С заботой о людях

Именно таков основной девиз и принцип работы Кильмезского райпо, предприятия, обеспечивающего товарами и услугами даже самые отдаленные поселения района. Нельзя оставлять людей без необходимого, нельзя бросать их на произвол судьбы.

29.07.2013  1547

Именно в социальной миссии – особенность работы предприятия. Если ты отвечаешь за людей, то обязан заботиться о них, не только о прибыли. В этом уверен председатель совета райпо Алексей МАКАРОВ, отдавший потребкооперации свыше 20 лет, не только досконально знающий все тонкости организации многоотраслевого предприятия, но и думающий о коллективе, о жителях поселка и района, о том, какие усилия надо приложить к тому, чтобы территория развивалась. «И на селе народ должен жить по-человечески, везде нужно создавать приемлемые условия, предусматривать бытовые удобства», – вот главное правило работы А. Макарова и возглавляемого им предприятия. 

– Алексей Александрович, Кильмезское райпо сегодня – самое крупное по численности коллектива предприятие района, можно сказать, градообразующее… Это высокая ответственность, и не только перед работниками.
 
– Да, в райпо трудится свыше 220 человек. Так сложилась экономическая ситуация, что именно наше предприятие в настоящее время обеспечивает работой наибольшее число жителей поселка и района. Отсюда, действительно, вытекает то обстоятельство, что райпо является самым крупным налогоплательщиком района. В 2012 году мы заплатили в виде налогов 12, 6 млн рублей. Это серьезная для нас сумма, но иначе нельзя –мы не уходим в тень, работаем честно и прозрачно. Но вопросы к системе налогообложения и у нас, и у многих коллег остаются… Было бы неплохо, если бы государство хоть немного снизило нагрузку на так называемые социально ориентированные предприятия.
 
– На самом деле, магазины райпо можно найти в любом поселении, даже в деревне, там, где никаких других торговых точек нет. Действительно, социальная миссия, потому что выгоды никакой не усматривается. Выгодно было бы, наверное, как раз закрыть подобные деревенские магазины?
 
– Об этом даже речи нет! Наоборот, стараемся всячески их поддерживать, сохранять. У нас 39 магазинов, из них только девять в Кильмези, остальные – на селе. В таких населенных пунктах, где менее сотни жителей, – 12 магазинов. Кроме того, мы проявили инициативу: каждую пятницу выезжаем по тем деревням, где живут пять-шесть человек. Переоборудовали автобус под автолавку. Люди заходят, смотрят, выбирают. Работаем также под заказ: продавец собирает предварительные заявки, спрашивает, кому что в следующий раз привезти. Добираемся подчас до таких мест, куда ни одна нормальная машина в непогоду не пройдет. Кульма, скажем, довольно крупное село, всего в 12 км от Рыбной Ватаги, что на трассе, а дороги туда нет – разбита лесовозами.
 
Конечно, зачастую транспортные расходы превышают рентабельность продаж: в деревнях остались пенсионеры, у них покупательная способность невелика, да и запросы тоже. Но как по-другому? По-другому никак. Если убирать магазин из деревни, то и деревне, очевидно, придет конец. Разве мы можем оставить людей без поддержки? То ощущение, что мы за них в ответе, никуда не пропало.
 
– Насколько нам известно, вы не только содержите магазины на селе и в поселке, но и постоянно применяете новые формы работы. К примеру, в деревнях можно увидеть современные магазины самообслуживания…
 
– В формате самообслуживания работают шесть магазинов, и три из них – на селе. В одном, в Рыбной Ватаге, недавно завершили капремонт, вложив 2 млн рублей. В Чернушке супермаркет тоже капитально отремонтировали. Думаем, это привлечет покупателей – людям действительно интересны новые форматы работы. Определенные риски здесь имеются, но если не пробовать, то не будет никакого движения вперед. В Рыбной Ватаге, например, оборот уже начал расти. Многое, конечно, зависит от продавцов, их роль в привлечении покупателей тоже велика. Главное, чтобы сотрудники сами осознавали это, проявляли инициативу. На планерках говорю им: как я отвечаю за райпо, так вы отвечаете за свой магазин. Подстраивайтесь под покупателей, применяйте гибкие графики работы: идет народ поздно вечером – работайте допоздна. По утрам покупатели – открывайте раньше. Тогда и результат не замедлит сказаться. 
 
– А сами продавцы заинтересованы в том, чтобы создавать такой гибкий график, работать, к примеру, по вечерам?
 
– Забота о коллективе у нас в приоритете. Разработана целая система поощрений, чтобы работники – те, что действительно нацелены на эффективную работу и подходят к делу серьезно – получали реальную поддержку. Между магазинами развернуто соревнование: у кого из продавцов в своей группе оборот выше, тому – путевку в санаторий (первое место) или премиальные (за второе и третье). Предусмотрено поощрение всем добросовестным работникам, не исключая грузчиков. Каждый квартал подводим итоги работы по целому ряду критериев: за первое место – переходящий вымпел и денежное поощрение. Сделал магазин план за квартал, вот всем и плюс: плюс дополнительный оклад… Есть система премирования в зависимости от оборачиваемости, предусматривающая до 15% премии. И не только по магазинам. В структуре райпо – и производство, и система общественного питания. При этом, кстати, мы всегда применяем особые условия к тем, кто работает в сельской местности, – они соревнуются в своей группе.
 
– Кстати, что касается общепита. Помните, сколько было споров, когда в ходе борьбы с алкоголизацией населения речь зашла о закусочных: дескать, их надо закрывать, чтобы не спаивали народ. А в системе райпо было много именно закусочных. Как сказалась на работе антиалкогольная кампания?  
 
– Закусочные у нас почему так назывались – потому, что под такой вывеской раньше проще было работать, а не потому, что стаканами спиртное наливали. Этого не было, нет и не будет. Не раз повторял и еще скажу: задача райпо – в первую очередь не напоить, а накормить людей, и создать условия для отдыха. Селянам даже праздник – день рождения, свадьбу, юбилей – подчас отметить негде. Или командировочным – перекусить… Зайдите в любую нашу деревенскую закусочную: они выглядят и обслуживают клиентов на уровне кафе. В деревне Бураши, к примеру, в закусочной проводили детские чаепития и даже школьные литературные вечера: в помещении уютно, тепло. Не то что в доме культуры, он давно в упадке. При этом самогоноварение в деревне снизилось, чем не результат? Сейчас все наши закусочные подняты к своему подлинному статусу – кафе. И, кстати, пользуются спросом, так что закрывать эти заведения мы не намерены.
 
– А как живет производственное подразделение? Сложно выдерживать конкуренцию?
 
– В нашей структуре выделено предприятие «Кооператор», которое специализируется на хлебопечении, выпуске кондитерских изделий. Есть две пекарни в деревнях, можно было бы больше открыть, но тут встает проблема с точки зрения законодательства. Сколько к нам предъявляют требований всевозможные структуры… Понятно, что дело ответственное, но ведь мы на рынке далеко не первый год, система работает в районе с 1929-го, у нас авторитет, репутация, неужели будем ронять ее? Даже экологи накладывают штрафы – за то, что дым идет из печи. А пекарня наша деревенская – в деревенском доме, рядом стоят такие же дома, и печи там тоже топят… А с 2015 года сфере хлебопечения предстоит еще большее испытание: так намерены ужесточить требования к хлебопекам, что надо будет просто… пролезть в игольное ушко. Ну что делать... Не оставлять же жителей без хлеба, продукта первой необходимости? Уже принимаем меры, готовимся, закупаем новое оборудование, приобрели расстойку, тележки, передвижной тестомесильный стол, собираемся сделать перепланировку помещений. Затрат много, а вот объемы производства, к сожалению, падают. Отрасль конкурентная, во-первых. Во-вторых, в демографии пока нет прорыва. 12600 человек – население района, и оно не растет.
 
– Новые рынки сбыта осваиваете?
 
– Дважды в неделю отправляем фургоны в Киров, в фирменные магазины облпотребсоюза «Раздолье». Есть сбыт в Кстинино. Ярмарки, конечно, без внимания не оставляем, наши изделия – хлебобулочные и кондитерские – пользуются повышенным спросом у кировчан,  нашу продукцию разбирают. И в магазинах, кстати, спрашивают. Это дело вкуса, конечно. Но мы за свою продукцию тоже отвечаем перед людьми: никаких химических добавок, качественные ингредиенты, проверенные технологии, руки мастеров. Есть такие пекари, которые вкладывают в дело всю душу. И это тоже отражается на качестве хлеба, не шучу. А вообще, производство хлеба – очень трудоемкий и рискованный процесс: стоит лишь раз недоглядеть, и пропадает вся партия. Так что важен ответственный подход к делу, это в сотрудниках ценим прежде всего. И поощряем, разумеется.
 
– А парикмахерская, что рядом с райпо, – тоже ваша?
 
– Конечно, сфера услуг у нас традиционная. Действует парикмахерская. Цены пониже, чем у конкурентов, а мастера регулярно выезжают в деревни: там народ тоже ждет. Организована заготовка – у населения принимаем овощи, грибы, ягоды, мед, шкуры КРС, а также лекарственные травы. Закупаем полиэтилен, пластиковые бутылки – за копейки, в убыток себе, но чтобы на газонах и в оврагах это все не валялось. Принимаем стеклянную тару: четыре машины уже отправили в Киров. И в поселке чище, и людям копейка: надо поддерживать тех, кто живет на малой родине, она у нас одна, другой не будет. Знаете о проблеме с запретом на убой скота в личном подворье? В прошлом году предприняли такой шаг: обустроили фургон, собрали скот с населения и повезли на ближайший убойный в Удмуртию. Если будет спрос на такую услугу, предложим и нынче. Ищем новые пути, на самом деле. На месте по нынешним временам стоять нельзя.
 
– Проблема с кадрами сейчас повсеместно. И вас, наверное, не обошла стороной,  несмотря на то, что создаете условия, заинтересовываете. Вон, даже квартиру можете дать новому сотруднику, приехавшему на село.
 
– Есть такое предложение, есть и подъемные тем, кто захочет работать в райпо, но… работников найти все труднее. И дело не только в том, что население сокращается, народ уезжает в города. Нет. Вы посчитайте, сколько человек у нас стоит на учете в службе занятости! Вот именно она, эта служба, и отучила людей от активной работы. Зачем пособие по безработице на селе, где никогда не хватает рабочих рук, где всем найдется дело? Ломать надо такой подход, менять отношение к жизни, к работе, к долгу, если хотите. Те люди, что трудятся у нас, понимают свою ответственность в полной мере. Побольше бы таких, а мы поможем, подскажем, поддержим…
 
Конечно, просто никому не живется. Систему райпо, тем более, не назовешь местом, где крутятся баснословные суммы. Но люди стараются, и дело движется. И как бы трудно подчас ни приходилось, мы уверены: будущее есть, и оно надежно, если только не опускать руки.
 
613570, Кировская обл.,    
пгт. Кильмезь, ул. Кооперативная, 6 
Тел.: (83338) 2-10-60, 2-10-62 
klmzraipo@yandex.ru

назад


Читайте также:

01.09.2014    Двое из Сосновки
Развивать глубокую переработку древесины — такую цель поставили перед собой руководители предприятия «Сосновка» Алексей Макаров и Сергей Вихарев.
29.07.2013    Работаем честно
  ООО «Апис Меллифера» обеспечивает население качественным хлебом и хлебобулочными изделиями и достойно выдерживает позиции на конкурентном рынке. Название кажется необычным, но люди к нему привыкли – многие отдают предпочтение «меллиферовской» продукции и спрашивают в магазинах именно ее. В чем секрет успеха, спросили «Бизнес Новости» у предпринимателей Хайдара и Марата Биляловых.
29.07.2013    Сельский потенциал
Особенностью сельского рынка труда является ограниченность сферы приложения труда вне сельского хозяйства, говорят специалисты центра занятости Кильмезского района. Однако это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Центр занятости населения регулярно проводит в сельских округах встречи с безработными гражданами, председателем хозяйства и главой сельского поселения, где конкретно решаются вопросы трудоустройства безработных граждан. И жизнь постепенно налаживается.
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Смена формата
Смена формата

Пандемия формирует новый потребительский сегмент и одновременно стимулирует дальнейшую трансформацию крупных торговых центров. Об этом, кадастровой оценке, системе НТО и новом бьюти-проекте рассказал владелец "Баско" Алексей Вершинин. Как человек, несколько лет поработавший с "той стороны" – на постах чиновника, оценил и меры поддержки бизнеса. Действующие и проанонсированные.

  1397  5

Казённая стирка

Система управления и распоряжения имуществом города продолжает давать сбой. Нынешние чиновники видят причину в решениях своих предшественников и торопятся исправить ошибки прошлого. При этом промахиваются и в своих действиях, усугубляя клубок проблем.

  1094  5

Ваш мусор – ваша проблема
"Бизнес новости" собрали в единую картину последние наши публикации проекта "ЭкоЛогика", чтобы выяснить, в какой (не)экологичной реальности живем. После прочтения решите сами, нужны здесь скобки или нет.
  634

Схема метаморфоз

Министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова подписала приказ о проведении общественного обсуждения на предмет внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.

  943  2

История про "бордель" дошла до федералов
Скандальная история, поднятая в публикациях журналиста нашего холдинга, вышла на федеральный уровень. Эксперты считают, что дни грязного бизнеса сочтены.
  1040


Как открыть бизнес: инструкция для новичка

Быть независимым и успешным мечтает каждый, но открыть свое дело решаются не многие. Обучающий проект "Начни свое дело" стартует 12 октября 2020 года и станет стартовой образовательной площадкой для амбициозных людей и представителей бизнеса региона.

  452