Земля и небо Геннадия Мамаева

Он видел расцвет советского авиапрома, когда в 1979 пришел на «Лепсе» конструктором. Он увидел и его крушение.

29.04.2013  3252

Геннадий Мамаев.

Когда в 1997 году акционеры избрали Геннадия Мамаева генеральным директором, кредиторская задолженность вдвое превышала объемы производства. Все счета были арестованы. Зарплату не выплачивали почти год. Пекли по 4 тысячи буханок в день, чтобы поддержать людей. Банкротство казалось неминуемым. И он с новой командой управленцев спас предприятие. Он сохранил всю богатейшую «социалку», сам дух и традиции уникального трудового коллектива.

– Геннадий Александрович! Шестьдесят прожитых лет – это еще не повод сожалеть о возрасте. Это лишь возможность подвести кое-какие итоги. Что бы вы хотели записать в свой актив под юбилейной чертой? Хотя время мемуаров еще точно не наступило, узнать из первых уст, как сельский мальчишка из вятских Фаленок стал «генералом» от  российской авиации, интересно и поучительно.
– Спросили бы о чем-нибудь попроще… Я стал чаще просыпаться по ночам. Мозги не отключаются никогда, они постоянно ищут варианты решения проблем, которых всегда выше крыши. Возвращаешься к точке отсчета и анализируешь все по пунктам.
…К сожалению, в прожитом уже ничего нельзя изменить, но, по большому счету, не стал бы менять ничего. Я бесконечно благодарен родителям. Простые, работящие, скромные люди – они обладали огромным запасом доброты, жизнелюбия, порядочности. И вот эта духовная пуповина всегда связывала нас не менее крепко, чем  кровное родство.
Я редко кому рассказывал об этом: 8 мая 2001 года, за день до своего очередного дня рождения, как обычно, еду на работу. Поднимаюсь в лифте, который вдруг останавливается. Такого сроду не случалось. Оказалось, что именно в этот момент у папы остановилось сердце.

Родители очень дорожили фамильной честью. Первейшая семейная заповедь – не осрамиться перед людьми. Так нас, детей, и воспитывали. И если мне сегодня не стыдно смотреть людям в глаза, значит, я родительский завет исполнил.

– В вашем послужном армейском списке значатся и такие сведения: «За мужество, проявленное при борьбе с огнем горящих торфяников, награжден медалью «За отвагу на пожаре», что это было тем злопамятным летом 1972 года – безрассудство или крайняя необходимость?
– Наше подразделение мобилизовали на спасение подмосковного Павлова-Посада. Обстановка жуткая. Торф горит на глубине до 10 метров. Кругом огонь, дым, копоть, ты задыхаешься в противогазе, топор и лопата уже вываливаются из рук, но за спиной – склады с горючим и жилые кварталы. Несколько ребят погибли. Наш капитан, который командовал десантом, поседел за одну ночь. Но отступил огонь, а не мы.

– И вот Вы уже выпускник Кировского политехнического института. Тема диплома – механизм управления боевым вооружением вертолетов. «Орешек», о который сломали зубы профессиональные военные конструкторы, разгрыз вятский студент, да настолько убедительно, что изделие пошло в серию и до сих пор надежно обеспечивает огневую мощь российских винтокрылых машин. А что-нибудь попроще нельзя было выбрать? Дерзость не всегда является гарантией успеха…
– Вообще-то я мечтал стать строителем, поехали с приятелем в Ленинград поступать в институт – и опоздали на экзамены. Пошел в кировское техническое училище № 1, окончил, работал  электромонтажником.
После армии был рабфак Кировского политеха: жили в холле общежития где, помнится, стояло 18 коек, корпели над конспектами; чтобы сбегать на танцы, у одного одалживаешь брюки, у другого рубашку. В институте влюбился в самую красивую девушку, на 5 курсе сыграли свадьбу. …Выбрать тему, как вы говорите, попроще я не мог. Для кафедры электрических машин и аппаратов, на которой я учился, это был заказ завода «ЛЕПСЕ», у которого эта проблема «зависла». В том, что получилось, велика заслуга моего наставника, заведующего кафедрой, талантливого ученого, конструктора, педагога Анатолия Ивановича Изотова, с которым тесно сотрудничаем до сих пор. Так что я, наверное, защищал не просто диплом, а и научную школу института, и свои инженерные амбиции, свои жизненные приоритеты. Нет, слава богу, что «проще» не случилось.

Я поступил на завод инженером-конструктором. Возможно, на этом поприще и сегодня был бы не из последних. Но меня тянуло в цеха к реальному производству. И когда представилась возможность, я перешёл от кульмана  в самую горячую точку тогдашней жизни – в цех 42. Мне несказанно повезло. Меня обращали в лепсенскую веру, пропитывали лепсенским духом такие столпы, как Анатолий Егорович Головин, Борис Абрамович Дубижанский, главный механик Борис Петрович Семенов, зам. главного инженера Анатолий Михайлович Никифоров – профессионалы высшей пробы. Видимо, не выпадал я  и  из-под «профессионального догляда» Александра Саввича.

Ездили мы, несколько человек, в Сарапул на юбилей завода. Александр Саввич тогда уже не работал. Возвращались через Фаленки. Он и говорит: «Давай заедем к твоим родителям!» Завернули к дому. Радость встречи и удивление: «Неужели тот самый Большев?!»

Накрывается стол, огурчики-помидорчики – все, как полагается, по-домашнему… Он сразу нашел общий язык с родителями – настолько был обаятельный и простой. Слово за слово, выпили немножко, разговорились, а потом пели. Никогда не забыть тот вечер… Прощаясь, он сказал: «Да будет ваш сын генеральным директором, будет». Может, шутил он.

– В 1997 году над предприятием всерьез нависла угроза банкротства. И вот в этой ситуации Вы были избраны генеральным директором. Помните, каково это было? Как удалось не только спасти завод, а вернуть его авторитет и упрочить его место среди предприятий отечественного авиапрома?
– Это был самый кошмарный сон наяву. Кредиторская задолженность вдвое превышала объемы производства. Все счета были арестованы. Зарплату не выплачивали почти год. Пекли по 4 тысячи буханок в день, чтобы поддержать людей. В цеха идешь с ощущением, что тебя вот-вот порвут.

…В счет долгов Пенсионному фонду построили центр реабилитации инвалидов. Благодаря реструктуризации долгов с 1997 года начали выплачивать текущую зарплату, и с тех пор ни разу сроки не сорвали. Провели полную перестройку существующей системы бюджетирования, номенклатуры изделий, активный поиск новых рынков. Мы едва ли не единственные в стране полностью реализовали свои бизнес-планы в рамках Федеральной программы конверсии оборонного комплекса.. Вот, если коротко, как все это происходило.

– Вы впадали в отчаянье?
–  Никогда. Я точно знаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Одна из моих спортивных «специализаций», кроме лыж, волейбола и тенниса, – самбо, я кандидат в мастера спорта по этой борьбе. Если ты безоружен, это не значит, что ты беззащитен. Я же свой характер в стол не спрячу.

– Как снимали стрессы?
– Это вы о чем? Если о способе отдохнуть от перегрузок, то я – охотник, и этим все сказано. Тем более, что мы в то время начали создавать заводское охотхозяйство, и организационные хлопоты на природе были душевным вдохновением.  Если же понимать стресс как панику, то это состояние мне незнакомо и чуждо. Чем тяжелее, тем больше у меня спортивной злости и собранности.

– Вы страшны в гневе?
– Говорят, да. Могу сказать так жестко и коротко, что два раза повторять не приходится. Правда, чтобы вывести меня из себя, надо  очень постараться. Но, к счастью, все знают, что я не злопамятен и быстро отходчив.

– Лично я за два с лишним десятка лет знакомства с предприятием укрепился во мнении, что завод терпеливо, кропотливо, поколение за поколением взращивает и воспроизводит рабочую и техническую элиту, которая во все времена, тем более сегодня, и обеспечивает жизнеспособность предприятия. Во всяком случае, очень не хотелось бы ошибиться.
– А вы не ошибаетесь, поскольку молодежь действительно наш безусловный приоритет. Мы ведем целенаправленную селекцию молодого поколения в электромашиностроительном и авиастроительном техникумах, ВятГУ. На самом предприятии создан филиал кафедры электрических машин и аппаратов, которой я руковожу. Начиная с третьего курса потенциальные новобранцы проходят у нас производственную практику, и каждый будущий конструктор, инженер, технолог, мастер  может определиться с выбором своего места. Ежегодно мы принимаем около 30 выпускников ВятГУ.

…Я очень люблю атмосферу нашего фирменного праздника – посвящение молодых специалистов. Для молодых у нас разработана целая система стимулов. Это подъемные при поступлении на работу, премия в 25 тысяч рублей за первый отработанный год, обеспеченность общежитиями – у нас их пять, «малосемейку» в 56-квартирном молодежном жилом комплексе можно получить бесплатно. Действует корпоративная ипотека, при которой процентную банковскую ставку при получении кредита платит завод. Одновременно с социальным «лифтом» включается карьерный. Возможности для профессионального роста широкие, и только за последнее время около сорока молодых специалистов стали руководителями подразделений. Совет молодых специалистов имеет собственный бюджет – сегодня это миллион рублей. Быть лепсенцем здорово! Это прекрасная возможность жить и работать с полной самоотдачей для полной самореализации.

– Еще одна знаменитая лепсенская «фишка» – встречи, что называется, глаза в глаза…
– Раз в году я собираю руководителей заводских подразделений всех уровней, мы садимся на корабль. Уплываем на природу, накрываем «поляну», и обсуждаем  все, что накипело, что мешает. Специально не беру заместителей. Это как коллективный личный прием, на котором запретных тем для разговора нет. Единственная формальность – ведется протокол, чтобы потом из поля зрения не выпало ничего. И на моей памяти нет ни одного пункта, который бы остался без внимания, а многие предложения реализованы и дают хорошую отдачу. По сути, мы ввели в действие один из принципов коллективного самоуправления, и он оказался достаточно эффективным. Такой же разговор глаза в глаза веду с молодежью на ежегодном заводском слете, которых прошло уже одиннадцать.

– В беспределе реформ многие предприятия сбросили «социалку» как неподъемную ношу.  ОАО «ЛЕПСЕ» не сдало своих позиций и на этом плацдарме.
– Мы сохранили все, что создали наши предшественники. Хотя сломать пытались и нас, причем жестко, через колено… Но инвестиции в человека, в условия его труда, в качество его жизни были и остаются первоосновой экономической, кадровой, социальной политики предприятия. Когда к нам приезжают гости из столиц, они то и дело восклицают: «Не может быть!» Так, наши столовые по уровню комфорта и качества блюд дадут очки вперед иному ресторану. В Москве чашечка кофе стоит от 100 рублей и выше, а у нас полноценный обед – 60 рублей. В меню 7 столовых – 4000 наименований блюд с учетом и здоровья людей, и их национальных пристрастий: есть кухня украинская, татарская, еврейская – любая. Каждый день 50 человек кормим бесплатно в диетзале. Термоса из дома сегодня редкое исключение. Нашим женщинам очень нравится, что после смены не нужно бегать по магазинам. Действует стол заказов. Дворец культуры «Родина» – это не только кузница самодеятельных талантов по самому широкому спектру увлечений, но и одна из лучших концертных площадок России, за возможность выступить на которой звезды эстрады становятся в очередь. Санаторий-профилакторий «Митино» – по-прежнему главная заводская здравница. Но сегодня это еще и одна из лучших зон отдыха и лечения не только Кировской области, но и всей России. Специалисты и пациенты говорят, что наша минеральная вода и по вкусу, и по лечебным свойствам даже лучше, чем знаменитая «Нижнеивкинская». И вы только представьте, каково это – верхом на лошади проскакать по сосновому бору к каскаду озер. Наш пионерский лагерь «Родина» в Зонихе – это целая республика для ребятни. Сейчас будем там ставить и теплые домики для использования зимой, обу­страивать лыжную базу. У нас около пяти тысяч ветеранов,  которым оказываем всестороннюю помощь и в последний путь провожаем за счет завода… Храм, построенный на средства заводчан, нынче расписали. И мы опять возвращаемся к тому, что завод – это единый живой организм, и человеческий фактор в нем – определяющий.

Да, «социалка» – это огромное обременение. Но если сегодня на нее никто денег не дает, значит их нужно заработать самим. Мы все социальные объекты вывели на хозяйственную самостоятельность. И мы сейчас получаем от социальной сферы не убыток, а доход. Благодаря этому в том числе, четвертый год работаем без кредитов, ежегодно вкладывая в развитие предприятия более ста миллионов рублей. А это новое оборудование, новые технологии, новые условия работы и жизни.

Рынок изначально жесток. И можно бы, наверное, прекратить производство товаров народного потребления, отрубить «социалку», уволить три тысячи человек, а оставшиеся будут получать зарплату в несколько раз выше. Но что будет с теми, кто оказался за проходной? И что будет с предприятием, когда оставшиеся выработают свой ресурс? Потеряем преемственность – потеряем все. Вот и приходится все время балансировать между двумя составляющими – экономической и человеческой. И неизменно убеждаться в том, что мораль и нравственность, человечность и порядочность – это те ценности, без которых бизнес не может быть ни цивилизованным, ни эффективным.

– Каким видится Вам завтрашний день ОАО «ЛЕПСЕ»?    
–  Прежде всего, он связан с наукоемкой продукцией. Сегодня она установлена на всех новейших разработках авиационной, космической техники и средств ПВО. Наши изделия используются в атомной, автомобильной, газовой, строительной отраслях промышленности, в медицине. Для РЖД и нефтяников мы производим продукцию, не имеющую аналогов.

К примеру, с 2012 года предприятие вошло в партнерские взаимоотношения с крупной американской фирмой «Бейкер Хьюз», которая обеспечивает сервисное обслуживание насос­ных установок в нефтедобывающих компаниях. По заявке «Бейкер Хьюз» в настоящее время разработаны две высокооборотные установки:  для добычи нефти из малодебитного фонда и установка малого поперечного сечения диаметром до 87 мм для добычи нефти из боковых стволов скважин. Опытные образцы находятся в производстве.

Министерство обороны заказало 39 глубоко модифицированных транспортных самолетов ИЛ-476, на каждом из которых устанавливается 728 наших изделий. Наши «начинки» и в боевых вертолетах «Ночной охотник», «Черная акула», «Аллигатор». Мы участвуем в создании военных кораблей, ракетных комплексов, подводных лодок.

Авиация – это серьезная политика, серьезная экономика. Проблем еще много. Я, как председатель регионального отделения Союза машиностроителей России, нашу общую озабоченность транслирую везде, вплоть до обращений к президенту В.В. Путину и премьеру Д.А. Медведеву. Нам жизненно необходимо локализовать производство комплектующих изделий на российских предприятиях, иначе не полетят ни «Суперджеты», ни ракеты. И то, что Путин делает упор именно на такую локализацию, воспринимаем с оптимизмом. Во всяком случае, в тендере на производство МС-21 участвуем. Но главное – мы сегодня все более востребованы по основному профилю работы.

– Многие руководители буквально «горят» на работе. Но при этом нередко добавляют, что домой приходишь, как в гости. У Вас такой же расклад?
– Ну, трудоголик я нашей, лепсенской закалки. И жена, Люда, сама лепсенка по судьбе, с одного взгляда понимает, что и почем. Но плох тот руководитель, который все тащит только на себе. У меня великолепная команда заместителей, с которыми мы прошли все огни и воды. Надежно прикрыты и форпосты, и тылы. А дома я счастлив. Сын Станислав, у которого бизнес в полиграфии, ещё, считаю, и одаренный художник, его картины, графика всегда передо мной и на работе, и дома. Он, как и я, творческий человек, и мне с ним всегда интересно и комфортно. Дочь Наташа «краснодипломница» ВятГГУ, очень самостоятельная, нашла себя в столичном выставочном бизнесе, только что вернулась из Ганновера, где обустраивала российский раздел международной выставки. Каждому ее приезду мы рады чрезвычайно. Уже три года как я – дед, у Полины и Ангелины возраст «почемучек». И в общении с ними я обретаю «второе дыхание». У нас все как у всех.
Для одних 60 лет – это желанный «возраст независимости», для других – возраст мечты. Мне ближе второе ощущение жизни. Задуманного всегда больше, сделанного. И я еще никогда не сходил с дистанции.

Беседовал Юрий Беляев
Фото Станислава Шаклеина


Досье
Геннадий Мамаев
Дата и место рождения: 9 мая 1953 года, поселок Фаленки Кировской области.
Образование: Кировский  политехнический институт по специальности «инженер-электромеханик».
Карьера: 1971 г. – электромонтажник треста «Верхневолгоэлектромонтаж». 1979 г. – после службы в армии и учебы в институте инженер-конструктор КЭМПО им. Лепсе.
1992 г. – технический директор.
1997 г. – избран генеральным  директором ОАО «ЛЕПСЕ».
Общественная деятельность:
– 2001-2011 – депутат ОЗС. Председатель комитета по промышленности, ЖКХ, строительству, транспорту и связи. Возглавил разработку закона Кировской   области «О промышленной политике», ряда других базовых законов.
– Председатель  КРО Союза  машиностроителей России. Председатель общественного совета при УМВД.
Награды:
– Орден  Дружбы, орден Почёта,  орден Преподобного Сергия Радонежского I степени, медаль «За отвагу на пожаре»;
– Знак «Почетный авиастроитель», звание «Почетный машиностроитель», благодарность и именные часы Президента РФ В.В. Путина;
– Благодарность Правительства РФ;
– Почетные грамоты Совета Федерации и ГосДумы, многочисленные ведомственные награды.

назад


Читайте также:

11.09.2020    "Повысить требовательность"
Должностным лицам необходимо «повысить требовательность» к министрам, отвечающим за мероприятия по исполнению областного бюджета.
10.09.2020    Снизят число бедных
Областные власти заявили о планах на двукратное снижение уровня бедности в регионе. (10)
10.09.2020    Ушел из жизни
Ушел из жизни Виктор Силин, возглавлявший Уржумский район с 2011 по август 2020 года. Трагическую новость сообщили в ОЗС. (2)
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Обыватель, 29.04.2013, 10:39
    Хер с ним, с крушением авиапрома, а вота домишко на Свободы крутенький заместо чего отстроил?
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Смена формата
Смена формата

Пандемия формирует новый потребительский сегмент и одновременно стимулирует дальнейшую трансформацию крупных торговых центров. Об этом, кадастровой оценке, системе НТО и новом бьюти-проекте рассказал владелец "Баско" Алексей Вершинин. Как человек, несколько лет поработавший с "той стороны" – на постах чиновника, оценил и меры поддержки бизнеса. Действующие и проанонсированные.

  1394  5

Казённая стирка

Система управления и распоряжения имуществом города продолжает давать сбой. Нынешние чиновники видят причину в решениях своих предшественников и торопятся исправить ошибки прошлого. При этом промахиваются и в своих действиях, усугубляя клубок проблем.

  1093  5

Ваш мусор – ваша проблема
"Бизнес новости" собрали в единую картину последние наши публикации проекта "ЭкоЛогика", чтобы выяснить, в какой (не)экологичной реальности живем. После прочтения решите сами, нужны здесь скобки или нет.
  633

Схема метаморфоз

Министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова подписала приказ о проведении общественного обсуждения на предмет внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.

  943  2

История про "бордель" дошла до федералов
Скандальная история, поднятая в публикациях журналиста нашего холдинга, вышла на федеральный уровень. Эксперты считают, что дни грязного бизнеса сочтены.
  1039


Как открыть бизнес: инструкция для новичка

Быть независимым и успешным мечтает каждый, но открыть свое дело решаются не многие. Обучающий проект "Начни свое дело" стартует 12 октября 2020 года и станет стартовой образовательной площадкой для амбициозных людей и представителей бизнеса региона.

  451