В офисе «TransRailLogistic» на Комсомольской — ничего лишнего. Стол, на котором ноутбук и телефон. Шкаф с папками документов, дипломами и благодарностями. «Моральной поддержки нам не занимать», - улыбаются управляющий компании Дмитрий Татаринов и ее гендиректор Павел Паходин. И начинают рассказывать о своем деле. Я, в свою очередь, начинаю понимать причину всей строгости интерьера: большую часть времени молодые люди проводят не в кабинете, а на колесах — в поездках и встречах в других регионах. И такой ритм жизни, по словам ребят, им нравится.
Война против «мафии»
- У нас был мебельный холдинг «Лавара», - рассказывает Дмитрий. - В формате аутсорсинга мы курировали ряд крупных предприятий в Кирове и Кировской области, которые делали корпусную мебель под нашим брендом. В 2010 году у нас возникла потребность в перевозках больших объемов продукции. Появились проблемы с экспедированием за пределы Кировской области и за границу. Мы начали прорабатывать этот рынок. И открыли для себя, что есть компании гораздо интереснее, чем «дочка» «РЖД» «Трансконтейнер». Это различные иностранные и российские собственники подвижного состава. Мы начали работать с ними. И нам это сотрудничество настолько понравилось, что мы решили сами развивать этот бизнес как отдельную структуру нашего проекта.
- Так мы и пришли в тяжелые экспедиторские услуги в формате контейнерного бизнеса, - вступает в диалог Павел. - Сегодня мы работаем с крупными предприятиями города Кирова и области, чья продукция пользуется спросом в других регионах: «МЦ-5», «Галополимер», «КИО», «Сладкая слобода» и многие другие. Также наши клиенты - предприятия лесной отрасли, которые отправляют на импорт не баланс, а продукцию глубокой переработки. Предоставляем услуги экспорта и импорта из Китая, Европы и других частей света…
- Насколько я понял, в Кирове вы без проблем зашли на рынок контейнерных перевозок, поскольку в этой сфере просто не было конкурентов?
- Был один-единственный конкурент - «Трансконтейнер», «дочка» «РЖД». Мы, кстати, с этим «Трансконтейнером» постоянно боремся. Вот только что с УФАС приехали... Они - монополисты на этом рынке и диктуют нам свои условия.
- В чем это выражается?
- Они используют административный ресурс, - поясняет Дмитрий. - Основная часть контейнеров у нас ездит по железной дороге. Всевозможные досмотры, постоянная задержка грузов по их вине. А рынку же не объяснить, кто виноват в том, что груз задержался! Нашим клиентам неважно, что у нас идет война с монополистом, это не их проблемы. Они хотят вовремя отправить или получить груз…
- Как говорится, на войне все средства хороши, - констатирует Павел. - И они используют все методы и средства в борьбе с нами.
- Вообще «РЖД» - монополия, с которой мы и работаем, и постоянно боремся. Мы постоянно сталкиваемся с барьерами от «Трансконтейнера», от железнодорожной мафии. Там существуют кланы, которые уже достаточно долгий период времени «завязаны» на деньгах от «Трансконтейнера».
- Так уж и мафия! Я понимаю, когда на автомобильных дорогах рэкетиры фуры тормозят, а поезд же не остановишь.
- Знаете, в чем разница? – грустно улыбается Дмитрий. - Фуры останавливают бандиты, а в нашем случае — уполномоченные лица. «Движенцы», коммерческие ревизоры, которые имеют право остановить, досмотреть, затянуть, задержать, вынести «приговор». Который, к слову, противоречит принципам Конституции, российскому законодательству, но не противоречит собственному закону железной дороги — УЖТ, «Уставу железнодорожного транспорта». Вообще на железной дороге, начиная с железнодорожника самого маленького уровня, есть такое понятие - «занести». Занести туда, занести сюда... В итоге перевозка становится нерентабельной. Мы не стали заносить, а стали с ними бороться.
-Как?
- У нас в компании сейчас работает целый юридический отдел, служба безопасности... Мы постоянно судимся с ними. У нас есть аудиозаписи, видеосъмка «беспредела», с которым мы сталкивались в нашем бизнесе. УФАС по Кировской области в данный момент рассматривает наши заявления по нескольким эпизодам по «Трансконтейнеру»...
- Есть прецеденты выигранных дел?
- На сегодня мы пока ничего не доказали. У них так построена система документооборота... Она просто заточена таким образом, что доказать очень сложно.
- Уверяю вас, нигде, ни в одном регионе такого нет! – слегка «заводится» Павел. - Осталась только Горьковская железная дорога. Если взять, скажем, Свердловскую железную дорогу, где мы активно работаем с нашими агентами, там монополию «РЖД» уже разрушили как таковую.
- Там открылись четыре частных железнодорожных терминала, - продолжает Дмитрий. - Соответственно, там на рынке грузоперевозок есть конкуренция, цена услуг ниже. С тобой всегда готовы работать, то есть сервисное обслуживание на достаточно высоком уровне. А что у нас? До сих пор сидит приемосдатчик баба Валя, которой нужно занести торт или бутылочку на день рождения. Мы так работать не стали. И нас стали здесь давить. А мы, в свою очередь, весь оборот по Кировской области уводим на Свердловскую железную дорогу. Весь объем отгрузок мы увозим в Свердловский регион на контейнеровозах, на своих машинах. Просто для нас это получается рентабельнее, чем здесь заносить каждому «по тортику».
- Вообще, за счет развития рынка перевозок товар в своем регионе становится более конкурентоспособным, за счет чего и сам регион развивается, - добавляет Павел. - В Татарстане, кстати, это хорошо понимают...
- Да, мы встречались в Татарстане с одним из партийных лидеров, с руководством железной дороги, - вступает в разговор Дмитрий. - Недавно была встреча с первым заместителем начальника ГЖД Анатолия Лесуна Сергеем Козыревым... Все они готовы вкладываться в нас инфраструктурой, складами... Пока мы не решаемся на это по причине административного давления со стороны «Трансконтейнера».
- Но мы обязательно запустим этот проект, может быть, с немецкой компанией, - утверждает Павел. - Первый раунд переговоров мы уже провели, понимание достигнуто. Сегодня к нас подписан контракт на оперирование терминально-складских комплексов «РЖД». Мы взяли на аутсорсинг терминалы «РЖД». У нас две терминальные площадки в Кирове, в Казани, в Йошкар-Оле. Сейчас стартует проект по Нижнему Новгороду, там мы сотрудничаем с «Логопромом», и его сейчас будем развивать.
- Вы работаете только с крупными предприятиями и большими объемами грузов?
- На самом деле, мы работаем со всеми, - говорит Павел. - Любой может отправить и небольшую партию товара сборным грузом. Как раз сейчас мы и развиваем этот проект именно для малого предпринимательства и для частных лиц.
«Ребята, бейтесь, я – за вас»
- Слышал, что в своем противостоянии с монополистом вы чуть ли не до министра дошли…
- В Москве мы встречались с Алексеем Цыденовым, тогда он был руководителем федерального агентства железнодорожного транспорта, презентовали нашу компанию, - рассказывает Дмитрий. - Нас тогда уже начали достаточно плотно «прессовать» и нам хотелось заручиться какой-то поддержкой на федеральном уровне. Объяснили Цыденову, что мы не «дочка» монополиста, хотим развиваться в формате собственного бизнеса. Мы нашли понимание наших проблем и поддержку. Правда, только в моральном плане. Цыденову наша презентация понравилась. Он дал нам «зеленый свет», мол, ребята, бейтесь, я - за вас. Бьемся (улыбается).
- Для чего вы создали общественное объединение транспортников?
- Чтобы не было произвола со стороны государственных монополий. Чтобы мы могли компаниями, которые находятся на нашем рынке, сплоченно противостоять монополистам. Именно потому мы и создали Союз транспортно-логистических компаний. Я являюсь его президентом. В это объединение входят около 20 транспортных компании из разных регионов России: от Москвы до Владивостока. Разосланы письма депутатам Госдумы, правительствам Кировской области и других регионов с предложением войти представителям власти в наблюдательный совет нашего союза «СТЛК». Уже получены отзывы, есть понимание того, кто у нас будет состоять в этом совете.
- Бороться, противостоять… А у вас не возникало желания махнуть на все рукой и сменить бизнес?
- Это желание присутствует постоянно. Но это своего рода стимул работать и развиваться дальше. Мы поддерживаем друг друга, бьемся вместе. Компания у нас молодая, все полны сил и энергии. Средний возраст сотрудников — 32-33 года. Штат у нас нераздутый — около 35 человек в Кирове, Казани, Чебоксарах и Нижнем Новгороде. Правда, работаем на грани рентабельности…
- Честно говоря, с теми процессами, которые сегодня происходят, мы уже по многим перевозкам идем в определенный минус, - поправляет Павел. - У нас нет такого колоссального притока капитала.
- А вообще прибыль мы вкладываем не в себя, а в постоянное развитие, в программное обеспечение, терминалы, транспорт, - добавляет Дмитрий.
- Правильно ля я понял, что сдаваться вы не собираетесь, несмотря на то, что в разных весовых категориях с компанией-монополистом?
- Не дождетесь, - улыбается Дмитрий. - Мы намерены бороться и развиваться дальше. В 2014 году мы планируем взять на себя половину негабаритного груза в Кировской области. Мы уже будем не только контейнерной компанией, но и компанией, которая будет заниматься негабаритными перевозками. Это сейчас очень актуально. Допустим, в Татарстане сейчас проходит Универсиада, после которой будет вывоз грузов, различной техники оттуда. Наша компания сегодня является генеральным партнером компании «Газстройинвест» по перевозке на порт Сабетту, который строится на Ямале. Мы перевозим туда негабаритную технику. У нас даже была практика, когда мы фрахтовали палубное судно во Владивостоке, ставили на нее технику, плыли на этом судне до Архангельска, оттуда делали вывоз...
- Это так называемые мультимодальные перевозки, когда доставка груза осуществляется несколькими видами транспорта по суше, морю…, - оживляется Павел. И это оживление, заинтересованность и энергия напоминают мне спортсмена, разминающегося перед выходом на ринг. Бойца, который уверен в исходе поединка. Который никогда не бросит тренировки, потому что спорт – его выбор, его жизнь.
Александр Грислис
grislis@mail.ru