Директор музея современного искусства PERMM, галерист, арт-менеджер, публицист Марат Гельман.

Диктатура творца

03.06.2013 00:06:00 1494 0

У наших пермских соседей снова праздник — 1 июня стартовал культурный фестиваль «Белые ночи в Перми». Почти год многие полагали, что с уходом губернатора Олега Чиркунова больше такого не повторится и Марат Гельман, организатор сего действа, не сможет «выбить» деньги у новой власти.

«Я тоже так думал, - говорит в Интервью «БН» сам Гельман. - Но в начале ноября того года, когда Заксобрание принимало бюджет, депутаты настояли на том, чтобы проект состоялся». О силе искусства, скандалах в этой сфере и о том, что без организации культурного досуга скоро многие города просто исчезнут с карты - Марат Гельман, известный российский галерист, арт-менеджер и директор музея современного искусства PERMM.

Мракобесы слушают власть

Одна из ваших последних выставок - «Иконы» - вызвала бурю разных эмоций у населения. Сначала в Краснодаре казаками и православной общественностью было сорвано ее открытие, потом она долгое время по той же причине своей излишней эпатажности не могла открыться в Санкт-Петербурге...
— Сейчас в Петербурге она уже завершила свою работу и 9 мая была закрыта. Надо сказать, что те люди, которые выступали против выставки, добились прямо противоположного эффекта: «Иконы» получили очень много внимания. Они побили все рекорды посещаемости. В итоге часть людей разумных, из тех, кто поддался массовой истерии, поняла, что выставка интересная, что она никого не задевает и не оскорбляет. Художники имеют право размышлять на тему иконы, потому что в целом икона имеет как бы двойное гражданство: с одной стороны она — сакральный предмет для православных, а с другой — шедевр мировой культуры, такой же как, например, греческая скульптура, или японская каллиграфия и т. д. В целом я полностью доволен тем, как все прошло. Появилось даже несколько последователей: сейчас разные выставки на тему религиозного искусства проходят в нескольких местах. Уже без моего участия. Важно, что мы открыли эту тему, сказали, что - можно.

А вы сознательно это сделали, специально подняли эту тему после известного скандала с группой Pussy Riot?
– Я провел за свою жизнь уже около 500 выставок. Они все разные. Я считаю, что если религиозный аспект существует в нашей жизни, значит, он должен быть и в искусстве. Что касается конкретно «Икон», то у меня была договоренность с губернатором Краснодарского края еще до того, как произошла ситуация с Pussy Riot. Сначала я приехал посмотреть на художественную ситуацию в Краснодаре. Я встречался с предпринимателями, чиновниками, и все мне говорили, что можно в принципе устраивать любые выставки, но только не трогать при этом религию. На что я им отвечал, что нельзя начинать новый этап культурного развития с запретов. Я предложил сделать выставку корректную, деликатную, которая бы стала платформой для общения художников и верующих, искусства и церкви. Губернатор с этим согласился, и я все подготовил. А ко дню начала выставки позиция власти вдруг изменилась. Но, несмотря на то, что нам сорвали открытие, все прошло успешно.

Значит, союз с властью все же возможен. После того, как ушел со своего поста губернатор Пермского края Олег Чиркунов, многие полагали, что на этом ваши культурные проекты в Перми закончатся. Однако вам удалось договориться и с новой властью. Как?
– Я сам думал, что все закончится, потому что сначала я дистанцировался и наблюдал, как губернатор относится к проекту «Белые ночи в Перми». Какое-то время все прожили в ощущении того, что ничего больше не будет. Но потом те же люди, которые еще вчера меня критиковали, вдруг поняли, что не хотят расставаться с этим проектом. И в начале ноября того года, когда Заксобрание принимало бюджет, депутаты настояли на том, чтобы проект состоялся. А три месяца назад было решено, что я буду продолжать его курировать.

Были высказывания, что у вас в этом вопросе может быть поддержка из федерального центра.
– Это сильное преувеличение. Надо сказать, что когда посадили девушек из Pussy Riot, я вышел из большого правительства и больше ни разу не общался ни с Медведевым, ни с кем-то другим. Я никого не ругал, не критиковал, я просто перестал с ними сотрудничать. Дело в том, что власть, несправедливо посадив феминисток, сделала таким образом очень сложным для людей искусства взаимодействие с собой. Если ты активно сотрудничаешь с федеральной властью, то ты автоматически сотрудничаешь с теми, кто несправедливо и жестоко нам мстит. И выбирая, с кем мне быть: с властью или художественным сообществом, я выбрал второе.

А вам не кажется, что современное искусство не слишком необходимо нашему, по большей части консервативному, обществу. Может быть, вы слишком смело его предлагаете?
– Не кажется. Дело в том, что когда в декабре прошлого года общество так активно выразило свое недовольство результатами выборов, оказалось, что искусство перестало быть авангардом общества, и что общество даже обогнало художников. Раньше считалось, что признание художника всегда запаздывает по времени: иногда на 20, иногда на 50 лет. Сейчас, я бы сказал, все по-другому: если в 90- годы общество и художники двигались в одном направлении и можно было говорить о том, что художники слишком смело движутся в будущее, в Европу, то сейчас если художники продолжают двигаться в Европу,  а общество от нее закрывается. Вместо будущего нам предлагается прошлое: коммунисты предлагают Сталина, капиталисты - Столыпина. Но все эти модели устарели. Мы сейчас сохраняем традиции, смотрим назад. И в этом смысле — это не просто разные скорости движения общества и художников, а движение в прямо противоположных направлениях.

А сможет, по-вашему, наше общество, сменить траекторию своего движения?
– Легко. Наше общество пока еще сверхпластично и очень сильно ориентировано на власть. Это качество казалось сверхблагом в 90- годах, но не очень нужно сейчас, так как гражданское общество у нас еще достаточно хрупкое: те самые люди, которые били себя в грудь будучи коммунистами, теперь точно также бьют себя в грудь и говорят, что они православные; кто говорил, что мы — часть Европы, сейчас считает, что у нас особый путь, и мы ближе к Азии. Эта способность - быть манипулируемыми - у нашего общества сильно высока. Все в итоге зависит от власти. Вот и пример выставки «Иконы» говорит об этом: в Петербурге, пока Смольный был на стороне этих мракобесов, они были решительными, громкими, но как только Смольный перестал их поддерживать, и чиновница оттуда объявила, что видела материалы, выставка хорошая и что она советует туда всем пойти, они остановились и исчезли. В этом смысле надо иметь виду, что для этой традиционной части общества подчинение власти является частью их идеологии, и  поэтому большая ответственность у нас лежит на самой власти, в частности на Путине. В России люди больше ориентированы на власть, чем в других странах, по крайне мере, в Европе и Америке точно. Власть автоматически становится духовным авторитетом для людей.

Тогда логично, что и современному искусству было бы удобнее сотрудничать с властью, чтобы что-то изменить.
– До какого-то момента мы это и делали. Но когда посадили девушек, это стало невозможным.

Пока обратных шагов в их сторону вы делать не будете?
– Пока девушки сидят в тюрьме, нет.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конкуренция за досуг

Как в Перми возник музей современного искусства? И почему именно там? И почему именно вы, известный столичный галерист?
– Этому поспособствовали две личности: Сергей Гордеев (сенатор Пермского края) и Олег Чиркунов. Они, как люди очень образованные и богатые, хотели что-то сделать для своего города. Сначала была создана стратегия развития Перми, но когда мы начали в ней разбираться, выяснили, что для того, чтобы она была реализована, надо 200 таких Сергеев Гордеевых. Нужны люди инициативные, современные. И тогда Сергей придумал музей современного искусства, в который я сначала не очень верил. Был объявлен тендер, на который поступило два предложения. Мое выиграло. Для меня это начиналось как приключение, а потом я полностью втянулся. Однако вскоре оказалось, что невозможно создать музей в безвоздушном пространстве. Оттуда и родилась программа «Пермь-культурная столица».

Вы как-то говорили, что Пермский музей — самый известный в мире российский музей современного искусства.
– Да, это правда.

А в России еще много музеев современного искусства?
– Есть. Мы узнали, к примеру, что уже 10 лет работает музей современного искусства в Красноярске. Но в основном, конечно, это Москва и Санкт-Петербург.

О нашей «Галерее Прогресса» знаете?
– Мы знакомы с ее организатором, но это, конечно, еще не музей. Хотя я приветствую такие инициативы.

У некоторых экспертов есть такое мнение, что недолго в тихом провинциальном городе такой проект просуществует.
– Ситуация такая: новое либо начнет менять пространство вокруг себя, либо оно действительно останется такой причудой, которая со временем исчезнет. Я не могу давать рецептов, но я могу сказать точно, что у городов нет другого выхода: модернизация городской жизни приведет к тому, что в крупных городах современное искусство будет иметь свой дом. Каким он будет - музей, школа, творческий класс, неважно, но без этого не произойдет превращение городов XIX века в города XXI века. Это два принципиально разных образования с непохожими задачами. Сегодня главная задача города — обслуживание свободного времени человека. Мы работаем в несколько раз меньше, чем сто лет назад. Мы больше учимся, у нас больше выходных. И именно свободное время определяет человека. Какие, например, были характеристики человека в XIX-XX веках: капиталист, рабочий. Они все связаны с тем, как человек относится к труду. А сегодня мы говорим как: хипстер, «быдло» - все это характеризует то, как человек проводит свой досуг. Поэтому город, который не предоставит людям, особенно молодым, какую-то модель проведения свободного времени, просто потеряет свое население. И в принципе в ближайшее время эта проблема встанет перед всеми городами. В Перми, к примеру, раньше, чем в других населенных пунктах, начали с этой задачей разбираться.

То есть в глобальном плане вы видите скорую перекройку карты нашей страны в связи с такими переменами?
– Есть такая тенденция. Ученые говорят, что в течение 15 лет количество населенных пунктов во всем мире сократится вдвое. То есть конкуренция становится жестче и глобальнее, потому что Киров соперничает теперь не только с Пермью или Москвой, но и с Миланом, к примеру.

Это печально...
– Ну почему? Ведь в Перми почему что-то и получилось, что был повод: огромное количество людей — 60% - хотели уехать из города. Иногда именно это толкает людей на интересные радикальные шаги. А может быть, и так, что город, в котором ситуация более спокойная (где, например, климат лучше), может пропустить эти веяния.

А как изменилась ситуация в Перми?
– 1,5 года назад эти 60% превратились в 11%. Как ситуация развивается сейчас, я не знаю.

Последняя скандальная история, связанная с вашим именем, заключается в том, что вас хотят освободить от должности директора музея: якобы вы разрушаете традиции и ценности, и зарплата ваша слишком большая - 350 тыс. рублей. Чем вы отвечаете на такие выпады творческой интеллигенции Перми?
– Любой губернатор получает большое количество писем о том, чтобы кого-то снять или уволить. Я думаю, что по поводу меня таких просьб был не один десяток, а может быть, и не одна сотня. С моей точки зрения, это не является поводом меня уволить. Возможно, эти люди — противники проекта. Возможно, их попросили, и это связано с моей жесткой позицией по отношению к федеральной власти. Я пока склоняюсь к первой версии. А что касается моей зарплаты — они опубликовали мой полный официальный доход и назвали его зарплатой директора музея. На самом деле ставка в музее у меня в три раза меньше (110 тыс. рублей). Видимо, информацию они получали не в министерстве культуры Пермского края, а в налоговой инспекции. У меня достаточно большая активность, есть крупные проекты в области консалтинга, в связи с чем с больших доходов платятся и налоги. Конечно, кому-то и сумма в 110 тысяч рублей может показаться слишком большой. Но если вы приглашаете нужного вам специалиста руководить чем-то, безусловно, вы идете на большие деньги, чем платятся обычно. Мне кажется, это естественно. Точно так же, как искусстве: одни произведения не стоят ничего, а другие - огромных денег. Никто же ни у кого не крадет. Один пригласил, второй - предложил условия. И можно насчитать много таких условий, которые отличают мой договор от договора, к примеру, директора нашего краеведческого музея. Это были мои условия и администрация с ними согласилась.

А вы большую часть времени где проводите?
– Пополам: часть — в Москве, часть — в Перми. Это тоже одно из условий договора. Но, безусловно, музей — большая махина, и требует от тебя очень многого.

Вы высказывались против культурного совета при губернаторе Пермского края, говоря, что чем больше людей что-то решает, тем хуже. Культурные деятели Перми в этом вопросе с вами не согласны.
– Я не то, чтобы против совета. Кстати, этот совет из 56 человек и явился инициатором того, чтобы культурный проект продолжался. Но, на мой взгляд, принимать решения об искусстве коллегиально непродуктивно. Демократия в искусстве состоит не в том, чтобы собралось большое количество людей и представило какие-то решения, а в том, чтобы менялись люди, которые принимают решения. То есть в принципе искусство эффективно тогда, когда у творческого человека есть диктаторские полномочия. В той же Германии принято, чтобы художественный руководитель музея менялся раз в три года. Не видел примеров, чтобы была успешной художественная институция, в которой решения принимаются большим количеством людей. Ты получаешь при этом нечто усредненное, что всегда плохо. Надо иметь не усредненное, а разное.

А кто тогда должен определять, что одно творчество достойно внимания больше, чем другое?
– Только профессиональная институция. Более того, они между собой должны конкурировать. В Москве, к примеру, 40 сильных галерей, каждая из которых имеет свою стратегию и видение. Внутри каждой из них есть диктатор, который точно знает, что надо. И художественная среда получается тогда, когда есть консенсус на уровне конкуренции этих видений, а не на уровне попытки найти общее видение.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Прообраз жизни будущего

Перейдем к главному вашему детищу. Отзывы относительно фестиваля «Белые ночи в Перми» всегда разные. Есть высказывания о том, что это не совсем современное искусство, а больше — развлечения. В прошлом году вас критиковали, утверждая, что получилась «каша» из всего сразу, что есть хорошие проекты, а есть дилетантские, что с части мероприятий люди просто уходят. В этом году к этой критике вы прислушаетесь?
– Это не критика — это глупость. Дело в том, что «Белые ночи в Перми» - это фестиваль фестивалей. Это прообраз будущей жизни, ориентир для которой - европейский город, насыщенный разными культурными событиями и т.д. Мы же все хотим жить в элитном городе, насыщенном разными событиями. Пока такой ситуации нет. Поэтому мы берем центр города, а не весь город; июнь, а не все 12 месяцев, и создаем жизнь, какую бы мы хотели. Это наш изначальный посыл. Ну а если говорить о нюансах, то успех «Белых ночей» зависит от правильного соотношения развлечений и искусства. Так же как правильное соотношение делает из воды и спирта водку, наша популярность тоже зависит от грамотной гармонии. В фестивале участвуют и те, кто занимается народным творчеством, и те, кто – профессионал своего дела. Внутри фестиваля, к примеру, есть подструктура «Живая Пермь», полностью посвященная непрофессиональному искусству. Участвует много людей, которые желают поделиться своими ремесленными возможностями: здесь ты можешь ковать, здесь – лепить из глины. Человек приходит, смотрит выставку и подключается к творческому процессу. Мы это очень ценим и именно такие правильные пропорции классического и современного, народного и профессионального, старого и нового привели к тому, что фестиваль посетило в прошлом году около миллиона человек.

А в этом году сколько ожидаете?
– Мы поздно начали, не были представлены на Берлинской ярмарке, которая в прошлом году дала нам много гостей. Поэтому посмотрим. В пресс-релизах написано - «не меньше».

Что будет самое интересное?
– Очень важно, что городок в этом году будет посвящен паблик-арту. В советское  время поставить скульптуру в городе можно было, если только это увековечивает чью-то память. Так и сами города превращались в кладбища, погосты. А современный паблик-арт предполагает модернизацию городской жизни, создание комфортных мест, в которых скульптура играет точно такую же роль, как, например, картина на стене. Он несет исключительно эстетическое наслаждение. Очень интересны уличные театры, цирк. Мы делаем и вещи более острые: например, хоровое пение можно будет услышать прямо под открытым небом, Спиваков организует целую симфоническую улицу. Мексиканцы были у нас в прошлом году и приезжают в этом. Настолько им показалось это важным и эффективным, что в своем законодательном собрании они специально заложили средства на фестиваль в Перми. Наша цель — вытащить людей из домов. Это кажется сложным, но потом, когда люди попадают в фестивальный городок, они оттуда не уходят.

Сколько средств в этом году уйдет на фестиваль?
– Около 130 млн рублей. В прошлом году было больше, но не за счет бюджета: были привлеченные деньги. В этом году таковых практически нет.

Вы знаете и еще одну позицию творческой интеллигенции Перми: зачем столько тратить на один фестиваль, когда все культурные учреждения нищенствуют.
– Это старая песня. Дело в том, что культуре России традиционно помогают. А то, что сделали мы, имеет прямо противоположный эффект: культура помогает городу, в том числе и экономике. Поэтому наши деньги в принципе лежат в другой бюджетной корзинке: предназначенной на развитие города. Спросите, например, любого министра культуры о том, чем он занимается. Он ответит: «Я помогаю художникам, музыкантам…». Пермский министр культуры скажет по-другому: «Мы обеспечиваем насыщенный культурный досуг, мы работаем не в интересах тысячи культурных деятелей, а в интересах пермских жителей». Представьте, что у вас есть городской книжный магазин. В чем его задача — чтобы любой человек, придя туда, мог купить книгу или по астрономии, или, например, иностранную, детскую литературу. Или этому магазину нужно продвигать только кировских писателей? А если нет в Кирове ни одного писателя, который пишет про астрономию? Поэтому сначала надо создать хороший магазин, в котором можно получить все, а уже в нем выделить отдельную полку с книгами кировских писателей. Для последних же это и будет плюсом, потому что читатель, придя за Гарри Поттером, или Пелевиным, заодно посмотрит и на соседнюю полку. А если вы создадите магазин, где продаются только кировские писатели, там просто не будет людей.

Вы являетесь создателем первой в России частной галереи современного искусства. Она просуществовала фактически 20 лет под разными названиями. Это был успешный коммерческий проект?
– Всегда создается такой миф, что на искусстве сложно заработать. В 2000 годы это был очень успешный коммерческий проект. Потом был период, когда галерея ничего не приносила. Потом это перестало быть интересным мне. Искусством же никто ради денег не занимается. Галерея — это ярко, интересно, но всегда локально. Меня всегда тянуло работать с публикой, а галерея действует исключительно внутри профессиональной среды. Сейчас вместо нее существует проект «культурный альянс». Это полностью другая концепция — мы показываем искусство разных городов. За три года я накопил новый материал и собираюсь изменить художественную ситуацию. Пару раз уже получилось: сначала в 90-е годы, потом - пермский проект.

Теперь вы замахнулись на всю страну?
– Как говорится, мылим глобально - действуем локально.

Беседовала Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru



Досье
Марат Александрович Гельман, директор музея современного искусства PERMM, галерист, арт-менеджер, публицист.
Дата и место рождения: 24 декабря 1960 года, Кишинев, СССР.
Образование: Московский институт связи по специальности инженер.
Карьера: в студенческие годы работает машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре им. Маяковского, потом – инженером в Кишиневе, в 1987 году устраивает первую выставку, показав московских художников в Кишиневе, после успеха которой Гельман остается в Москве. Стал первым арт-дилером в СССР. В 1990 году открыл первую в России частную галерею современного искусства, которая просуществовала под разными названиями до 2012 года. На ее месте появился продюсерский центр «Культурный альянс», специализирующийся на показе в Москве искусства из российских регионов и стран СНГ. Кроме того В 2008 году Гельман возглавил музей современного искусства PERMM.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте