, все осуществляется законно. Зарплаты в конвертах, например — обычное явление. Но если тарифы не поднимают, если не датируют отрасль, значит власти поддерживают серые зарплаты. С советских времен данный вид деятельности убыточен. С другой стороны,  заявлять, что мы не выйдем на маршруты — тоже очень опасное дело. Никто не вправе остановить перевозки, это же касается каждого жителя. Может быть, есть вариант добиться снижения стоимости страховки? Это федеральное требование, но ведь доходы перевозчиков в Москве и в Кирове — это разные вещи. Надо стучаться в Москву, говорить, что есть такой вот проблемный регион.

Дмитрий Никулин:
- Администрация города и так все время пишет... Вот, например, администрация город в лице отдела транспорта инициировала написание письма в Минтранс РФ за подписью губернатора Кировской области с просьбой об отмене установки тахографов на городском и пригородном пассажирском транспорте. Совместными усилиями удалось «отбиться» от тахографов. У нас есть соответствующее письмо от Минтранса РФ от 12.11.2012 №НА 23/13312. Пройдено согласование в Минюсте, МВД, ФСБ. Тахографы сегодня на городском и пригородном пассажирском транспорте можно не устанавливать. А каждый тахограф стоит порядка 30 тысяч рублей.  

Равнение на Нижний

Алексей Жаравин:
- Отказ от тахографов — это хорошо. Но это никак не спасает ситуацию. Убытки от текущей деятельности все равно есть. И предприятия уже использовали все внутренние резервы, задействовали все непрофильные источники доходов, а в части экономии (по запчастям, топливу) — тоже все на пределе. На самом деле, мы можем взять денег только в двух источниках - у населения и у бюджета. В первом случае — поднимаем тариф, во втором — устанавливаем реестр социальных маршрутов и выделяем на это деньги. Мы проанализировали ситуацию по регионам (за исключением республик) ПФО. В областях тарифы либо такие же, как у нас, либо чуть выше. При этом во всех регионах ПФО в городских бюджетах заложены миллионные дотации на покрытие убытков перевозчикам. В Нижнем Новгороде на эти цели заложен миллиард рублей, в Перми — больше ста миллионов, в сравнимых с нами городах — по 50-60 млн. В Кировской области и в Кирове такого нет, у нас средства закладываются только на обновление парка (такая статья расходов  в бюджетах других областей тоже есть). Если дотации будут в бюджете предусмотрены, не вопрос — можно держать тарифы на том же уровне. Но если этого нет, либо надо тарифы поднимать, либо предприятия обанкротятся.

Альберт Запольских:
- Любой субъект — как отдельный человек. Для одного миллиард — не сумма, для другого рубль — деньги. Так же субъекты ПФО все отличаются по уровню финансовой обеспеченности. Кто-то может взять на себя такие расходы, кто-то нет. С другой стороны перевозки — это услуга. Человеку надо ехать, и почему за его нужду должно платить государство? И потом, Кировская область тратит не одну сотню миллионов рублей, чтобы дотировать пассажирские перевозки на территории области, чтобы доплатить из бюджета льготникам (а у нас самое большое количество льготников среди субъектов ПФО), а зарабатывать область больше не стала, точнее, стала даже меньше зарабатывать: народ работать не хочет. Поэтому перекладывать все на бюджет — это, казалось бы, самый легкий способ, но в то же время он самый невозможный. Сегодня бюджет области остродефицитный.

Олег Туйнас:
- Обсуждались еще разные варианты, в том числе отказ от валидаторов и переход на обычные билеты. Валидаторы отнимают от нашей выручки 4% в пользу созданного городом ООО «Электронный проездной». Мы обсуждали также возможность проведения предупредительной забастовки. Тогда, может быть, руководство города и области нас услышит, у них слух прочистится от криков пассажиров.

Михаил Конышев:
- Я недавно общался с главой одного из муниципальных образований. Он высказал опасение, что если в ближайшее время в транспортной инфраструктуре, в системе в целом ничего не изменится, то возможно, останется последний выход: снова создавать муниципальные предприятия, потому что бизнес из этой сферы уйдет.

Альберт Запольских:
- Мы сегодня имеем огромный клубок проблем. Нужно находить решения, которые устраивали бы всех, каждый должен кому-то что-то уступить. Я уже 4 года работаю в области, каждый год мы как минимум два раза собираемся с перевозчиками, каждый год я от них слышу, что работать невозможно, что они бросают бизнес и уходят... каждый раз у них паника. Но мы о чем-то договариваемся, находим совместный выход. И все продолжается заново. Так на протяжении 4 лет. Думаю, и сейчас договоримся.

Не катастрофа

«Спустя неделю после роспуска «Вятского автотранспортного Союза» «каких – либо обращений от перевозчиков с тем, чтобы прекратить работу, обслуживать маршруты и так далее, в администрацию города не поступало. Что касается снижения планового выпуска транспорта в городе, то есть объективные причины, которые связаны с дорожной ситуацией, и субъективные причины — это снижение выхода на линию в связи с ситуацией в «Алекс-Авто» (арест автобусов, блокировка счетов). Катастрофического снижения выхода транспорта в городе нет», заметил  Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте