Олег Гвызин

От людей секретов нет

08.07.2013 00:07:00 1949 0

Главный федеральный казначей области Олег Гвызин из числа тех людей, которые ставят перед собой цель и неуклонно идут к ней, даже если судьба закинет их в противоположную сторону. Желание заниматься экономикой и финансами в нем было столь велико, что даже после учебы по биологической специальности в сельхозинституте и защиты кандидатской он пошел учиться снова. Строил карьеру с рядового сотрудника Управления Федерального казначейства по Кировской области до руководителя Управления. «Бизнес Новости» попросили Олега Леонидовича рассказать о том, как граждане смогут проконтролировать бюджетные траты, стоит ли ожидать девальвации рубля и что изменится с переходом в начале 2014 года на федеральную контрактную систему.

Хотим все знать

- Для меня до сих пор остается загадкой, почему вы, окончив сельхозинститут, поработав в сельском хозяйстве и защитив по биологической тематике кандидатскую диссертацию, перешли в финансовую сферу?

 

- Я вырос в сельской местности, и когда после 10 класса принимал решение, в какое высшее учебное заведение поступать, то не сомневался - в Кировский сельскохозяйственный институт. Правда, я в первую очередь хотел получить образование связанное с экономическими дисциплинами – либо бухгалтер, либо экономист. Но как-то так получилось, что все же выбрал биологическое направление. Несмотря на это у нас было немало дисциплин экономической направленности. Это и бухучет, и статистика, и менеджмент. И конечно мечта стать экономистом не покидала меня никогда. Во время, когда зарождалось становление нового российского государства, я осознал, что хочу быть на государственной гражданской службе, потому что это интересно, престижно. К тому же я понимал, что научно-исследовательский институт, в котором я тогда работал, и отношение государства в то время к сельскому хозяйству, не открывает больших перспектив. Я принял решение получать второе высшее образование и закончил Волго-Вятскую академию государственной службы в Нижнем Новгороде.

 

- Тогда еще не было представительства академии в Кирове?

 

- Я понимал, что хорошее образование можно получить либо в Нижнем Новгороде, либо в Москве. Потому что, при всем уважении к нашим вузам, я бы, наверное, был не совсем конкурентоспособен в дальнейшем. Так, у нас, к примеру, международные экономические отношения читал бывший посол СССР во Франции, доктор экономических наук. Если у него возникали трудности, он приглашал своих учеников, которые закончили в свое время МГИМО МИД Российской Федерации и читали уже с учетом специфики того, что происходит на современном этапе в Европе. Таким образом, с точки зрения получения знаний я выиграл. Потому что успешный человек – он успешен во всем, и не нужно бояться конкурентоспособности. Это то, что дает мне право чувствовать себя уверенным в жизни. И находясь на государственной гражданской службе, постоянно развиваться и совершенствоваться.

 

- Я так понимаю, что интерес в государственной гражданской службе в вашем случае завязан еще и на тех изменениях, которые сейчас претерпевает казначейство. 7 мая 2013 г. были приняты поправки в Бюджетный кодекс, в том числе, касающиеся внешнего контроля за расходованием бюджетных средств. В чем будет заключаться этот внешний контроль? Речь же идет не только о контроле со стороны контрольно-ревизионных служб, но и о контроле общества, в том числе. Как это будет осуществлено? Как простой гражданин сможет разобраться в хитросплетениях бюджета?

 

- В настоящее время в России сложился диалог между президентом, правительством и обществом – то, что еще 20 лет было трудно себе представить. И сегодня президент и правительство понимают и слышат общество, слышат любого гражданина. Поэтому когда появилась потребность общества в контроле за расходованием бюджетных средств, президент Владимир Владимирович Путин дал поручение, сделать информацию о расходах бюджетов Российской Федерации открытой, доступной и понятной. Именно с этим связаны поправки в Бюджетный кодекс. Недавно он сообщил о подписании Послания о бюджетной политике в 2014 – 2016 г.г., по которому будет выстраиваться вся работа с бюджетом на 2014 год и среднесрочную перспективу – до 2016 года. Это очень положительный сигнал, который говорит о том, что сегодня бюджетная система входит в те параметры, в которых она находилась до кризиса. Поэтому большое внимание уделяется и внешнему контролю. Безусловно, есть четкое взаимодействие между контрольными и надзорными органами, но сегодня государство предоставляет право любому гражданину осуществлять внешний, а, следовательно, независимый контроль за бюджетным процессом. Какие инструменты здесь можно использовать уже сейчас? Это во-первых, сайт государственных закупок, где сегодня сосредоточена вся информация о закупках в секторе государственного управления. То есть, государство сегодня показывает, на что оно тратит деньги. И, конечно, мы видим реакцию общества на те закупки, которые оно (общество) считает необоснованными, неправомерными, и когда действительно нет необходимости закупать те или иные товары и услуги.

 

- Не случайно появляются публикации в прессе и сообщения в интернете о приобретении супердорогих автомобилей, кроватей с позолотой и так далее.

 

- Нельзя не сказать и о том, что с 1 января 2014 года мы от 94-го Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» переходим к 44-му Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который тоже дает возможность осуществлять внешний контроль за государственными закупками, но уже в более прогрессивном формате. Это контроль общественными организациями за закупками товаров, выполнением работ и оказанием услуг, который происходит в секторе государственного управления. То есть, с 1 января 2014 года по крупным закупкам общественные организации могут запросить информацию от того или иного заказчика с пояснением необходимости закупки того или иного товара, работ или услуг.  Чего раньше не было. Это тоже дополнительные полномочия и возможности для осуществления внешнего контроля.

 

- В то же время я увидел подводный камень в переходе на систему госконтрактов. Нужно будет очень заблаговременно планировать все бюджетные расходы. И сегодня-то есть проблема, когда муниципалитету нужно вдруг срочно докупить горючее или купить оргтехнику, стул, шариковые ручки. А там, насколько я понимаю, нужно планировать все сильно заранее. И уже ни дополнительного компьютера, ни стула, ни авторучек приобрести будет невозможно.

 

- Вы правильно отметили, что сегодня в 44-м ФЗ позиции планирования уделяется огромное внимание. Требуется, чтобы качество финансового менеджмента находилось на высоком уровне. И если нет закупки в плане, соответственно, мы не можем приобретать этот товар или услугу на рынке, то есть, используя возможности 44-го ФЗ. У нашего Управления Федерального казначейства, например, есть приказ Федерального казначейства, который определяет нормы положенности, начиная от ручки, заканчивая автомобилем. Есть понимание, какую мебель мы можем приобрести и какой автомобиль, сколько они могут служить…

 

- Внедрение инструмента планирования закупок касается и муниципальной власти тоже, а не только госструктур?

 

- Безусловно!

 

- А там спланировать намного сложнее. Там нет таких специалистов, и нормы положенности для каждого конкретного случая, на мой взгляд, сложно сформулировать.

 

- Я не вижу в этом проблемы. Важно правильно поставить задачу перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления. Есть умные и грамотные специалисты на уровне муниципалитетов, которые эту работу могут осуществить. Главное, чтобы эта работа была поставлена в рамках 44-го ФЗ, и тогда все получится.

 

- По его предшественнику 94-му ФЗ есть немало нареканий. В частности, по недобросовестным поставщикам. Как ее предполагается решить с помощью нового закона?

 

- В федеральной контрактной системе эта проблема решается следующим образом: если мы прошли весь конкурсный отбор, и у нас есть понимание, кто будет подрядчиком, то сегодня заказчику дано право в рамках 44-го ФЗ отслеживать, как идет выполнение госконтракта, насколько качественно он исполняется. Если же на начальном этапе заказчик видит, что госконтракт не будет исполнен в срок, либо будут товар, работы и услуги не того качества, которые он хочет закупить на рынке, то он имеет право в одностороннем порядке с объяснением причин расторгнуть госконтракт.

 

- Уже минуя судебные разбирательства?

 

- Безусловно. Минуя судебные разбирательства.

 

- Я правильно понимаю, что заточенность заказчика под определенного поставщика будет еще большей?

 

- Нет, защита есть, и система открыта. На наш взгляд, по работе в рамках 44-го ФЗ тоже будут определенные трудности. Но я думаю, что очень жесткая административная ответственность, предусмотренная за те или иные правонарушения, безусловно, послужит защитой от недобросовестных поставщиков товаров и услуг, а также от возможности различного рода сговора и откатов. Поэтому эта система позволяет защитить и бюджет, и заказчика, но в то же время, предполагает более жесткую ответственность подрядчика.

 

- Вот, сейчас как раз, насколько я знаю, есть некоторая проблема с доказательной базой по наличию сговора между участниками аукциона по аренде земли у антимонопольной службы.

 

- На сегодняшний день мы начали отрабатывать взаимодействие с нашими контрольно-надзорными органами. В частности, с Территориальным управлением Росфиннадзора в Кировской области, с Контрольно-счетной палатой Кировской области выстроены очень хорошие взаимоотношения. Начали мы выстраивать взаимодействие и с Управлением Федеральной антимонопольной службой по Кировской области. На днях у нас состоялась встреча, на которой мы договорились о координации действий и обмену информацией с тем, чтобы, используя базу данных сайта госзакупок, помогать выявлять Федеральной антимонопольной службе нарушения законодательства. Пока мы работаем в пилотном режиме, но уже на сегодняшний день по результатам работы в мае-июне текущего года, наши коллеги по ряду учреждений возбудили административные производства.

 

- В других регионах не было такого сотрудничества?

 

- Пока у других этого нет. Также мы одни из первых наладили взаимодействие с Росфиннадзором в сфере контроля за госзакупками. Существующие сегодня возможности позволяют Росфиннадзору повысить качество экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. К слову, есть и еще один инструмент контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений. Это сайт bus.gov.ru, на котором любой гражданин может посмотреть информацию о финансировании государством тех или иных предоставляемых им услуг. И у него появляется понимание, за что он не должен платить, так как эту услугу оплатило государство.

 

- Скажем, последний громкий случай – по врачам-кардиологам, которые устанавливали положенные гражданам бесплатно кардиостимуляторы за деньги. Чиновники призвали граждан впредь уточнять, а надо ли за это платить?

 

- Этот сайт как раз дает ответ на те вопросы, которые возникают у гражданина. И нужно учиться этим пользоваться. Смотреть, когда мы обращаемся в то или иное учреждение – будь то учреждение здравоохранения или образования. Поэтому перед нами стоит большая задача, максимально доступно рассказывать людям об этом и показать на практике, как этим нужно пользоваться.

 

- А насколько наполнен кировский раздел портала государственных и муниципальных учреждений?

 

- На сегодняшний день Кировская область по работе с этим сайтом занимает первые места, и у нас практически все учреждения там есть. А самое главное, они размещают документацию о своей деятельности, начиная с уставных документов, заканчивая всей отчетной информацией по тем услугам, которые они оказывают. Что касается учреждений Кировской области, то здесь работа ведется планово, системно и результативно во взаимодействии с правительством Кировской области и муниципальными образованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жить по средствам

 

- Хочу вернуться к теме Бюджетного послания президента РФ. Там есть, на мой взгляд, вещи, которые очевидны, но до этого в открытую не декларировались ни правительством, ни президентом. О рисках, которые стоят перед нашей страной. О том, что у нас нет нацеленности на результат при бюджетном финансировании проектов, что мы все сильнее зависим от нефтегазовых вливаний в бюджет, а социальные расходы растут несоразмерно доходам. Это, на мой взгляд, такие откровения и векторы, куда нам нужно двигаться. Для вас чем явилось это бюджетное послание?

 

- Вопросы, которые вы сейчас поднимаете, являются свидетельством того, что есть диалог между обществом и исполнительной властью, между президентом и правительством. Для меня это уверенность в том, что наше государство, если все задуманное будет реализовано, будет и дальше динамично развиваться. Упор, если вы заметили, делается на промышленный рост, на увеличение объема инвестиций. Безусловно, мы видим сегодня в приоритетах расходы на здравоохранение, на образование, на культуру, на национальную оборону. И это абсолютно правильно. Это тренд, который сложился из предыдущих бюджетных посланий. Но президент говорит и о том, что сегодня нам необходимо повысить качество бюджетного планирования, увязав его с программами. Должно быть понимание, что мы финансируем и какой результат получит от этого общество. Над этим сейчас ведется работа при составлении бюджета на 2014 год и плановый период до 2016 г. В Бюджетном послании подчеркнуто, что есть потребность общества увидеть данные по бюджетам внебюджетных фондов. С этой целью с 1 января 2014 года открытость и прозрачность информации о расходовании средств бюджетов внебюджетных фондов будет обеспечена переводом на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства.

 

- То есть, если сейчас оператором по сбору средств внебюджетных фондов является Пенсионный фонд…

 

- Да, сейчас вся информация сосредоточена в Пенсионном фонде. Задача – перевести его на кассовое обслуживание в орган Федерального казначейства, загрузить те данные, которые есть в учетных системах ПФР, в учетные системы федерального казначейства и предоставить возможность широкому кругу экспертного сообщества видеть эти данные.

 

- А они не вызовут понимания, что пенсионеры могут остаться без пенсии через несколько десятков лет при той демографической ситуации, которая есть сейчас?

 

- Нет, я бы здесь не стал пугаться. Наша пенсионная система работает. Другое дело, что у гражданина, налогоплательщика должно быть понимание, из чего складывается пенсия. Какая у нас будет пенсия, когда мы подойдем к определенному возрасту. И Президент РФ ставит задачу чтобы пенсионная формула работала исходя из принципа – чем больше стаж, чем выше заработная плата, тем выше должна быть пенсия. Но для этого, понятно, должен быть дифференцированный подход и должно быть четкое понимание, как работает пенсионный калькулятор, как формируется пенсия. Это раз. Второе, это, конечно, открытость данных, чтобы любой гражданин мог понять, что сегодня происходит с бюджетом Пенсионного фонда, фонда медицинского и социального страхования.

 

- На мой взгляд, это как раз ключевая вещь. Потому что предприниматели, да и наемные работники, не надеются, что будут получать пенсию. Этой надежды, я бы сказал, нет у всего молодого поколения, и поэтому социальной ответственности нет.

 

- Как раз в Послании было отмечено, что сегодня нужно увеличивать доходы внебюджетных фондов. В то же время В.В.Путин говорит, что нельзя увеличивать доходы фонда за счет увеличения фискальной нагрузки на предпринимателей. Государство это прекрасно понимает, видит эту проблему и задает четкие правила поведения. И здесь наша с вами задача – вести цивилизованный бизнес, платить налоги. И, конечно, у предпринимателей должно быть понимание социальной ответственности перед своими согражданами. Сегодня очень много делается для бизнеса, по созданию льготных условий, по минимизации рисков влияния административных барьеров. И, конечно, государство ждет ответной реакции от предпринимательского сообщества. То есть, бизнес должен прекратить выплачивать заработную плату в конвертах и начать официально платить налоги.

 

- Кстати, в Бюджетном послании также есть реплика о том, что эта тенденция – накапливания госдолга, снижения объемов инвестиционного характера – характерна сейчас для большинства субъектов РФ. Причем это вещь объективная, на мой взгляд, потому что увеличиваются расходные обязательства регионов по тому же повышению зарплат бюджетникам. Естественно, регион влазит в какие-то долги. Частично это покрывается за счет федерального бюджета, но большей частью накладывается на региональный бюджет. Есть ли выход из этой порочной ситуации?

 

- Действительно, есть немало субъектов Федерации, и мы не исключение, в которых сумма госдолга составляет более 50% от собственных доходов. Что негативно отражается и в рейтинговой оценке самого субъекта РФ, и конечно, на социально-экономической составляющей региона. То есть, увеличивая госдолг, мы понимаем, что это деньги как правило…

 

- Переложенные на завтрашний бюджет?

 

- Да, это увеличение долговой нагрузки. И в любой момент у такого субъекта РФ могут возникнуть сложности с платежеспособностью, с наполнением бюджетов того или иного уровня. Поэтому, конечно, нужно работать очень осторожно и внимательно, привлекая кредитные ресурсы коммерческих банков. С оглядкой на то, что они предоставляют кредиты под высокие проценты, которые завтра придется платить.

 

- В чем вы видите выход из долговой удавки?

 

- На сегодняшний день выход заключается в работе с промышленностью, с бизнесом, с предпринимателями по созданию условий для роста производства валового регионального продукта, по положительной динамике всех социально-экономических индикаторов региона. Поэтому, конечно, выход есть. И мне было приятно услышать цифры, прозвучавшие на совещании проведенного по инициативе начальника Нижегородской таможни Вениамина Васильева и ГФИ по Кировской области Фердауиса Юсупова по внешнеэкономической деятельности. У нас в области на сегодняшний день реализуется 12 проектов в этой сфере. Между правительством Кировской области и предпринимателями тоже сложился диалог – честный, открытый и понятный. Изыскиваются возможности для увеличения инвестиций, как за счет внутренних резервов, так и за счет внешних источников. Это участие бизнес-сообщества в международных бизнес-проектах на территории Кировской области.

 

- А есть ли альтернатива привлечению кредитов от коммерческих банков?

 

- С майскими поправками в Бюджетный кодекс у субъектов РФ и муниципальных образований появился инструмент, который позволит минимизировать затраты на банковские проценты. Это кредиты федерального бюджета под минимальную процентную ставку - 4,125 процента (½ ставки рефинансирования Центробанка). Кроме того, на мой взгляд, нужно более эффективно использовать муниципальное имущество. Сделать ревизию и отказаться от того, что сегодня не нужно. Нужно реформирование и самой муниципальной службы, есть необходимость минимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, например, по нашему Управлению мы в течение двух последних лет сократили численность сотрудников на 35%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вы сокращаете представительства казначейства в муниципалитетах, укрупняете их или только сокращаете численность сотрудников?

 

- Мы сократили численность сотрудников, сократили расходы на содержание органов федерального казначейства на территории области. А также отказались от лишнего имущества, которое нами не используется, оставив только те площади, которые нам необходимы для выполнения задач и функций. Сократили расходы на содержание этого имущества на свет, на газ, все коммунальные расходы. Но с той численностью, которая осталась, мы сохранили присутствие на территориях всех муниципальных образований и стоит задача, помощи клиенту в рамках тех задач и функций, которые возложены на орган федерального казначейства, предоставив ему качественную услугу, качественный сервис.

 

- У меня вопрос к вам, скорее, как к экономисту, чем как к госслужащему: на ваш взгляд, есть вероятность девальвации рубля и необходима ли она вообще для нашей экономики?

 

- На мой взгляд, сегодня нет никаких оснований для ажиотажа по девальвации рубля. То есть, ситуация более-менее предсказуема. Мне импонирует в действиях правительства Российской Федерации контроль за инфляцией. Это один из показателей, которому правительство уделяет большое внимание. Надо отдавать себе отчет, что мы сегодня интегрированы в международное экономическое пространство, поэтому текущие закупки валютной массы не дают никаких оснований для ажиотажа, для приобретения валюты. Нет никаких признаков, что рубль будет обесцениваться, потому что Правительство, Минэкономразвития, Минфин очень жестко следят за уровнем инфляции...

 

- Но ведь как такового коридора сейчас нет и курс свободный?

 

- Да, все определяется спросом и предложением - этот механизм работает. И государство в этот процесс не вмешивается, но четко следит за уровнем инфляции и принимает целый ряд мер и мероприятий, чтобы фактический уровень инфляции соответствовал прогнозным расчетам. Президент РФ дал поручение Правительству РФ в течение трех месяцев завершить работу над Бюджетной стратегией до 2030 года с учетом возможных рисков. Все должно быть заложено, оценено и учтено в бюджетах на среднесрочную перспективу. При этом не предполагается никакого снижения расходов социальной направленности. Это пенсии, здравоохранение, образование и культура. Поэтому для меня, как для гражданина, в первую очередь, здесь все четко и понятно и не вызывает обеспокоенности за состояние бюджета даже в среднесрочной перспективе.

 

Беседовал Олег Прохоренко

oleg.prokh@gmail.com

 

 

Досье:

Олег Леонидович Гвызин, руководитель Управления Федерального казначейства по Кировской области

Дата и место рождения: 27 мая 1971 г. в пгт. Фалёнки Кировской области.

Образование: Волго-Вятская академия государственной службы (Нижний Новгород) по специальности «Финансы и кредит», аспирантура Академии бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации по специальности "Финансы, денежное обращение и кредит", кандидат экономических наук.

Карьера:

Трудовую деятельность начал в 1993г. на предприятии агропромышленного комплекса научно-производственного объединения "Луч".

С 1996 по 1997г.г. научный сотрудник научно-исследовательского института.

С 1998 по 1999г.г. муниципальная служба в должности главного экономиста в органах исполнительной власти Кировской области.

С 2000г. по настоящее время государственная гражданская служба в Управлении Федерального казначейства по Кировской области, прошел путь от специалиста отдела доходов и внебюджетных фондов до руководителя Управления. Государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Награды (поощрения): Почетная грамота Федерального казначейства, медаль “За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года”, медаль Федерального казначейства “20 лет Федеральному казначейству”, Благодарность Президента Российской Федерации.

Увлечения: Фитнес. Большой теннис. Спорт помогает мне снять стресс, держать себя в хорошей физической форме — с точки зрения здоровья я тоже должен быть конкурентоспособным. А также помогает при принятии управленческих решений. Я спокойнее и увереннее вырабатываю алгоритм реализации того или иного решения.

Любимая музыка: Слушаю классику и романсы. Очень люблю песни в исполнении Анны Герман. Люблю французский шансон, особенно Мирей Матье. Это то, что мне дает возможность отдохнуть, отключиться от проблем.

Любимые фильмы: Советские фильмы, комедии Гайдая, Данелия. Очень люблю фильм «Весна на Заречной улице».

Девиз: Ставить цели и понимать, чего ты хочешь добиться в жизни. Подъем к успеху зависит от твоей работоспособности. А пахать нужно иногда и 24 часа в сутки.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте