Вся усадьба оказалась застроенной разными бревенчатыми объектами: амбар, хлев, конюшня, сарай и баня.

Васнецовский вояж

13.05.2013 00:05:00 3110 0

или Что изменилось в Рябово за два последние года действия областной подпрограммы.

В феврале этого года в Рябово областные чиновники отчитывали работников Художественного музея братьев Васнецовых и предпринимателей Кировской области: почему, говорили они, мы свою задачу выполняем, усадьбу восстанавливаем, а вы не строите гостиницы, столовые, и количество посетителей у вас не увеличивается. Для проведения «независимой экспертизы» по поводу того, стало ли уже Рябово, как говорится, туристически привлекательным местом, журналисты «БН» отправились туда в тур-вояж.


























Туристское око

Мы были в Рябово в 2011 году. За это время туда было вложено уже достаточно миллионов и построено много чего нового. На это мы и едем взглянуть и оценить как туристы и как журналисты. Открыть сезон летних путешествий, так сказать. Мы – это я, мой муж Вадим, и пара наших друзей: Катя и Леша.

«Ничего не изменилось», - сказал, заезжая в село, Вадим. - «Дорога, по-моему, стала только хуже», - продолжил он, бранясь и лавируя между кочками. «А здесь действительно всего один магазин? А чем они здесь вообще занимаются?», - в очередной раз удивились мои друзья, разглядывая заброшенные покосившиеся дома без окон. Они, как и многие городские жители, не часто бывают в маленьких деревнях.

Позже мы узнаем, что здесь проживает около 200 человек (хотя два года назад было 290), треть из которых работает вахтовым методом, есть один магазин, администрация, один клуб, детский сад, одна начальная школа, где учатся семь человек, и бывшее СПК Васнецовых, давно объединенное с агрофирмой «Мухино» и переехавшее в соседнее село (средняя зарплата в Рябово за эти два года тоже сильно не изменилась – все еще равна 4-5 тыс. рублей). Важное дополнение: здесь не было и до сих пор нет сотовой связи. Зато, конечно, есть главное место притяжения почти всех гостей – родовое гнездо знаменитых художников Аполлинария и Виктора Васнецовых.


 

 

 

 

 

 

 

 













«Ничего себе, - разеваем мы рты, подъезжая к усадьбе. - Это зачем?» После целой улицы развалившихся  как после апокалипсиса домов нас встречает огромная парковка и целых 200 метров новой заасфальтированной дороги с фонарями возле нее. Похоже это на абсурдный оазис цивилизации в безжизненной деревенской пустыне. Оживляют пространство только две машины. Мы – третьи.

Прогулка по вновь отстроенной усадьбе и сказочной тропе обошлась нам в 90 рублей. Причем, если бы мы не сказали, где гуляли, с нас бы ничего не взяли. Подруга, только что вернувшаяся из Италии, удивлялась: «За что? Я такие фигуры-скульптуры и сама могу сделать. Денег не жалко, но действительно, за что? За то, что мы теперь все сырые и грязные после этой тропы?» Вся усадьба оказалась застроенной разными бревенчатыми объектами: амбар, хлев, конюшня, сарай и баня. Свободного места почти не осталось. Ниже, через лес у речки расположилась та самая сказочная тропа, о которой так много писали в прошлом году. Там совсем небольшие, не сразу различимые в лесных ветках птицы сирин и алконост, «свежевыструганная» избушка бабы-яги со ступой и черным котом, волк, медведь и небольшой деревянный лабиринт, в середине которого - сундук с яйцом кощея. На берегу васнецовского пруда стоит козленочек. Аленушка не предполагалась изначально. Во-первых, потому что она, согласно сказке, утонула, во-вторых, писалась она Виктором Васнецовым не здесь, а в Абрамцево. Все остальные герои полностью скопированы с картин художника. Чем-то, кстати, эти скульптуры напоминают гномиков, продающихся летом вдоль дорог по всем дачным направлениям: вроде бы и милые, но не эксклюзивные и не вызывающие восторга.


 

 

 

 

 

 

 

 













— На территории усадьбы были восстановлены малые архитектурные формы времен Васнецовых, - рассказывает заведующая музеем Юлия Гребенкова, - В дальнейшем предполагается, что они будут чем-то наполнены: например, откроется музей хлеба. В прошлом году некоторые из строений использовались как временные выставочные залы. Эти постройки расположены не совсем на тех местах, как это было раньше, потому что сегодняшние противопожарные нормы не позволяют это сделать. Все это строила фирма «Гражданпроект». За основу были взяты акварели Аполлинария Васнецова. Но надо понимать, что когда он рисовал эту серию работ, он был уже достаточно стар и многое не помнил. Сегодня многие краеведы с нами спорят по поводу того, что что-то воссоздано неправильно. Но мы здесь – народ маленький, мы в строительство не вмешивались.

И действительно, у целых десяти человек, что находятся в штате музея, работы хватает: прибрать огромную усадьбу, а теперь еще и следить за постройками, принять гостей, провести экскурсию, отчитаться перед начальством. Рабочий день часто ненормированный. И за все это средний оклад – 4-6 тыс. рублей. Зато если, по официальным данным, в 2008 году в музее было 2000 посетителей, в 2011 – 8000, то в прошлом году их количество увеличилось уже до 15000 человек. В этом году планируется принять еще больше. И это несмотря на то, что вновь традиционный для Рябово васнецовский пленэр будет перенесен в Уржум. «А вы верите в то, что когда-то к вам будет приезжать по 60 тыс. человек в год, как планируют власти, - спрашиваю я Юлию».
— Это вряд ли. Для этого нужна хоть какая-то инфраструктура: столовая, гостиница, – отвечает она. – Но я верю и надеюсь, что все изменится. Хотелось бы видеть, что эта земля привлекает еще кого-то, кроме меня. Хотя и мне здесь, по большому счету, жить негде: не хочу я, чтобы мой ребенок в одиночестве учился в школе. Возможно, придется переезжать отсюда, даже несмотря на то, что мне очень нравится моя работа.

А нам - туристам, столовая вновь не понадобилась. Мы поехали к пруду и приготовили себе обед на костре. А даже если бы была, например, гостиница, вряд ли мы бы здесь остались на ночь: делать-то нечего....



 

 

 

 

 

 

 









Пошлость и кощунство

А истинные патриоты в Рябово все же есть. Владимир Кутергин, бывший заведующий рябовским музеем, специально вернулся на родину своих предков и отстроил там два дома. Теперь он ведет там свое хозяйство.  Мы завернули к нему на огонек: на другую сторону пруда. Кутергин, историк по образованию, душой болеет за музей, и, судя по всему, относится к категории тех самых краеведов, которые выступают против новостроя на усадьбе. Почему?

— Вы были на усадьбе? Вы видели эти сараи? Это кощунство, - начал он пересказывать свои искренние переживания. – Там огород был, морковь росла, Виктор Васнецов крапиву рубал и никаких помпезных сараев никогда не было. Там были маленькие амбарчики, хлевок в два метра. И эту пошлость нам история никогда не простит: они же там фундамент пробурили, бетон залили, прямо рядом с липой, которую беречь бы надо. И все это на уникальной усадьбе. Я знаю публику, которая приезжала туда и восхищалась открытым пространством и старым сараем. Теперь многие из них сюда больше ни ногой. А обычный человек приедет и удивится: откуда у бедной семьи такие амбары? У нас есть уникальная усадьба, а мы уничтожаем ее колорит. И баню зачем действующей сделали? Теперь кто только ни моется на усадьбе священника. И во все это столько денег вложили...
Сидя в живописном месте у пруда, мы беседовали около часа. Владимир Семенович рассказал, как в прошлом году кто-то из образованных важных гостей, приехавших на сказочный фестиваль, сказал, прогулявшись по тропе сказок, что примитивнее музея с таким именем он еще не видел. Кутергин предлагал свой проект: построить аутентичную мельницу и кузницу на берегу пруда – там, где они раньше и были. Не трогая усадьбы. Но власти эти земли не согласовали. «Они хотят строить на поле сауны и вип-номера, - возмущается Владимир Семенович. – Да кому они тут нужны? И зачем они построили эту ужасную стоянку для машин? Они же испортили ландшафт. Здесь располагался в то время замечательный кабачок. Почему бы его не восстановить? К тому же пока делали эту стоянку, остальную дорогу полностью разбомбили. Да и не приезжает сюда 15 тыс человек в год. От силы 4-5 тысяч. И не надо больше. Зачем делать что-то ради галочки? К тому же при этом мы губим главную нашу жемчужину – дом Васнецовых. Его поедает жучок и поэтому усадьбу надо хотя бы чем-то обработать. Но наших советов никто не слушает».
Солидарных с Кутергиным немало. Один из них – Александр Домрачев, проектировщик со стажем, у которого в Рябово жили родители, дед и прадед. Он пытался разобраться в том, кто виноват в несоблюдении исторических норм. «Дело в том, что генерального проектировщика не было и нет, - рассказал Александр Алексеевич. – Для строительства пользовались старым генпланом, который был разработан 15 лет назад. Этого делать нельзя. К реставрационным правилам никто не обращался, задания на разработку не было выдано. Была создана временная рабочая группа, куда вошли представители департаментов правительства, принявшая решение о строительстве нескольких объектов. Они, конечно, отчасти соответствуют зданиям XIX века, но к вятской действительности никакого отношения не имеют. Зачем они эти пентхаусы построили?»

С Домрачевым согласны многие его коллеги и знакомые. Вскоре они с Геннадием Безверховым, заведующим кафедрой архитектуры и строительства ВятГУ, будут просить об организации независимой экспертизы построек и о приостановке дальнейшей реализации рябовского проекта. К депутатам они уже обратились. Представляете возмущение тех, кто одобрил выделение 170 млн рублей на сохранение исторического облика старинной усадьбы? Кстати, вопрос: многие ли из них там вообще были? Или депутаты – не туристы?

Сам музей уверенно стоит на защите своего детища. Один из главных кураторов рябовского проекта Ирина Любимова, директор Художественного музея им. Васнецовых, утверждает, что новострой соответствует всем правилам. «Перед тем, как строить, мы все изучали, исследовали, у нас есть научное обоснование каждого объекта, - утверждает она. - Поэтому все, что создано, соответствует тому, что было в XIX, в частности во времена Васнецовых. Мы не работаем с самодеятельными краеведами, мы работаем со специалистами и отвечаем за то, что мы делаем».

***
«Слава богу, что я не родилась в Рябово, - несколько раз на обратном пути повторила моя подруга, человек образованный и интересующийся, а сегодня – просто турист». И я не могла не согласиться с ее мыслью. Рябово сегодня предстало перед нами каким-то абсурдным сплетением алогичных элементов: в старинном селе с разбитыми улочками и разрушенными домами вдруг строят 200 метров дороги с новыми фонарями, появляются новые бревенчатые амбары и сараи на старой усадьбе известных и таких любимых многими художников Васнецовых. Второй год подряд не устраивается традиционный пленэр, но при этом власти ждут 20 тысяч новых туристов, чтобы, видимо, вновь поставить галочку.

Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru


Средства, потраченные на реализацию подпрограммы «Васнецовское Рябово»:

«Васнецовское кольцо» - создание экскурсионного маршрута «В лабиринте Васнецовских сказок» - 1,4 млн рублей;
Строительство участка дороги и автостоянки — 20 млн рублей;
Реставрация здания музея в Рябово — 300 тыс. рублей;
Строительство новых объектов на территории усадьбы (хлев, конюшня, баня, два амбара, колодец, навес, беседка, ворота, установлены ограды, тротуары и скамейки ) - 8 млн рублей.

(Срок реализации: 2010 - 2013 гг., первоначальные планы по финансированию — 167 млн рублей*).
*Источник: Департамент культуры Кировской области.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте